Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.




  1. Особенности и основные этапы развития философской мысли на Беларуси.

Начало ХХI в. оказалось переломным временем в развитии мировой цивилизации. Радикальные трансформации охватили буквально все сферы общественной жизни. В особой мере это характерно для стран посткоммунистического мира, вступающих в новый период своей истории. Все более остро осознаваемая необходимость социально-экономических реформ, формирование новых духовно-нравственных ориентиров, отвечающих запросам эпохи, – эти процессы выступают в качестве основополагающих признаков цивилизационного развития. В такие переломные эпохи человечество обращается к переосмыслению традиционных ценностей, накопленных национальными культурами. Именно мудрость прошлых веков выступает в качестве одного из критериев, по которым человечество выверяет свою преобразовательную деятельность. Особая роль в этой духовной работе принадлежит философии. Всеобщность ее категориального строя, ее изначальный универсализм оказываются соразмерными масштабам вызовов и задач, встающих перед современным миром. На новом этапе своего развития философия призвана осуществить свою мировоззренческую функцию, отвечая на вопрос о том, как устроен современный мир, какие из набирающих силу социальных тенденций соответствуют решению глобальных проблем, связанных с выживанием человечества, а какие следует оценить как угрожающие, негативные. Философия стоит перед необходимостью осмысления процессов глобализации (философская концепция в рамках которой современное общество рассматривается как целостный и взаимосвязанный мир), идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную культурную идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей – важная задача современной эпохи.

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

Статус и содержательная специфика белорусской философии определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами:

– отсутствие в истории самостоятельной национальной формы государственности (территориально белорусские земли входили в состав других государственных систем - ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи);

– ситуация пограничья: Беларусь находится в пространстве цивилизационного, политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока;

– трудности в национально-культурной самоидентификации мыслителей, т.к. некоторые из них в равной степени принадлежат культурам других стран (например, С. Будный, К. Лыщинский, С. Полоцкий, Г. Конисский, М. Смотрицкий и др.);

– невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском либо польском языках;

– отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др.;

– становление и последующее развитие философской мысли осуществлялось преимущественно в рамках доминирующих в культуре воззрений - религиозных, просветительских, национально-освободительных, идеологических, что нашло отражение в формулировке проблем, способах их обоснования и решения ведущими белорусскими мыслителями. Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географически-территориальную специфику философствования.

Эволюция философской мысли Беларуси связана со следующими этапами:

Первый этап - предфилософский: его истоки усматривают в культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12 вв.), имевшего для белорусских земель большое значение благодаря деятельности полоцкой княжны Рогнеды, основавшей на этих землях первый монастырь. Знаковыми фигурами этого периода являются Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Ефросиния Полоцкая, т.к. они способствовали распространению христианских идей и принципов, призывали к просвещению и «книжному почитанию» (К. Туровский), что должно был о обеспечить человеку душевную гармонию и помочь в достижении счастья. Позитивная сторона принятия христианства связана с распространением образования, изданием рукописных книг, развитием письменности и литературного творчества, формированием комплекса философских, общественно-политических, этических и эстетических идей, обращением к древнегреческим текстам с целью подлинного и глубинного понимания Священного Писания. Наряду с официальной христианской культурой, особую заслугу усматривают в народной фольклорной культуре, оказавшей заметное влияние на духовную жизнь людей.

Второй этап - гуманистическое и реформационное движение (XVI - первая половина XVII вв.) На этом этапе развитие белорусской философии осуществлялось в контексте всей европейской культуры. Поэтому белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Возрождения, к таковым следует отнести: 1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человека, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического его предназначения; 2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума; 3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека. Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, что индивидуальная свобода, историческое предназначение человека представлены идеей ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм трансформировал понимание свободы в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской идеями белорусского Возрождения, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей (Франциск Скорина, Сымон Будный);

Со второй половины XVI на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации. Поэтому Белорусский гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившим самые широкие слои общества. Реформация оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации был Сымон Будный. Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на развитие культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем, таких как природа духовной свободы, роль разума в познавательной деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Конец ХVI – срединв ХVII вв. обозначены такими признаками, как: ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Гуманистические тенденции этого периода, представлены Казимиром Лыщинским и Симеоном Полоцким.

Третий этап - доминирование схоластической философии (конец XVII - первая половина XVIII вв.) - проходил под знаком идейной борьбы православия и униатства, связан с господством ордена иезуитов в духовной жизни Речи Посполитой и, в первую очередь, в области образования (Виленская иезуитская академия, коллегиумы в ряде городов белорусских земель). Основу схоластической философии составляли труды Аристотеля, адаптированные Фомой Аквинским к теологической проблематике. Разрабатывались этические, эстетические и педагогические идеи. Развертывались дискуссии между представителями различных религий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я. А. Кулеш).

Четвертый этап - господство идей Просвещения в философской и общественно-политической мысли (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.). Белорусская мысль движется в русле европейского Просвещения, манифестирующего идеи рационалистической философии с ее принципом суверенности разума, благодаря которому можно не только познать, но и преобразовать мир (природный и социальный). Образование и воспитание - основной механизм формирования свободного человека и установления справедливого общества. Белорусское Просвещение связывают с функционированием тайных студенческих сообществ - физиократов (сторонников разного рода реформ), филоматов (любителей знания), «променистых» (патриотов национальной культуры) и филоретов (друзей добродетели), актуализировавших социально- философскую проблематику (права и свободы человека, диалектика личности и общества, пути восстановления государственности и т.д.). Эти значимые для белорусской мысли темы рассматривались в трудах К. Нарбута, И. Стройновского, Я. Чечота, А. Нарушевича, Б. Добшевича, А. Мицкевича, Т. Зана и др.

Пятый этап - национально-демократические идеи в белорусской общественной мысли (вторая половина XIX- начало XX вв.). Отличительной чертой является акцент на проблеме национального возрождения и освобождения белорусского народа, статуса национальной культуры и языка. Особенностью этапа является разработка этих идей деятелями национально-освободительного движения (К. Калиновский) и творческой, интеллигенции (Ф. Богушевич, М. Богданович, А. Пашкевич, Я. Купала, Я. Колас и др.). Философски значимой становится тема национального самосознания и национальной идентичности в работе И. Абдираловича «Ад- вечным шляхам» и философском очерке В. Самойлы-Сулимы «Гэтым пераможаш!»

Шестой этап - доминирование марксистской традиции в белорусской философии (20-80-е гг. XX в.), в рамках которой проводились исследования в области: истории философии (Г. Александров, И. Лущицкий, А. Бирало, А. Майхрович, С. Подокшин и др.); философии и методологии науки (В. Ивановский, В. Степин и др.); – теории диалектики (Д. Широканов, Ю. Харин и др.); социальной философии (Е. Бабосов, Г. Давидюк и др.); философии культуры (Н. Крюковский и др.).

В 90-е годы XX в. начинается новейший этап в развитии белорусской философской мысли, для которого характерно расширение проблемного поля исследований, выход за рамки марксистской методологии и попытка более глубокого и детального анализа путей развития Республики Беларусь в глобализирующемся мире.

 

  1. Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в.

Рубеж XIX-XX веков стал периодом окончательной консолидации белорусского этноса (нации, народности), формирования национального самосознания (осознания своих особенностей и своего места в мире). Был поставлен заслон ассимиляции с запада и с востока. Среди интеллигенции рос и ширился интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Появилась «белорусская литературная школа», формировавшая белорусский литературный язык. Национальные произведения создавались во всех видах искусств.

Вершиной этого развития стало творчество белорусских писателей-классиков, общественно-политических деятелей и подлинно национальных идеологов Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, И. Абдираловича (Канчевского) и др. Этот период называют «революционно-демократическим национальным возрождением».

Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси – религиозно-идеалистическое (представители этого направления не принимают революционных средств преобразования общества и считают, что обновление общества возможно только на религиозной христианской основе), национально-возрожденческое (связано с формированием философских программ национального возрождения Беларуси; опасности для отечества здесь видятся как в полонизации, так и русификации Беларуси – Н. Абдиралович, В.Самойла), марксистское (разделяет взгляды легальных марксистов с их идеологией этического социализма), и.

Известным сторонником и пропагандистом религиозной философии в Беларуси был сотрудник газеты «Северо-Западный край» Я. Окунь (настоящая фамилия — Окунев). Писал он и под псевдонимом Я. Чимишлийский. Он считал, что никакие новейшие материалистические учения не могут быть основой истинного мировоззрения. Эту основу должна составлять новая религия, новое христианство с его нравственной, а не догматической стороной, которую культивирует церковь. В решении вопроса о смысле жизни Я. Окунь исходит из чистой воли. Источником нравственности провозглашается инстинкт самосохранения. Сама нравственность может формироваться лишь под воздействием только религии. Она способна преобразовывать нравственные инстинкты в нравственные законы. Вся человеческая мораль, в свою очередь, сводится Я. Окунем к христианскому принципу любви к ближнему, который являет собой высший моральный закон и единственное основание общества. Вся история общества представляет собой процесс реализации требований принципа любви к ближнему. Современная религия не должна быть догматичной, чуждой жизни и ее проблемам. В этой связи Я. Окунь предлагает дополнить религию социальным учением, тогда она станет более по­нятной современному человеку.

Другим видным представителем религиозной философии начала века в Беларуси был преподаватель Минской духовной семинарии Д. Скрынченко. Главное его произведение — «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению» вышло в свет в 1908 г. в Санкт-Петербурге, а до этого печаталось отрывочно в «Минских епархиальных ведомостях». Кроме того, он написал: «Немезий, епископ Эмеский и его сочинения "О природе человека", "Некоторые статистические данные о народонаселении Западного края", "Белорусы, их разговорный и книжный язык при свете истории", "Трагедия белорусского народа" и др. В своем философском произведении «Ценность жизни по-современно-философскому и христианскому учению» Д. Скрынченко высказывает мысль, что только в рамках религиозного мировоззрения можно дать положительный ответ на вопрос о смысле жизни. Новая философия в лице Гартмана, Шопенгауэра, Толстого и Ницше не разрешает этой важнейшей проблемы, а подменяется вопросом о ценности жизни. Кроме того, вся новая философия проникнута духом пантеизма, а, следовательно, безрелигиозна и в силу этого обстоятельства не может разрешить вопросов о смысле жизни. Д. Скрынченко критикует науку своего времени за то, что она признавала источником и критерием ценности жизни только чувства удовольствия, сострадания и игнорировала главные и высшие чувства — религиозные и нравственные, которые существенно отличаются от первых. Он утверждал, что «чувства религиозное и нравственное, действительно существуя в природе человека и составляя ее внешнее проявление, дают человеческой жизни ее необходимый смысл». Он высказывал сожаление, что нравственные вопросы человек чаще стремится решить собственными силами, забывая, что есть «единственно авторитетная решительница этих вопросов - христианская религия». О ценности же жизни можно говорить, если она имеет действительный смысл.

Рассматривая вопрос о ценности жизни, он выделял три направления: пессимистическое, оптимистическое и среднее между ними - мелиористическое. Ученый подробно исследует указанные направления. Анализируя причины пессимизма, которые указываются в литературе (чрезмерная деятельность каких-либо органов чувств, лишения, нищета, темперамент, социальные условия), он делает вывод, что в объяснении пессимизма много правды, но они не исчерпывают всей ее. Главная причина пессимизма, утверждает автор, состоит в утере веры в Бога, в утрате религиозного чувства. Истоки пессимистического мировоззрения он видит в дисгармонии разума и чувств человека. Он считает, что уровень чувств у большинства людей (исключение — поэты, художники, литераторы) отстает от уровня мыслительной деятельности. Поэтому задача воспитателей - привести в соответствие чувства и разум человека еще в детском возрасте.

Под оптимизмом философ понимает такой взгляд на жизнь, который считает ее драгоценным и безусловным благом, целью в самой себе. В качестве примера оптимистического мировоззрения он рассматривает взгляды Л. Толстого и Ф. Ницше. Л. Толстой оптимист, так как считает, что человек живет во имя вечной и бессмертной жизни. Еще при жизни земной он должен приносить себя в жертву вечной жизни, поскольку он и живет благодаря ей. Другого рода оптимизм у Ф. Ницше. Если Л. Толстой требует уничтожения животного в человеке во имя высшей жизни, то Ницше требует превращения в Сверхличность. Д. Скрынченко задается вопросом, как можно стать сверхчеловеком без Бога, без христианства, которое Ф. Ницше разрушает.

Среднее положение между пессимизмом и оптимизмом занимает мелиоризм. Сущность его, как утверждает философ, сводится к следующему: «Жизнь человеческая есть благо и потому должна иметь действительную ценность. Но это благо часто, и вернее, почти постоянно не является таковым вследствие нехороших условий современной жизни; зато в будущем, с ходом цивилизации, эти условия изменятся к лучшему и жизнь станет лучше и ценнее.

Д. Скрынченко подытоживает: новейшая философская мысль о смысле жизни не дала ничего нового, а идет путем заимствования и переиначивания того, что есть в христианстве. Ответы на вопросы о ценности жизни надо искать в Священном Писании ив учениях Святых отцов. Вся человеческая жизнь должна быть направлена к идеалу самосовершенствования - Богу. В этом будет заключаться главное назначение и ценность человеческой жизни.

В начале XX в. Д. Скрынченко развивает идеи западнорусизма. В 1907 г. в Минске печатается его брошюра «Заслуги, оказанные старыми дворянскими родами Минской губернии православной вере». В ней автор пишет о межконфессиональной борьбе в начале XYII в. в Речи Посполитой. Он восхищается минскими дворянами, в 1612 г. составившими духовное завещание потомкам: держаться старой православной веры, а сомневающихся среди них предавать анафеме: «И тая воля наша через нас учиненая цале ненарушне вечными часы зоставало, сумненя нас самых потомков наших анафемою обсвезуемо». В 1908 г. Д. Скрынченко пишет «Открытое письмо членам Государственной думы и русскому обществу». В этом письме он говорит о необходимости возвращения белорусского народа к православно-русскому, как встарь, самосознанию.

Яркими представителем философия национального возрождения являются Игнат Абдиралович (Кончевский) (1896-1923), Владимир Самойла (Сулима) (1878-1941), Вацлав Ластовский (1883-1938). И. Абдиралович в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции. И. Абдиралович констатирует, что в результате утраты связей с чаяниями простых людей, «найбольш дрэнных, духова-распус-ных яго элементау» (в давние времена — шляхты, в последнее время — интеллигенции) народ остался сам по себе. Однако, несмотря на это, народ сумел сохранить свой дух. У И. Абдираловича не возникает иллюзий относительно роли Запада в белорусской истории. Автор говорит, что история свидетельствует о том, что когда западный человек делает вам приятное, это еще не значит, что с его стороны не будет неприятностей, его поцелуй свидетельствует не только о благосклонности и любви к вам, но и о возможности предательства. Восток душил Беларусь во имя соединения всех славян, объединения пролетариев всех стран. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович в этой связи критикует европейский образ жизни, который он называет духовным мещанством - за приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т.д.), несмотря на то, отвечают или нет они самому человеку и его совести. Культура духовного мещанства основывается на моде и дисциплине, которые являют собой цепи, опутавшие человека. Поэтому «не мертвые формы, а сам человек — хозяин своей жизни». Они (формы) зависят от человека, а не он от них. Несмотря на тотальную критику существующих и устоявшихся форм общественной, государственной, нравственной и религиозной жизни, И. Абдиралович приходит к выводу, что формы необходимы, так как они представляют собой сущность материального бытия. Но форма всегда должна соответствовать своему вечно изменяющемуся содержанию. В этом направлении необходимо осуществлять поиск индивидуального и общественного идеала.

И. Абдиралович предупреждает, что предлагаемый им путь нелегок, а, скорее, труден преодолеть его можно только творчеством, в основе которого — отсутствие всякого самодовольства, самоуспокоения, вечный поиск, вечное стремление проникнуть в глубины жизни. Подлинное социальное творчество может осуществиться только вне политики и вне партий, для которых всегда характерно несоответствие хороших слов последующим делам. Они выражают интересы, прежде всего, своих классов и постоянно воспроизводят духовное мещанство. Поэтому к социальному творчеству неспособна всякая партия, стоящая на классовых позициях. Примечательно, что идеи утопического социализма И. Абдиралович оценивает гораздо выше научного социализма К. Маркса. Он обосновывает это тем, что утопический социализм Р. Оуэна, Ш. Фурье и Сен-Симона был связан духовно с первыми христианами, гуманистами. Их цель — не захват власти, не диктатура штыка и пулемета, а освобождение человеческого духа, помощь всем обездоленным и обиженным. Социальное творчество возможно только при отсутствии чужого вмешательства, а для него необходима политическая независимость. Что касается исторической перспективы, то в будущем должно исчезнуть принуждение, а граждане объединятся в общества, похожие на кооперативы, где производство, торговля, просвещение и хозяйственные потребности удовлетворяются свободными объединениями потребителей и производителей. Принуждение должно исчезнуть из жизни. Только в этих условиях возможно творчество как личности, так и общества. Но существующий порядок должен преодолеваться не силой, а че­ловеческим творчеством.

Владимир Самойла (Сулима) родился в Минске в семье известного педагога, директора реального училища И. Самойлы. Окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, сотрудничал в газетах Минска, где получил широкую известность как литературный критик. В. Самойла блестяще знал творчество Ибсена, новейшую русскую поэзию и театр. В 1909-1911 гг. активно переписывался с А. Блоком, творчеству которого посвятил большую статью. В детстве познакомился и дружил с И. Луцевичем – будущим классиком белорусской литературы Янкой Купалой. С его помощью Я. Купала опубликовал свое первое стихотворение на белорусском языке «Мужык» в «Северо-Западном крае».

В период работы в «Северо-Западном крае» В. Самойла придерживался идеи «нового христианства», выступал за объединение религии и культуры. Он считал, что обновление общества возможно на основе соединения идеала святыни и красоты, христианства и культуры. В 1921 году он переезжает из Минска в Вильно. В Вильно В. Самойла продолжает журналистскую работу. Не принял он как большевизм, так и методы польских властей, оккупировавших Виленский край, Западную Беларусь и проводивших на этих землях ничем не прикрытую политику полонизации. Поэтому свой литературно-публицистический талант он направляет на философско-историческое обоснование белорусского возрождения. Наиболее полно это нашло выражение в философском произведении «Сим победиши!...», которое он называл «очерком исторического оптимизма». В. Самойла считал, что возрождение белорусского народа произойдет с помощью нового христианства, которое вызовет в каждом белорусе прилив божественной духовной энергии. «Чтобы стать действительно «живым христианином», человек должен сам, своим существом рано или поздно пережить какой-то необычный миг, как будто некий взрыв от огня, поднесенного к самой душе, к той взрывной смеси, что сохраняется в ней," пережить настоящую духовную революцию...». Исторический оптимизм национального возрождения возможен на путях преодоления зла (под злом В. Самойла понимает политику полонизации Западной Беларуси, проводимую Пилсудским) — таков лейтмотив главного произведения В. Са-мойлы. Это зло можно преодолеть не злом, а только с помощью новой религии, нового христианства, культивирующих добро. Зло можно победить более высокой духовностью и нравственностью, а не революцией и насилием. Автор верно отмечает, что революция несет благо не своему народу, не той стране, где она совершается, а другим народам и странам, которые получают из этого социального катаклизма полезный урок. Революция не может победить зло и по той причине, что она, как ничто другое, способствует разрушению человеческого духа. Зло, таким образом, побеждается только высокой морально-трудовой и духовной активностью.

В. Самойла указывает на следующие объективные факторы белорусского возрождения.

Первой силой, объединяющей белорусский народ, является национальная поэзия, которая открыла выход в мировую историю. Второй должно стать критическое самосознание народа. Если поэзия пробуждает душевные силы народа, то в критическом самосознании проявляется его активность: «В формировании критического самосознания народа велика роль лучших представителей народа, которые учат его своим жизненным примером, а не только своими речами и писаниями», — подчеркивает В. Самойла. Он с оптимизмом утверждает, что «наш народ в лице своих лучших представителей уже почувствовал в себе это самоуважение, и устами их уже не повторить скверные и надоевшие «жалостливые» слова о том, что «вот Пилсудский обещал, говорил: равные с равными, вольные с вольными, а ныне...» Он понял всю пустоту и нищету этих слов, и самоуважение не позволит ему повторять. Он надеется, что в будущем белорусский мир выскажется против польского. «Ясно, что именно на этом, и только на этом пути возрастают ценности и увеличивается добро во внешнем, окружающем для меня мире», — пишет В. Самойла. В. Самойла предупреждает, что путь к победе над злом тяжел и долог. Народ должен постоянно возобновлять свои духовно-энергетические ресурсы и сам создавать белорусскую нацию.

Философский очерк В. Самойлы - не только очерк белорусского исторического оптимизма, но и историческое свидетельство-предупреждение той части белорусской интеллигенции, которая сегодня считает, что Беларусь в составе Речи Посполитой имела все предпосылки и возможности для национально-культурного развития. История же Виленского края и Белосточины свидетельствует об обратном.

Вацлав Ластовский родился на Витебщине. Образование получил в Петербурге, там же активно включился в политическую деятельность: в 1902 г. вступил в Польскую социалистическую партию Литвы и Белоруссии, в 1906 г. – в Белорусскую социалистическую громаду. С 1909 года активно сотрудничал с редакцией «Нашай нівы».

После октябрьской революции 1917 г. В. Ластовский выступает за государственный суверенитет Беларуси, является одним из организаторов Белорусской Народной Республики. В условиях польской оккупации Беларуси призывает к всенародной партизанской борьбе за освобождение. За это в январе 1920 г. его и других членов правительства БНР польские власти высылают из Беларуси. До весны 1927 года живет в Риге, потом в Ковно. Являясь патриотом Беларуси, видя ее успехи в экономике, культуре, национальном возрождении, В. Ластовский признал БССР и в марте 1927 г. возвращается в Минск. Он работал директором Белорусского государственного музея и заведующим кафедрой этнографии при Институте белорусской культуры.

В. Ластовский является приверженцем идеи права белорусского народа на свою государственность. Автор, исследуя отечественную историю Беларуси с древнейших времен до начала XX в., высоко оценивает полоцкий период белорусской истории и особенно период княжения в Великом Княжестве Литовском Витовта. Вместе с тем такое событие, как Городельская уния 1413 г., после которой литовско-русские бояре получили права польской шляхты (при условии перехода в католичество), по словам В. Ластовского, положило начало раздвоению белорусского народа, противостоянию и неприязни православных и католиков. Католики стали сторонниками Польши, а национальные интересы отставивали только православные. После Люблинской унии (1569) Литовско-Русское государство политически вымирает, делает вывод историк. Брестскую унию он считает великой ошибкой, которая не имела ничего общего с национальным делом. Виновником социального и культурно-религиозного раздора, как и многие другие отечественные мыслители, В. Ластовский считал шляхту, которая в погоне за привилегиями порвала со своим народом и «адрываючыся ад род-най глебы, станавшася чужой у родным краю, памірала для нацыянальнай справы». В. Ластовский доказывает, что межконфессиональная борьба в Речи Посполитой ослабила государство изнутри, что стало одной из причин ее разделов в XVIII в.

Александр Цвикевич (1888-1937) родился на Гродненщине. После окончания юридического факультета Петербургского университета трудился присяжным поверенным в Пружанах и Бресте. После Октябрьской революции выступал за суверенитет Беларуси. Один из организаторов Белорусской Народной Республики, министр юстиции в правительстве А. Луцкевича и министр иностранных дел в правительстве В. Ластовского, последний председатель БНР. В 1925 г. на Берлинской конференции при его активном участии принимается решение о прекращении деятельности правительства Белорусской Народной Республики и признании Минска в качестве единого центра национально-государственного возрождения Беларуси.

А. Цвикевич — сторонник белорусской государственности, выступает как против польской экспансии, так и против идеологии западнорусизма, считавшего невозможным существование Беларуси как самостоятельного государства. В книге «Западноруссизм» представлен богатый статистический материал. Правда, оценивая исторические факты, Цвикевич-политик берет верх над Цвикевичем-ученым. Его мысль о том, что храм строится чужими руками (белорусская государственность – большевиками), не дала в полной мере объективно оценить результаты раздела Речи Посполитой и присоединения Беларуси к России. Он исходит из той посылки, что западнорусизм как идеология противостоял национальному течению общественно-политической мысли в XIX и начале XX в.

После Октябрьской революции В. Ленин ставит задачу «побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное.» Такие известные русские философы, как Н. Бердяев, Л. Карсавин, Н. Лосский, Э. Радлов, С. Франк, П. Сорокин и другие, осенью 1921 г. были отстранены от работы на кафедрах вузов, а осенью 1922 г. — высланы из России. Ленин, охарактеризовав их «дипломированными лакеями поповщины», подчеркивал, что эти люди годятся для целей «просвещения юношества» не более чем «заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста». О людях, чьи имена сегодня составляют гордость русской философии, возглавивших кафедры в вузах Праги, Берлина, Белграда, Нью-Йорка, «Правда» писала, что «среди высылаемых почти нет крупных научных имен. В большинстве – это политиканствующие элементы профессуры, которые гораздо больше известны своей принадлежностью к кадетской партии, нежели своими научными заслугами».

На смену высланным рекомендовалось принимать на философские кафедры преподавателей-марксистов, к середине 20-х гг. XX в. в Беларуси уже господствует идеология марксизма, а философия становится ее составной частью.

В 1921 г. в Минске открывается Государственный университет, а в 1922 — Институт белорусской культуры, преобразованный в 1929 году в Академию Наук БССР. В ее структуре в 1931 г. создается Научно-исследовательский институт философии (позднее Институт философии и права, ныне — Институт философии НАН). Белгосуниверситет и академический Институт философии становятся центрами философской мысли в БССР.

В эти годы в Беларуси, как и в остальных республиках Советского Союза, философы целенаправленно исследуют проблемы общественного развития, социально-классовых отношений в обществе, пропагандируют идеи пролетарского интернационализма, с марксистских позиций анализируют и критикуют буржуазную философию. Философы-марксисты Беларуси: Б. Быховский, С. Вольфсон, С. Каценбоген и Н. Никольский. Несомненным лидером являлся первый директор Института философии АН БССР С. Вольфсон. Автор работ: «Интеллигенция как социально-экономическая категория», «Культурная революция в действии. Национально-культурное сотрудничество БССР». С. Вольфсон пытался обосновать научный характер диалектического и исторического материализма, взаимосвязь философии с естественными науками. В этой связи, с одной стороны, критиковал позитивизм, считавший, что наука - сама по себе философия, поэтому она не нуждается в метафизических обоснованиях. С другой стороны, материалистическая диалектика обосновывалась им как единственный и главный метод познания и преобразования действительности. Перед учеными-естественниками ставилась задача в разрешении научных проблем максимально использовать диалектику.

В 1922 г. С. Вольфсон издает книгу «Диалектический материализм», которая стала первым вузовским учебником по философии в СССР, выдержавшим семь изданий. Учебник состоял из двух разделов: истории философии (в основном — истории материализма), диалектического и исторического материализма. В учебнике автор излагает философию, основываясь на идеях К.Маркса, Ф.Энгельса и Г. Плеханова, несколько раз упоминаются В. Ленин, Н. Бухарин, Л. Троцкий. Диалектику С. Вольфсон рассматривает, с одной стороны, как учение о различных противоположностях и, с другой, — как теорию революционного преобразования мира. Как философ-марксист, он противопоставляет диалектику метафизике и эволюции. Однако, хотя ученый и называет диалектику душой марксизма, не превращает ее из философской категории в идеологическую и политическую.

Б. Быховский в двадцатые годы также пишет ряд работ по проблемам диалектического материализма, но в большей мере он проявил себя как историк философии. Начав с изучения истории материалистической философии, он впоследствии станет известным специалистом в СССР в области истории западной философской мысли.

В 1925 г. С. Каценбоген издает учебник по марксистской социологии. Необходимо отметить, что первые марксистские учебники по философии, изданные в Беларус

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...