Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.




Конец 80–90-х гг. XX в. можно считать переломным моментом в истории исторической науки Беларуси. Впервые были предприняты попытки создания базисных концепций истории Беларуси с позиций национальной историографии и органичного включения отечественной (белорусской) истории в общеевропейский контекст исторического развития. Создано первое поколение белорусских учебников (для вузов и средних школ) по истории, что позволило дать новому поколению белорусов более панорамное и альтернативное (по сравнению с предшествующей односторонне-идеологической матрицей) видение своего прошлого.

Политический контекст в определяющей степени повлиял не только на возможность рождения альтернативных концепций реконструируемого исторического процесса, но и на трактовку наиболее значимых его составляющих (проблемы этногенеза белорусов, специфика белорусской государственности и формы ее проявления в различные исторические эпохи, эволюция белорусской культуры в Х–ХХ вв., роль «знаковых» исторических личностей – субъектов белорусской истории и др.). Влияние политики сказалось в изменении «направления» социального заказа, актуализировавшего проблематику, связанную с исследованием: а) тоталитаризма с его репрессивно-карательной политикой, б) трагической судьбы белорусского национально-культурного возрождения в XX в., в) специфики этнического и исторического менталитета белорусов. Не в меньшей мере социально-политическая ситуация сказалась на самой возможности применения иных, чем марксистский, методологических подходов к осмыслению названных явлений и на переоценке, казалось бы, хорошо изученных (по крайней мере, на фактографически-эмпирическом уровне) старых тем. Среди них назовем: историю рабочего класса и крестьянства, историю политических партий и социальных движений и др. Новому видению старых проблем способствовало отмеченное выше существенное методологическое перевооружение исторической науки Беларуси, что позволило открыть иные ракурсы интерпретации в исследовании исторического процесса.

Структурная перестройка организационных форм исторической науки коснулась как академических институтов исторического профиля НАНБ, так и вузовских центров исторических исследований. В Институте истории НАНБ появились новые проблемно-отраслевые отделы, отражающие актуальные доминанты историографии конца XX в. (отделы: специальных исторических дисциплин, военной истории, национально-культурного развития Беларуси, истории международных отношений). В БГУ открылась кафедра источниковедения и музееведения. В БГУ, ГрГУ им. Янки Купалы и др. образованы центры и лаборатории по истории белорусской и мировой культуры. Новацией явилось создание в Беларуси негосударственных центров гуманитарной науки, в т. ч. и исторической (Центры «Стратегия» и НИИСЭПИ в Минске, ГЦИВЕ в Гродно), позволивших формировать историографические информационные потоки вне рамок государственной (институциональной) историографии. В итоге в белорусской историографии удалось образовать активно работающую «конкурентную среду».

В ходе дискуссий коренной концептуальной ревизии были подвергнуты такие наиболее значимые проблемы белорусской истории, как:

- характер государственности на белорусских землях в период раннего средневековья (IX–ХIII вв.) (М. Ткачев, С. Тарасов, Г. Штыхов, Н. Ермолович, М. Пилипенко и др.);

- процесс формирования государственности в Великом княжестве Литовском и роль в этом процессе белорусского фактора (В. Носевич, А. Кравцевич, М. Ткачев, Г. Голенченко, А. Грицкевич, И. Юхо, Н. Ермолович, П. Лойко и др);

- значение белорусской культуры и белорусского этноса в формировании культурных и политических традиций Великого княжества Литовского (Г. Голенченко, С. Подокшин, Д. Карев, М. Пилипенко И. Чаквин, А. Мальдис и др.);

- роль военных конфликтов с восточным соседом – Россией – в XVI–XVIII вв. (Г. Саганович, М. Ткачев, О. Яновский и др.);

- роль христианства и христианских конфессий в истории Беларуси (Г. Голенченко, С. Подокшин, Е. Филатова, В. Григорьева, Л. Иванова, С. Морозова, И. Саверченко Н. Дорошевичи др.);

- Октябрьская революция и политика (внутренняя и внешняя) советского государства (М. Бич, Н. Сташкевич, Л. Лыч, И. Игнатенко и М. Костюк, Т. Протько, В. Михнюк др.).

- особенности процесса национально-культурного развития белорусов в XIX–XX вв. и процесс генезиса капитализма в Беларуси (М. Бич, И. Панютич, З. Шибека, А. Киштымов, А. Лютый, Г. Киселев, Д. Карев, П. Терешкович и др.);

- история регионов Беларуси (И. Ковкель, И. Крень, Б. Клейн и др.);

- история белорусского шляхетства и дворянства (А. Грицкевич, Я. Запрудник, А. Смоленчук, А. Нарбут и др.)

Открытию новых тем исследований и пересмотру устоявшихся догм и стереотипов в трактовке отечественной истории способствовало развитие исторической периодики. Именно она стала полигоном и лабораторией для создания новых историографических версий и орудием формирования национального самосознания. В указанном направлении заметные заслуги имеют открывшиеся в последнее десятилетие исторические журналы «Спадчына» (с 1989 г.), «Беларускі гістарычны часопіс (с 1993 г.), «Беларуская мінуўшчына» (с 1993 г.), «Беларускі гістарычны агляд» (с 1994 г.), «Гісторыя: праблемы выкладання» (с 1997 г.). Заслуга этих журналов видится в том, что главное внимание они уделяют малоисследованным и дискуссионным проблемам истории Беларуси, активно вводят в научный оборот забытое и «репрессированное» источниковое наследие. Каждый из названных журналов стремится освоить свою нишу в рамках белорусской историографии.

Доминирующее место в этих изданиях заняла историко-культурологическая проблематика, с которой могут сравниться лишь исследования по политической истории. Главной причиной резкого повышения интереса к проблемам духовной культуры и прежде всего к ее истории явилась новая волна белорусского национального возрождения, прокатившаяся с конца 80-х гг. и, видимо, постепенно затухающая со второй половины 90-х гг. Анализируемые периодические издания в большей («Спадчына, «Беларуская мінуўшчына») или меньшей степени старались познакомить своего читателя с достижениями культуры, стремясь поколебать стереотипное представление о белорусе как о носителе только фольклорной традиции «крестьянского» этноса. В целом же белорусская историческая периодика 90-х гг. стояла на позиции признания безусловной и самодостаточной ценности белорусской национальной культуры, прежде всего белорусского языка как наиболее яркого выражения самобытной сущности этноса.

При всем богатстве эмпирического материала, помещаемого в белорусской исторической периодике, пока редки попытки осмыслить его теоретически. Недостаточно выявлены особенности формирования на территории Беларуси того культурно-исторического комплекса, который явился результатом действия многочисленных этнических, конфессиональных, социально-экономических, политических и иных факторов.

Радикальная ревизия устоявшихся концепций истории Беларуси, произошедшая в 90-е гг. XX в., в немалой степени определялась кризисным состоянием, которое переживает историческая наука Республики Беларусь. Отказ от марксистской методологии истории и поиски более универсальных методологических подходов (цивилизационного, в частности) привели к коренному переосмыслению критериев периодизации национальной истории. В центре дискуссий о периодизации находился вопрос о соотношении формационного и цивилизационного подходов к анализу истории белорусского общества. Внедрение новых критериев периодизации отразилось в содержании учебников по истории Беларуси. В итоге периодизация истории Беларуси стала выравниваться по стандартам западноевропейской историографической традиции XX в. Принципиально новым моментом, отраженным в учебниках, стало применение методов исторической компаративистики, когда белорусская история включалась и рассматривалась в общем контексте европейского исторического процесса. Существенному пересмотру подверглись ключевые историко-теоретические понятия, положенные в основу понимания содержания социально-политической истории (общественный прогресс, революция и реформы, кризисы и альтернативы исторического развития, государство и личность).

Среди исследовательских приоритетов, сегодня выделяются две проблемы. Первая – это проблема истории белорусской государственности (исследования И. Юхо, Н. Улащика, С. Сокола, В. Круталевича, Н. Сильченко и др.); вторая – проблема эволюции исторической памяти белорусов Х–XX вв., исследуемая с конца 80-х гг. в ГрГУ им. Янки Купалы коллективом историков кафедры всеобщей истории, а в Минске – кафедрой истории Беларуси. Обе проблемы тесно взаимосвязаны и представляют существенный интерес в деле развития белорусской государственности. Думается что, исторической науке Республики Беларусь предстоит сыграть значительную роль в формировании национального самосознания белорусов и рамках XXI в.

В начале 1990-х гг. современная беларусская философия начала оправляться, а вернее сказать заново, формироваться, в непростых условиях. Основной причиной трудностей является то, что зарождавшаяся национальная философская школа первой половины ХХ в. была разгромлена или подавлена. В Беларуси второй половины ХХ вв. Развитие философии шло в рамках марксизма-ленинизма, и только в к. 70-80-х гг. появились оригинальные исследования Н. Жукова, В. Степина А. Михайлова, Е. Бабосова. Новая волна в исследованиях в первую очередь, на мой взгляд, была вызвана новыми явлениями как в общественно-политической, так и в научной жизни. Такие явления как вычислительная техника, понятие информации, новые направления прикладной математики нашли отражение в трудах Н. Жукова. Академик Е. Бабосов на основе большого фактического материала, связанного с крупнейшей катастрофой XX века — аварией на Чернобыльской АЭС, исследует теорию и практику катастроф. При непосредственном участии представителей Беларуси, осуществляется многотомный беспрецедентный международный проект «Гуманитарная энциклопедия», не имеющий аналогов на постсоветском пространстве (научные редакторы – А. Грицанов, Т. Румянцева, В. Абушенко и др.). Объемы книг издания – по тысяче и более страниц энциклопедического формата. В рамках проекта увидели свет: «Новейший философский словарь» (три переиздания – 1999, 2001 и 2003 гг.), энциклопедии «Всемирная энциклопедия. Философия» (Москва – Минск, 2001), «Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век» (Москва – Минск, 2002), «Постмодернизм» (2001), «История философии» (2002), «Эзотеризм» (2002), «Социология» (2003). В проекте приняли и принимают участие более 300 авторов из Беларуси и десятков зарубежных государств. Проект полноценно и всесторонне содержательно простроен по действительно энциклопедическим критериям, а также содержит ряд принципиально новых статей, отражающих новации в мировой философии ХХ – начала ХХ I века. Одной из основных проблем современной белоруской философии, на мой взгляд, является определенная разобщенность между представителями официальной школы и национально-ориентированой прозападной школы. Просмотрев ряд публикаций можно придти к выводу об отсутствии диалога между этими двумя группами, кроме заочной критики, что, на мой взгляд, неправильно так как не оставляет возможности сотрудничества. К достоинствам последних стоит отнести философскую литературу, изначально обдумывавшуюся и создававшуюся на белорусском языке и отражающая горизонты и реалии современного философского лексикона Европы (тексты Акудовича, Антипенко, Бобкова, Рязанова, Булгакова, Дынько и др.). Таким образом, несмотря на сложности современная белорусская философия начинает медленно, но подниматься. В ней исчез налет партийности и догматизма, абстрактных теоретических схем. Явственно происходит поворот к принципам объективности, научности, гуманизма и либерализма. Универсальные человеческие ценности становятся центром внимания философского анализа совместно с вопросами особенностей белорусской культуры и менталитета.

Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д. В целом, спектр современных отечественных философских исследований касается изучения методологии научной деятельности и исследований по философии науки и культуры (В.Степин), социологических исследований взаимоотношений общество-природа, техногенная цивилизация – человек (Е Бабосов), эстетической проблематики (Н.Крюковский) и мн. др.

Словарь основных терминов

Агностицизм – философское учение, сторонники которого отрицают способность человека к объективно-истинному познанию.

Аксиология – философское учение о происхождении и эволюции ценностей, их структуре и месте в обществе.

Антропоморфизм – одна из фундаментальных характеристик мифологического сознания, которая заключается в переносе психо-физиологических качеств человека на предметы природы и уподобление их человеку.

Антропоцентризм – характеристика философских концепций, рассматривающих человека как центр и высшую цель Вселенной.

Артефакт – понятие, обозначающее все созданное человеком.

Герменевтика – (от греческого – объяснять) – искусство и теория истолкования текстов, название одного из направлений в современной философии, которое понимание рассматривает как условие социального бытия.

Гносеология – теория познания, раздел философии, изучающий возможности, формы и способы познания мира человеком.

Гуманизм – фундаментальная характеристика философии Возрождения, система представлений о самоценности человека, его праве на свободное творчество в сфере природного и социального бытия с целью его совершенствования в соответствии с принципами разума.

Дуализм – философское учение, сторонники которого признают существование двух равноправных и независимых друг от друга субстанциальных начал мира: духа и материи.

Диалектика – философское учение о фундаментальных закономерностях развития мира и человека, философский метод, основанный на принципах противоречивости всего сущего, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости явлений и процессов.

Идеализм – понятие для обозначения философских учений, авторы и сторонники которых отстаивают первичность духовного (сознания) над материальным. Родоначальником идеализма в философии традиционно считают Платона.

Иррационализм – (от латинского irrationalis – неразумный) – философский принцип, ограничивающий либо отрицающий разумность человека и рациональность мира и утверждающий алогичность бытия.

Креационизм – (от латинского creatio творить) – фундаментальный принцип средневековой философии, религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего.

Логос – понятие древнегреческой философии, введенное Гераклитом для обозначения космического закона, придающего миру единство, гармонию и красоту.

Логика – наука о правилах и законах мышления.

Монизм – философская концепция, сторонники которой отстаивают существование одного и единого (материального или идеального) начала бытия.

Материализм – направление в философии, сторонники которого отстаивают первичность материи над духом (сознанием).

Метафизика – философская теория о первых условиях бытия, началах всего сущего, которое постигается не чувствами, а разумом. В новоевропейской философии выступает как метод, основанный на требовании рассматривать вещи обособленными, неизменными и постоянными.

Миф – архаическое повествование о деяниях богов и героев, в которых отображены представления древних людей о происхождении и существовании мира. Исторически первый тип мировоззрения, основывающийся на вере в существование сверхъестественных сил. Характерными чертами его являются антропоморфизм, синкретизм, и супранатурализм.

Номинализм – философское учение средневековой схоластики, утверждающее, что реально существуют только отдельные, единичные вещи, а понятия (универсалии) существуют только в мышлении как имена (латинское nomen – имя) этих вещей.

Натурфилософия – первая форма античной философии, философия природы, объектом которой выступали умопостигаемые условия ее существования.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога с миром, растворяющее Бога в мире.

Плюрализм – философская концепция, которая признает и отстаивает наличие нескольких и даже множества субстанциальных начал бытия.

Провиденциализм – один из фундаментальных принципов средневековой философии, религиозно-философское учение о предопределенности всего сущего, его подчиненности воле Бога, который перманентно правит миром, человеческой историей и судьбой каждого человека.

Психоанализ – влиятельное направление в постклассической философии, которое природу человека выводит из бессознательного как главного мотиватора его поведения.

Рационализм – способ философствования, который основой познания и поведения человека признает разум.

Реализм – философское учение средневековья, отстаивающее реальное существование общих понятий (универсалий), образующих иерархию духовных сущностей во главе с Богом.

Ревеляционизм – принцип средневековой философии, религиозное учение о божественном откровении как источнике всех возможных истин и самом надежном способе познания.

Редукционизм (от лат. Reduktio – отступление назад, возвращение к первоначальному состоянию) – методологический принцип сведения высших форм существования к низшим.

Религия – исторический тип мировоззрения, основанный на вере в существование потустороннего мира, заселенного сверхъестественными силами, которые обуславливают существоание мира и определяют поведение человека.

Секуляризация – процесс освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии и церкви, а социальных институтов и отношений от религиозного санкционирования.

Сенсуализм – способ философствования, рассматривающий чувства в качестве единственного источника истинного познания.

Скептицизм – философское учение, сторонники которого отрицают наличие механизмов соотношения знаний и объективной реальности и на этом основании сомневаются в способности человека к истинному познанию и утверждают его гипотетический харктер.

Субстанция (от лат. Substantia – сущность, то, что лежит в основании) – то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира.

Субъективный идеализм – направление в философии, отстаивающее зависимость мира и его свойств от сознания человека. Крайним выражением субъективного идеализма является солипсизм, признающий только существование единственного Я.

Схоластика – этап в развитии средневековой философии, форма религиозного философствования, для которой харктерно принципиальное подчинение философии, разума богословию и стремление соединить религиозные догматы с рационалистическими средствами познания.

Философия – теоретическая форма мировоззрения, наука об универсальных законах развития природы, общества и мышления.

Экзистенциализм – влиятельное направление в постклассической философии ХХ в., философия существования.

Эмпиризм направление в теории познания, представители которого признают опыт источником познания и утверждают, что содержание его представляет собой описание этого опыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...