Общая характеристика категории «деятельность»
В последние годы проблеме деятельности человека уделяется большое внимание в области философии, социологии, психологии. Вышел ряд работ, в которых эта проблема анализируется в различных аспектах'. Благодаря этому ее разработка в целом значительно продвинулась вперед. Однако советские исследователи в подавляющем большинстве подходят к изучению данного вопроса в соответствии со своими специфическими задачами, беря за основу ту или иную сторону человеческой деятельности. Поэтому, несмотря на значительные успехи, достигнутые в рассмотрении тех или иных конкретных ее сторон, общая ее характеристика пока что раскрыта недостаточно. В значительной степени это обусловлено многоплановостью и многогранностью самого содержания человеческой деятельности. Категория «деятельность» — одна из наиболее общих философско-социологических категорий, охватывающих огромный мир самых разнообразных явлений и процессов. Понятно поэтому, что определить ее исчерпывающим образом в одной дефиниции довольно сложно. Сущность этого определения во всех его 'оттенках можно выделить лишь 'в результате детального изучения конкретных сторон человеческой деятельности. ' См., например: Проблема человека в современной философии. М., 1969; Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии.—«Вопросы философии», 1972, № 9, 10; Маркарян Э. С. Системное исследование человеческой деятельности.— «Вопросы философии», 1972, № 10; Буева Л. П. Проблема деятельности в марксистской и буржуазной социологии.— В кн.: Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972; Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, и др. В настоящей работе сделана попытка рассмотреть некоторые особенности, специфические черты диалекгико-материалистического подхода к человеческой деятельности, связанной так или иначе со способностями, и указать на те ее конкретные свойства, из которых складывается это понятие в марксистской философской науке.
Хотя предпосылки деятельности имеют место и в живой природе, но, по существу, она является социальной категорией, ибо о деятельности говорят применительно к человеку, понимая при этом его общественную трудовую деятельность, которая, в свою очередь, обусловлена всей системой общественного разделения труда. Поэтому деятельность рассматривается как важнейший аспект общественной жизни. Коренные отличия деятельности человека от жизнедеятельности животных состоят прежде всего в том, что «деятельность» животного направлена на обеспечение биологических потребностей, она слита с его жизнедеятельностью. «Животное, — говорил К. Маркс, — непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью... Оно есть эта жизнедеятельностью 2. В отличие от жизнедеятельности животных, деятельность человека есть сознательный общественно-трудовой процесс, который совершается путем использования орудий труда, что позволяет человеку выделиться из природы. Деятельность животного осуществляется непосредственно под властью его физических потребностей, в то время как «человек,—по словам Маркса,—производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее...». И далее: «...продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту»3-4. Человеческая деятельность носит общественный характер, поэтому.классики марксизма-ленинизма рассматривали ее как часть целостного процесса взаимосвязи людей с обществом, как непосредственное включение человека в систему существующих общественных отношений
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 93. 3-4 Там же, с. 93, 94. Маркс и Энгельс применяли понятие человеческой деятельности в широком общефилософском смысле как способ существования человеческого общества. Такой формой человеческой деятельности является труд, производство материальных благ. Анализ деятельности возможен также через решение проблемы создания продуктов труда и их превращения в условие дальнейшей деятельности. Во всех социальных процессах деятельность людей изменяет как конкретные условия существования индивидов, так и общество в целом. Понятие деятельности употребляется Марксом также и для характеристики разнообразных человеческих отношений к миру, в которых проявляется и совершенствуется человеческая сущность. Иначе говоря, Маркс употреблял понятие деятельности как в ее общем значении, так и для характеристики ее конкретных видов. Не случайно поэтому он писал, что «человеческая действительность столь же многообразна, как многообразны определения человеческой сущности и человеческая деятельность» 5 Труды классиков марксизма-ленинизма раскрывают те основные принципы, которые лежат в основе человеческой деятельности; к ним можно отнести преобразующий, созидательный характер деятельности, ее предметность, использование орудий труда, сознательность и целесообразность, общественный характер, обусловленность результатами прошлой деятельности, накопленным опытом, знаниями и т. п. Одна из основных и наиболее общих характеристик человеческой деятельности предполагает анализ отношений субъекта и объекта. Основа понимания деятельности как субъектно-объектных отношений раскрыта Марксом. Деятельность человека предполагает известное противопоставление субъекта и объекта. В работе О. Г. Дробницкого «Природа и границы сферы общественного бытия человека» ° рассмотрены особен- 5 Маркс К. и Энгельс ф. Сочинения, т. 42, с. 120. 6 См.: Дробницкий О. Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека.— В кн.: Проблема человека в современной философии. М., 1969, с. 189.
ности Марксовой характеристики человеческой деятельности как целесообразной. Автор неоднократно подчеркивает, что человеческая деятельность целесообразна, включает в себя постановку цели, выбор из арсенала природы средств для ее осуществления и т. д. Кроме целесообразности, О. Г. Дробницкий отмечает вместе с тем и такую существенную характеристику деятельности, как целеполагание, которое выражается в постановке новых целей. Иначе говоря, он рассматривает деятельность не только в едином процессе распредмечивания и опредмечива-ния, но и в единстве познания и созидания, во взаимопроникновении духовных и материальных ее особенностей. Проблема опредмечивания и распредмечивания рассматривается в аспекте соотношения теоретической и практической деятельности. В своих ранних произведениях Маркс определял деятельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта'. Человеческая деятельность, по Марксу, представляет собой опредмечивание человека, или, иначе, процесс объективного раскрытия его «сущностных сил». Позже в «Капитале» Маркс понятия опредмечивания и распредмечивания заменяет соответственно понятиями объективирования и присвоения (субъективирования). Деятельность человека можно рассматривать как со стороны субъекта, так и со стороны объекта. Применительно к субъекту процесс трудовой деятельности представляет собой объективирование «сущностных сил» человека. «Во время процесса труда, — говорит Маркс, — труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности»6. Применительно же к объекту процесс труда является преодолением этого объекта. В результате процесса труда объект подчиняется человеческим потребностям, происходит «очеловечивание природы» (Маркс). Благодаря человеческой деятельности происходит как объективирование «сущностных сил» в продуктах труда, которые становятся достоянием других, так и присвоение индивидами свойств, которые воплощены в этих продуктах. То, что
7 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 121, 158—159. 8 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 200. 4 Т. И. Артемьева со стороны человека, субъекта проявляется в форме деятельности, то в продукте, по выражению Маркса, находит свое выражение в форме покоящегося свойства, в форме бытия или предметности. Таким образом, при анализе деятельности всегда нужно учитывать, что она представляет собой двуединый процесс, где, с одной стороны, субъект в процессе труда, отдавая свои «сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны, само это объекти-вирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия, «присвоения» свойств объекта, который был создан предшествующими поколениями, другими людьми до него. Понятие деятельности правильно можно раскрыть только при учете этих двух сторон. По Марксу, вся деятельность человека есть не только процесс развертывания его «сущностных сил», реально проявляющийся в опредмеченном качестве, но опредме-чивание выступает как распредмечивание, и наоборот. «Величие гегелевской «Феноменологии» и ее конечного результата — диалектики отрицательности как движущего и порождающего принципа, — писал Маркс, — заключается, следовательно, в том, что Гегель рассматривает самопорождение человека как процесс, рассматривает опредмечивание как распредмечивание, как отчуждение и снятие этого отчуждения, в том, что он, стало быть, ухватывает сущность труда и понимает предметного человека, истинного, потому что действительного, человека как результат его собственного труда» ". В процессе объективирования,опредмечивания,перехода «сущностных сил» субъекта в объект происходит и само формирование субъекта. Происходит не только создание объекта, того или иного предмета, влияние субъекта на объект, но и изменение самого субъекта. Преобразуя объект, субъект в то же самое время преобразует и себя. Но это преобразование объекта своим непременным условием включает познание его особенностей в существенных связях и закономерностях. В связи с анализом труда в «Капитале» Маркс писал, что деятельность представляет собой процесс, в результате которого субъект переходит в объект, что деятель- Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 158— 159. ность и предмет взаимно проникают друг в друга. Тем самым в результате деятельности устанавливается не только связь между субъектом и объектом, но и отношение субъекта к продуктам его деятельности. В работе Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» сделана попытка раскрыть предметность человеческой деятельности, которая, по его мнению, «образует первейшее собственное определение». Предметность деятельности раскрывается автором на основе мысли Маркса о распредмечивании и опредмечивании. «Деятельность не,,околопредметна", не просто подвержена влиянию предметов, но сама именно предметна, потому что непрестанно совершает распредмечивание и тем самым аутентично „переводит" предметность на „язык" активности сущностных сил человеческих индивидов в их взаимном общении, на „язык" общения как активности» ", — пишет Г. С. Батищев. Согласно мнению автора, «распредмечивание—это универсальный „переводчик" природы и предметных форм культуры на „язык" сущностных сил общественного и общающегося с другими индивидами человека, т. е. на субъективный „язык" самих способностей как живой культуры» ".
Одновременно с этим процессом имеет место и другой, а именно «запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, превращение логики действования субъекта в свое предметно-зафиксированное изображение и обретение субъектом своей действительности в объектах, несущих на себе и хранящих образ его деяния, есть опредмечивание» 12. Иначе говоря, по Батищеву, деятельность представляет диалектическую взаимозависимость двух противоположных, но тесно связанных процессов — опредмечивания и распредмечивания. Однако следует отметить, что в работах этого автора, несмотря на акцентирование внимания на индивидуальной активности, само содержание этой активности почти не раскрывается. В этом плане нам представляется более 10 Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип.— В кн.: Проблема человека в современной философии, С. 98. " Там же, с. 99. 12 Там же. 4* 99 интересным и содержательным анализ проблемы рас-предмечивания, данный в упомянутой работе К. А. Абуль-хановой, где вскрывается сущность этого процесса с точки зрения развития индивидов. Связь деятельности с ее продуктами, выступающими в качестве культуры, некоторые авторы пытаются раскрыть через анализ организационно-информационных процессов. Системный подход, с точки зрения этих авторов, дает возможность расчленить проблему деятельности на некоторые взаимодействующие элементы, процессы, единицы. Так, Э. С. Маркарян определяет деятельность как «информационно направленную активность живых систем, возникающую на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания». Уточняя это понятие, он пишет: «Деятельность можно определить как социальную по своей природе активность людей, программируемую и реализуемую механизмами культуры. Для краткости будем определять ее как социокультурную — направленную активность людей» ". По мнению автора, взятые в целом действия отдельных человеческих индивидов представляют собой непрекращающийся процесс многопланово осуществляемой социально направленной активности, иначе говоря, деятельности. Характеризуя человеческую деятельность в целом, Э. С. Маркарян пишет, что «вообще деятельность — это направленная активность людей, выражающаяся в их действиях. Это процесс в целом координированно осуществляемых действий, которые возникают на основе взаимодействия людей с внешней средой» 14. В плане системного анализа автору удается представить человеческую деятельность как бы с трех различных точек зрения: 1) субъектов деятельности (получение ответа на вопрос, кто действует); 2) участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что она направлена; 3) способа деятельности. М. С. Каган в своей работе «Человеческая деятельность» также исходит из необходимости рассмотрения 13 Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973, с. 13, 14. 14 Маркарян Э. С. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности. Ереван, 1972, с. 209. деятельности как системной, как некоторой целостности и одновременно внутренней организованности. Он ставит вопрос о ее составляющих, которые необходимы для ее функционирования. С этой целью он формулирует определенные принципы системного подхода. Методологию системного подхода автор определяет как пересечение трех плоскостей исследования: предметной, функциональной и исторической. С помощью такой системы предпосылок выясняются генезис и внутреннее строение деятельности. Рассматривая человеческую деятельность, М. С. Каган считает, что она в своей основе имеет взаимодействие действующего лица и предмета действия, субъекта и объекта и что в этом смысле ее следует определить как «активность субъекта, направленную на объекты или на других субъектов, а сам человек должен рассматриваться как субъект деятельности» ". Как целостное явление человеческая деятельность, по Кагану, складывается из различных видов, которые сложно переплетаются между собой. Автор дает принцип классификации типов деятельности на основании различных видов субъект-объектных отношений. Он выделяет четыре основных типа деятельности: практически-преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную. Попытки формализованного анализа деятельности низводят ее до уровня описаний, классификаций или констатации, не вскрывая сложной сущности общественных процессов, их качественных переходов, противоречивости. Так, например, характеристика связи субъекта и объекта, которая, согласно К. Марксу, представляет собой общественное отношение, не находит в этих классификациях адекватного отражения. Она либо оказывается отнесенной к каким-то определенным типам деятел!ности (например, в классификации М. С. Кагана), либо превращается в частные описания взаимодействия людей с внешней средой (например, в анализе Э. С. Маркаряна). Рассматривая общественный характер деятельности человека, Маркс писал: «Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования, хотя кол- 15 Каган. М. С. Человеческая деятельность, с. 43. лективная деятельность и коллективное пользование. такая деятельность и такое пользование, которые проявляются и утверждают себя непосредственно в действительном общении с другими людьми... Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью,—дея-эельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими,— даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности—даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» 16. Однако этот общественный характер деятельности, согласно К. Марксу, не всегда выступает в своем непосредственно данном виде. Блестящий образец соотношения общественной сущности процессов и их сложных проявлений Маркс дает при анализе общественного характера индивидуальной деятельности. Чрезвычайный интерес представляет понимание Марксом «общественной деятельности», которая и есть «мое собственное бытие». Она включает в себя не только разновидности трудовой деятельности, но и взаимосвязи с другими людьми и организацию каждым человеком своей жизни в целом. Такое представление о деятельности указывает на сложность этого явления, его синтетичность и понимание деятельности не только как трудовой, но и как «моего собственного бытия», в котором переплетаются, иерархизируются сложнейшие отношения человека с окружающим миром в самом широком смысле слова. Деятельность может быть также охарактеризована и как способ существования личности. Марксом было выдвинуто положение о ведущей роли практической деятельности, труда в формировании всей психики человека и его многообразных способностей. Все, что создается в ходе общественного прогресса, появляется только в результате взаимодействия субъекта с объектом и только через механизм активной деятельности самого субъекта. При этом важнейшим фактором активной деятельности на «стороне» субъекта выступа 16 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 11'8. 102 ют его способности. Не случайно поэтому, что любая МЛ териальная вещь, которой мы пользуемся, представляв собой «объективированные.^ способности людей. Однако, как выше говорилось, нельзя прямо переносить философ ский подход к способностям в психологию и считать, что психические способности и есть те самые «сущностные силы», о которых говорил К. Маркс. В таком случае, как отмечает К. А. Абульханова, воз никает опасность прямого, механического переноса со циологического подхода (в частности, к деятельности) г> психологию1Т. Понятие предметной деятельности начинает неправомерно рассматриваться как психологическое Возникает вопрос: должны ли психологи рассматривать ту же самую предметную деятельность или они, выделяя собственно-психическую деятельность, устанавливают соотношение последней и первой? Психология, рассматривая деятельность как общую социологическую характеристику индивида, должна в силу специфики своего предмета обратиться к изучению психологического аспекта деятельности индивида, ибо анализ последнего и дает возможность понять, как индивид приходит к освоению тех или иных знаний, видов деятельности, к открытию новых гипотез и т. д. Поэтому в понимании деятельности необходимо выделить два аспекта: общий — социологический и специальный — психологический. Хотя они тесно взаимосвязаны, однако психологический аспект имеет относительную самостоятельность и обладает своеобразием. Особенность деятельности человека заключается в том, что она управляется через психику, сознание, отражение, которые являются необходимым условием осуществления деятельности человека, понятой в широком смысле слова как реализация отношения человека к окружающему миру, как взаимосвязь с социальными условиями и т. д. Здесь уместно привести высказывание Ф. Энгельса: «...Никак не избегнуть того обстоятельства, что все, что побуждает человека к деятельности, должно проходить через его голову...»18. Изучение психологического аспекта деятельности связано с анализом психологического аспекта способностей. 17 См.: Абульханова К- А- О субъекте психической деятельности М, 1973, с. 106. Но/же К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 290. 10 i Подчеркивая необходимость выделения психологическо» го аспекта, мы ни в коей мере не хотим сказать, что можно ограничиться только изучением психической деятельности, ибо в этом случае исчезает связь индивида с общественными условиями. Задача 'состоит в том, чтобы проследить все эти зависимости, не допуская одностороннего решения проблемы. В советской психологической науке разработке проблемы деятельности в ее психологическом выражении уделяется большое внимание. При этом советские психологи в понимании деятельности исходят из такой важнейшей ее характеристики, как предметность. В этом вопросе позиция всех советских психологов едина. Однако по мере раскрытия сущности деятельности, ее конкретизации среди психологов появляются значительные разногласия, которые выражают их различные подходы к кардинальным проблемам психологической науки — пониманию социальной обусловленности развития человека, строения его психики и т. д. В процессе психологической разработки проблемы деятельности анализу подвергаются само понимание содержания деятельности, различные ее формы и виды проявления, исследуются строение, структура, делаются попытки вскрыть ее динамику. Подход к деятельности как главному условию формирования психики позволил саму психику рассматривать как явление динамическое, формирующееся и развивающееся в процессе жизни: «Психические свойства личности — не изначальная данность, они формируются и развиваются в процессе ее деятельности» ". Из этих положений следует, что понятие деятельности является коренным для психологии. Конкретизируя понятие деятельности применительно к психологии, С. Л. Рубинштейн указывал, что оно употребляется в различных смыслах. О деятельности говорят, связывая ее с определенным органом (например, сердечная деятельность), или же применительно к человеку как субъекту и т. д. При этом Рубинштейн подчеркивал, что во избежание возможной путаницы необходимо эти толкования дифференцировать. В этой связи он писал, что всякая деятельность есть вместе с тем и про- 19 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940, с. 515. 104 цесс или включает в себя процессы, но не всякий процесс выступает как деятельность человека. Под деятельностью человека как субъекта деятельности он понимал «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру — к другим людям, задачам, которые ставит перед ним жизнь» 20. Аналогично понимает деятельность К. К. Платонов, который пишет, что человеческая деятельность «может быть определена взаимодействием человека со средой, в котором человек осуществляет сознательно поставленную цель» ". Существенным в таком понимании деятельности является подчеркивание связи человека с объективным миром, а также момент целенаправленности деятельности. Значительное место анализу содержания человеческой деятельности уделено в работах А. Н. Леонтьева. Он исходит из того, что основной характеристикой деятельности является ее предметность. Это значит, что научное «исследование деятельности необходимо требует открытия ее предмета». «Развитие предметного содержания деятельности,—пишет А. Н. Леонтьев,—находит свое выражение в идущем вслед за ним развитии психического отражения, которое регулирует деятельность в предметной среде»22. Генетически исходной и основной формой человеческой деятельности, согласно А. Н. Леонтьеву, является деятельность внешняя, чувственно-практическая. Эта практическая деятельность порождает всю внутреннюю психическую деятельность индивида. А. Н. Леонтьев считает, что в качестве одного из важнейших достижений психологической науки на современном этапе является вывод о том, что внешняя и внутренняя деятельность имеет одинаковое, общее строение23. 20 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 256—257. 21 Платонов К,- К. Вопросы психологии труда. М., 1962, с. 12. 22 Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии.— «Вопросы философии», 1972, № 9, с. 99. 23 Критический анализ этого положения дан в ряде работ советских психологов (см., например: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973, с. 220—236; Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968; Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности; Каган М. С. Человеческая деятельность). А. Н. Леонтьев отмечает, что при изучении деятельности мы имеем дело с особенными, конкретными ее видами, которые можно различать между собой по различным признакам: «...по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по физиологическим механизмам и т.д. Однако основное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность... предмет деятельности есть ее действительный мотив» 24. Иными словами, по Ле-онтьеву, понятие деятельности необходимо связано с мотивом. В соответствии с этим А. Н. Леонтьев дает следующее определение деятельности: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т. е, активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть, в отличие от других процессов, процессами деятельности» 25. Пытаясь проследить отличие деятельности от действий, А. Н. Леонтьев пишет, что от деятельности надо отличать процессы, называемые действиями. Действие — это процесс, мотив которого не совпадает с тем, на что оно направлено, а лежит в той деятельности, в которую оно включено, и далее: «Мы называем деятельностью процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. мотивом» 2а. В этих положениях разграничиваются действия и операции, подчеркивается совпадение мотива с результатом деятельности. В то же время не раскрывается сам процесс деятельности, ее конкретно-практическая сущность; кроме того, что особенно важно для разбираемой проблемы, неясен вопрос: каким образом психическая деятельность регулирует деятельность внешнюю, если они обе имеют одинаковое строение и если деятельность индивида отражает предметные способы человеческой деятельности в целом? Бесспорно, что человеческая деятельность предметна, поскольку она всегда есть взаимодействие субъекта с 21 Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии, с. 104. 25 Леонтьев А. II. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 39. 23 Там же, с. 510. объектом. Но суть проблемы состоит в самом понимании предметности деятельности. И если одни авторы понимают предметность деятельности только как оперирование с предметом, как присвоение способов действия, закрепленных в общественных предметах, то другие понимают ее более широко. Здесь имеется в виду позиция К. А. Абуль-хановой. Автор не соглашается с той точкой зрения, согласно которой общественная деятельность понимается только как способ действий, закрепленных в общественных предметах, которые должны быть усвоены людьми, выступает против понимания предметности деятельности как разделения трудовых операций между людьми и т. д., против понимания деятельности только как оперирования с предметом или даже его изменения. Она пишет: «Попытка раскрыть понятие общественной сущности человека, «предметности» через характеристику заключенного в нем способа действия затемняет понимание этой сущности как общественных отношений. Характеристика предметности человеческой деятельности — это прежде всего характеристика общественных форм организации человеческой деятельности» ". В других работах советских психологов, например в учебных пособиях для педагогических институтов, сказано, что «совокупность действий, которые объединены общей целью и выполняют определенную общественную функцию, составляет деятельность»28 или: «Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов» 29. Из этих определений видно, что деятельность в конечном счете определяется здесь через действие и сводится к совокупности действий, что, на наш взгляд, является недостаточной ее характеристикой, так как и само действий также требует своего объяснения и определения. Более расширенное понимание деятельности дается в «Общей психологии» (под ред. А. В. Петровского). Здесь деятельность связывается с развитием потребностей, по- 27 Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности, с 155. 28 Психология. М., 1966, с. 426; Общая психология. М., 1973, с. 99. 2!! Рудик П. А. Психология. М., 1964, с. 409; Психология. Под ред П. А. Рудика. М., 1974, с. 88. рождающих ее, с наличием сознаваемой цели, с активностью человека 3". Конкретизировать понятие деятельности в ее психологическом смысле сделал попытку Е. А. Климов. По его мнению, достаточно строгий психологический смысл понятия деятельности выражают следующие признаки: процесс действий, сознательная направленность в целом на приспособление к требованиям среды и некоторое преобразование ее, значимость деятельности для существования и развития человека и общества st. Л. И. Анцыферова обобщает состояние разработки проблемы деятельности в советской психологии, исследует деятельность в связи с развитием сознания, психики человека в целом. При этом анализ проблемы психологической структуры деятельности ведется с позиций взаимодействия целей, мотивов, установок. Так, в структуру деятельности как начальный ее момент автор включает цель, выступающую вместе с тем как предвидение результата, который необходимо получить в процессе деятельности; мотив как выражение потребностей, желаний, интересов человека; сам предмет деятельности как тот объект, который должен быть изменен. «Деятельность должна протекать сообразно свойствам предмета деятельности, т. е. непременно включать знание о них. Деятельность, далее, включает определенные приемы, орудия труда, инструменты, средства воздействия на предмет, своеобразие которых определяется характером цели и особенностями предмета деятельности. Особое место среди способов и средств достижения цели занимают умения и навыки человека» 32, — пишет Л. И. Анцыферова. При этом предполагается, что предмет деятельности, обстоятельства, в которых он находится, орудия деятельности, умение, знания, навыки человека следует относить к условиям деятельности. Приведенные исследования по психологической разработке деятельности показывают, что в них выявляются 30 См.: Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 1970, с. 147. 31 См.: Климов Е. А. Путь в профессию. Л„ 1974, с. 113. 32 Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии.—В кн.: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969, с. 65. специфичность деятельности как психологической категории, отличие деятельности от действий, подчеркивается связь, взаимодействие со средой, отмечается целенаправленность, указывается роль потребностей в деятельности. Однако при всем этом правомерным остается вопрос, который, по-видимому, указанием на все эти связи и зависимости не решается,— вопрос о том, что изучает психолог при анализе деятельности человека. В исследованиях по рассматриваемой проблеме можно отметить две тенденции: первая заключается в том, чтобы найти в психической деятельности общие признаки, черты, структуру и т. д., свойственные деятельности в целом, попытки подвести психическую деятельность под общее определение деятельности; вторая — в том, чтобы проанализировать психическую деятельность как специфический, качественно отличный от других вид деятельности. В нашу задачу не входит специальный анализ и сопоставление этих двух тенденций. Можно лишь констатировать их различие. Трактовка деятельности лишь как некоего реального процесса, состоящего из совокупности действий, выражает в известной мере ее операциональную характеристику. Кроме того, все понятия, через которые она описывается, как-то: цель, потребности и другие, — сами нуждаются в глубоком научном анализе, в то время как использование их для определения сущности деятельности предполагает их полную ясность. Далее, из данного психологического рассмотрения деятельности совершенно нерешенным остается вопрос: каким же образом при такой трактовке деятельности может быть реализован тезис «Способности развиваются в деятельности»? Для уточнения методологических позиций в отношении понимания деятельности обратимся к положению Маркса. По Марксу, человеческой деятельности присущи такие свойства, как объективирование деятельности в продуктах труда, которые становятся достоянием других, и, во-вторых, присвоение индивидами опыта, который воплощен в этих продуктах. К. Маркс подчеркивал, что человеческая деятельность носит общественно-исторический характер, ее формы могут проявляться только в обществе и через общество и зависят от конкретных условий. В процессе исторического развития каждое новое поколение застает готовый мир, включающий в себя культуру, науку, производственный опыт, а также определенные общественные отношения, т. е., говоря словами Маркса, «человеческую действительность». Умение пользоваться всем этим наследием предполагает, что люди присвоили, рассекретили его для себя. Любое орудие труда, любой предмет «содержит» в себе мысли, опыт, умение предшествующих поколений, создавших и усовершенствовавших его. Чтобы овладеть орудиями и предметами, необходимо усвоить знания и навыки, нужные для их использования, а также идеи, воплощенные в этих достижениях человеческой культуры. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности» 33. Каждое поколение в целом в своей общественно-преобразующей деятельности усваивает прошлый опыт, т. е. по существу распредмечивает, или <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|