Некоторые методологические принципы исследования способностей
В предыдущем параграфе способности анализировались с точки зрения некоторых общих характеристик. Естественно, что полное знание о способностях, их сущности и механизмах развития не может быть получено только на основе философско-социологического анализа. Однако такой анализ необходим, так как только он может указать пути, общее направление и подходы, применяя которые можно вскрыть реальное содержание способностей, выявить конкретные грани и стороны в их сущности. И если до этого речь шла о собственно философских и социологических положениях, на которые должна опираться научная теория способностей, то последующая задача состоит в том, чтобы из всей совокупности методологических принципов, лежащих в основе проблемы способностей, выявить те, которые имеют непосредственное отношение к психологии способностей индивида. Индивид—общественное существо. Лишь в обществе и посредством общества он может развивать и совершенствовать свои способности. В этом смысле между обществом и индивидом существует неразрывное органическое единство. Однако, исходя из этого коренного методологи- ческого положения, было бы неверно не замечать существенных различий, имеющихся между развитием общества и индивида. В работе ставится задача провести различие между развитием способностей человечества вообще и отдельного индивида, а также выявить роль социальных условий в формировании способностей индивидов. При этом следует исходить из того, что исторический процесс развития человеческого рода и процесс развития человеческих индивидов (взятых в их отдельности, единичности) не тождественны. Разумеется, что само понятие индивида включает в себя характеристику его как общественного существа. Иначе говоря, способности индивида—это его способности как общественного существа. Однако между теоретически определяемым индивидом как общественным существом и практически реальными индивидами существует различие. Оно заключается в том, что теоретически любой индивид развивает все те способности, которьк определяются данным этапом общественно-историческо го развития, а практически — одни индивиды наделень способностями, которые к тому же иногда кажутся прос то природными свойствами, а не общественными образе ваниями, а другие—нет. Но ведь развитие способносте) индивида определяет общество, чем же тогда вызвано такое различие? В этой связи возникает ряд вопросов:
можно ли общественный процесс развития способностей рассматривать как непрерывное их совершенствование как развитие новых способностей и т. д. или обществен ный характер развития способностей аккумулирован i каждом конкретно-историческом этапе? Как связана между собой общественно-исторический процесс и процесс развития способностей индивида? Эта связь может быть понята через процессы опред-мечивания и распредмечивания. Их философский анализ раскрывает участие индивида в развитии общественно-исторической сущности человека и роль данной сущности в развитии индивида, показывает их взаимосвязь и взаимообусловленность. Однако на этом основании (как явствует из анализа К. Марксом конкретно-исторических особенностей развития способностей при 'капитализме и других общественно-экономических формациях) было бы неверно утверждать, что способности общественного человека во всей их совокупности всегда становятся достоянием каждого индивида. Способности общественного человека по отношению к каждому индивиду представляют собой лишь возможность, которая реализуется или не реализуется в зависимости от тех конкретно-исторических условий, в которых находится данный индивид, и зависит непосредственно от места, которое он занимает в этих условиях. Таким образом, общественная сущность индивида (определяемая уже конкретно-исторически) заключается отнюдь 'не в том, что он индивидуально воспроизводит общественную сущность человечества—развивает в себе все способности, развитые и опредмеченные человечеством. В своем конкретно-историческом определении она выступает как различное для разных индивидов (в силу их классовой принадлежности) отношение к общественно-исторической сущности в ее предметном выражении. В каком же виде при конкретно-историческом (социологическом) анализе выступает общественно-историческая сущность общественного человека?
Выше говорилось, что конкретно-исторически она выражается в культуре, т. е. в опредмеченном материальном и духовном богатстве, созданном посредством человеческих способностей на протяжении всего исторического процесса. Формирование и развитие способностей человека 'невозможно без овладения, присвоения, потребления им продуктов человеческой культуры, без распредмечивания вынесенных вовне способностей многих людей, поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Это положение было разработано классиками марксизма в общетеоретической форме применительно к развитию общественной сущности человека. Индивид, присваивая продукты человеческой культуры, в конечном счете развивает и свои индивидуальные способности. Или, говоря точнее, развитие индивидуальных способностей включает своим непременным условием присвоение продуктов культуры, выработанных обществом. Однако неверно утверждать как то, что индивид развивает в себе все способности общественного человека (тем самым якобы реализуя свою общественную сущность), так и то, что любой индивид усваивает все содержание человеческой культуры. Влияние культуры на массовое развитие людей— социальный факт Он выражается, например, в числе учащихся в стране, студентов в высшей школе, образовательном уровне, в числе библиотек и их деятельности, числе личных библиотек трудящихся, в посещении лекций и выс1авок, в расширении сети театров и их деятельности, в развитии радиофикации, телевидения и т. п
Безусловно, весь этот комплекс дает возможность заключить, что в стране созданы благоприятные социально-культурные условия для развития индивида вообще и его способностей в частности. Понятно, что перечисленные культурные условия могут удовлетворять ie или иные запросы человека и в целом служат показателем общественного прогресса. Человеческая культура, вернее, достигнутый уровень культурного развития хотя и влияет на развитие способностей индивида, но прямо и непосредственно не определяет их уровень, т. е. уровни развития культуры вообще и способностей каждого индивида не совпадают При одном и том же уровне культурного развития общества развитие способностей различных индивидов различно Неправильно полагать, что культура, социальны? опыт, знания, накопленные человечеством, и т. д. не влияют на развитие способностей индивида. Утверждать так значит исключать одно из важнейших общественных условий развития индивида—наличие преемственности социального опыта и психологизировать проблему способностей. Развитие способностей определяется не только наличием продуктов человеческой культуры, в которых воплотились способности человечества, а прежде всего деятельностью индивида по их присвоению Эта проблема рассматривается в работах советских психологов (С Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова). Возникает вопрос: при каких же условиях потребления 'продуктов человеческой культуры действительно развиваются способности индивида? Говоря о действительном развитии способностей индивида, мы должны установить точный социальный кри- терпи Развитие способностей индивида, получающее свою характеристику как общественный процесс через анализ процессов потребления, имеет в своей основе социальный критерий общественного вклада индивида в общественную культуру (материальную или духовную). Развитыми в общественном отношении способностями обладает в этом смысле только тот индивид, который реализует свои способности в социальном смысле, превращая их в новое (по отношению к известному и им усвоенному) достижение культуры.
Рассматривая развитие способностей индивида, мы берем за основу марксистский анализ проблемы потребления в том его звене, который характеризует изменения самого индивида при определенных типах потребления. При разных конкретно-исторических условиях отношение всех индивидов к продуктам общественной культуры различно; далее, внутри одних и тех же конкретно-исторических условий отношение разных индивидов к культуре различно в зависимости от их места (классовой принадлежности и т. д.) в системе господствующих общественных отношений. Таким образом, при конкретно-историческом анализе опредмеченные богатства, воплощающие способности всего человечества, высту-ают как потенциальная возможность развития способ-остей каждого индивида. Эта возможность воплощается в культуре в ее конкретно-историческом понимании. Основной вывод социального подхода к проблеме способностей состоит в том, что культура сама по себе неоднозначно определяет развитие способностей индивида. Между индивидом и культурой существуют сложные социальные опосредования и соотношения, которые в общем виде могут быть обозначены как социальные условия усвоения культуры. Понятие «социальные условия» требует пояснения, ведь культура сама выступает как условие развития индивида: мера освоения индивидом культуры зависит от типа общественных отношений и места в них данного индивида. Социально все индивиды социалистического и коммунистического общества имеют доступ к общественному богатству, реализуемый в таких социальных условиях, как наличие свободного времени для усвоения культуры, общее образование, 2 Т И. Артемьева общий культурный уровень массы трудящихся и ряд других социальных моментов. Выше отмечалось, что непосредственно для психологии имеет методологическое значение уровень соотношения общего, особенного и единичного—момент включения индивида в духовную жизнь общества. В нашей социологической и психологической литературе эта проблема в самом общем виде обозначается как зависимость развития способностей от уровня развития культуры общества, от усвоения этой культуры. Для психологии основной вопрос состоит в том, чтобы выяснить: что же происходит с самим индивидом при усвоении продуктов культуры? Поэтому в основу рассмотрения зависимости между культурой общества (опредмеченными способностями) и развитием способностей людей следует положить реального индивида как субъекта, потребляющего эту культуру.
Однако такое рассмотрение индивида не означает простого описания его активности, деятельности или его обучения и образования. Развитие способностей индивида определяется способом его включения в культурную жизнь общества, способом освоения или присвоения им духовных богатств этого общества. Иначе говоря, мы исходим из предпосылки, что развитие способностей каждого отдельного индивида зависит не от наличия самих 'по себе продуктов, результатов культуры, а от деятельности индивидов по присвоению этих продуктов Научный анализ деятельности индивида по присвоению кулыуры строится исходя из исследования К. Марксом проблемы потребления вообще и духовного в особенности Через соотношение потребления, производства, обмена и распределения К. Марксом дается конкретно-историческая характеристика основных процессов, происходящих в общественной формации. Нас интересует проблема потребления, раскрывающая соотношение индивида и материальной и духовной культуры, но не на уровне всеобщего в процессах опредмечивания и распред-мечивания, а соотносительно с конкретно-историческими особенностями и, наконец, относительно индивида. Иными словами, в характеристике процесса потребления содержится характеристика собственной деятельности индивида по переработке продуктов человеческой культуры при ее усвоении и потреблении. В зависимости от способа потребления продуктов человеческой культуры индивид может развиваться: а) в рамках тех достижений, которые зафиксированы в предметах культуры, и тогда правомернее говорить не о способностях индивида, а о его знаниях, умениях, навыках, рассматривая процесс развития как воспроизведение индивидом уже имеющегося в общем фонде культурных ценностей; б) индивид может развивать свои способности как такие, в результате которых добавляется нечто новое к тому, что зафиксировано разделением труда в тот или иной отрезок времени. В таком случае можно говорить о способностях в истинном понимании их значения, как о творчестве, когда индивидуальные способности превращаются в созданный индивидом материальный или духовный продукт и последний включается в качестве индивидуального вклада в общественное достояние. Возникает вопрос: при каких же типах или способах потребления культуры происходит действительное развитие способностей индивида? Чтобы проанализировать тип потребления, в котором раскрывается собственно деятельность индивида, необходимо обратиться к работам К. Маркса «Из рукописного наследства» и «Капитал», где анализируется проблема потребления вообще. К. Маркс пишет, что потребление бывает двух видов: производственное я индивидуальное. «Это производственное потребление тем отличается от индивидуального потребления, что в последнем продукты потребляются как жизненные средства живого индивидуума... Поэтому продукт индивидуального потребления есть сам потребитель, результат же производственного потребления — продукт, отличный от потребителя»" Из приведенной цитаты видно, что в процессе производственного потребления создается «продукт, отличный от потребителей», в то время как процесс индивидуального потребления меняет самого потребителя, т. е. индивида. Указание на необходимость различения производственного и инди- 22 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 195. видуального потребления, сделанное К. Марксом, и его анализ отношения «производство — потребление» имеют методологическое значение для исследования развития индивида. Смысл и значение такого подхода заключается в том, что он помогает понять более тесную зависимость между культурой общества и развитием индивида на основе этой культуры. Любому виду деятельности всегда предшествует то или иное потребление культуры. Так, например, прежде чем приступить к работе на токарном станке, человек должен усвоить, потребить некоторые знания по чтению чертежа, технологии исполнения и т д. В результате он оказывается подготовленным к выполнению той или иной профессиональной деятельности, в данном случае— к работе на токарном станке и соответственно к производству предусмотренных этим видом деятельности продуктов — определенных деталей. Однако характер связи между продуктами культуры, усваиваемыми индивидами (в виде знаний, умений и прочих видов социального опыта), и деятельностью индивидов в этом процессе будет совершенно различным при разных способах потребления. При функциональном, или производственном, потреблении возможно лишь осуществление деятельности, представляющей собой воспроизведение известного способа действия, заключенного в соответствующем продукте. При индивидуальном потреблении происходит не простое воспроизведение полезных свойств соответствующего продукта, а проникновение индивида в его сущность в смысле не только ее познания, но и преобразования. Функциональное потребление необходимо и достаточно для осуществления деятельности индивида при использовании, воспроизведении соответствующего продукта как условии дальнейшей деятельности индивида. При индивидуальном же потреблении происходит развитие индивида, которое проявляется в его творческом отношении к действительности во всех ее проявлениях Из социально-философских принципов анализа проблемы развития способностей индивида должны быть сделаны методологические выводы для психологической теории способностей Выше мы установили, что существуют различные уровни социального анализа проблемы способностей: анализ развития способностей человечества в целом, классовый, конкретно-исторический анализ способностей и, наконец, анализ индивидуального развития способностей, когда речь идет о развитии способностей реального индивида. Неверно было бы думать, что и для психологии, и для социологии речь идет об одних и тех же способностях, а именно психических способностях индивида. Маркс имеет в виду прежде всего социальное развитие индивида как общественного существа, участвующего в изменении и развитии культуры как общественной сущности Он подразумевает при этом его способности, в результате которых осуществляется приобщение индивида к общественному богатству, общественной культуре, способность ее дальнейшего развития. Хотя при анализе процессов потребления имеются в виду индивид и его развитие, речь идет именно о развитии его способностей как непосредственного и но вого вклада в общественную культуру, а не о его способностях, скажем, как индивидуальном достоянии и средстве наслаждения общественной культурой и т. д И хотя Маркс связывает производственное и индивидуальное потребление в основном с различием общественно-исторических формаций, поскольку при капитализме преобладает производственное, а при коммунизме будет преобладать индивидуальное потребление, значение выделенных им типов потребления выходит за пределы этого различия Имеются в виду разные способы включения индивида в культуру общества, прежде всего в отношении уже накопленного человечеством опыта, т. е разные типы жизнедеятельности индивида как общественного существа, разные способы его взаимосвязи с общественной (опредмеченной) сущностью, разные способы участия индивида в ее развитии Значительную трудность представляет переход от этого общесоциологического понятия способностей к собственно-психологическому. Она связана с тем, что в каждом из этих понятий отражаются существенные стороны, свойственные тому или иному способу анализа способностей. Как было показано выше, при социологическом способе анализа важны: разделение труда, особенности способа производства, развитие производительных сил, противоречия между развитием способно- стей индивида и условиями их реализации в данных конкретно-исторических формациях. При психологическом способе анализа — природность, индивидуально-психологические различия и др. Задача данного исследования и заключается в том, чтобы выявить ту объективную связь, которая имеется между этими способами. Способность индивида в социальном смысле, исходя из положения Маркса о различных типах потребления,— не воспроизведение и не пригодность к воспроизведению уже имеющегося в обществе, а создание нового для него. С точки зрения общества способность индивида—это способность выхода за пределы уже известного и закрепленного (зафиксированного) в предметной сущности, способность преобразовать и развить общественное достояние, культуру и т. д. Следовательно, говоря о развитии индивида при индивидуальном потреблении, Маркс имеет в виду не развитие его психических способностей как таковых, а развитие его в социальном, общественном отношении, следовательно, речь идет не о способностях как пригодности к исполнению того, что уже создано обществом, а о создании нового, о способностях как преодолении ограничений, зафиксированных в общественном разделении труда. Индивид развивается в том направлении, которое дает ему возможность выйти за пределы созданного человечеством. Таким образом, начав с посгановки проблемы о развитии способностей в зависимости от усвоения продуктов человеческой культуры, мы имеем возможность через комплексную проблему потребления понять способности как создание новых продуктов человеческой культуры, как выход за пределы данного вида деятельности и т. д. Возникает вопрос, какое значение имеет этот социально-философский анализ, данный в трудах классиков марксизма, для понимания психологического аспекта способностей. Из понимания взаимосвязи развития общественной сущности человечества и индивида (его способностей кэк развивающих общественную сущность) можно перейти к анализу способа существования индивида, в котором он реализует свою общественную сущность. С этими явлениями непосредственно имеет дело психология. В трудах классиков марксизма мы находим не толь ко философско-социологическии анализ способностей В рамках этого анализа есть много ценнейших выска зываний, имеющих непосредственное отношение к психологическому анализу способностей индивида. Исследуя проблему общественного развития в целом, К. Маркс и Ф. Энгельс писал;?: «Первая предпо сылка всякой человеческой истории—это, конечно. существование живых человеческих индивидов. Поэтому 'первый конкретный факт, ко-юрый подлежит констатированию,—телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. В еще большей степени, это—определенный способ дея тельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни» 23. В другом месте они подчеркивают, что главной предпосылкой, из которой необходимо исходить при анализе исторического процесса, выступают «люди, взятые не в какой-то фантастической замкнутости и изолированности, а в своем действительном, наблюдаемом эмпирически, процессе развития, протекающем в определенных условиях»24. «Индивиды, производящие в обществе,— а следовательно общественно-определенное производство индивидов,—таков, естественно, исходный пункт»25,—писал К Маркс. Иначе говоря, классики марксизма анализировали проблему человеческой деятельности и способностей к ней, исходя из единства реального человека и способа его существования, индивида и тех социальных условий, в которых совершается его развитие. Причем К. Маркс, рассматривая проблему деятельности, подчеркивал, что реальным субъектом деятельности является конкретный человек. Положение К. Маркса об индивидах как субъектах социальной деятельности может быть рассмотрено в методологическом плане для психологии как принцип конкретности, индивидности (К. А. Абульханова) в анализе способностей. 23 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 3, с 19. 24 Там же, с 25. 25 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 46, ч I, с. 17. Второй меюдологический принцип при анализе способностей состоит в том, что сами человеческие индивиды не пассивные, а активные, деятельные существа, что они, говоря словами Маркса, наделены определенными «естественными силами» «Человек является,—как подчеркивал К. Маркс,— непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способное гей, в виде влечений...» 26 Следовательно, человеческий индивид выступает не как некая пассивная сила, которая механически воспринимает окружающие воздействия. Он сам является активным, деятельным существом, и поэтому нельзя игнорировать эту активность при анализе его способностей. В этой связи способность индивида можно рассматривать как деятельное начало, как сгусток его деятельности, как деятельность в еще не развернутом виде. Утверждение, что психическое развитие индивида всегда осуществляется в условиях социального окружения, и, следовательно, оно всегда имеет место, свойственно многим буржуазным концепциям и не имеет ничего общего с марксистским пониманием социального. Марксизм рассматривает социальное не как внешнее окружение, а как существенный способ жизнедеятельности индивида и, следовательно, как различный способ его психического развития. Само психическое развитие может быть различно в социальном отношении. Другими словами, типы социального потребления задают различные типы психического развития. В одном случае индивид осуществляет ту или иную профессиональную деятельность при участии всех психических процессов. Однако здесь не всегда происходит превращение психических процессов в способности индивида. В случае такого превращения речь идет уже об особом качестве психической деятельности, которое возникает при особом способе общественного потребления — индивидуальном. Иначе говоря, 26 Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения, т 42, с. 162—163 оба типа общественного потребления—функциональный и индивидуальный—требуют участия психического в осуществлении этого потребления. Но тот тип потребления, который способствует развитию индивида, приводит к возникновению и особого качества психической деятельности. Можно предположить, что регуляция уже известной деятельности, т. е. деятельности, способы которой уже известны, требует иного качества и иного рода психической активности, чем регуляция осуществления деятельности, иным образом соотносящей субъект и объект. Речь идет не о простой и потому незаметной перестройке способов одной и той же деятельности (или их незаметном усовершенствовании), а о качественно ином характере всей деятельности. Качественно новый тип психической активности связан всегда с ломкой старого стереотипного отношения к тем или иным явлениям и поиском, отвечающим новым задачам, новым требованиям. Поэтому этот психический тип связан всегда с выходом за пределы регуляции только деятельности, с выходом в широкие мо-тивационно-личностные сферы, тогда как узкофункцио-нальный тип остается на уровне исполнительской регуляции. Обычно способности рассматриваются только как результат деятельности индивида, ее итог. Анализ положений К. Маркса о двух типах потребления дает основание для того, чтобы рассматривать способности как предпосылку, возможность человеческой деятельности. Если способности общественного человека выступают как итог, результат исторического процесса, общественно-исторической деятельности, то по отношению к индивиду можно сказать, что общественные способности предшествуют реальной деятельности индивида всегда как возможности. И даже путем непосредственного наблюдения можно констатировать, что способности индивида формируются в результате социального влияния—общения, обучения и др., которое начинается еще в детстве, до того как индивид сам приступит к общественно полезной деятельности. Было бы ошибкой считать эти процессы несущественными для развития способностей индивида. Поэтому способности не всегда и не обязательно являются только результатом его собственной деятельности, а выступают как общественная потенциальная возможность, предпосылка его деятельности как индивида. Анализ марксистских социально-философских положений дает возможность найти такой подход к анализу способностей, который, с одной стороны, в отличие от идеализма не рассматривал бы их имманентными, а с другой — не выводил 'бы и не растворял их в способах, видах общественно полезной деятельности. Третье методологическое положение состоит в том, что у разных людей природные особенности, задатки не могут быть одинаковы. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев у разных людей, так нет и не может быть двух одинаковых человеческих индивидов, равных в своих способностях и возможностях развития. На эту сторону дела также обращал внимание К. Маркс (см., например, «Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Анализируя проблему общественного.разделения труда и характеризуя человеческие способности, показывая их изменение в зависимости от различных форм разделения труда, Маркс многократно подчеркивает мысль о природном различии самих индивидов, которая для психологии способностей имеет чрезвычайное значение. Он приводит слова Адама Смита: «Различие природных дарований у индивидов есть не столько причина, сколько следствие разделения труда...»27 Резюмируя далее 'рассуждения Адама Смита, он пишет: «Разнообразие человеческих дарований—скорее следствие, чем причина 'разделения труда, т. е. обмена»28. Эти положения используются психологами2Э в основном с одним акцентом, а именно, что способности есть зависимая переменная от разделения труда и видов деятельности. Изменились формы разделения труда — соответственно изменились и способности. Чьи способности? Общества или индивида? Если исходить из положения, что объектом исследования для психологии является индивид, то, разумеется, что от разделения труда зависят способности индивида,— такой вывод делают психологи. Однако отсюда вытекает, что сам 27;мa'/wc К- и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 141. 28 Там же, с. 143. 29 См.: Рудик П. А. Психология. М, 1964, с. 407. механизм развития способностей индивида приходится искать в механизме изменения самого разделения труда, а не индивида. Получается иллюзорное для психологии решение проблемы способностей. Нами было показано, что на социологическом уровне связь между способностями и разделением труда закономерна, однако переносить ее механически на уровень психологического анализа—значит нарушать научную достоверность и игнорировать специфику разных способов и уровней исследования. Из приведенных положений Маркса для психологического анализа нужно выделить мысль о природном различии дарований. Эта мысль о природной основе способностей проводится Марксом, когда он пишет, что человек является непосредственно природным существом. Эта идея далее им развивается и «Капитале». В связи с проблемой разделения труда Маркс пишет: «Различные операции, попеременно совершаемые производителем товара и сливающиеся в одно целое в процессе его труда, предъявляют к нему разные требования. В одном случае он должен развивать больше силы, п другом случае больше ловкости, в третьем—больше внимательности и т. д., но один и тот же индивидуум не обладает всеми этими качествами в равной мере. После разделения, обособления и изолирования различных операций рабочие делятся, классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям. Если, таким образом, природные особенности рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, то, с другой стороны, мануфактура, коль скоро она введена, развивает рабочие силы, по самой природе своей пригодные лишь к односторонним специфическим функциям» 30. В подготовительных работах к «Капиталу» мы находим ту же мысль. «А. Смит замечает,— пишет Маркс, соглашаясь с ним,— что если, с одной стороны, разделение труда представляет собой продукт, результат природного различия человеческих способностей, то в еще гораздо большей степени последние представляют собой результат развития разделения труда»31. И далее: 30 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 361. 31 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 47, с. 305. «...люди отличаются друг от друга по своим природным способностям, в силу чего они по-разному выполняют разные работы»s2. «Для удовлетворения различных потребностей внутри общины требуются различные виды деятельности: различные задатки предрасполагают различные человеческие натуры скорее к этой, чем к той деятельности»33. В этих высказываниях К. Маркса проводится мысль о различии предпосылок 'и предрасположенности индивидов к разным видам деятельности. «Разделение труда внутри общины выводится из разносторонности потребностей и односторонности задатков, которые различны у различных индивидов, оказывающихся поэтому более пригодными для одного занятия, чем для другого»34. «Разнообразие индивидуальных организаций, физических и умственных задатков становится новым источником разделения занятий»э5, «...разделение и распределение самих операций происходит с учетом природных и приобретенных способностей рабочего» 36. Как видно из приведенных положений, К. Маркс пишет, что различные индивиды обладают различными психическими свойствами в разной мере. Не менее определенно говорит К. Маркс о естественных различиях человеческих индивидов в «Критике Готской программы», где, рассматривая несправедливость так называемого буржуазного права, он пишет, что «один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше... Это равное право есть неравное право для неравного труда. Оно не признает никаких классовых различий, потому что каждый является только рабочим, как и все другие; но оно молчаливо признает неравную индивидуальную одаренность, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями... По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными ин- 3- Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 47, с. 315. 33 Там же, с. 317 31 Там же, с. 317—318. 35 Там же, с. 326. 38 Там же, с. 335. дивидами, если бы не 'были.неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой...» 37 Таким образом, из приведенной цитаты следует, что марксизм признает существование неравной индивидуальной одаренности, а следовательно, и неравную работоспособность, рассматривая это как результат неравных естественных потенциальных свойств и особенностей человека. Это положение сохраняется и при социализме. В. И. Ленин писал в этой связи, что «равенства сил и способностей людей в.социалистическом обществе ждать нелепо» 38. Достижения современной науки, в частности генетики, физиологии, практика школьного обучения также свидетельствуют о том, что не бывает двух совершенно одинаковых людей. «На Земле нет двух одинаковых по генетическим задаткам людей. Каждый чем-то отличается от другого» 3",— пишут В. Д. Тимаков и Н. П. Бочков. Каждый человеческий индивид как общественное существо имеет свою психологическую организацию; эта организация отличается своеобразием, особенностями 'и индивидуальными отличиями у различных человеческих индивидов. По своим анатомическим и физиологическим особенностям люди от рождения отличны друг от друга, естественно предположить поэтому, что они столь же различны по своей психической организации, своим природным психическим свойствам вообще. Анализ способностей выдвигает проблему различий в психической деятельности людей и общих предпосылок этих различий, которые связаны не только с физиологическими и анатомическими особенностями, но и с различными способами общественной жизнедеятельности.индивидов. Четвертое методологическое положение состоит в признании различия индивидов по их психологической природе. К. Маркс говорит о природном (в широком смысле), социальном различии индивидов, о различии их образа 37 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 19, с. 19. 38 Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 24, с. 364. 39 Тимаков В. Д., Бочков Н. П. Социальные проблемы генетики человека.—«Вопросы философии», 1973, № 6. 4Й жизни, способа жизнедеяюльности Осущесгвление чого или иного способа жизнедеятельности при наличии природных и социальных отличий индивидов друг от друга обусловливает и своеобразие их психической деятельности. «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами»4,—писали Маркс и Энгельс. Эта проблема подробно анализируется в книге К. А. Абульхановой41. Следовательно, проблема различия индивидов начинается не с анализа их способностей, а с констатации исходного психического различия индивидов д противовес взгляду об их психическом тождестве. Наконец, пя1ая методологическая посылка состоит в 1ом, что у человеческого индивида имеются те или иные п<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|