Характеристика способностей
В предыдущей главе способности рассматривались с точки зрения их общей философско-социологической характеристики. На этой основе были сформулированы основные методологические принципы, имеющие непосредственное отношение к развитию способностей индивида. Эти методологические принципы намечают иные подходы к проблеме способностей, чем те, которые уже сложились. В этой связи возникает вопрос: правомерна ли постановка вопроса об изменении подходов к проблеме способностей и с чем это связано? Нам представляется возможным ответить на этот вопрос утвердительно. Развитие психологической науки в целом требует совершенствования, а в каких-то случаях и видоизменения тех подходов, которые уже сложились и приобрели форму «постулатов». В психологии как конкретной науке происходит глубокая дифференциация конкретных областей исследования, в которых накапливается значительное количество новых данных. В психологические исследования вводятся новые, ранее не использованные методы. Эти исследования не только продвигают вперед отдельные области психологического знания, проливают свет на конкретные области психологической науки, но и изменяют представление о психической деятельности в целом. Поэтому переосмысление принципов, на которых базируется психологическая теория, вполне целесообразно. То же относится и к психологической теории способностей. В психологических концепциях способностей, существующих в советской психологии, имеет смысл выделить основные методологические принципы и соответ- ственно рассмотреть, какие из них претерпели те или иные изменения, какие из принципов, лежащих в основе теории способностей, были обусловлены преходящими историческими задачами на том или ином определенном этапе развития науки, какие представляют собой реализацию в конкретной психологической науке важнейших марксистских положений.
В этой главе исследованию будут подвергнуты основные вопросы проблемы способностей, разрабатываемой советскими психологами. Анализу подлежат важнейшие вопросы-теории способностей, а именно: определение способностей, их структура, индивидуальные различия в способностях и др. Эти и другие вопросы будут рассматриваться преимущественно с методологическим акцентом. Предваряя дальнейшее изложение, можно сказать, что теория способностей не отличается большим изобилием различных точек зрения 'по поводу понимания сущности способностей, их материальной основы, путей развития и т. д. Взгляды советских психологов в последние годы на природу способностей не отличаются большой разноречивостью, можно говорить лишь о тех или иных нюансах в трактовке этого вопроса. За последние годы не было выдвинуто каких-либо новых гипотез, которые вызвали бы развитие исследований по проблеме способностей с новых, ранее не обозначенных, неизвестных сторон. Рассматривая существующее понятие способностей, необходимо иметь в виду, что оно складывается в результате изучения конкретных, специальных способностей и анализа способностей в теоретическом плане. Работы советских психологов условно можно разделить на два типа: один из них преимущественно анализирует проблему способностей в теоретическом плане, другой — связан с изучением конкретной структуры специальных способностей: музыкальных, математических, организаторских и т.д. Несмотря на то что советская психологическая наука в решении проблемы способностей всегда исходила из марксистской теории, однако (особенно это относится к начальному этапу разработки этой проблемы в 30-х годах) марксистские принципы не были полностью, адекватно реализованы во всей их глубине. Более того, проб
лема способностей в советской психологии длительное время испытывала на себе влияние взглядов буржуазных психологов, стоящих па ложных позициях в понимании этого вопроса и рассматривающих способности или неспособности как следствие врожденности и наследственности. В ходе дальнейшей разработки проблемы на основе марксистских принципов был преодолен взгляд на способности как на наследственно закрепленное и неизменное свойство личности, как на продукт исключительно социальной среды, которая понималась как нечто застывшее, как фатально действующая сила '. Одной из первых серьезных попыток применить марксистскую теорию к проблеме способностей является работа С. Л. Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» («Советская психотехника», 1934, т. VII, № 1), которая имела принципиальное значение для развития марксистской психологической теории в целом. В этой статье был выдвинут принцип единства сознания и деятельности, который конкретизировался по мере развития психологической науки. Конкретизацией этого принципа явилась и постановка вопроса о развитии способностей в деятельности2. Это положение о взаимосвязи способностей и деятельности стало ведущим в советской психологической науке и предопределило все последующие работы, посвященные изучению данного вопроса. Иначе говоря, проблема способностей оказалась органически зависимой от постановки проблемы деятельности. Введение принципа деятельности в изучение психических явлений имело непреходящее значение как для психологии в целом, так и для проблемы способностей в частности. Во-первых принцип деятельности был реальным средством борьбы с недиалектическим пониманием ' Подробнее о педологии см.: Будилова Е. А. Философские проблемы в советской психологии. М, 1972; Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967. 2 Несколько раньше (1933) в том же журнале была опубликована статья С. Г. Геллерштейна «О психологии труда в работах К. Маркса», где он проанализировал положения К. Маркса об общественно-исторической сущности человеческих способностей, о влиянии труда и системы разделения труда на их развитие и формирование и др.
способностей, которое было свойственно в известной мере начальному этапу разработки этой проблемы в советской психологии. Во-вторых, этот принцип открывал новые возможности не только для теоретической разработки проблемы, но и для конкретных исследований способностей. В дальнейшем будет прослежено, как изменения самой постановки проблемы деятельности сказались и продолжают сказываться на разработке и проблемы способностей. Исследование проблемы способностей в советской психологии было продолжено работами Б. М. Теплова. Б. М. Тенлов и ею ученики рассматривают способности прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово «способность» употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям». Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человекаэ. Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, Б. М. Теплов ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности, по Б. М. Теплову, не просто рядоположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изме-
3 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961, с. 10. 51 Няться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей. Исходя из этих положений, автор подчеркивает, что «мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие. Таким понятием является «одаренность», понимаемая как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» '. Б. М. Теплов пишет, что следует говорить не об одаренности вообще, а об одаренности только в чем-нибудь, в какой-нибудь деятельности. Понятие «одаренность» должно быть соотнесено с «конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики». Автор здесь же ставит вопрос о том, что одаренность еще не обеспечивает успеха в выполнении деятельности, а создает только возможность в его достижении. Само успешное выполнение деятельности зависит не только от одаренности, но и от овладения необходимыми навыками и умениями. «Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности»5. Акцент на индивидуальных различиях между людьми по их способностям вовсе не означал отрицания возможности человека развить в себе «все общественно-необходимые свойства». По Б. М. Теплову, главная задача психологических исследований состоит в обнаружении в способностях людей качественных различий. Он говорит по этому поводу: «Не в том только дело, что у одного человека музыкальный слух лучше, а у другого хуже: у разных людей музыкальный слух может быть качест- 4 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий, с. 17. 6 Там же, с. 20. венно различным. Отыскание в способностях такого рода качественных различий является чрезвычайно важной задачей»6; «...не то главное, что одни люди более, а другие менее одарены. Неизмеримо важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные—не в количественном, а в качественном отношении»7. В этой же работе Б. М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности»8,—подчеркивает он. Это положение чрезвычайно существенно для понимания связи способностей и деятельности, к анализу которой мы обратимся позже.
Б. М. Теплов утверждает, что способности создаются в деятельности. Эта мысль идет от общего тезиса о том, что психические свойства проявляются и формируются в деятельности. В этой связи он пишет: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» °. Способности существуют в развитии, они не есть какое-то неизменное свойство человека, их формирование и развитие возможно только в деятельности. «Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»10. Большое внимание Б. М. Теплов уделял вопросу о роли задатков в развитии способностей. Он категорически выступал против признания врожденности способностей и считал, что врожденными могут быть из- 6 Теплов Б. М. Способности и одаренность.—<Учен. зап. Гос. науч.-исслед. ин-та психол.», 1941, т. II, с. 40. 7 Там же, с. 39. 8 Там же, с. 42. 9 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий, с. 15. п Там же, с. 14. вестные природные предпосылки, к которым относил задатки. По этому поводу он писал: «Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития» ". У Б. М. Теплова остается неясной роль задатков в развитии способностей. К задаткам он относил в основном свойства высшей нервной деятельности. «Типологические свойства нервной системы входят в состав природных основ развития способностей, в состав так называемых «задатков». Вероятно, они даже занимают важнейшее место в структуре этих природных предпосылок способностей» 12. Этим положением в известной степени снимается та противоречивость, которая имеет место в его высказываниях по поводу задатков. С одной стороны, считая задатки анатомо-физиологической основой, которая не может превращаться в психические образования, каковыми являются способности, с другой — утверждая положение о том, что способности являются результатом развития, которое происходит в ходе воспитания и обучения, автор пишет, что «одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее, и притом самостоятельное, т. е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности» '3. Признавая важную роль задатков в развитии способностей, Теплов в то же время считал, что способности нельзя сводить к ним. «Коренное различие между природными данными и развитыми способностями психики,— пишет Б. М. Теплов,— состоит в том, что природные предпосылки развития еще не имеют качественной определенности, не заключают в себе содержательного момента» "а. Б. М. Теплов учитывал тот факт, что психические свойства, а также способности детерминированы " Теплов Б. М. Проблемы, индивидуальных различий с. 11. 12 Теплов Б. М. Об изучении типологических свойств нервной систе мы и их психологических проявлений.— «Вопросы психологии», 1957, № 5, с. 127. 13 Теплов Б. М. Способности и одаренность.— В кн.: Психология. М., 1948, с. 421. 13а Теплов Б. М., Лейтес Н. С. К проблеме индивидуально-психоло- «прежде всего условиями жизни, а у человека эти условия имеют общественный характер» 14. Подчеркивая связь способностей с некоторыми свойствами высшей нервной деятельности, он предостерегал против их отождествления: «...нельзя пытаться свести даже отдельные, простейшие элементы способностей к отдельным свойствам нервной системы... Способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы» 15. Б. М. Тепловым на основе исследований высказана мысль о том, что, наряду с общими типологическими свойствами, которые характеризуют нервную систему в целом, имеют место и частные типологические свойства, имеющие отношение к различным областям коры. Если общие типологические свойства определяют темперамент, то частные свойства имеют отношение к специальным способностям. Приведенные высказывания Б. М. Теплова имеют большое значение для понимания способностей. Основными из тех, которые будут учтены в нашей работе, являются: положение о роли деятельности в развитии способностей (которое все-таки не получило достаточного развития в его работах); понимание способностей как индивидуально-психологических особенностей, имеющих отношение к успешности выполнения какого-либо вида деятельности; мысль о качественном различии способностей у разных людей и о различии способов, которыми могут пользоваться индивиды при выполнении одного и того же вида деятельности, а также вывод о том, что нельзя непосредственно переходить от анализа отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна16, прежде всего в плане развития, гических различий. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956, с. 75. 14 Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.—«Вопросы психологии», 1963, № 5, с. 39. 10 Там же, с. 46. 16 См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М, формирования способностей, а позднее — в плане выявления их психологической структуры. В первых своих работах С. Л. Рубинштейн понимал под способностями пригодность к определенной деятельности. Он считал, что главными показателями, которые позволяют судить о способностях, являются легкость усвоения новой деятельности, а также широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. Способность, по С. Л. Рубинштейну, представляет сложное синтетическое образование личности. Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков»", под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека. При этом он писал, что, «развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка» 18. У С. Л. Рубинштейна намечается более четкое методологическое понимание задатков, нежели у Б.М. Теплова. С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности—предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой—в процессе этого овладения происходит формирование способностей. Для всей проблемы способностей особый интерес и значимость имеет положение автора о том, что «по мере того, как человек на материале определенной системы знания по-настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определенные умения, но формируются определенные способности» ". 1946; Он же. Бытие и сознание. М., 1957; Он же. Принципы и пути развития психологии. М., 1959; Он же. Проблема способностей и вопросы психологической теории.—«Вопросы психологии», 1960 До 3. 17 Рубинштейн С Л. Основы общей психологии, с. 640. 18 Там же, с. 640—641. 19 Там же, с. 642. Для С. Л. Рубинштейна деятельность представляет собой основу развития способностей. Он считает, что способности человека — это прежде всего способности к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются. С. Л. Рубинштейн разбирает вопрос о соотношении общей одаренности и специальных способностей, считая, что общая одаренность и специальные способности пронизывают друг друга и что общая одаренность находит свое проявление в специальных способностях. Более детальное и последовательное развитие проблема способностей получила в работе С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание». Автор, в противоположность другим существующим точкам зрения, связывает способности не с конкретным характером человеческой деятельности, а с развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т. д. Он пишет: «...психический процесс переходит в способность, по мере того как связи, определяющие его протекание, «стереотипизируются». В результате этой стерео-типизации психический процесс, как таковой, перестает выступать видимым образом, уходит из сознания: на месте его остается, с одной стороны, новая «природная способность» — в виде стереотипизированной системы рефлекторных связей, с другой стороны—продукт ставшего таким образом невидимым психического процесса, который теперь представляется неизвестно как с ним связанным продуктом способности»20-21. Это означает, что природная составляющая способности — это не только врожденные задатки, но и природные качества или особенности человека в их развитии и совершенствовании. Они приобретают «облик» способности под влиянием определенным образом складывающихся условий жизни и деятельности индивида. Природный компонент, включаясь в состав способностей, в этом качестве подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий. При этом Рубинштейн считает, что природная способность есть «не просто возможность, а реальная способность», это то, что «добывается человеком в его общении с миром». ;0-21 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 292. Автор говорит далее б способностях как о закрепленной в индивиде системе обобщенных психических дея-тельностей 22. Большое значение имеют высказывания С. Л. Рубинштейна о связи способностей с общечеловеческими качествами, которые присущи всем людям, или, по выражению Маркса, с родовыми свойствами. С. Л. Рубинштейном был поставлен вопрос о связи общественного и природного в способностях человека. В своей постоянной практической и теоретической деятельности человечество вырабатывает новые знания, новые способы действия, которые носят общественный характер. Чтобу индивид мог освоить эти знания, эти способы, необходимо общение в широком смысле — и как обучение, и как воспитание. Каждый нормальный человек может освоить эти общественно выработанные способы действий, «выполнение всех массовых видов человеческой деятельности становится практически доступным для всех людей»23. Общественно выработанные знания и способы действия влияют на развитие психических свойств индивида. Однако превращение этих свойств в способность (например, мышления—в развитую мыслительную способность, простого восприятия — в художественное творчество и т. д.) возможно только при определенных условиях деятельности индивида. Мысль об общественной обусловленности развития способностей не снимает вопроса о способностях как природном образовании. С. Л. Рубинштейн писал: «Однако на основании зависимости возможностей человека от осваиваемых им общественных способов его деятельности никак нельзя заключить о независимости его способностей от его природных данных, от свойств корковой деятельности его мозга»24. В последней своей работе25 С. Л. Рубинштейн выдвинул положение, которое гласит: «Вопрос о способностях должен быть слит с вопросом о развитии, вопрос об умственных способностях—с вопросом об умственном развитии. 22 См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с 292 23 Там же, с. 303. 24 Там же, с. 304. 25 См.: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. Развитие человека, в отличие от накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками,—это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений»26. Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия; способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического развития»27. С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей» 28. Работы, выполненные" под руководством С. Л. Рубинштейна его сотрудниками (Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинским, А. М. Матюшкиным, Н. С. Мансуровым, К. А. Славской, И. С. Якиманской и др.), заключались в раскрытии психологических механизмов мыслительного процесса, в изучении закономерностей анализа, синтеза, обобщения, составляющих основу мыслительной способности. Основной смысл этих работ состоял в том, чтобы изучить не результат мыслительной деятельности, а 'сам ее процесс (анализ, синтез, обобщение), который приводит индивида к самостоятельному решению, дает ему возможность делать новые обобщения. С. Л. Рубинштейн считал, что именно возможности 26 Там же, с. 220—221. 27 Там же, с. 227. 2S Там же, с. 227—228. индивида приходить к новым обобщениям и составляют. основу, ядро умственных способностей. На основе теоретических и экспериментальных исследований мышления автор пришел к выявлению структуры умственных способностей. Основной вопрос, который возникает в связи с анализом методологической стороны сложившихся в советской психологии концепций способностей, заключается в том, как можно соотнести (и учесть в психологическом исследовании) исторический (филогенетический) аспект развития способностей, если психология имеет дело с индивидом, с онтогенетическим процессом, и насколько правильно выводить меру развития индивидуальных способностей, качество этого развития, его особенности из исторически сложившихся и развивающихся в масштабе истории особенностей развития способностей человечества. Иначе говоря: исчерпывается ли индивидуальное развитие (онтогенетическое) способностей усвоением индивидом общественно-исторически сложившихся способов деятельности. А. Н. Леонтьев присоединяется к определению способностей, которое принято другими авторами. Он пишет: «Широко принятое определение способностей состоит в том, что это свойства индивида, ансамбль которых обусловливает успешность выполнения определенной деятельности. Имеются в виду свойства, которые развиваются онтогенетически в самой деятельности и, следовательно, в зависимости от внешних условий» 2Э. В своих работах по проблеме способностейзс А. И. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитания в развитии способностей человека и в меньшей мере (в отличие от Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, А. Г. Ковалева, В. Н. Мясищева, В. И. Киреенко) 'придает значение природной стороне способностей; он относит к природным особенностям врожденные типы высшей нервной деятельности. Но, 29 Леонтьев А. Н. О формировании способностей.—«Вопросы психологии», 1960, № 1, с. 8. 30 См.: Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека,— «Вопросы философии», 1961, № 1; Он же. О формировании способностей; Он же. Проблемы развития психики. Изд. Щ. М., 1972, как справедливо замечает В. А. Крутецкий, понятие природных предпосылок способностей не исчерпывается типами высшей нервной деятельности. Основная идея А. Н. Леонтьева, которая проводится почти во всех его работах, где затрагивается проблема способностей, такова: все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. «Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются теми конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь» ". При этом А. Н. Леонтьев считает, что для того, чтобы овладеть предметами, воплощающими человеческие способности, сложившиеся в процессе развития общественно-исторической практики, индивид должен осуществить активную и адекватную деятельность по отношению к ним. Считая, что процесс освоения мира является одновременно процессом формирования у людей специфических человеческих способностей, А. Н. Леонтьев пишет, что «главная особенность рассматриваемого нами процесса усвоения, «присвоения» или овладения состоит в том, что он создает у человека новые способности, новые психические функции» 32. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т. е. в процессе общения. «В этом процессе ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания»33. Другое положение А. Н. Леонтьева, которое находится в тесной связи с уже приведенными, состоит в том, что достижения человеческой деятельности, ее результат—уровень развития науки, производства, культуры и т. д. — не фиксируются в морфологической структуре 31 Леонтьев А. Н. О социальной природе психики человека, с. 40. 32 Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, с. 411. 33 Там же, с. 413. человека, т. е. способности, отложившиеся в предметах культуры, не передаются по наследству. Способности человека представляют собой новообразования34. По А. Н. Леонтьеву, биологически унаследованные свойства человека не определяют психических способностей, а составляют лишь одно из условий психических функций и способностей. Говоря о роли задатков индивида, А. Н. Леонтьев отмечает, что она выражается в основном в некоторых специальных, «главным образом динамических, чертах его деятельности; таково, например, влияние врожденных типов высшей нервной деятельности» э5. А. Н. Леонтьев справедливо подчеркивает роль общения, воспитания в присвоении достижений культуры для развития способностей. Однако в его концепции остается невыясненным вопрос: почему при правильно поставленном обучении и воспитании способности оказываются различными у разных людей? По нашему мнению, основу этих различий надо искать в двух направлениях: во-первых, нужно исходить из жизнедеятельности именно данного индивида как возможного общественного источника развития его способностей; во-вторых, из различия не только природных — физиологических, анатомических (которые признаются и А. Н. Леонтьевым и др.), но и психических особенностей. Представляется, что неодинаковость физиологических и анатомических особенностей служит условием и для различий в психической деятельности. Признание же различий в психической деятельности означает возможность развития индивидов в разном направлении. Развивая проблему способностей, Б. Г. Ананьев подчеркивает не только роль собственно психологического аспекта в них, не только реальную роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и связь способностей с личностью как психологическим образованием. «Способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления 34 См.: Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека.—«Вопросы психологии», 1960, № 6. 35 Леонтьев А, Н. Проблемы развития психики, с. 415. знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний...» 36, — пишет он. Б. Г. Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций. Автор подчеркивает далее мысль, что развитие способностей связано с развитием всей личности, ее характера и т. д. Он конкретизирует положение о том, что способности формируются в деятельности индивида, при этом считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы -организации психических процессов, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека. Б. Г. Ананьев прослеживает теснейшую связь способностей и характера («способности включаются в характер») и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и несколько противоречивый процесс. Большой интерес представляют высказывания Б. Г. Ананьева о природе таланта, его многосторонности, связи с характером, волей, целями человека. «Талант есть сложное, многочленное образование активности человеческой личности»37,—пишет он. Для развития таланта необходимы определенные условия, прежде всего—всестороннее развитие человека, разнообразие его способностей. При отсутствии всестороннего развития личности как основного условия развития таланта невозможно говорить и о самом таланте. Он связывает талант с рядом свойств личности. «Вот почему настоящий талант,—пишет Б. Г. Ананьев,—предполагает развитый и крупный характер, определенную волю, ясность жизненной цели и жизненного плана» 38 Разбирая вопрос о роли задатков в развитии способностей, он пишет о том, что необходимо учитывать естественные особенности личности, особенности работы мозга как определенные анатомо-физиологические предпосылки. По мнению Б. Г. Ананьева, в процессе дея- 36 Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л, 1945, с. 127, 37 Там же, с. 130. 38 Там же, с. 131. тельности задатки превращаются в способности, становятся ими. По этому поводу он пишет: «Задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность» 39. Б. Г. Ананьев указывает, что способности и одаренность, составляя существенную-часть общей структуры личности, объединяют психические процессы с психическими свойствами личности. Он ставит вопрос о взаимозависимости общего и специального развития, об их диалектике. Если ее не учитывать, то можно сделать ошибочный вывод, что способность есть функция специального, частного вида деятельности человека. «Специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Однако это общее развитие также имеет влияние на формирование потенциальных свойств личности. Продуктом общего развития является одаренность, которую С. Л. Рубинштейн не без основания называет «общей способностью». Следовательно, за вопросом о соотношении одаренности и специальных способностей, — пишет Б. Г. Ананьев, — стоит еще более фундаментальная проблема соотношения общего и специального развития, особенно значимая для детской и педагогической психологии»40. Работы Н. С. Лейтеса 4i посвящены изучению инди-' видуальных случаев детской одаренности. Автор приходит к выводу, что склонность к труду, умственному напряжению представляет собой основополагающий фактор одаренности. В книге по умственным способностям 42, а также в учебнике" им дается определение способностей. Способности рассматриваются автором как психологические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельно- 39 Ананьев Б. Г. Очерки психологии, с. 124. 40 Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности.—В кн.: Проблемы способностей. М., 1962, с. 18. 41 См., напр.: Лейтес Н. С. Склонность к труду как фактор одаренности—«Изв. АПН РСФСР», 1950, вып. 25. 42 См.: Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960, с. 5. 43 См.: Лейтес Н. С. Способности.—В кн.: Психология. М., 1962, с. 466. сти. От них зависят возможность осуществления и степень успешности деятельности. (Надо отметить, что это определение способностей можно назвать традиционным, так как оно встречается в ряде работ, во многих учебных пособиях ".) В дальнейших работах Н. С. Лейтеса подтверждается это определение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|