Диалектика деятельности и способностей
Основным 'принципом, сформулированным в 30-х годах С. Л. Рубинштейном в советской психологии, на основе которого развивалась вся дальнейшая разработка проблемы способностей, был принцип о развитии способностей а деятельности. Тем самым был намечен путь исследования способностей, который 'вел от самих способностей к их проявлению в деятельности; он показывал, что формирование способностей 'происходит в зависимости от деятельности. Его реализация 'и конкретизация осуществлялись в дальнейшем таким образом, что способности стали связываться с конкретным, специальным видом деятельности; это нашло свое выражение как;в их научном определении, так я в экспериментальных их исследованиях. Об этом шла речь выше. Здесь же необходимо отметить, что в данном случае выступал прежде всего генетический план анализа способностей, вскрывающий способ.их происхождения. Однако, кроме генетического аспекта, в исследовании способностей чрезвычайно важен функциональный. Положение о развитии способностей в деятельности имеет обобщающий смысл и предполагает его конкретизацию в плане выяснения соотношения способностей и психической деятельности в процессе их функционирования. Основная направленность психологического подхода заключается в том, что способности выводятся из всякого психического процесса—восприятия, мышления и т. д., а не рассматриваются только как исключительное проявление личности. Причем сами способности понимаются как высший этап развития психических Процессов, которые, развиваясь, переходят в психическое свойство. Большинство советских психологов в понимании способностей именно так и подходят к ним, исследуя психические процессы.
Между психическими процессами и психическими свойствами существует диалектическая связь. Протекание.психических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств и особенностей личности, с другой стороны, любой психический процесс.в ходе деятельности личности (рассмотренной с точки зрения ее возможностей, условий для развития личности) переходит в психическое свойство личности. Возьмем в этой связи такой психический процесс, как мышление. Развитие этого процесса в результате деятельности дает то, что обычно называют творчеством. В свою очередь, процесс развития слуха дает, например, развитый музыкальный слух и т. д. Иначе говоря, сами психические свойства личности не могут быть поняты вне их связи с психическими процессами (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.). Психические свойства личности «окрашивают» ее деятельность, «пронизывают» отношение личности к другим людям, труду и т. д. Поэтому возникновение психических свойств зависит от всей предшествующей деятельности личности. Последующая же деятельность есть проявление и развертывание этих сложившихся свойств. Способность, понимаемая как личностное свойство, выступает своеобразным «побуждением» к новой деятельности. Понимание способностей как высшего этапа развития психических процессов предполагает необходимость анализа тех условий, при которых происходит превращение психических процессов в способность. Основным условием такого превращения С. Л. Рубинштейн считает обобщенность как качество психических процессов. Многолетние теоретические 'и экспериментальные исследования психология мышления, умственных способностей позволили С. Л. Рубинштейну дать структуру этих способностей. Автор пришел к выводу, что структура всякой актуальной умственной способности включает в себя два компонента: во-первых, это более или менее слаженная и отработанная совокупность операций—способов, которыми осуществляется соответст-
вующая деятельность; во-вторых, это качество психических процессов, которые регулируют функционирование этих операций и. При этом следует подчеркнуть, что оба эти компонента рассматриваются автором не один вне другого, а в тесной взаимосвязи. Причем, отдавая должное слаженности и отработанности совокупности операций (ибо ни одна актуальная способность не может существовать, если она не вобрала в себя те методы и приемы, которые уже выработаны), необходимых для выполнения какого-либо вида конкретной деятельности, С. Л. Рубинштейн подчеркивает большую значимость второго компонента умственных способностей, а именно качества психических процессов, регулирующих функционирование этих операций. В структуре умственных, познавательных способностей, предложенной С. Л. Рубинштейном, учитываются имеющиеся знания или, другими словами, сюда входит характеристика деятельности, аккумулирующей в себе «объективированные» способности людей. Для того чтобы индивид смог выполнять ту или иную деятельность, он должен усвоить те приемы, методы и операции, без знания которых невозможно ее выполнение. Наиболее существенную роль С. Л. Рубинштейн отводил качеству психических процессов, качеству анализа, синтеза и считал, что сама мыслительная способность индивида зависит от характера их изменений. Предположим, что индивид приступает к выполнению какого-то конкретного вида деятельности, который, помимо 'приобретения знаний, требует от него определенного качества психических процессов. В ходе ана-литико-синтетической деятельности происходит познание свойств предметов, их особенностей и т. д. Далее анализ, синтез сменяются обобщением. Первым признаком этой смены служит переход от анализа свойств предметов к вычленению отношений между этими свойствами внутри данного 'вида деятельности. Новое качество мыслительной деятельности на уровне обобщения отношений позволяет отвлекаться от конкретных особенностей свойств предметов или явлений и дает воз- 44 См.: Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории, с. 9—10.
можность видеть то или иное явление одновременно с нескольких сторон. Когда у индивида 'вырабатывается высокий уровень обобщения отношений в пределах одной какой-то деятельности, то и при выполнении деятельности в другой области сказывается эта особенность. Осуществляется как бы перенос этого качества психических процессов на ряд других областей знания или деятельности. Механизм обобщения особенно отчетливо и наглядно обнаруживается в 'мыслительных способностях. От обобщения отдельных предметов и явлений мышление переходит к вычленению, а затем 'и обобщению отношений между предметами и явлениями. Обобщение отношений дает возможность человеку выходить за пределы одной области знаний, за пределы узкой специальности к обобщению целых областей деятельности. Последнее происходит благодаря тому, что мышление совершается теперь комплексами, а это, а свою очередь, дает возможность огромных пропусков и сокращений. Однако эти особенности обобщения дают не только легкость в осуществлении деятельности, не только создают возможность объединения разных областей деятельности, но делают возможным более «стремительное» осуществление данной деятельности, как бы «забегания вперед» при ее выполнении. Это означает, что в деятельности воспроизводится логика (как выявление существенных свойств и особенностей) предмета деятельности. Тогда говорят о «логике» музыкального произведения, «логике» зрительного восприятия и т. д. Так, в музыке происходит отбор типичных звучаний благодаря обобщению, выделению некоторых типичных для данного композитора мелодических сочетаний, музыкальных «ходов». Если человек знает общую формулу, 'принцип связи свойств какого-либо объекта, то он может оперировать с ним, точно не зная других 'его свойств. Проявление этой особенности обобщения можно отчетливо наблюдать при изучении языка, в деятельности переводчика. В этой связи следует сослаться на анализ К. А. Слав-ской, которая пишет, что «при изучении языка первым этапом обобщения выступает выделение отношений между субъектом и предикатом (подлежащим и сказуемым) предложения. Человек, проделавший такое
обобщение, при чтении совершенно незнакомого текста получает возможность гораздо скорее понимать его смысл, нежели тот, кто должен каждый раз заново устанавливать это отношение. Содержание мыслительного процесса в этих 'случаях окажется различным: один, отправляясь от готового обобщения, будет идти к более точному пониманию смысла написанного, сказанного, а другой, не владеющий обобщением, вынужден будет либо каждый раз заново 'проделывать весь формальный анализ членов предложения, либо пытаться понять смысл сказанного, не вычленяя субъект и предикат высказывания, что затрудняет различение существенного и второстепенного. Это наиболее отчетливо выступает при чтении текста на чужом языке, которым вы еще не овладели в полной мере. Проделав обобщение, вы можете по некоторым формальным признакам, не зная точного смысла всех слов, определять место подлежащего (или группы подлежащего) и сказуемого, а следовательно и понять текст» 4". Исходя из положения о связи способностей с деятельностью в плане формирования механизма, структуры способностей, намеченной С. Л. Рубинштейном, необходимо 'раскрыть более общее соотношение способностей и психической деятельности. Речь должна идти не только о психической деятельности как совокупности 45 Славская К. А. Мысль в действии. М., 1968, с. 191—192. Анализируя особенности научных открытий, Эйнштейн отмечал, что эти особенности состоят в сближении далеко отстоящих явлений, что они дают возможность широкого переноса закономерностей с одной области явлений на другую. Это сближение далеко отстоящих явлений выступает как следствие обобщения, благодаря которому и становится возможным совершать пропуски, сокращения. Говоря о качествах ума ученого, Ч. Дарвин подчеркивал роль способности к обобщению и рассуждению, которые дают возможность вскрывать не только ближайшие, но и отдаленные причины явлений, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего, предвидеть далеко идущие последствия, разносторонне рассматривать вопрос, учитывать многообразие связей и отношений изучаемых предметов и процессов. Обобщение дает возможность выводить на основании фактов общие законы и заключения. Ч. Дарвин писал о том, что без обобщений «невозможны хорошие и оригинальные наблюдения» (цит. по: Лысенко Н. Ф. Чарльз Дарвин о качествах ума ученого.—«Вопросы психологии», 1961, № 5, с. 157).
психических процессов (мышления, восприятия и т. д.), но и о психической деятельности в целом. Для анализа развития способностей существенна их связь не только с конкретным, отдельным 'психическим процессом, но и 'с типичным для данной личности способом психической деятельности в целом. Это дает возможность перейти от способности мышления, восприятия и т. д.,к пониманию способностей как 'синтетической характеристики данной личности с характерным для нее протеканием процессов мышления, памяти и т. д. и обобщенных психических деятельностей, способов психической деятельности, которые дают возможность индивиду создавать новое. Такая 'постановка вопроса совпадает и с намеченным Б. М. Тепловым положением об индивидуально-психологических особенностях способностей как целостных характеристиках индивида. По Теплову, точно так же как каждая способность не может быть привязана к одному виду общественно полезной деятельности, так и в своем психологическом механизме она не может быть привязана к одному психическому процессу (восприятию, мышлению и т. д.). Раскрытие общих особенностей преобразующей психической деятельности дает возможность понять механизм универсализации способностей, их переноса с одной области деятельности на другую. С. Л. Рубинштейн при анализе способностей ставит акцент на качестве психических процессов или психических деятельностей и подчеркивает, что ядром способностей являются не усвоенные, не автоматизированные операции, а психические процессы, посредством которых осуществляется регуляция этих операций, качество этих процессов46. «Способность к обобщению, свернутость, гибкость мысли важны для решения самых разнообразных мыслительных задач не только в любой науке, но и в обыденной жизни. Именно эти качества выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн считал характерными для всякого мышления»47,— пишет Л. А. Вентер. Существенная, «необходимая» роль механизма обоб щения была показана не только в трудах С. Л. Рубин- 46 См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание; Он же. Проблема способностей и вопросы психологической теории. 47 См.: Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973, с. 33. штейна, но и в ряде работ последних лет. К их числу можно отнести монографию 'по 'математическим способностям В. А. Крутецкого48, работу О. И. Никифоровой 49, в которой исследовалась проблема образного обобщения. Специально проблеме обобщения и его роли в обучении посвящена монография В. В. Давыдова50. Анализ способностей как особого качества психической деятельности показывает, что они являются выражением психических процессов в их обобщенном виде. Причем само собой разумеется, что способности выступают как результат развития психических процессов, как обобщенное их выражение, как свойства индивида, личности. Способности, как и психическая деятельность в целом, в которой они сформировались, характеризуются типичными чертами, присущими именно данному индивиду, они выступают как типичный стиль, способ действия, характеризующий одного индивида в отличие от другого. Это согласуется с положением Б. М. Теплова о том, что способности всегда различны в качественном отношении, в своем индивидуальном выражении, Мысль об обобщении как ядре способностей отвергает понимание способностей как привязанности к определенному виду деятельности. Обобщение—это не характеристика данного вида деятельности в его отличии от другого, а механизм, который характеризует саму способность через качество осуществляемой деятельности. Благодаря обобщению создается возможность перехода от одного вида деятельности к другому, отвлекаясь от привязанности к какому-либо конкретному ее виду. Интересна структура математических способностей, разработанная В. А. Крутецким51, отличающаяся от структур способностей к специальным видам деятельности, приведенных другими авторами. Из ее анализа видно, что автор пытался не только изучить специальные операции и способы действий, характерные 48 См.: Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.,1968. 49 См.: Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972. 50 См.: Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 51 См.: Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников, с, 385—386, для математической деятельности, но и вскрыть обще-психологичеокий механизм способностей. Можно сказать, что исследование математических способностей, предпринятое В. А. Крутецким, занимает как бы промежуточное место между исследованиями, которые изучают специальные операции и способы действий, присущие какому-либо виду конкретной деятельности, и теми работами, которые пытаются вскрыть общепсихологические механизмы способностей. Изучение психологического механизма способностей в конечном счете не является самоцелью, а представляет собой реальный способ выявления психических условий овладения личностью богатством знаний, навыков, умений, выработанных человечеством. Изучение этого механизма необходимо для того, чтобы понять, как личность приходит к наиболее эффективному участию в жизни всего общества. Благодаря психологическому механизму способностей (обобщению) социальные способы действия всегда индивидуализируются. В соответствии с целями данной работы необходимым является раскрытие связи способностей и деятельности не столько в плане генетическом, сколько в плане выявления различных линий взаимосвязи способностей и деятельности в процессе их функционирования, а главное— нахождение той реальной основы, на которой эта связь «покоится». Нам представляется, что раскрытие этой связи в процессе функционирования деятельности и способностей должно показать реальную, специфическую роль последних. Поэтому было бы более целесообразно рассмотреть связь не «деятельность — способности», а «индивид—деятельность» в соотношении с социальными условиями, в которых осуществляется процесс жизни индивида. Поскольку психология имеет дело с реальными, конкретными индивидами, то тезис о развитии способностей в деятельности должен быть конкретизирован применительно к этим индивидам. Другими словами, конкретизация данного тезиса требует вычленения наличных социальных условий, в которых происходит их деятельность. Ведь фактически не всякая деятельность для своего осуществления требует способностей. То, что в любой Деятельности участвует мышление, восприятие и другие психические процессы, еще не дает основания для их характеристики как способностей. Дело в том, что индивид может выполнять деятельность чисто операционально, исполнительски, в соответствии с заданным эталоном, по инструкции, для чего ему вполне может быть достаточно тех или иных знаний, способности же, понимаемые как личностное свойство, а не просто как способность к мышлению, восприятию, в ней участвовать не будут. Отсюда можно сделать заключение, 'что в основу исследования способностей недостаточно положить просто принцип действия или исполнения. Далее, не всякая деятельность развивает способности личности. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, в которой он одновременно осуществляет ряд различных видов деятельности, можно констатировать, что некоторые виды конкретной деятельности отвечают способностям личности и развивают их, тогда как другие ее виды отвлекают данную личность от основной сферы развития ее способностей. Так, например, если человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности, в силу условий своей реальной жизни вынужден заниматься технической деятельностью, то эта деятельность конечно, не будет развивать заложенные в нем наклонности. Следовательно, необходима такая психологическая характеристика данной деятельности, которая включала бы в нее отношение самого индивида к этой деятельности, дающее 'при прочих равных условиях эффект развития его способностей. Для психологического анализа нельзя деятельность рассматривать безотносительно к индивиду, характеризовать ее всегда как «развивающую» способность. Другими словами, к самой деятельности следует применить принцип качественного ее анализа. Другая задача, которая связана с этой, состоит в том, чтобы раскрыть способности как особое качество психической деятельности индивида и их роль в ней. При этом сама реальная деятельность должна быть рассмотрена обязательно в соотношении с социальными условиями, в которых индивид действует. И, конечно, речь идет не просто о глобальном перечислении социальных условий, влияющих на формирование способностей. Такое перечисление не раскрывает механизма формирования способностей. Необходимо исследовать именно те социальные условия, которые реально изменяют, развивают способности индивида. В данном контексте под деятельностью будет пониматься реальная деятельности индивида как процесс, который складывается из многообразных.проявлений человека в его связях и отношениях, включающих в себя и конкретный вид общественно полезной деятельности. Понятие «реальная деятельность индивида» гораздо шире по своему содержанию, чем понятие только конкретного вида общественно полезной деятельности. Необходимо понять, как в этой реальной деятельности, протекающей в определенных для данного индивида социальных условиях, происходит развитие способностей. Исследователи, изучающие специальные виды способностей, часто подчеркивают, что последние могут развиваться только в соответствующем виде деятельности, который требует именно этих способностей. Индивид всегда связан с усвоением общественных способов деятельности, специфичных для данного ее вида, выработанных на данном этапе общественного развития, и в этом смысле развитие специальных способностей общественно обусловлено специфическими требованиями, логикой, которая зафиксирована в этих способах деятельности. Возможность развития способностей к определенному виду деятельности может быть выявлена в предшествующем развитии индивида, до занятий этим видом деятельности или во время совершенно другой деятельности. В этой связи интересна мысль В. И. Киреенко. Исходя из положения о том, что способности проявляются и развиваются только в той деятельности, которая требует соответствующих способностей, он предостерегает от упрощенного его понимания, будто способность, например, к рисованию и живописи может развиваться только в процессе изобразительной деятельности. В. И. Киреенко подчеркивает, что эта способность, подобно всякой другой, может развиваться не только в процессе работы над рисунком, но и в других видах деятельности, например в простой игре, в повседневном восприятии, в наблюдении окружающей действительности. Исходя из этого, по-видимому, правильнее говорить, что развитие способностей в целом связано не только с конкретным специальным видом деятельности, а со всей жизнедеятельностью индивида, с его реальной деятель- Т. И. Артемьева (29 ностью, куда специальный вид деятельности включается в качестве составляющей. Попытка раскрыть связь способностей и реальной деятельности индивида не сводится к тому, чтобы выяснить, например, их последовательность во времени, сказать, что чему предшествует. Задача состоит в том, чтобы проследить изменения, вносимые способностями в деятельность индивида. В методологическом плане для раскрытия этой связи исходным является положение о психической деятельности как регуляторе деятельности человека в целом. Положение «способности развиваются в деятельности» вскрывает главным образом их зависимость от деятельности, в то время как другая важнейшая сторона — выявление роли способностей в деятельности—разрабатывается недостаточно, хотя именно этот аспект наиболее тесно связан с пониманием регуляторной функции способностей как психологического образования. В чем же состоит специфическая роль способностей, понятых как индивидуализированный аспект психической деятельности по отношению к реальной деятельности индивида? Что происходит с деятельностью индивида, когда его способности включаются в нее? В этой связи специфическая роль способностей в отношении к реальной деятельности индивида выявляется в следующем: включение способностей в деятельность индивида означает качественное изменение протекания последующей деятельности. Это значит, что способности не просто проявляются в деятельности, но регулируют ее таким образом, что вся последующая деятельность становится иной в смысле ее психологической характеристики, психологической структуры, переструктурируют эту деятельность типичным для данного индивида способом. В этом смысле способности уже не выступают как зависимая переменная от деятельности. Они выполняют другую задачу. Существует значительное различие между тем, как способности проявляются в деятельности, и тем, как они регулируют само ее протекание. Можно предположить, что регуляция деятельности индивида его способностями может иметь разные уровни. Она выражается в адекватности действии индивида общественным способам деятельности, зафиксированным в ней, с последующей их индивидуализацией, которая есть свидетельство того, что индивид не только строит свою деятельность «сообразно свойствам предмета деятельности», но, отталкиваясь от логики предмета, учитывая эту логику как исходную, преобразует ее, давая тем самым новый результат, которого еще не было. В общем виде можно констатировать, что индивид, ис-лодя из логики объекта, не оставляет ее в «первозданном» состоянии, а изменяет, преобразует ее, в силу того, что психологически он соотносится с объектом в определенной конкретной ситуации, преобразует ее не безотносительно к своим возможностям, а в соответствии с ними; он преобразует объект, следуя его логике, одновременно и в логике своих действий, конкретных задач, возможностей, способов и т. д. Поэтому способности не есть логика объекта как такового, они выступают как регулятор или логика действий субъекта, преобразующего объект. Благодаря логике субъекта логика объекта модифицируется, перестраивается, в результате чего предмет не остается тем же самым, а проявляется своими новыми, ранее неизвестными сторонами. Степень и диапазон этих изменений и преобразований логики объекта зависят от уровня способностей индивида, субъекта. Итак, регулирующая функция способностей в отношении деятельности проявляется в том, что индивид, строя свою деятельность соответственно логике ее предметности, приходит к «новому предмету» Это одна сторона регуляционной функции способностей. Другая сторона регуляции деятельности индивида его способностями находит свое выражение в постановке им целей, планировании последующей деятельности и т. д. Деятельность действительно обычно рассматривается с точки зрения постановки целей, выбора средств планирования и т. д. Однако сплошь и рядом такой ее анализ уже абстрагирован от индивида, ее совершающего. Вопрос же о качестве регуляции деятельности индивидом (постановка целей, стратегия и т.д.) должен рассматриваться в плане соотношения возможностей индивида и требований, которые предъявляются деятельностью. Способного индивида характеризуют полнота, своевременность выявления своих возможностей для совершения данной деятельности (в известной мере до ее осуществления), а главное—соотнесение им своих возмож- яостей с условиями осуществления предстоящей деятельности. Но деятельность не существует как совокупность абстрактных способов, целей и средств. Будучи по своей сущностной характеристике воплощением одного из видов общественно полезной деятельности, она всегда совершается в конкретных условиях. От этих условий зависят момент выделения цели, характер и способ ее выделения, содержание цели при одной и той же предметной характеристике деятельности. Постановка цели, выделение средств для ее достижения и т. д. всегда являются выражением психологической «операции» соотнесения индивидом своих возможностей с условиями осуществления деятельности, предварительной оценки условий с точки зрения возможностей индивида и предварительной оценки этих возможностей с точки зрения условий. Осуществление похода, например, в условиях Севера требует не только постановки цели экспедиции, выбора маршрута и т. д., но и оценки человеком, совершающим этот поход, своих возможностей соотносительно с результатами других экспедиций, с наличными условиями и т. д. Именно это предварительное соотнесение осуществляет (или не осуществляет) ту мобилизацию сил, которая обычно не учитывается психологами в структуре деятельности, в то время как оно служит чуть ли не решающим ее условием. Концентрация всех интеллектуальных, эмоциональных и профессиональных возможностей является, как нам кажется, одним из важнейших динамических моментов способностей индивида. Поддержание этой концентрированное™ — один из важных моментов регуляторной характеристики способностей; с другой стороны, сами способности индивида могут быть поняты как отсутствие «напряжения», отсутствие психологической «трудности» при решении тех или иных задач. Способности к деятельности выступают сплошь и рядом в умении выявить определяющее условие для ее осуществления, благоприятное для того, чтобы начать действовать. Такова способность выдающихся полководцев, которая заключается не только в умении расставить войска, тактике и стратегии в текущей деятельности, но и в соотнесении наличных возможностей (армии) с условиями войны и в выборе момента начала деятельности и т.д. Поэтому понятие способностей как регулятора деятельности, во-первых, не сводится, к чисто «технологическому» моменту качества регуляции и, во-вторых, не связано только с самим процессом осуществления деятельности, а может предшествовать ему. Скрытым и непосредственно в деятельности не проявляющимся аспектом способностей, который обнаруживается в деятельности только как результат, является соотнесение индивидом своих возможностей с условиями его деятельности, более широко—с условиями его жизнедеятельности. Здесь и реализуется сформулированное выше методологическое положение о необходимости рассматривать соотношение «индивид—деятельность— условия деятельности — жизнедеятельность».. Способности проявляются не только в том, как выполняет индивид ту или иную деятельность, но и в том, какую деятельность из всех возможных он выбирает в качестве основной, профессиональной, а какая сохраняется как «свободная». Качество регуляции деятельности способностями проявляется и в другом плане. Психологам известно понятие «свертывание», или «сокращение», деятельности. Например, в ходе решения математической задачи любого типа количество и степень развернутости действий у разных людей могут существенно варьировать. Дополнительные построения, чертежи, не говоря о дополнительных вычислениях и т. д., представляют собой усложнение деятельности, если задачу решает неспособный человек. Прямым же следствием наличия способностей является «свертывание» лишних действий, «сокращение» деятельности в целом. Эти факты «свертывания» и «сокращения» деятельности при условии выполнения ее способным к математике учеником зафиксированы, например, В. А. Крутец-ким, изучавшим математические способности школьников. Различие в деятельности способного и неспособного индивида заключается в качестве ее психической регуляции. Количество и качество продукции, если таковые выступают как результат деятельности, выразительность деятельности (например, художника или музыканта), продуцирование новых идей, открытий как результат деятельности ученого и т. д. — таковы последствия регуляции деятельности способностями индивида. Рассматривая психическую деятельность как регуляторную, вычле- няя в этой регуляторной функции побудительную и исполнительскую стороны и выделяя в личности в качестве основных два психических свойства—характер и способности, С. Л. Рубинштейн писал: «Побудительный аспект регуляторной функции психической деятельности закрепляется в личности в форме характера, исполнительский — в форме способностей. И тот и другой — результат генерализации и стереотипизации психической деятельности как регулятора практической деятельности людей. Но в характере генерализуется и стереотипизи-руется побудительный аспект — (функция) психической деятельности, а в способностях — ее аспект, связанный с функцией исполнительской регуляции» ". Верно, что способности осуществляют и исполнительскую функцию регуляции деятельности индивида, но не сводятся к ней. Функция способностей значительно шире, чем только регуляция деятельности. Представляется возможным предположить, что способности в то же время есть «побуждение» к новым формам деятельности, зачастую они выполняют функцию опережения деятельности. Более того, в этом и состоит их основное назначение. Деятельность способного к ней индивида дает тот «дополнительный» психологический эффект, который возникает сверх объективного результата — удовлетворение от деятельности; этот личностный эффект часто и является побудителем к новой деятельности, входя в сферу устойчивых притязаний личности. И напротив, деятельность неспособного человека, представляя для него трудности, требует специальных побудителей иного характера. Что касается исполнительской регуляции деятельности, то она может быть осуществлена на уровне необходимых для этого знаний, навыков, умений, которые, в свою очередь, есть выражение сформированности определенного качества психических процессов, достаточного для регуляции деятельности; но это качество еще не есть способность в ее собственном, специфическом смысле слова. Специфическое назначение способностей состоит в предвосхищении новой деятельности, в опережении последующей деятельности индивида и «выходе» за пределы уже сложившейся. Именно в этом можно видеть спе- 52 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, с. 293—294. 134 циальную задачу способностей: в движении, изменении, преобразовании 'последующей индивидуальной деятельности. Способности индивида, формируясь в его реальной деятельности, делают его способным к открытию новых типов деятельности, а не только существующих на данном 9тапе общественного развития, к созданию каких-то новых ее видов. Если же выводить способности только из конкретных, специальных видов деятельности, то понять проблему «рождения» новых видов деятельности просто невозможно. Поэтому важно подчеркнуть, что между способностями и деятельностью существует двойная взаимочередующаяся зависимость: с одной стороны, способности индивида выступают как результат его предыдущей деятельности, с другой — как предвосхищение и опережение его будущей деятельности, как деятельность в еще не развернутом виде. Думается, что без этой функции — опережать последующую деятельность — способности теряют свой действительный смысл, и тогда за ними остается только функция приспособления к деятельности (а ведь приспособление к деятельности может осуществляться и на уровне навыков, умений, инструкций!). Способности, рассматриваемые как опережение, могут приобретать относительную самостоятельность, представляя собой потенцию новой деятельности. Взаимное влияние способностей и деятельности идет по пути изменения их качественной характеристики. Так, наличие способности качественно изменяет весь характер осуществления индивидом его реальной деятельности, и не только его деятельности, но и его самого. К сожалению, мы не имеем исследований, которые сопоставляли бы наличие способностей у индивида с его личностной характеристикой. Само развитие способностей индивида зависит от того, какова качественная характеристика его реальной деятельности, 'каково содержание этой деятельности по преобразованию продуктов культуры, с присвоения которых и начинается способность. Содержание реальной деятельности индивида определяет развитие его способности или отсутствие этого развития. Наличные социальные реальные условия выступают не просто сами по себе, как сопутствующие этому развитию или препятствующие ему, они выступают в качестве соотнесенных с возможностями индивида. Эта соотнесенность условий и возможностей индивида выражается в реальной деятельности последнего. В известном смысле способности и деятельность, по выражению С. Л. Рубинштейна, постоянно «меняются местами», выступая то причиной, то следствием. Влияние социальных условий на развитие способностей как психологического образования может быть выявлено главным образом через качественную характеристику той реальной деятельности, которую осуществляет индивид. Именно качественная характеристика реальной деятельности индивида определяет развитие его способностей. В психологии сформулирован^ положение о том, что онтогенетическое развитие человека происходит в ведущем типе деятельности. Таковыми являются игра, учение, труд. Понятие ведущего типа деятельности было сформулировано А. Н. Леонтьевым следующим образом: «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка я внутри ко<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|