Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.




Для студентов УВО «БГСХА»

ВВЕДЕНИЕ

Мы вправе видеть во все времена благороднейшую задачу философии в том, что она формирует самосознание развивающейся культурной жизни… Именно поэтому значение философских систем кроется в конечном счете не в преходящих формулах понятий, а в том содержании жизни, которое находит в них свое отражение”, – писал В.Виндельбанд. Слова эти указывают на практическую значимость философии в жизни человека. В дополнение к профессиональным знаниям, навыкам, эрудиции, которые так необходимы для решения конкретных задач, каждый из нас нуждается в чем-то большем. Для того, чтобы понять жизнь во всем ее многообразии, то есть чтобы жить сознательно, мало профессионального и житейского опыта. Необходимо осознавать цели наших поступков, свое место в мире, смысл нашей жизни. Это тем более важно в эпохи радикальных преобразований, когда разрушаются традиционные ценности, придававшие жизни смысл и значение, когда исчезают маяки, с которыми мы сверяли свои поступки и которые не позволяли нам сбиться с дороги истины и веры, дороги человечности. В этих условиях особенно острой становится потребность в мировоззренческих ориентирах, в философской рефлексии. И ожидаем мы от философии ориентиров и ценностей вечных, неподвластных повседневности, способных возвышаться над временными интересами и стремлениями.

Но именно философия исследует фундаментальные основания бытия человека в мире, на выявление которых направлены известные кантовские вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Двадцатое столетие превратило эти вопросы в проблему. Проблему жизни, проблему человеческой сущности. И именно Кант лучше, чем кто-либо иной, определил значимость и значение философии в жизни человека: если и есть наука, достойная изучения, то это философия, которая показывает человеку, что и как он должен делать для того, чтобы стать человеком.

Есть и другой, более узкий аспект влияния философии на жизнь. Она расширяет кругозор, формирует способность критического отношения к действительности. Но прежде всего философия, придавая единство и системность мировоззренческим ориентирам, задает способ видения мира, обуславливает выбор направлений деятельности, в том числе и научной, и этим предваряет успех и усиливает социальную ценность результатов этой деятельности.

Тем более возрастает роль и значение философии на современном этапе развития общества, который поставил перед человечеством принципиально новые задачи и потребовал принципиально новых способов их решения. Процессы глобализации разрушают национальную, экономическую и культурную ограниченность, задают общую модель развития, схемы деятельности и требуют унификации образовательных систем. Очень актуальной становится и проблема реформирования высшей школы, целью которой является более полное удовлетворение образовательных потребностей населения и обеспечение рынка труда квалифицированными специалистами. Массовизация высшего образования, чрезвычайная сложность производственных и социальных процессов требуют от человека таких качеств, как навык самостоятельного критического мышления, владение методами принятия руководящих решений, способность повышать свою квалификацию систематическим образованием в течение всей жизни. А это, в свою очередь, требует разработки и внедрения в учебный процесс новых, инновационных по самой своей сути, образовательных технологий, которые радикально изменяют традиционные формы взаимоотношений преподавателя и студента. Студент из пассивного объекта обучения превращается в активного субъекта познавательной деятельности, который значительную часть изучаемых курсов осваивает самостоятельно.

С учетом этого обстоятельства и в соответствии с программой и на ее основе и разработан конспект лекций по курсу философии. Особое внимание здесь придается выявлению логики исторического развития философии и содержательного изложения основных проблем курса. Расстановка акцентов в программе обусловлена тем, что, по словам А.Ф.Лосева, “...только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались категории и формы теоретического мышления, методы освоения действительности мыслью, методологическая культура”. С другой же стороны, понимая сложность и обширность историко-философского материала, автор конспекта лекций ставит задачу определения основных понятий и категорий и формирования на этой основе способности применять понятийно-категориальный аппарат философии не только для анализа собственно философских проблем, но и социальной практики.

 

МОДУЛЬ І. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Цели и задачи модуля:

1. Дать студентам знания о важнейших направлениях философской мысли и основных категориях философии; о ведущих представителях классической и неклассической философии и ее основных проблемах; усвоить основной терминологический инструментарий философии.

2. Развить практические умения: а) характеризовать, сравнивать и оценивать важнейшие идеи исторических и современных философских направлений; б) выявлять социокультурную обусловленность философии определенных стран и эпох; в) находить связи философии с практикой развития науки, культуры и человека; г) основываясь на мировоззренческо-аксиологическом потенциале философии, аргументировать смысл, цели и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

Тема І. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

2. Проблемное поле философии и основные направления философских поисков.

3. Философия в системе культуры. Социальные функции философии.

Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

Так что же такое философия? Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на те вопросы, которые с самого начала она ставит перед собой. Философия сориентирована не на исследование конкретных предметов внешнего мира в их разнообразном и случайном проявлении, а на постижение мира как целостности, на выявление первых оснований бытия мира и человека. Что есть мир и как он возникает? Что такое человек и какое место в мире ему принадлежит? Что собой представляет природа мира и существуют ли границы возможностей человека в нем? Но очевидно, что это вопросы мировоззрения, вопросы миропонимания. Это означает, что философия и возникает именно как мировоззрение, как исторически определенный способ видения, переживания и понимания мира.

Мировоззрение – это целостная система теоретических принципов, аксиологических установок и праксеологических схем, которые обеспечивают осмысленную ориентацию человека в мире, сознательный выбор им жизненного пути, способность и готвность к социально значимым действиям. В мировоззрение, таким образом, входят систематизированные знания о строении и сущности мира, общества и человека, то есть свойственная определенной исторической эпохе картина мира. Именно эти знания задают обобщенный образ мира и понимание того места, которое занимает в мире человек. Они воплощены в универсалиях культуры, в которых отражаются фундаментальные характеристики мира как целостности (пространство, время, природный закон, судьба, гармония, красота, добро, справедливость) и которые придают миру смысл и значение относительно человека.

Аксиологические установки – это ситема ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют приоритеты в отношениях человека к миру и к другим людям и обуславливают их деятельность. Это разнообразные моральные, правовые, эстетические, религиозные, политические взгляды, идеалы и убеждения.

Праксеологические схемы содержат интересы, цели и социальные программы, а также нормы и схемы поведения, которые проявляются в традициях, обычаях, обрядах и которые способствуют интеграции индивида в человеческое сообщество.

Особая роль в мировоззрении принадлежит вере. Она соединяет различные элементы мировоззрения в единую систему, придает ему личностно-субъективную окраску, делает “моим”, наполняет его смыслом и значением для “меня лично”. Это не только вера в Бога, но и в человека, в разум, справедливость, науку, то есть вера в широком смысле слова как состояние внутренней уверенности человека в том, что цели, которые он ставит перед собой, достижимы. Благодаря этому вера, а значит и мировоззрение, придает человеку способность, желание и готовность действовать во имя тех целей, которые он ставит перед собой. Поэтому мировоззрение – это не просто мировосприятие или миропонимание, а фактор, который делает человека активным, деятельным, творчески-конструктивным существом.

Если суммировать представления различных исследователей по этому вопросу, то можно сделать вывод о том, что мировоззрение:

¨ фиксирует универсальные основания бытия мира и человека посредством предельной экстраполяции достигнутых результатов познания;

¨ систематизирует обобщенные результаты познания в целостную картину мира;

¨ ориентирует совокупный потенциал познания на открытие и объяснение новых реалий бытия;

¨ изучает мир в его обращенности к человеку, как человеческий мир, как мир для человека;

¨ аккумулирует универсальные нормы и схемы эмоционально-оценочной и предметно-преобразовательной деятельности человека.

Совершенно очевидно, что составные части мировоззрения носят конкретно-исторический характер и обусловлены целями эпохи, ее ценностями, свойственным ей типом культуры. Поэтому нельзя представлять себе мировоззрение как нечто раз и навсегда данное, а необходимо рассматривать его конкретные формы, исторические типы. С этой точки зрения выделяют мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.

Мифы – это архаические предания о деяниях богов и героев, в которых отражены представления древних людей о происхождении и устройстве мира. Это исторически первый тип мировоззрения, который соответствует самым ранним стадиям развития общества. Основой мифологического мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил. При этом мифологическое сознание не отличает естественное от сверхъестественного, не противопоставляет реальное и фантастическое. Для этого сознания мир един, естественное и сверхъестественное сосуществуют в нем, они оба одинаково реальны. Эта особенность мифологического сознания называется супранатурализмом. Миф отражает мир и его составные части в форме чувственных образов-ассоциаций, а его реакция на природу носит эмоциональный характер. Каждое явление природы, каждое проявление человеческой жизни и деятельности персонифицируются в образах богов и героев. При этом на природу переносятся черты, свойственные человеку, мир оживляется и одушевляется. Большинство мифов направлено на поиск причин рождения мира. Мифологическое сознание не воспринимает миф как произведение, выдумку, для него это и есть мир – единый и неделимый. В мифах аккумулировался совокупный человеческий опыт, который посредством традиций, обрядов и обычаев передавался от поколения к поколению и, будучи усвоенным индивидом, присоединял его к человеческому сообществу, к определенному роду, выступал средством социализации человека.

Таким образом, можно выделить основные черты мифологического мировоззрения: образность, супранатурализм, персонифицируемость, ассоциативность, аналогизация(стремление найти подобие между предметами, явлениями и человеком), антропоморфизм, анимизм, гилозоизм, генетизм.

Религия – это мировоззрение и соответствующее ему поведение людей, в основании которого лежит вера в существование потустороннего мира, населенного сверхъестественными силами. Религиозное сознание, которое рождается из мифа и несет на себе отпечаток его, является более высокой формой духовного освоения мира. Это проявляется в том, что религиозному сознанию свойственна способность к обобщению, сравнению и противопоставлению различных аспектов бытия, выделение духовного как самостоятельной формы существования, первичной относительно предметной сферы. Религия делит мир на естественный и сверхъестественный, при этом сверхъестественный мир воспринимается как причина и условие существования естественного. Действительное существование свойственно только высшему бытию – Богу, который является воплощением совершенства, гармонии, справедливости и доброты. Бог не только творец мира, но и условие нравственной жизни. Вера в Бога и служение ему – вот предназначение человека. Вера эта носит иррациональный характер, она основана на переживании интимной связи человека с Богом.. Все происходящее в мире, обществе и в человеке зависит не от него, а от высшей силы, которая требует поклонения и уважения. Вера в существование сверхъестественных сил, иррационализм, деление мира на реальный и сверхъестественный, объяснение существования мира и человека действием внемирового и надмирового Бога – вот основные черты религиозного мировоззрения.

На ранних стадиях развития архаического общества, когда формы жизнедеятельности характеризуются простотой и даже примитивизмом, когда удовлетворение основных потребностей осуществляется не в процессе производства, а путем присвоения готового природного продукта, миф и религия, как формы миропонимания, вполне соответствуют целям и уровню развития этого общества. Но те изменения в жизни человека, о которых речь шла выше, обнаружили неэффективность мифологически-религиозных средств духовной ориентации человека в мире и привели к возникновению философии.

В сравнении с мифом и религией это была принципиально новая форма миропонимания. Специфика ее проявлялась прежде всего в том, что свою главную задачу она решала с опорой на разум. Сфера философии – не вера и фантазия, а разум и знания. Это не означает, что между философией, с одной стороны, и мифологически-религиозным мировоззрением, с другой, не существует никаких связей. Философия, как и миф, религия, искусство, обращена к “миру как целому”, к фундаментальным основаниям бытия мира и человека. Философия, как и дофилософские формы мировосприятия, имеет ярко выраженную ценностную ориентацию: она представляет мир с точки зрения человека, как человеческий мир, как мир для человека. Но делает она это рациональными средствами, с использованием процедур доказательства, обоснования и проверки своих выводов. Язык философии – это язык понятий. То, что в мифологическом миропредставлении воплощается в чувственных образах фантазии, что в религии оправдано иррациональной верой, в философии приобретает рациональный характер и осмысливается в понятиях. В этом стремлении к рационализации мира и человека формируется язык философии, преодолевается характерный для дофилософских форм миропонимания антропоморфизм, символизм и гилозоизм, некритическая вера в сверхъестественное.

Философия, таким образом, возникает как способ рационально-критического преодоления мифа, как теоретический способ осмысления мира и человека, независимый от религиозно-мифологической фантазии. Специфика философии как теоретической модели культуры в ее конкретно-историческом существовании основывается на рациональности и абстрактности. Именно это обеспечивает переход от чувственной образности мифа к категориальным структурам, от восприятий личного опыта к “мышлению” предметов в их системной целостности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...