Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет философии в его исторической динамике




Ответ на вопрос о том, что изучает философия, необходимо искать в ее статусе теоретического типа мировоззрения. Мировоззрение же всегда обращено к основаниям мира и человека, к первичным условиям их существования. Мировоззрение нигде не ставит вопрос о сущности отдельных вещей, его интересует сущность мира как тотальности, в которую интегрирован человек.

Поиск ответов на эти вопросы и является целью философии. Она должна дать человеку образ мира, в котором он живет, выявить пути и средства познания этого мира и, наконец, обосновать цели жизнедеятельности человека и оценить его возможности и надежды. Определить проблемное поле философии лучше, чем это сделал Кант, невозможно. Философия, по его мнению, должна дать ответы на три основных вопроса: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

Это означает, что философия на основе рационального познания мира должна 1) сформировать теоретическую модель мира как целостности, выявить его предпосылки, формы и способы существования; 2) осмыслить природу человека и на этой основе показать ему пути, средства и способы деятельности, которые обеспечивают достижение поставленных целей; 3) обосновать возможности человека в преобразовании природной и социальной среды, определить ценность и смысл этой творчески-преобразовательной деятельности. Это значит, что философия – это наука о фундаментальных основах и универсальных законах бытия мира и человека как взаимосвязанных и взаимозависимых элементах единой реальности.

Если же абстрагироваться от конкретно-телесных проявлений бытия этих элементов, то мы получим две формы существования – материальную и идеальную, а проблема “человек в мире” предстает как вопрос об отношении природы и духа, материи и сознания, мышления и бытия. В связи с тем, что этот вопрос в той или иной форме встает перед философией каждой эпохи, Ф.Энгельс назвал его основным вопросом философии. Он же отмечал, что содержание этого вопроса определено двумя аспектами: 1) что в этой “связке” материя – дух является первичным, а что – вторичным; 2) познаваем ли мир. Тот или иной ответ на этот вопрос определяется фундаментальной мировоззренческой ориетацией философов и порождает два основных направления в философии: материализм и идеализм.

Материализмом называется такое направление в философии, сторонники которого признают и отстаивают первичность материи, природы, а сознание, дух, мышление рассматривают как свойства материи.

Идеализм же – это обозначение философских учений, которые утверждают первичность духа, сознания, а мир, природу, материю считают вторичными, производными и зависимыми от духа. В том случае, когда этот дух понимают как сознание, психику человека, мы имеем дело с субъективным идеализмом. Если же этот дух предстает как внешний нематериальный объект – Мировой дух, Абсолютная идея, Бог – то перед нами объективный идеализм.

Этот вопрос, мировоззренческий характер которого очевиден, образует инвариантную часть предмета философии. Сам же предмет, сохраняя это инвариантное ядро, подвергался значительным деформациям в процессе исторического развития философии и культуры. На ранних этапах своего существования философия обращена к природе, космосу, осмысление которого она рассматривает как предпосылку объяснения и понимания человека. В этом проявляется космоцентризм древней, в частности – античной философии.

Предметом средневековой философии является Бог как причина и условие всякого существования, творец мира и человека, а основной вопрос философии – это вопрос об отношениях Бога и человека. Философия приобретает ярко выраженный теоцентрический характер.

Возрождение, обращенное к гуманистическим ценностям античной культуры, открывает живого естественного человека, гения, который в процессе основанной на разуме деятельности созидает мир своего существования, как мир человека и для человека, человеческий мир. Гуманистический антропоцентризм определяет специфику этой философии.

Новоевропейская философия как теоретическое обоснование индустриальной цивилизации сориентирована на поиск путей и средств практического преобразования мира и находит их в знаниях, в опытно-экспериментальном естествознании. “Знание – сила”. Это знаменитое высказывание Ф.Бэкона раскрывает суть философии этой эпохи – ее наукоцентризм.

Постклассическая философия отказывается от метафизических притязаний философской классики на построение универсальных систем, в которых мир и человек предстают как различенные и противопоставленные друг другу объект и субъект. Главное усилие постклассической философии – выявление и осмысление многочисленных и разнообразных форм присутствия “человека-в-мире", интенциональности как существенной черты его существования.

 

3. Философия в системе культуры. Социальные функции философии.

 

Структура философии. Одновременно с процессом формирования и исторических модификаций предмета философии происходит и ее структуризация, то есть становление и развитие основных разделов философских знаний. Уже античная натурфилософия порождает онтологию как учение о бытии (греч. оntos – сущее, logos – учение), поиски и анализ первооснов которого с неизбежностью поставили вопрос о познавательных возможностях человека. Систематическое решение этих вопросов привело к формированию таких разделов философии, как логика и гносеология. Первая изучает формальные правила и средства рационального мышления, вторая выступает в качестве науки о границах, законах и путях осуществления познавательной деятельности человека.

Актуализация проблемы человека в философии обусловила возникновение и развитие философской антропологии (греч. Anthropos – человек, logos - учение) – раздела философии, который изучает сущность человека, формы его существования в мире, что неизбежно вело к становлению этики, эстетики, политики и аксиологии. В процессе развития философии возникают и расширяют свое содержание такие разделы философских знаний, как философия науки, философия культуры, философия техники, социальная философия.

Современная философия – это сложная система знаний, в которой отражены наиболее актуальные принципы бытия и познания, универсальные законы функционирования и развития мира, раскрывается культурно-историческое единство человечества.

Методы философского исследования. Своеобразие и специфика предмета философии подводит нас к выводу о том, что 1) этот предмет существенно отличается от предмета конкретных наук и 2) что познание этого предмета требует иных, чем конкретно-научные, методов. Метод – это систематизированная и последовательная совокупность приемов, средств и процедур, которые обеспечивают достижение цели в практической деятельности или познании. Сама проблема метода возникает и сознательно анализируется именно в философии.

Пристальное внимание этой проблеме уделяется уже в древности. Сократ, а прежде всего Платон, разработали диалектический метод диалога, который обеспечивал достижение истины путем приведения к противоречию выводов оппонента его первоначальному тезису.

В Новое время проблема метода в философии приобретает особую актуальность. Ф.Бэкон стал основателем новоевропейского эмпиризма и создателем индуктивного метода. Французский философ Рене Декарт открывает рационалистическую традицию в новоевропейской философии. Проблема метода занимает важное место в философии Канта и Гегеля. Не снимается с повестки дня эта проблема и в постклассической философии. Результатом всех этих усилий стали две идеи: одна утверждает рефлексийный характер философского познания, а вторая выступает обоснованием соответствия метода предмету познания, что только и обеспечивает адекватность и результативность познавательной деятельности. Это означает, что предмет философии постигается только разумом, его нельзя зафиксировать в эксперименте, представиць в чувственной форме. А потому и методы его постижения должны быть специфическими.

Исторически сложились и широко применялись в философии два основных метода: диалектический и метафизический. В своей развитой форме диалектический метод представляет собой систему принципов, категорий и законов, которые обеспечивают содержательное отображение предмета в его динамике. Движение, изменчивость, развитие как результат внутренней противоречивости всего сущего – вот основа диалектического метода. Он требует рассматривать мир и отдельные явления как взаимосвязанные и зависимые друг от друга. Критицизм является существенной чертой этого метода. Он дает возможность осмыслить мир как разнообразие единства, в котором противостояние отдельного не ведет к уничтожению единства, а побуждает к развитию, к рождению нового качества в границах этого единства. Эвристические возможности этого метода распространяются не только на объективную реальность, но и на творческое мышление, что придает ему универсальный характер.

Метафизический метод сформировался и приобрел широкое применение в новоевропейской науке и философии. Точнее говоря, он возникает в новом экспериментальном естествознании, основой которого была механика. Ее успехи, строгость и аподиктичерсть ее знаний привели к абсолютизации методов механики и переносу принципов механистического естествознания в мировоззрение и философскую методологию. Сфрмировался этот метод на той стадии развития науки, когда перед нею стояла задача накопления фактов. Для этого отдельные предметы необходимо было «вырвать» из их связей и рассмотреть такими, какими они были сами по себе, вне этих связей и отношений. Вот почему метафизический метод направляет познание на конкретные единичные предметы, никак между собой не связанные, изолированные друг от друга, статичные. Если метафизика и признает изменчивость и развитие, то только как изменение места в пространстве под воздействием внешних сил, как простое увеличение или уменьшение. Отсюда односторонность метафизических выводов, их ограниченность, ориентация познания на фиксацию неизменной природы вещей, их устойчивости. Поэтому когда наука перешла от констатации фактов к выявлению и изучению причин изменчивости и развития, то сразу же стала очевидной ограниченность этого метода и начался рост популярности диалектики.

Отличительной чертой нашего времени является его трагичность. ХХІ век, в который мы недавно вошли, только подчеркивает эту трагичность. А нарастающее осознание того, что это не просто хронологический переход, а рождение новой вселенной человеческих судеб, вызывает отчаяние, растерянность, предчувствие кризиса оснований цивилизации, разрушения жизнесозидательных смыслов. Но кризис культуры – это еще не гибель культуры. Кризис ставит перед растерянным человечеством не вопрос о похоронах культуры, а проблему поиска новых максим ее. И задача философии – выявить и объяснить эти максимы, понять общность и специфические черты традиции и культурной новации и определить схемы и нормы поведения человека в сфере новой духовности. Какой же должна стать сама философия, чтобы быть способной решать эти главные проблемы?

Прежде всего, она должна освободиться от метафизики в отрицательном значении этого слова и стать философией человека и для человека. Философия должна занять такую позицию, с которой мир можно увидеть глазами личности и именно как мир этой личности, как значимый для личности мир, котрый приобретает смысл и может быть оправдан только в контексте жизни личности.

Философия должна преодолеть рационалистическую одномерность и однозначность классической традиции. Плюрализм для новой философии предстает в качестве того, чем для классической традиции был рационализм: максимой, которая определяет способ и стиль философствования. Единственно истинной и исчерпывающей интерпретации нет и быть не может. Тем более важной эта мысль становится тогда, когда объектом философствования выступает человек: никто не знает единственной и полной истины о человеке, ибо такой истины просто не существует. Задача философии – обосновать идею человека как универсального существа, рациональность которого выступает лишь в качестве одного из проявлений многомерной и разномерной сущности человека в мире, определить и обосновать права личности на самоосуществление в качестве личности.

Каждый раз, включенные в новую культурную ситуацию, мы вынуждены не просто переживать ее, а быть созидателями этой ситуации, а значит – быть созидателями исторического процесса, который благодаря этому предстает как избранная нами наша собственная судьба. И именно философия должна показать, какое место в этом процессе предстоит занять человеку, как и ради чего он будет участвовать в этом процессе.

Отмеченные выше факторы меняют статус философии в современном мире, ведут к новой ранжировке ее функций. На первый план выступают такие функции, как мировоззренческая, методологическая, социально-критическая, аксиологическая.

Мировоззренческая функция отражает способность и стремление философии к формированию ориентиров, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение. Эта функция также указывает на философию как основу научной картины мира.

Методологическая функция выявляет способность философии благодаря специфике своего предмета разрабатывать и рекомендовать науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования. Методологическая функция философии проявляется и в том, что она обуславливает способ видения мира и таким образом влияет на выбор предмета конкретно-научного исследования и средств познания. Эта функция осуществляется посредством обощения научного опыта и формирования научной картины мира, разработку категориального аппарата мышления, с помощью которого осмысливается предмет, средства и способы конкретно-научного познания.

Социально-критическая функция проявляется в общественной ориентации философии, в том, что она выявляет и осмысливает законы общественной жизни и этим влияет на процесс ее организации, выбор стратегии социального развития. Философия предлагает людям идеалы и ценности, которые, с одной стороны, придают жизни смысл и значение, а с другой – служат оринтирами в созидательной деятельности. Философия критична по само своей природе. Она принципиально не признает неизменность данного, отвергает авторитет внешности. Она, как писал В.Соловьев, учит человека не признавать никаких границ, не склоняться ни перед какими авторитетами, не считаться ни с какими суждениями, если они навязваются человеку извне, не держаться ни за какие блага, если они не добыты самим человеком. Философия разрушает зависимость человека от природной внешности, освобождает от внешнего насилия, свергает чужих идолов и богов каждый раз, когда они начинают угрожать его свободе и лишают его собственной воли. И одновременно философия показывает человеку что и как он должен делать, чтобы стать человеком (Кант), открывает простор для поисков нового, дает надежду на достижение идеала.

В этом, кстати, следует искать ответ на вопрос: стоит ли изучать философию. Очевидно, что можно прожить и без нее. Как можно прожить без живописи, музыки, литературы. Как, в конечном итоге, можно прожить и без науки. Но без всего этого человек не совсем человек, а точнее – и не человек вовсе. Сущность человека определяется не желудком: в этом мы ничем не отличаемся от животного. Только свободный дух делает человека человеком, только идея наполняет нашу жизнь смыслом и значением. А философия и есть дух, воплощенный в слове.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...