Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О критериях всестороннего развития личности




Проблема способностей самым тесным и непосредст­венным образом связана с всесторонним развитием лич­ности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспи­тания.

Труды классиков марксизма дают основание для то­го, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способно­стей. Выявление этой связи важно для данного исследо­вания потому, что, как уже говорилось, проблему спо­собностей нельзя отрывать от общественно-историческо­го развития.

К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марк­сизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие пред­ставляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает обществен­ную необходимость ее совершенствования.

Всестороннее развитие личности — большая и слож­ная социальная проблема, актуальность которой особен­но возрастает в условиях социализма и перехода к ком­мунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличива­ются «возможности для развития способностей, дарова­ний, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2.

' Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.

Проблеме всестороннего развития личности в послед­ние годы посвящено значительное число работ филосо­фов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была прове­дена дискуссия на тему: «Разделение труда и всесторон­нее развитие личности»3. В 1975 г. состоялась Всесоюз­ная научная конференция на тему: «Комплексное изуче­ние человека и формирование всесторонне развитой лич­ности».

Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах послед­них лет проблема всестороннего развития личности зако­номерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4, с развитием его психологических особенно­стей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы раз­работаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсут­ствуют более или менее четкое определение самого по­нятия всестороннего развития личности и его критерия.

Хотя целью данного исследования не является специ­альный анализ проблемы всестороннего развития лично­сти, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.

Многие авторы правильно подчеркивают, что процесс всестороннего развития личности тесно связан с корен-

3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-' ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свобод­ное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие челове­ка. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;

Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.', 1971';

Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-

mз!лapoc'ГOB "/•п- 197\'' Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль

воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". •"• Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;

Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-' неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.

4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.—В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.

7 Т. И. Артемьева


ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет пер­востепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонно­сти развития личности.

При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане—в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскры­тии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных со­циальных 'сдвигов, которые способствуют развитию лич­ности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по на­шему мнению, играет положение К- Маркса об индиви­дуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанали­зирована в работах советских исследователей.

Так, например, некоторые авторы связывают всесто­роннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозо­ром и знанием основ науки в целом, с развитием умст­венных и физических способностей в производственной сфере 5.

5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле сло­ва, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравст­венной, физической. Оно должно осуществляться в тесном един­стве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о пере­мене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специаль­ности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25— 27).

Кроме того, считается, что основным условием, сни­мающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных об­ластей деятельности.

Э. Струков, например, наряду с социальными услови­ями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь рас­крыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое раз­витие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способно­стей, причем не одной, а многих или нескольких... всесто­роннее развитие личности немыслимо без систематиче­ского накопления знаний» 6.

Как видно из сказанного, автор всестороннее разви­тие личности связывает с развитием «многих или не­скольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком — развитие способно­стей — можно согласиться, то второй — систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) — вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.

К взглядам, связывающим всестороннее развитие лич­ности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда—это то основ­ное условие, которое обеспечит всесторонность развития.

Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и

8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155


создают возможность для освоения новых видов деятель­ности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере 'их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей»т.

Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие лично­сти с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для все­стороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой дея­тельности и отношения к ней человека...»8

Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама по­становка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может раз­вить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время—это то, в течение которого разви­ваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном спе­циальном виде деятельности.

У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реа­лизации всех потенциальных возможностей каждого че­ловека» 9. Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,—одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более деталь­ное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недо­статочное внимание.

По Ануфриеву, всестороннее развитие личности—это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-

7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие че­ловека, с. 107.

8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.

9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.

да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.

А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с разви­тием и применением способностей человека. По его мне­нию, «всесторонность развития личности предполагает та­кое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся об­щественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общест­венной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» '°,— пишет А. В. Мялкин.

К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее разви­тие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изо­билия духовных и культурных благ ".

Эти попытки дать определение всестороннего разви­тия личности путем детального перечисления его призна­ков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по ли­нии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.

Само собой разумеется, что для всестороннего разви­тия личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.

Однако далеко не всегда о человеке, который участ­вует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это есте­ственно, так как перемена труда—это необходимая

'0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.

1 *7 I 1, t_. /, О.

См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.


предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не толь­ко сами по себе внешние условия, но прежде всего актив­ная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственно­го развития.

Из положения К. Маркса о функциональном потреб­лении следует, что человек, владеющий несколькими ви­дами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне разви­тым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значе­ние для разных видов деятельности» 12.

Из всего этого следует, что всестороннее развитие лич­ности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью пе­ремены деятельности, с количеством ее видов и др. Прак­тика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего раз­вития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторон­ности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем че­ловек, всю жизнь занимающийся одним видом деятель­ности, может быть всесторонне развитым.

Некоторые авторы одним из главных условий всесто­роннего развития личности считают правильное сочета­ние умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важ­нейшем показателе всестороннего развития личности. Ко­нечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности — во имя чего направлено ее развитие.

12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158

Следует отметить, что указанные отличительные при­знаки всесторонности не могут служить достаточным ос­нованием для получения критерия всестороннего разви­тия личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня зна­ний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего разви­тия личности, однако исчерпывающий его критерий нель­зя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.

Критический анализ понимания всестороннего разви­тия личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Да­выдовым. Он справедливо предостерегает от такого по­нимания всестороннего развития, согласно которому яко­бы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для че­ловека, да к тому же в этом нет и общественной необхо­димости. Поэтому можно лишь присоединиться к положе­нию автора, что «нет ничего ошибочнее такого представ­ления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» пред­ставляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, уме­ний и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".

Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.

В самом деле, в суждениях такого рода слишком без­гранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность

13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.


для отдельного человека совладать с потоком информа­ции даже в рамках сравнительно узкой профессиональ­ной сферы14, и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у че­ловека есть какой-то максимум в развитии его возмож­ностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.

Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений бу­дет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производст­вом самой формы общения», он пишет: «Суть пробле­мы — в такой социальной организации усвоения всеоб­щих продуктов человеческой культуры, при которой зна­ния каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолже­нием моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь — основа решения проблемы всестороннего универсального развития ком­мунистического человека» ".

Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности ле­жит в сфере создания общественных отношений, органи­зация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не гра­ницей, а продолжением моих способностей, умений.

Как мы видели, всестороннее развитие личности свя­зывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотре­ние достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой примени­тельно к конкретной личности. Такая связь этих различ-

14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.—«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.

15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.

16 Там же, с. Г21—122.

ных форм (деятельности, общения и познания) по отно­шению к конкретной личности осуществляется в ее жиз­недеятельности.

Проблема жизнедеятельности индивида имеет объек­тивную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индиви­да дает возможность выявить всю совокупность социаль­ных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социаль­ные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жиз­недеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.

Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятель­ности индивида показывает, как он использует эти объ­ективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможно­стей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможно­стей в действительность находит свое выражение в выбо­ре индивидом той или иной профессиональной деятель­ности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнару­женными способностями.

Соотношение объективной стороны жизнедеятельно­сти индивида с его субъективными возможностями рас­крывает вопрос: какие из своих способностей он разви­вает, носит ли его развитие случайный или закономер­ный, сознательный или интуитивный, целостный или од­носторонний характер?

В качестве примера одностороннего соотношения лич­ности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способно­сти и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо


одной способности. Материалы наблюдений (опублико­ванные в США) показывают, что, как правило, основная;

масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не мо­жет соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной ак­тивности, ответственности и т. д.

Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных спо­собностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств — способ­ностей, развитие которых происходит во всей жизнедея­тельности личности.

В процессе своей жизнедеятельности личность высту­пает как существо активное, причем эта активность вы­ражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности—это и проблема «другой человек», «другая личность», про­блема общения ее с другим человеком. В общении с дру­гим человеком многие потенциальные свойства и особен­ности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрываю­щий то, что получает данная личность в результате обще­ния и в каком направлении это общение происходит.

В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оце­нивающее, действующее и общительное» ".

М. С. Каган критикует такую трактовку всесторонне­го развития личности, которая ограничивает его возмож­ностью овладения многими профессиями, свободного пе­рехода от одного занятия к другому и т. д. По его мне­нию, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру

17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельно­сти.—«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.

личности,—деятельности преобразовательной, коммуни­кативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной»..При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при кото­рой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18.

Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому разви­тию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым ти­пом отношения к миру, к обществу, «к своему собствен­ному бытию, к своему собственному сознанию»; в-треть­их, с возникновением новых качественных изменений, ко­торые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне раз­витая личность есть не простое увеличение (или умень­шение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социаль­но-экономические условия жизни человечества и челове­ка. Всесторонне развитая личность суть нечто качествен­но новое, возникающее на базе научно-технической и со­циальной революции» .

Мы остановились лишь на наиболее характерных точ­ках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные поло­жительные моменты в них, в целом разработке этой про­блемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в на­шей печати.

Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо опи­сательным и перечислительным представлением: физиче­ское совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-

18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.

19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и раз­витие личности—«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.


нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, за­ключающей действительную тайну его всесторонности»20. И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:

«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «не­много обо всем» грозит оказаться обычным дилетантиз­мом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материа­ле, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное—проблема со­здания всесторонне развитой и свободной личности сво­дится к созданию всесторонне развитого и свободного общества»21.

Иными словами, главный путь формирования всесто­ронне развитой личности—это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социаль­ных ограничений общества. Коренные изменения соци­альных условий должны, в свою очередь, привести к ко­ренным изменениям личности.

Итак, создание раскрепощающих человека социаль­ных условий имеет первостепенное значение для всесто­роннего развития личности.

В существующих интерпретациях всесторонности раз­вития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответствен­ных постах привлекаются ведь не только способные лю­ди, но люди с правильным коммунистическим мировоз­зрением, с правильным отношением к труду, к другим лю­дям). Думается, что в критерий всесторонности лично­сти должна входить составной частью общественная по­зиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-

20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11—12.

21 Там же.

меняются его знания, способности, навыки, осуществля­ется перемена труда и т. д.

Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, свя­занные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психо­логический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.

В-третьих, не учитывается социальный запрос на кон­кретную «форму» всестороннего развития личности, соот­ветствующую данным конкретно-историческим условиям.

В исследованиях, посвященных всестороннему разви­тию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих все­сторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне раз­витые индивиды не будут походить друг на друга.

По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не зна­чит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и осо­бенностями каждого человека»22. О различиях в способ­ностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.

О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов23.

22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение тру­да не исключает всестороннего развития человека.— «Вопросы фи­лософии», 1963, № 9, с. 37.

23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе — В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индиви­дуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.— В кн.: Коммунизм и лич­ность. Л, 1966.


Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий высту­пает сам индивид, общественное развитие его психоло­гической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с дея­тельной сущностью человека.

Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способнос­тей, которые составляют как бы его ядро.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...