Общее, особенное и единичное в структуре способностей
Задачей психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Однако, как видно из изложенного выше, знания, накопившиеся к сегодняшнему дню в психологии и включающиеся в теорию способностей, достаточно разноплановы. Часть этих знаний представляет собой совокупность некоторых представлений о способностях: описание этого явления, констатацию фактов, относящихся к сфере психологии способностей (например, исследования способностей, делающие упор на анализ того предметного материала, той сферы человеческой деятельности, в которой проявляются способности—математические, литературные и др.), описание случаев раннего формирования способностей, я также прослеживание эволюции способностей при pan нем пх проявлении. Эти знания представляют co6oL описание явления, самого феномена способностей. Другие знания представляют соОой попытки раскрыть структуру способностей,создать психологическую теорию способностей через анализ структуры конкречного вида деятельности. Наконец, к теории способностей относятся вопросы о соотношении: способностей и социальных условий их развития; врожденного, наследственного и приобретенного в формировании способностей; общечеловеческого и индивидуального; наконец, исторического процесса развития способностей и индивидуального: Эти вопросы представляют собой некоторые собственно-методологические линии анализа проблемы способностей. Трудность анализа проблемы способностей заключается в том, что все эти,и эмпирические, и теоретические, и методологические положения без какого бы то ни было определения их характера проецируются на способности, а не рассматриваются как какие-то еще неполные знания о природе способностей. Не точнее ли было бы начинать обсуждение не с вопроса, что есть способности, а с вопроса о том, что мы о них знаем, как их можно себе представить на нынешнем этапе развития науки и в каком направлении следует продолжать исследование проблемы.
Методологическое исследование проблемы способностей может, на наш взгляд, начинаться с определения места способностей в структуре психики индивида, с определения способностей через более общие соотношения природных и социальных свойств человека, индивидуального и общественного, с исследования связи способностей с индивидом и его жизнедеятельностью, онтогенетического и филогенетического аспектов и их соотношения в развитии индивида. Известно, что С. Л. Рубинштейн выдвинул и развил тезис о связи психических свойств, и в том числе (и в особенности) способностей, с деятельностью. Эта постановка проблемы идет от самих способностей к их проявлению в деятельности, их формированию в зависимости от деятельности. Однако возможен и несколько иной путь исследования, исходящий из более общего соотношения «индивид—деятельность»; при таком подходе способности могли бы быть определены как производная от этого соотношения. Задача данной работы и заключается в том, чтобы, отправляясь от сложившихся в советской психологии подходов к проблеме способностей, которые в нерасчлененном виде заключают в себе и методологический подход, рассмотреть способности как зависимые от более общих соотношений индивида с действительностью (социального, природного, индивидуального), т. е. в собственно методологическом плане. Следует учесть, что в советской психологии обсуждается вопрос о структуре способностей. Необходимо уяснить, является ли эта проблема собственно-психологической (идег ли речь о психологической структуре способностей) или же в ней нашли свое отражение более общие соотношения.
Анализ существующих в советской психологии точек зрения на структуру способностей показывает, что одним из первых возникает вопрос, как понимать соотношение общего и различного в анализе способностей. Способности представляют собой такое психологическое явление, которое свойственно (или должно быть свойственно) всем людям и вместе с тем которое различает их. Однако вопрос о соотношении общего и различного, индивидуального в составе самой способности (что составляет один из важнейших аспектов ее структуры) можно начать с обсуждения применительно к психической деятельности в целом. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей, однако мысль о дифференциальном характере самой сущнрсти психической деятельности обычно психологами не обсуждается. В этой связи проблема способностей может быть рассмотрена как особенное, индивидуализирующее психическое явление. Возникает вопрос: являются ли способности той психологической характеристикой, которая различает людей, в то время как основные характеристики психической деятельности выступают у них как общие или, вернее, одинаковые? Но в подобном случае между таким пониманием способностей и психической деятельности возникает противоречие, способности и психика в целом поляризуются. В результате такого противоречия сфера исследования способностей обособляется от психических свойств — восприятия, памяти, мышления и т. д., которые рассматриваются как общие для всех людей. В таком случае они выступают лишь как специальные индивидуально-варьирующие образования. Но тогда об щая психология отрывается от дифференциальной и противопоставляется ей. Кроме того, при подобном подходе не создается основы для того, чтобы исследовать способности как нечто общее для всех людей, как то, что есть у всех людей. Можно лишь констатировать, что способности различаются у разных индивидов, и тем самым свести проблему способностей к проблеме дифференциальной психологии, исключая ее из общей.
Обсуждение проблемы способностей в контексте соотношения общей и дифференциальной психологии приводит к выводу о невозможности противопоставления общего и особенного и. выдвигает конкретную задачу выявить их диалектику, взаимосвязь уже применительно к самим способностям. Основой для такого подхода являются мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о развитии личности в целом, в том числе и ее способностей, как развитии ее «сущно-стных сил». При этом основоположники марксизма исходили из различия сущностных сил у различных человеческих индивидов (по-видимому, и психологические свойства, хотя и являются всеобщими для всех людей, отличаются конкретным своеобразием у различных индивидов). В психологии мысль о необходимости учета «родовых» свойств была высказана А. Н. Леонтьевым, Н. С. Лей-тесом и др. Особенно последовательно она проводилась С. Л. Рубинштейном и его сотрудниками. В своих работах " Рубинштейн подчеркивал, что для объяснения развития способностей нужно отталкиваться от исходных человеческих свойств и законов их формирования, видеть «преемственность» между «родовыми» свойствами, присущими всем людям, и способностями как особенностями, дифференцирующими людей. Под родовыми свойствами С. Л. Рубинштейн подразумевал присущие всем людям мышление, восприятие, чувствительность и т. д. Если разорвать эту связь, то трудно дать объяснение возник- с1 См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 287—293; Он же. Проблема способностей и вопросы психологической теории, с. 8. новению выдающихся способностей, которые в таком случае представляются как нечто таинственное и мистифицированное. Чтобы понять природу, скажем, способности к изобразительной деятельности, следует в первую очередь сосредоточиться на изучении общих закономерностей зрительного восприятия. То же самое характерно и для музыкальных способностей. С. Л. Рубинштейн писал: «Вопрос о музыкальных способностях превращался в проблему Моцарта и Глинки в полном отрыве от вопроса о музыкальных способностях их слушателей— тех людей, для которых они создавали свои музыкальные произведения. Между тем нельзя отрывать рассмотрение выдающихся индивидуальных способностей от изучения родовых свойств, общих всем людям: при отрыве от этой почвы выдающиеся способности отдельных людей и вообще сложные комплексные свойства личности неизбежно мистифицировались и путь для их изучения обрывался.
Нельзя также отрывать изучение сложных комплексных свойств, например способностей, делающих человека особенно пригодным к той или иной специальной, профессиональной деятельности, от тех элементарных родовых свойств (как, например, чувствительность познавательная и. эмоциональная), которые характеризуют человека как такового, его природу. Только будучи включенным в общую проблему психических свойств человека, может быть научно поставлен и разрешен вопрос о свойствах характера и способностях в специальном смысле как свойствах, делающих человека особенно пригодным для успешного выполнения того или иного специального вида общественно полезной профессиональной деятельности»62. На основании положения Маркса о том, что всем людям присущи общие черты и свойства, которые могут изменяться, модифицироваться в каждую исторически данную эпоху, С. Л. Рубинштейн делал вывод, что «нельзя обособлять психические свойства, специфические для советских людей, от психических свойств, общих у них со всеми людьми, противопоставляя психологию советского человека психологии других людей. Не существует двух разных «пород» людей. Психология советского человека—это психология человека в условиях советского 62 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 289. социалистического общества, в которых единая природа человека как раз и раскрывается» °3. Он выступа,;' против попыток противопоставить мышление советского человека мышлению человека капиталистического обще ства, т. е. против попыток игнорировать общие родовые свойства. Взгляды С. Л. Рубинштейна получили подтвержде пие в работах его сотрудников, разрабатывающих проб лему мышления; в них ставится вопрос о том, что творческий акт мышления, его наивысшее развитие можно понять, исходя из общих свойств и закономерностей мышления, присущих всем людям. Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «дифференциация и специализация способностей в действительности зашла так далеко, что для ряда ученых утра ченпыми оказались их общая основа и внутреннее единство. При этом в процессе этой всеобщей специализации способности к различным специальным видам деятельности—технической, изобразительной, музыкальной и т. д. — стали представляться совершенно не связанными друг с другом» в4.
И в настоящее время в изучении специальных способностей недостаточно подчеркивается их связь с родовыми свойствами, в силу чего специальные способности (музыкальные, технические, изобразительные) кажутся совершенно не связанными друг с другом, утрачиваются их общая основа и внутреннее единство, а потому и возможность исследования их общепсихологической природы. Конечно, в ходе общественно-исторического развития под влиянием всей системы общественного разделения труда у человека формируются способности к различным видам общественно полезной деятельности. Эти способности (музыкальные, технические, изобразительные, математические и др.) принято называть специальными. Их особенность состоит в том, что они связаны с определенным видом человеческой деятельности и потому — с осуществлением специальных операций, специфических для этого вида деятельности. Однако особенность, «специальность» различных видов человеческой деятельности 63 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 239. 64 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, с. 537. не является основанием для разрыва, отделения, обособления их друг от друга. В советской психологической науке существует точка зрения, согласно которой основным ядром способностей как исторических образований, усваиваемых индивидом, являются общие и одинаковые для всех людей способы действия, которые фиксируются в общественном предмете. Таким образом, и общеметодологический анализ, если не обособлять и не разрывать разные виды человеческой деятельности, не абсолютизировать принцип разделения труда применительно к проблеме способностей, приводит к выявлению общего в деятельной сущности человека. Общее выявляется не только психологическим, но и социально-философским анализом. Общее—это не только психологическое ядро способности, но и общественная сущность человека, которая не может быть разорвана между разными видами деятельности. Специальные способности в конечном счете представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. Однако разнесение всех способностей по различным специальным видам человеческой деятельности ведет к утрате общепсихологического единства в виде общего психологического ядра, оставляет в них только понятие «успешности», которое вообще нс имеет никакого самостоятельного содержания, не говоря о собственно психологическом. Процесс развития способностей индивида—это прежде всего процесс развития общественных свойств человека на основе и под влиянием конкретных социальных условий. В нашей литературе своеобразие способностей индивида зачастую рассматривается прежде всего как результат различия социальных условий, в которых он живет. Последние играют существенную роль в развитии способностей, но исходными являются все же общечеловеческие свойства и их развитие в тех или иных социальных условиях. Введение принципа общественной детерминации также ведет к исследованию общего в специальном. На это обстоятельство указывал Б. Г. Ананьев, анализируя общий принцип развития специальных способностей и их соответствия исторически сложившимся видам трудовой деятельности, разнообразным формам общественно-тру- довой практики. Такой подход к специальным способностям в корне противостоит концепциям, развиваемым буржуазными психологами, которые рассматривают специальные способности людей как проявление изначальной активности человеческого духа. «Новое понимание специальных способностей, основанное на историко-мате-риалистическом понимании человека и законов его развития,—пишет Б. Г. Ананьев,—открывает подлинно научный путь познания этих важных свойств личности. На этом пути возможно решить частные психологические вопросы о структуре и механизме специальных способностей, их взаимосвязях, стадиальности развития в определенных условиях воспитания, образования и обучения» 65. Принцип общего, реализуемый в общественно-историческом подходе, заключается отнюдь не в исследовании абстрактной сущности общественного человека, а в выявлении закономерностей общественно-исторического развития человечества. Эти закономерности обнаруживаются в смене конкретно-исторических форм развития человечества, в присущих каждому этапу исторического развития особенностях и требованиях к существующим видам общественно полезной деятельности. Уровень развития технического прогресса, развития науки и т. д. при данных конкретно-исторических условиях предъявляет определенные требования (соответствующие этому уровню) к тому или иному виду общественно полезной деятельности, для успешного выполнения которой необходим и определенный уровень специальных способностей человека. Другими словами, уровень специальных способностей человека находится в непосредственной зависимости не столько от требований данного общественно полезного вида деятельности, сколько от общих требований к возможностям человека, определяемых конкретно-историческими условиями его развития. Так, например, требования к математическим способ ностям, скажем, в условиях древнегреческой цивилизации были совершенно иными, чем требования к тем же способностям в условиях современного общества и т. д. И в то же время эти требования являются общими для всех людей, живущих в данных общественно-исторически?' условиях. ь' Проблемы способностей. Сборник статей. М., 1962, с 17 82 Следовательно, социально-философский подход к проблеме способностей берет за основу не различие общественно полезных видов деятельности, отрывая их друг от друга, обособляя.специальные способности к ним, а принцип общего и конкретно-исторического развития. В силу же абсолютизации «специализации» способностей к различным специальным видам общественно полезной деятельности или, вернее, в силу такой методологической установки (рассмотрение специальных способностей как чего-то не связанного друг с другом) в психологической литературе способности трактуются в основном как индивидуальные особенности, которые позволяют при выполнении какого-то вида деятельности одного человека выделить среди других. Акцент в проблеме способностей только на индивидуальных различиях приводит также к «утрате» их общей основы и внутреннего единства. • Когда говорят о способностях, то, как уже отмечалось, имеют в виду прежде всего индивидуальные различия между людьми в отношении достижения наибольших успехов при осуществлении какой-либо деятельности. Специальным «довеском», который приобретает характеристика способности на индивидуальном уровне, является, по существу, лишь большая или меньшая активность индивида или большая или меньшая успешность при выполнении им соответствующего вида деятельности. Многими авторами акцент ставится (хотя это и не всегда раскрывается ими с точки зрения психологических механизмов) на индивидуальном своеобразии черт личности вообще, ее способностей в частности. На наш взгляд, только индивидуальное своеобразие личности и ее способностей не являются основным объектом психологии. При анализе рассматриваемой проблемы изучение индивидуально-своеобразных черт личности составляет одну из задач психологического исследования. Научный его смысл состоит не в выявлении только неповторимости индивидуального своеобразия, а в раскрытии тех закономерностей, которые привели к этому индивидуальному своеобразию черт личности или сочетанию ее способностей. Другими словами, эти черты должны быть рассмотрены не как уникальные, а как результат действия определенных закономерностей. Как уникальные они могут представлять, скажем, особый интерес для художественных произведений. Но и в этом случае уникальность и неповторимость всегда опираются на какие-то типичные моменты. Даже при литературно-художественном отображении действительности они включены в более общие идеи, тенденции и мысли. Задачей научных исследований вообще и психологических в частности выступает изучение не уникальности и неповторимости способностей самих по себе, а развития способностей как результата закономерных тенденций, бесспорно включающих и своеобразие, и неповторимость, и уникальность, и оригинальность, и новизну. В этой связи было бы неверно рассматривать способности только как индивидуальные различия, дифференцирующие людей. Задача состоит в том, чтобы понять способности как нечто общее для всех людей (по своему психологическому механизму и привязанности их к общественно сложившимся видам деятельности), но вместе с тем и как нечто индивидуальное, поскольку само понятие способностей предполагает возможность дифференциации индивидов. Бесспорно, что понятие способностей включает в себя признак индивидуальных особенностей, позволяющих говорить о том, что один человек по сравнению с другим имеет какие-то преимущества при выполнении того или иного вида общественно полезной деятельности. Мы только хотим подчеркнуть, что факт индивидуальных различий в способностях не должен заслонять собой то общее, из которого и вырастают эти различия. Иными словами, индивидуальные особенности могут быть поняты только в связи с общими. Исходя из этого, следует объяснить природу индивидуальных способностей, отталкиваясь от общих способностей, которые свойственны всем людям. Поэтому и основу так называемых исключительных способностей надо искать не в них самих, а в тех общих свойствах, присущих всем людям и включающих в себя «исключительные способности» как свой необходимый компонент. Способности всегда индивидуализированы, и эта индивидуализированность является общим фактом, присущим всякому «способному» индивиду. В этой связи закономерен вопрос об истоках этой индивидуализиро-ванности: благодаря чему она возможна, что является ее источником? Исходным моментом для последа ющей индивидуализации служит различность в природных особенностях, индивидуализирующих развивающиеся в процессе жизни способности индивида. Одним из существенных вопросов, которые возникают при методологическом осмыслении структуры способностей, является вопрос о соотношении социального, природного и психологического в способностях в свете их индивидуализированности. Роль социального в формировании способностей, как было сказано, следует понимать исходя не только из деятельности, но п из соотношения индивида и его деятельности, а точнее, индивида и его жизнедеятельности. Тогда анализ самой деятельности переходит от абстрактного ее понимания к конкретному анализу тех деятель-ностей, которые имеют место в жизни данного индивида. Социальный подход предполагает учет определенных, конкретных социальных условий—условий непосредст-ственной жизнедеятельности, в которых происходит развитие способностей каждого индивида. Поскольку каждый человеческий индивид, живя в определенных исторических условиях, имеет и свою собственную, личную историю, связанную с многообразием непосредственных социальных связей и конкретных деятельностей, то на этой почве и возникают индивидуальные способности, которые своеобразны, неповторимы и присущи лишь данному индивиду. Причем неповторимость способностей индивида обусловлена как его природным отличием от других индивидов, так и индивидуальными путями его развития (реальные условия жизни индивида). В этой связи С. Л. Рубинштейн писал, что «в результате индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется—на основе его задатков— его индивидуально-своеобразный склад способностей» 6в. Когда речь идет о способностях индивида, то важное значение приобретает вопрос об их психологических механизмах. При этом возникает необходимость изучить общий для всех индивидов психологический механизм способностей и проследить, как обнаруживается индивидуальная форма его проявления. Обобщение как общий психологический механизм развития способностей реали- 66 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, с 545. зуется в различных формах, соотносительно с задачами деятельности. Иначе говоря, это обобщение всегда индивидуализировано. Трудность задачи по выявлению психологического механизма обусловлена необходимостью анализа сложных взаимозависимостей общего, специального и индивидуального. Правомерно считать, что в психологической структуре способностей необходимо учитывать компоненты: общий, включающий в себя качества, присущие всем людям; специальный, обусловленный в основном системой операций, связанных с деятельностью индивида, с ее специфическими особенностями; индивидуальный, указывающий на неповторимость и своеобразие способностей именно данного индивида. Методологическим принципом, который следует положить в основу анализа способностей как психологической категории, на наш взгляд, является диалектика общего, особенного и единичного. В таком случае оказывается возможным выявить в содержании способностей не только то, что отличает одного индивида от другого, но и то, что их объединяет. Чтобы реализовать такой методологический принцип, необходимо при объяснении способностей индивида исходить из общих способностей, родовых свойств, как говорил Маркс, и показать, как из них диалектически вырастают индивидуальные различия в способностях. В этой связи возникает вопрос: как следует подходить к самой структуре способностей? Какие требования и принципы выдвигает методологический анализ способностей в отношении их психологической структуры? Нам представляется, что структура способностей органически связана с самим содержанием, сущностью способностей. Анализ способностей на уровне общего означает необходимость вычленения общепсихологического механизма способностей, выступающего как особое качество мышления, восприятия, памяти, т. е. психических процессов, которые присущи всем людям, их родовых свойств. Анализ же способностей на уровне особенного показывает, как проявляется этот общий психологический механизм в зависимости от особенностей различных, конкретных видов деятельности, сложившихся под влиянием общественного разделения труда. Уровень же единичного в способностях указывает на неповторимость и типичность для данного индивида способов действия, которые обусловлены его природным отличием от других индивидов, конкретными социальными условиями и индивидуальными путями его развития. В нашей работе не предлагается некая «универсальная» структура, приложимая ко всем многообразным способностям человека. Обсуждение этого вопроса идет здесь несколько в ином направлении: выявляется необходимость сформулировать принципы, которые следует учитывать при подходе к психологической структуре способностей. Как же рассматривается психологическая структура способностей в советской науке? В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. В их число входят работы Б. М. Теплова о музыкальных способностях, К. К. Пла-тонова—о летных способностях, Н. Д. Левитова, Н. Ф. Гоноболина, Н. В. Кузьминой о педагогических способностях, В. И. Киреенко об изобразительных способностях, Л. И. Уманского об организаторских способностях, В. А. Крутецкогоо математических способностях, П. М. Якобсона, М. Г. Давлетшина о технических способностях и др. Рассмотрим некоторые из них. Работы Б. М. Теплова67, обобщая исследования зарубежных и советских ученых, раскрывают сложность музыкальной деятельности и показывают, какие специфические способности необходимы для успешного ее осуществления. Б. М. Теплов пришел к выводу, что для занятия любым видом музыкальной деятельности, в отличие от всякой другой, необходимо такое сложное психологическое образование, как музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б. М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах—звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство. При этом Б. М. Теплов отмечает, См.: Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М, 1947; Он же. Проблемы индивидуальных различий. что музыкальность служит составным компонентом музыкальной одаренности, но не единственным и не исчерпывающим ее. Он считал, что в музыкальную одаренность могут быть включены и другие качества, общие и для других видов деятельности. Автор считал правомерным отнести к ним силу, богатство и инициативность воображения; умение эмоционально погружаться в захватившее музыканта содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы; особенности внимания, памяти; уровень знаний, жизненный опыт. Основной замысел работы Б. М. Теплова состоял в подробном рассмотрении отдельных музыкальных способностей, являющихся специфичными и составляющих музыкальную одаренность, а также качественно-своеобразного сочетания этих способностей, свойственного индивиду. Заслуга в изучении другого вида способностей —.четных—принадлежит К. К. Платонову. Он пришел к выводу, что под летными способностями надо понимать совокупность, «структуру» достаточно стойких индивидуально-психологических качеств личности, определяющих успешность обучения летной деятельности. К их числу относятся: 1) особенности темперамента, в которых проявляются черты силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов; 2) интерес к летной деятельности, стремление совершенствовать свое мастерство; 3) настойчивость, решительность, смелость; 4) возможность произвольно значительно улучшить продук-гивность своей деятельности, хотя бы кратковременно; 5) эмоциональная устойчивость, в частности эмоционально-моторная и эмоционально-сенсорная; 6) инициативность, сообразительность, самокритичность; 7) быстрое переключение и устойчивость внимания; 8) скорость и точность сложных видов двигательных реакций, а главное сенсомоторной координации; 9) хорошая координация движений, ловкость; 10) легкость образования и переделки двигательных навыков68. Проблема педагогических способностей69 разрабатывалась Н. Д. Левитовым, Ф. Н. Гоноболиным, Н. В. Кузьминой. 68 См.: Платонов К. К. Психология летного труда. М., 1960, с. 235 69 См.: Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. М 1960, с. 411. Под педагогическими способностями Н. Д. Левитов понимает ряд качеств, которые имеют отношение к различным сторонам личности учителя, выделяя при этом прежде всего качества, имеющие отношение к его умственной деятельности. К числу педагогических способностей он относит: 1) способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующуюся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость или быструю и точную ориентировку; 5) организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего учительского коллективам Ф. Н. Гоноболин делит качества учителя на собственно педагогические способности и свойства, которые сопутствуют им 70. В структуру педагогических способностей он включает: 1) способность делать учебный материал доступным учащимся; 2) понимание учителем ученика; 3) творчество в работе; 4) педагогическое волевое влияние на детей; 5) способность организовать детский коллектив; 6) интерес к детям; 7) содержательность и яркость речи; 8) ее образность и убедительность; 9) педагогический такт; 10) способность связывать учебный материал с жизнью; 11) наблюдательность (по отношению к детям); 12) педагогическую требовательность. В исследовании Н. В. Кузьминой 71 (где под «структурой» понимается ансамбль свойств и их взаимодействие) в состав педагогических способностей включены: 1) конструктивные способности — способность «проектировать личность ученика», отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей; 2) организаторские способности—способность включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, делать личность активной; 3) коммуникативные способности — способность устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю. ' 70 См: Гоноболин. Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей.—В кн.: Способности и интересы. М., 1962, с. 237. 71 См.: Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. Проблеме способностей к изобразительному виду деятельности посвящена книга В. И. Киреенко 72. Задача,которая стояла перед исследователем,заключалась в том, чтобы на основе психологического анализа изобразительной деятельности, требований, которые она предъявляет к рисующему, вычленить специфические особенности, отличающие «изобразительное» восприятие от обычного, «житейского». Замысел работы состоял также и в том, чтобы, изучая эти особенности, дать определенный ответ на вопрос, идет ли речь о способностях или о знаниях, навыках, умениях или других свойствах личности? Была сделана попытка подойти к изучению способностей с точки зрения индивидуально-психологических различий между людьми. Эта работа по своему замыслу, по теоретическому пониманию способностей близка работам Б. М. Теплова. Понятие «изобразительная деятельность» очень широко по своему содержанию, ибо оно включает в себя различные виды изобразительного искусства: графику, живопись, скульптуру, архитектуру и др. При всем разнообразии этих видов они имеют общую основу, общий фундамент—рисунок, на котором строятся различные виды изобразительной деятельности. В силу этого способности к рисованию являются самыми существенными и необходимыми по сравнению с другими способностями, которые также имеют место при осуществлении различных видов изобразительной деятельности. Изучению подвергалось прежде всего восприятие как процесс непосредственного отражения действительности, как процесс, без которого нет ни ярких образов памяти, ни образов творческого воображения. Именно поэтому автор, исследуя основные способности к изобразительной деятельности, анализировал прежде всего индивидуально-психологические различия, относящиеся к особенностям зрительного восприятия и зрительных представлений. Одной из 'стоящих перед автором задач была задача по вычленению специфических особенностей восприятия, необходимого для изобразительной деятельности, в отличие от восприятия, которое нужно человеку в его повседневной жизни и для других видов деятельности. 72 ЙтеЙсТи:0 в- и- психология способностей к изобразительной 90 В целях психологического анализа изобразительной деятельности В. И. Киреенко были выделены предполагаемые способности, подвергшиеся экспериментальному исследованию. Надо отметить, что для эксперимента подбирались такие задачи, которые не требовали специальных навыков и умений. Сам процесс рисования был исключен, но экспериментальные задачи были подобраны таким образом, что для их решения требовалась изучаемая способность. При этом автор писал, что «в наших исследованиях самым сложным вопросом явился вопрос о разграничении способностей от сопутствующих им умений и навыков» 73. По В. И. Киреенко, способность к изобразительной деятельности как сложное комплексное образование включает в свою структуру ряд необходимых и специфичных способностей. Таковыми являются: 1) целостность восприятия; 2) оценка отклонений от вертикали и горизонтали; 3) оценка пропорций; 4) оценка светлотных отношений; 5) оценка перспективных сокращений; 6) способность к цвету, которая скорее имеет наибольшее отношение к живописи, чем к выполнению рисунка; 7) зрительная память. Л. И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам. 1. Способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их. Автор назвал это качество общественной энергичностью, подчеркивая, что она имеет не индивидуально-личный, а именно общественный, обращенный на других характер. 2. Практически-психологический ум как качество,, обеспечивающее способность находить наилучшее практическое применение к каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей. 3. Способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать. Это качество было названо психологической избирательностью. 4. Способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей — критичность. 73 Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности, с. 126. 5. Психологический такт (в отличие от педагогического) —способность установить контакт с другими людьми, исходя из их индивидуально-психологических особенностей и состояния в данный м
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|