Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Философские учения И.Канта и Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса.




Немецкая классическая философия – это мощное интеллектуальное течение в истории немецкой культуры средины XVIII – первой трети XIX вв., связанная с именами Иммануила Канта, Йогана Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля. Она была инспирирована теми социокультурными процессами, которые происходили как в Германии, так и в Европе этого периода. Экономически отсталая, территориально раздробленная, политически реакционная Германия требовала радикальных перемен, осуществить которые в этих условиях было невозможно. Все живое и талантливое угнеталось, реакционность политического режима исключала возможность практического реформирования общества. В этих условиях активность немцев переносится в духовную сферу. То, чего немцы не могли осуществить практическо-политически, они осуществляли в литературе, переживавшей период расцвета. Преодоление отсталости, политическое и национальное объединение страны, демократизация политической жизни – вот главные усилия наиболее сознательной части немецкого общества этого периода.

Могучим стимулом немецкой философии была французская буржуазная революция 1789 – 1794 гг. Она инспирировала размышления о перспективах социального развития, теоретическое обоснование идеалов нового общества, поиск новой рациональности. А отсутствие политических свобод и всевластная цензура приводили к тому, что эти размышления приняли форму абстрактных и часто нарочито сложных текстов.

Большое влияние на тематику немецкой классической философии оказало и новое естествознание. Попытка осмыслить это явление, открыть и объяснить механизмы функционирования этой науки, определить ее методологическую базу в той или иной степени проявляются в произведениях всех авторов рассматриваемого периода.

Непосредственным идейным предшественником немецкой классической философии было просветительство. Достаточно указать на тот факт, что Кант высоко ценил творчество Руссо, а с немецкими просветителями был связан личными связями. Вольф, Крузиус, Ламберт,Тетенс, Мендельсон, Гердер, Лессинг, Гете были историческими современниками родоначальника немецкой классической философии и теоретическими предшественниками его. Просветительские идеи были восприняты в Германии XVIII в. и развивались здесь в острой борьбе с предрассудками, фанатизмом, политической и религиозной нетерпимостью. Именно здесь наиболее отчетливо проявились основные моральные установки Просвещения: терпимость, добродетель, гуманизм. Немецкие просветители, вслед за своими европейскими единомышленниками, видели свой научный и общественный долг в том, чтобы открыть людям правду об их собственной природе, вывести на путь истины, добыть свободу в наилучшем общественном устройстве.

Развитие. Просветители были убеждены в достижимости этих целей. Исторический оптимизм – характерная особенность Просвещения, главным достижением которого было обоснование идеи социального прогресса. Именно здесь находятся корни историзма. Для философии немецкого Просвещения эти особенности свойственны прежде всего. Молодой Кант, Гердер, Лессинг, Шиллер в различной форме и с разным талантом проводят идею развития в естествознание и общественные науки.

Идеи кантовской “Всеобщей истории и теории неба»” разрушали представления о божественном происхождении и неизменности природы. Идея эволюции становится основным мировоззренческим и методологическим ориентиром.

Творчество Лессинга и Гердера преодолевало миф о божественной завершенности человека. Непрерывное совершенствование – вот его особенность. Человек никогда не бывает завершенным. Развивается его интеллект, язык. История языка неразрывно связана с историей мышления, а оба они, и язык, и мышление, – части общественной истории, в процессе которой индивиды и народы усваивают накопленный опыт, осмысливают достижения прежних эпох. Это мир культуры, который передается от народа к народу, история человека – это история человеческой культуры.

Но культура – результат деятельности человека. Поэтому встает вопрос об истоках этой деятельности. А поскольку культура в это время рассматривается исключительно как духовная культура, то истоки деятельности как субстанции культуры пытаются найти в идеальной сфере сознания. Отсюда и идеализм, так характерный для немецкой классической философии.

Идея активности сознания. Наиболее существенным результатом этих поисков стала идея активности сознания, впервые разработанная Кантом. Если философия предшествующего периода рассматривала человека как пассивно-созерцательное существо, а процесс познания – как простое созерцание, то Кант впервые открывает творчески-активную, синтетически-конструктивную природу человека. А познание рассматривает как процесс созидания мира явлений, то есть мира культуры. Основания этой деятельности одновременно выступают и условиями существования культуры. При этом Кант утверждает, что способы и цели познания всегда подчинены морально-практической деятельности и свою возможность приобретают именно благодаря ей. Знания имеют ценность только в той степени, в какой они способствуют человеку в достижении совершенства. Эта идея имеет для нас двойное значение: во-первых, в субъективно-идеалистической форме Кант впервые совершил попытку обоснования зависимости познания от практики и, во-вторых,показать активность познания как конструирования мира культуры, в котором человек обретает свободу и реализует моральный идеал.

Следует отметить тот факт, что, по мнению Канта, эта деятельность разворачивается в мире природы, в сфере “вещей самих по себе”, которая ограничивает разум и вынуждает его считаться с необходимостью природного существования. Это, считает Кант, предохраняет разум от чрезмерного субъективизма.

С этой точки зрения дальнейшее развитие немецкой классической философии идет по пути освобождения от этого материалистического “довеска”. В системах Фихте и Шеллинга деятельность из атрибута познания и культуры превращается в субстанциальную основу мира. Предназначение человека – свобода. Средством и сферой достижения свободы является культура.Эта культура предстает всегда как результат человеческой дечтельности. Она и есть мир человека, и никакого другого мира не существует.

Так формируется представление о деятельной и потому противоречивой природе человека и того мира, который он создает. Но одновременно нарастает и субъективизм Его преодоление начинается в творчестве Гете, братьев Гумбольдтов, в романтизме, но заслуга в этом прежде всего принадлежит Шеллингу с его идеей всеединства. Шеллинг всю свою творческую жизнь стремился осуществить синтез спинозизма с его абсолютностью природы и фихтеанства с характерной для него абсолютизацией субъективности. Это стремление, независимо от самого Шеллинга, приводило к нарастанию объективизма в оценках мышления, которое во все большей степени приобретало черты всеединого Бога, противоречивого по самой своей сущности. Бог – это разум, но и сам мир. В нем борются реальное и идеальное, эгоизм и любовь. Становление мира (и Бога) – это преодоление эгоизма посредством любви.

Эти наполовину религиозные, наполовину пиетические представления позднего Шеллинга становятся непосредственным мыслительным материалом для молодого Гегеля. В “Жизни Иисуса” и в “Духе христианства” он пытается преодолеть разрыв между сущим и должным в морали, найти такую общую сферу, которая бы соответствовала отдельному человеку.

Диалектика. В этих поисках и рождается гегелевская диалектика – главное достижение немецкой классической философии. Сущность разработанной Гегелем диалектики кратко можно охарактеризовать следующим образом. Никакое состояние мира и никакие знания о нем не бывают неизменными. И мир, и его познане – это непрерывно изменяющийся процесс, и эта изменчивость является существенной особенностью и мира, и познания его. Всякое состояние, любые знания содержат в себе свою противоположность, свое отрицание. Душой, источником этой изменчивости является противоречивость всего сущего. Нечто существует лишь постольку, посколькуоно внутри себя содержит свою противоположность – этот источник жизнеспособности и силы.

Преодоление этих противоречий и есть процесс развития. Его нельзя остановить, от него нельзя отказаться. То, что еще вчера было жизнеспособным, сегодня становится устаревшим и осужденным на отрицание. Справедливое в одном случае предстает как высшая несправедливость в другом. Действительное вчера перестает быть таковым сегодня и либо само должно уступить место новому, либо подлежит принудительной ликвидации со стороны более развитой реальности. Но это – реальность сознания, реальность духа. Природа же – это “окаменевший дух”. Ее поэтому нельзя ни обожествлять, ни ставить выше человеческих свершений. Природные формы не знают развития. Такой способностью обладает только дух. И именно в духе завершается развитие, ибо именно в развитии духа достигается высшая цель – познание самого себя. Дух обнаруживает, что все отличное от него только кажется таковым. На самом деле это сам дух на разных стадиях своего развития. Так разум замыкается на самом себе и этим лишает себя той основы, на которой он только и может функционировать. Реальное развитие природы здесь подменяется движением и изменчивостью понятий. Но как в процессе движения возникает мир? Как развитие понятий приводит к появлению природы?

Эти вопросы относятся к самому уязвимому месту в философии Гегеля. И поставил эти вопросы еще Шеллинг. И эти же вопросы стали основанием для самой беспощадной критики со стороны Людвига Фейербах.

Антропологический материализм и критика идеализма. Фейербах был первым критиком немецкого идеализма. Заслуга его заключается в том, что с позиций материализма он выявил истоки и условия существования религии и идеализма. В действительности природа предшествует как Богу, так и духу. “Так деятельность брюха предшествует деятельности головы, первое в жизни – пища…” – писал Фейербах.

Идеализм абсолютизирует деятельность головы, приписывает ей такую силу и такие функции, какими она в действительности не обладает. Идеализм и религия удваивают мир, в религии и идеализме обективизируется бессилие и несовершенство человека. С помощью духа и Бога человек преодолевает свои недостатки. В дух и в Бога помещает человек те проблемы, которые он сам решить не может. Бог – это созданная человеком его собственная тень. Истинным же Богом является сам человек.. Его божественная природа проявляется в любви. Любовь – это основа моральности и человечности, условие гражданственности. Любовь – это Бог в человеке. Этим земная гуманистическая направленность философии Фейербаха не может не импонировать. И он прав, когда утверждает Любовь как основу человеческих отношений. Но почему в реальной жизни эта любовь приводит к ссорам, войнам и насилию? На этот вопрос Фейербах не отвечает, да и не может ответить. Его заслуга в ином. В антропологическом материализме Фейербаха классическая западная философия завершила свое развитие. После его критики идеализма и религии дальнейшее развитие основных проблем классической философии возможно было только на пути разрушения оснований этой философии, на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе.

Каковы же главные достижения немецкой классической философии?

1)значительным достижением немецкой классической философии стало убеждение в том, что осмыслить сущность человека ни с позиций его эмпирического существования, ни с точки зрения “чистого разума” невозможно. Мир человека – это первоначальная данность, он культивируется человеком и только в этом процессе приобретает статус сферы специфически человеческой жизнедеятельности. Это мир культуры, исторически создаваемый человеком. Без него и вне его существование человека невозможно. Способом же реализации культуры, основой ее возникновения и существования является деятельность.

2)основой этой деятельности, ее глубинным источником является диалектика как единство противоположных тенденций и их борьба.. Это главное достижение немецкой классической философии. На идеалистической основе диалектика здесь была разработана так основательно, что открыла перед человеческим мышлением доселе неизвестные сферы. Она внедряла принцип историзма как основу мышления и вела к весьма радикальным выводам. В границах этого интеллектуального течения была радикально переосмыслена трактовка познавательной деятельности. Если в предшествующей философии созерцательный субъект либо поглощается бытием как его элементом, либо отграничивается от бытия и противопоставляется ему, то немецкие философы XVIII – XIX вв. обосновали творческую активную природу познания, в котором субъект и объект тесно взаимосвязаны и образуют целостную систему познавательного отношения, функционирование которой обусловлено социокультурными факторами. Так впервые разрабатывается идея практической обусловленности познания;

3)систематичность, основательность и завершенность, идеализм, рационализм и логицизм, преобладание гносеологической тематики – таковы основные черты немецкой классической философии.

Маркизм – это система идей, созданная Марксом и Энгельсом во второй половине ХIX в., составными частями которой были философия, экономическая и социально-политическая теории. Возник марксизм в 40-е годы XIX в. и был своеобразным теоретическим ответом на те вопросы, которые поставили перед людьми социально-экономические и политические процессы новейшей европейской истории. Мощный экономический подъем, стремительное развитие науки, исторический оптимизм просветителей, подтвержденный грандиозной системой Гегеля, с одной стороны, и нищета и беспомощность рабочей массы в молодом буржуазном обществе – с другой, вот истоки философии Маркса. Его учение было рождено ужасающим зрелищем социальной действительности на фоне научного прогресса, который, казалось, мог обеспечить человеку достойные условия жизни. Маркс был поражен бедственным положением людей среди мощных машин, предназначенных для того, чтобы сделать долю человека лучшей, но почему-то не сделавших этого.

На формирование мировоззрения Маркса оказали влияние и другие факторы. Так, например, Энгельс отмечал, что убеждения Маркса формировались под влиянием современного ему естествознания и, в первую очередь, трех великих открытий в этой области: закона сохранения и превращения энергии, теории клеточного строения организма и эволюционной теории Дарвина. Эти научные открытия разрушали религиозные взгляды на проблему происхождения жизни, внедряли в науку принцип развития и способствовали формированию диалектических и материалистических взглядов на мир.

Но прежде всего необходимо отметить то впечатление, которое на молодого Маркса оказала философия Гегеля с ее универсализмом, историчностью и диалектическим характером. Нельзя не отметить и влияния Фейербаха, борьба которого с религией воспринималась Марксом как “великая теоретическая революция”, ликвидировавшая религиозное отчуждение человека от жизни и создавшая необходимые предпосылки для критического мышления. Восстав вместе с Фейербахом против Бога, Маркс восстает и против гегелевского “мирового духа”. Для него подлинной реальностью является не мировой дух, как считал Гегель, и не чистая природа, как думал Фейербах, а реальность человека, обусловленная материальной, социально-экономической действительностью.

Дух, сознание этого человека определяется материальными условиями его существования, а не наоборот. Поэтому чтобы влиять на людей, на их сознание и историю, необходимо изменить эти материальные условия существования, то есть – материальное производство с присущими ему производительными силами и соответствующими им производственными отношениями. В обществе большая часть людей лишена средств производства, которые только и могут обеспечить им необходимые условия существования. Но ведь человек, не имеющий средств обеспечения своей жизнедеятельности, не принадлежит самому себе, он отчужден от себя и подчинен другому человеку, а точнее – системе. Отчуждение приводит к делению общества на богатых и бедных, на общественные классы, формой взаимоотношений между которыми является классовая борьба. Именно она – двигатель истории. В процессе этой борьбы один класс исчезает, уступая место другому классу, который, в свою очередь, становится объектом нападок со стороны новых социальных низов. История человечества – это история классовой борьбы, которая в конце концов приводит к ликвидации эксплуатации человека человеком и построению коммунистического общества как начала подлинной истории человечества.

Такое понимание социальной истории вело к радикальному переосмыслению философии, сущность которого отражена в известных “Тезисах о Фейербахе”. Вся предшествующая философия, по убеждению Маркса, стремилась объяснить мир, тогда как куда более важной задачей является преобразование его. Философия – это теория борьбы и пропаганды. Она должна выявить причины человеческих бед, открыть и указать пути и средства социальных преобразований, ведущих к свободе и блогополучию в обществе равенства, справедливости и братства. Философия – это теория практической деятельности, мыслительная основа praxis (практики), которая предшествует сознанию и культуре, включает в себя все виды сознательной деятельности людей и предстает как историческая тотальность.

Идея единства теории и практики является центральной в творчестве Маркса. Любая научная теория, в том числе и философия, оправдана только тогда, когда она основывается на практике и способствует ее совершенству.

Каждая экономическая система, как базис общества, находит свое оправдание в системе идеологических концепций и социальных институтов, этой политической надстройке, которую она порождает и которая ей служит. Поэтому одной из специфических задач философии является идеологическая критика.. Она должна осмыслить существующие представления человека о себе, мире и своем отношении к нему и показать, что все прежние идеологии не только были неспособными объяснить бытие человека, но и сознательно искажали это бытие. Поэтому смена способа производства как материальной основы общества должна быть дополнена сменой всех лживых идеологий.

Какие же черты присущи философии Маркса?

1)Материализм составляет мировоззренческую основу этой философии, но не старый метафизически-механистический материализм, который сводит все к природе, физике, где все подчинено универсальному детерминизму, исключающему возможность свободы. Предпосылкой существования человека является не природа, а направленная на преобразование этой природы практическая деятельность, основой и главной целью которой выступает материальная жизнь людей. Это материализм диалектический и исторический;

2)диалектика как теория развития и методологический принцип отличает марксистскую философию от предшествующих философских теорий;

3)социоцентризм, сущность которого заключается в том, что общество рассматривается как основной и даже единственный объект философского исследования, предпосылка существования человека и действительный субъект истории;

4)социально-критическая ориентация, которая делает эту философию “теорией революционного переустройства мира”;

5)определяющая роль практики как специфически человеческой активной деятельности, направленной на преобразование природной и социальной среды с целью более полного удовлетворения общественных потребностей.

Более подробный анализ марксистской филосфской концепции позволил бы выявить многочисленные противоречия в ней, сформулировать вопросы, на которые марксизм так и не дал ответов. Но на это нет ни времени, ни места. Необходимо только отметить три обстоятельства: во-первых, марксизм вызван к жизни той совокупностью социокультурных реалий, которые были характерны для европейского сообщества средины ХIХ в., во-вторых, это была реакция на нищету, бесправие и невыносимое положение рабочей массы на этапе раннего капитализма, в-третьих, бесспорным является тот факт, что марксизм оказал огромное влияние на историческую жизнь человечества в ХХ в. Можно не соглашаться с марксизмом, но нельзя не признавать его в качестве элемента европейской духовной культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...