Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.




Понимание движения как способа существования материи сложилось в XVII в. Эта категория в диалектическом материализме обозначает разные типы изменений. "Движение, в применении к материи, – считал Ф.Энгельс, – это изменение вообще". Оно может быть качественным или количественным. Механическое движение – один из случаев количественных изменений.

Диалектический материализм рассматривает движение материи как ее атрибут, способ существования. Движение неотъемлемо от материи, материя без движения невозможна, как и движение без материи. Движение поэтому также несоздаваемо и неуничтожаемо, как и сама материя.

Движение вместе с тем представляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется всеобщностью его как способа бытия материи. Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании (знаниях человека). Отрыв движения от материи и отождествление его с энергией характерны для энергетизма, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.

Из закона сохранения и превращения энергии вытекает, что движение (и энергия) не может исчезнуть, а только переходит из одной формы в другую. Противоположной точки зрения придерживались сторонники так называемой "теории тепловой смерти Вселенной".

Как видим, движению присущи объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, противоречивость. Вместе с тем выделяют два типа движения. Первый связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения. Второй – с переходом вещества от одного качества к другому. А это и есть не что иное, как развитие, переход от старого качества к новому через отрицание отрицания.

Основные формы движения материи. Качественное разнообразие веществ и процессов материального мира, наличие различных уровней материальных и социальных систем, неотъемлемость движения от материи находят свое проявление в формах движения материи. Заметим, что под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, который охватывает явления, что обладают определенным качественным единством и подчиняются одним и тем же законам (основным закономерностям).

Такие открытия в естествознании XIX в., как закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория строения живых организмов, а также политические процессы в странах Западной Европы выявили философско-методологическую необоснованность существовавших взглядов на природу и социальный мир, в том числе и на проблему движения и развития. Учитывая это, Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в пространстве), физическую (тепловые, электрические, магнитные и другие процессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).

Все формы движения материи связаны между собой генетически и структурно. Генетическая связь проявляется в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез.

Известно, что научные представления о мире будут развиваться и дальше. Энгельсовская классификация форм движения материи в какой-то степени дополнится, однако как методологическая основа она сохранится.

Все большую методологическую значимость приобретает принцип материального единства мира, который предполагает наличие разных форм движения материи и их взаимосвязь.

Выделение движения как атрибутивного свойства материи недостаточно для описания бытия материальных вещей и процессов. В ходе движения, развития одни вещи возникают, другие – исчезают. Для выявления этого бытия материи, материальных систем, вещей в истории философии сформулировались понятия пространства и времени.

Диалектическая модель развития. В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории (неосновные законы).

Основные принципы диалектики:

1)принцип всеобщего развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

2)принцип всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Традиционно законы диалектики подразделяются на:

1)основные (раскрывают сущность развития); 2) неосновные (дополняют картину развития).

Основные законы диалектики:

1)закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (указывает источник развития). Согласно этому закону источник развития – это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса;

2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития и то, каким именно образом оно происходит). Согласно этому закону постепенное накопление количественных изменений в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества;

3)закон отрицания отрицания (указывает направленность и форму развития). Согласно этому закону развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния, как его снятия, поэтому оно имеет форму расширяющейся спирали и всегда направлено.

Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.

К исторически значимым формам диалектики обычно относят: диалектику древней философии (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии (идеалистическая) и материалистическую диалектику (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Синергетическая модель развития. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г.Хакер, И.Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов сложных самоорганизующихся открытых систем.

Основные идеи (принципы) синергетики:

– «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы;

– хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»;

– для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них;

– в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.

 

Тема 7. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

1.Основные философские версии человека в классической и постнеклассической философии.

2.Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Экзистенциальные характеристики личности. Проблема смысла жизни.

3.Социализация, образование, коммуникация и их роль в формировании личности.

1.Основные философские версии человека в классической и постнеклассической философии. 1. Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человечество на всех исторических этапах его развития.Представления о человеке возникли в мифологическом и религиозном мировоззрении задолго до появления философии. Опираясь на мифологические, религиозные образы человека и одновременно переосмысливая их, философия стремилась осознать место человека в мироздании. В философских системах Древнего Востока и античной философии сложилось представление о человеке («микрокосме») как неотъемлемой части природы — «макрокосма».В средневековой философии господствовал теоцентристский подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба трактовались через отношение к Богу.

Для философов эпохи Возрождения человек представлялся прежде всего творцом, созидающим новый мир и самого себя. В культуре и философии Нового времени многообразие способностей человека было редуцировано к разуму. В философских учениях XVII—XVIII вв. подчеркивалось естественное происхождение человека, его социальная обособленность и активность.Философский взгляд на человека в эпоху Просвещения исходил из признания человека природным существом, отличающимся склонностью к добру и стремлением к счастью. Могущество человека в трактовке философов-просветителей опирается на научное знание и опыт. В рамках деятельностной парадигмы немецкой классической философии подчеркивалась творческая природа человека, одновременно включенного и в природную необходимость, и в мир нравственной свободы и абсолютных ценностей (И. Кант).Для человека как природного существа, в понимании Л. Фейербаха, характерно психофизическое единство — единство души и тела. С середины XIX в. в западноевропейской философии возобладал социоцентризм, акцентировавший социальную сущность человека. Так, философия марксизма рассматривала человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и себя самого.

Для развития постклассической философии в XX в., в частности, был характерен так называемый «антропологический поворот». Рефлексия над трансформациями человеческого бытия происходила главным образом в рамках трех основных подходов: экзистенционально-феноменологического, социологизаторского и натуралистического.Натуралистический подход к проблеме человека, восходящий к философским концепциям XIX в., акцентировал внимание на высокой степени его интегрированности в окружающую природу. Такие версии натурализма, как фрейдизм и неофрейдизм, подчеркивали биологическую неполноценность человека, компенсаторный характер его деятельности.

Экзистенционально-феноменологический подход, представленный феноменологией, экзистенциализмом, персонализмом, сосредоточивал внимание на уникальности человеческого бытия, приобретающего подлинность и личностный смысл в состоянии экзистенциальной свободы.

Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентировал на рассмотрение человека в контексте социальных связей, продуктом которых он является; эксплицировал различные варианты политической, идеологической, коммуникационной, социальной детерминированности поведения, общения, мышления, деятельности человека. Конец XX в. ознаменовался своеобразным кризисом философских антропологических исследований. На современном этапе активно развиваются прикладные исследования человека, однако этот процесс не сопровождается адекватным философским синтезом. Философия постмодерна отрицает сам факт существования целостного человека, растворяет его в витальных, технических, семантических и других процессах.

 

2.Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Экзистенциальные характеристики личности. Проблема смысла жизни.

Вектор развития философии XX в. во многом задан экзистенциальными проблемами человека. Аксиологические параметры бытия человека осмысливались прежде всего в философии экзистенциализма, психоаналитической философии, персонализме, неопротестантизме.

Философия накопила богатый арсенал категориальных средств для репрезентации

человека в его многогранных проекциях. Для классической философии был характерен интерес к сущности человека. Понятие «сущность» знаменует поиск имманентного способа бытия человека, его внутреннего закона. В философии марксизма этот поиск конкретизировался в содержании понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», диалектика которых отражает последовательность движения мысли, постигающей человека в его единичных, особенных, всеобщих чертах. «Индивид» — это понятие, подчеркивающее единичность человека как представителя человеческого рода. Понятие индивидуальности фиксирует неповторимость конкретного человека, обусловленную своеобразным сочетанием в нем биологического, психического и социального начал.

Категория «личности» призвана подчеркнуть социальную сущность человека, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена определенного общества.

В современной философии акцентируются проблемы человеческого существования, так называемые «экзистенциальные проблемы». Это проблемы, связанные с переживанием человеком собственного пребывания в мире: проблемы жизни, смерти, смеха, стыда, любви, счастья, свободы, вины, смысла жизни и т. д. Объектом философского внимания становится повседневный, обыденный мир человека.

Особое значение в современных условиях социального отчуждения приобретает проблема свободы человека, ставшей естественным и неотъемлемым достоянием людей в процессе длительного развития культуры и общества. Последние десятилетия XX в. отмечены возрождением интереса к человеческой телесности. В истории философии и культуры интерпретации телесности проецировались на соответствующее понимание природы (тело — Космос, тело — механизм, тело — организм и т. д.). Современная трактовка отмечает включенность человеческой телесности в сложный контекст коммуникативных связей и отношений человека. Тело

выступает как социокультурный феномен, как знаково-символическая система, во многом определяющая культурный горизонт миропонимания человека.

На пороге нового тысячелетия актуализировалась проблема поиска новых типов интерсубъективной коммуникации. В частности, получил обоснование (восходящее к «философии поступка» М. М. Бахтина) особый тип коммуникации и мышления — диалогизм, определяющий возможность понимания человеком мира и во многом задающий перспективы развития современной культуры и решения социальных проблем.

Традиционная для философии проблема человека актуальна и для современной науки. Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных, социальных, гуманитарных дисциплин.Важная в теоретическом и практическом плане проблема происхождения человека — проблема антропогенеза (от греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, становление). Существуют несколько основных вариантов решения этой проблемы.

Креационистский подход, в частности религиозно-христианский, предполагает акт творения человека Богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение.

Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается в основном в научно-фантастической и литературной формах. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.

Становление научного подхода относится ко 2-й половине XIX в. На основании своей эволюционной теории Ч. Дарвин выдвинул идею естественного происхождения человека. Он считал человека животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в., опираясь на идеи Ч. Дарвина, Ф. Энгельс выдвинул идею антропосоциогенеза — совместного возникновения человека и общества.

Французский мыслитель 1-й половины XX в., естествоиспытатель, католический философ П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает и божественный «творческий акт», благодаря которому человек поднялся до уровня «духовной личности».

Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.Согласно современным представлениям, процесс возникновения человека (антропогенез) и общества (социогенез) — это системный процесс, который начался около 3,5–5,5 млн лет назад. Эволюция человека прошла ряд ступеней: 3,5–5,5 млн лет назад выделилось семейство гоминид-предлюдей, австралопитековых; около 0,5 млн лет назад появились архантропы как промежуточное звено между обезьяной (питек) и человеком (антропос). К ним относятся питекантропы и синантропы. 50–40 тыс. лет назад возникли неандертальцы, 45–15 тыс. лет назад появился кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду в целом завершилась, а его социальная эволюция продолжается.

Началу и протеканию этого эволюционного процесса способствовали две группы предпосылок. Природно-биологические предпосылки касаются как природно-климатических изменений (сейсмические, геомагнитные, температурные, радиоактивные инверсии, изменения флоры и фауны), так и антропологических (так называемая «гоминидная триада» — прямохождение, строение рук, изменение мозга).

Указанные предпосылки коррелировали с социальными связями, зарождавшимися в то время. Эволюция семейно-брачных отношений и возникновение первых форм нравственного регулирования (табу) стимулировали развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Человек — это биопсихосоциальное существо. Развитие и существование человека задано двумя программами: биологической и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном (современный, «ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической и социальной детерминации поведения и развития человека отражается в дискуссии между биологизаторскими и социоло-гизаторскими концепциями. Биологизаторский подход как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Социологизаторские концепции умаляют биологические особенности человека и, недооценивая личностное, абсолютизируют социальное начало в человеке.

Выделение в человеке биологического и социального начал — это познавательный и методологический прием, позволяющий исследовать многообразные проекции человека, включенного как в природный, так и в социальный мир. Попытку синтеза противоположных подходов предприняли представители такого междисциплинарного направления в науке, как социобиология.

Проблема биосоциальной природы человека — часть общей проблемы гармонизации взаимоотношений в системе «человек — общество — природа». Человек — результат совместной социоприродной истории, поэтому экологический кризис не может не коррелировать с кризисом антропологическим. Разработка стратегии оптимального взаимодействия человека, общества и природы осуществляется как в философии и науке, так и в рамках междисциплинарных исследований — глобалистики, социальной экологии и т.п.

Экзистенциальные проблемы в то же время носят и метафи­зический характер, т.е. не имеют универсально-однозначного ре­шения, их осмысление не гарантирует некоего прагматически-ути­литарного результата.

Среди экзистенциальных проблем центральное место занима­ет проблема смысла жизни и смысла смерти, определяющая жиз­ненную стратегию человека и выбор им ценностных приоритетов. Очевидно, что данный выбор сугубо индивидуален и связан с лич­ностными особенностями человека. Однако, несмотря на то, что спектр решений всегда индивидуализирован и весьма широк, фило­софы выделяют несколько векторов осмысления данной проблемы.

Первый придает смыслу жизни трансцендентный и сакраль­ный характер, связывая земное существование человека со служе­нием высшим ценностям и идеалам, а перспективы - с потусто­ронним бытием.

Второй - соотносит смысл жизни с ориентацией на «земные» ценности и идеалы - наслаждения, счастья, долга, успеха, эгоиз­ма, альтруизма и др. Как считал Э. Фромм, эти установки могут быть сведены к двум фундаментальным: «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни) и «быть» (отдавать, творить, реали- зовывать себя).

Третий - сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек и которые он стремится реализовать в своей дея­тельности.

Четвертый - связан с рассмотрением жизни в качестве само­ценности. Уже в самом факте существования человека, независи­мо от наполненности его жизни, с этой точки зрения, заключен ве­ликий смысл.

Наличие смысла жизни является ведущим критерием сфор- мированности личности, показателем того, насколько человек го­тов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств, оно определяет развитость его самосознания, способность выби­рать ту систему ценностей и целей, которую он будет реализовывать в своей жизни.

Смысл жизни содержит в себе три аспекта:

a. целевой - определяет стратегию и тактику жизни;

b. эмоциональный - отражает удовлетворенность человека своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность;

c. волевой - является движущей силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизненных целей.

Поиск и обретение смысла жизни - это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека.

 

3.Социализация, образование, коммуникация и их роль в формировании личности.

К основным модусам человеческого бытия можно отнести:

· деятельность как сущностную характеристику человека;

· социализацию как важнейший фактор становления и раз­вития личности;

• образование и коммуникацию как важнейшие факторы формирования человеческого бытия.

1) Деятельность – специфическая человеческая форма ак­тивного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование вне­шнего и внутреннего мира. Специфика человеческой деятель­ности обычно выводится из сопоставления человеческого поведения и поведения животных. Если животные приспосабли­ваются к окружающей среде в силу генетически залаженных программ жизнедеятельности, то человек в результате деятель­ности преобразует окружающий мир и самого себя, создавая тем самым «вторую природу», мир культуры. Существуют различные классификации форм человеческой деятельности. Она делится на материальную, прежде всего, трудовую, прак­тическую и духовную. По реализуемым в ней целям выделя­ют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную) деятельность. В различных сациогуманитарных науках глубока изучается управленческая, политическая, научная, инновационная и т.д. деятельность.

Структура деятельности выглядит следующим образам: потребность - мотив - цель - средство действия - резуль­тат. Например, в психологической науке потребность обычна рассматривается как исходный пункт деятельности. Амери­канский ученый А. Маслау, основоположник гуманистической психологии, выделил пять видав потребностей: а) физиологи­ческие потребности; б) потребности в безопасности (физи­ческой и психологической); в) потребности в nривязанностях (любви, дружбе, общении), г) потребности в уважении (в одоб­рении, благодарности, признании); д) потребности самоактуа­лизации. Неудовлетворение индивидам базовых потребностей привадит его к неврозам и психологической неприспособлен­ности. Потребности низших уровней Маслау называет нуждами,а высших - потребностями роста. Психологическое и социальное развитие возможна в условиях многообразной деятельности человека, в ходе которой происходит постепенное удовлетворение все более и более «высоких» потребностей. В социологической литературе потребности человека обычно анализируются как интересы - осознанные потребности, как реальная мотивации человеческого поведения.

2) Социализация - процесс усвоения человекам опреде­ленной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного чле­на общества. Человек приобретает свои личностные качества талька в социальной среде, благодаря активному взаимодейс­твию (коммуникации, общению) с другими людьми.

Процесс социализации многомерен и противоречив (что обусловлено сложной диалектикой взаимоотношения лич­ности и общества), поскольку протекает в рамках социальных норм, выработанных данным обществом. В результате несоб­людения социальных норм (моральных, правовых и т.д.) воз­никают деструктивные ситуации, которые социологи квали­фицируют как аномии (букв. с франц. - несоблюдение закона), нигилизм и т.п. В ходе индивидуального освоения человеком социальных норм и правил происходит процесс его включе­ния в сложный мир социальных ролей. Через исполняемые им социальные роли индивид включается в культуру, т.е. со­циализируется, становясь полноправным членом общества. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам социальных ролей определенные нормативные требования и осуществляет санкции(моральные, правовые) по отношению к конкретным типам социального поведения.

3) Коммуникация (с лат. букв. - сообщение, передача) ­ процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной соцuальной де­ятельности. Проблема коммуникации занимала важнейшее место в философии экзистенциализма. Для Ясперса коммуни­кация - это духовное общение «немногих» в противополож­ность массовому общению, в процессе которого человек пре­вращается из" субъекта общения в объект информационного воздействия.

Основное положение теории коммуникации звучит так: «контакт вместо контракта». Теория коммуникации проти­вопоставляется общественному договору, в основе которого лежит контракт, сделка. Контракт разобщает людей, т.к иx общение ограничивается абстрактным моментом - заключе­нием договоренности. Устанавливаемый в ходе коммуникации контакт, наоборот, сближает и объединяет людей. Средствами достижения контакта являются дискуссии, диалог, обмен ин­формимацией.

Благодаря социальной коммуникации человеком осущест­вляется индивидуальный выбор и ранжирование социокуль­турных программ поведения, деятельности и общения, проис­ходит формирование социальной позиции и отстраивание на­бора собственного статуса и ролей поведения. В современном мире актуализируются проблемы использования эффективных моделей взаимоотношений между людьми. В связи с ними, как нам представляется, повышается значение философской аргу­ментации как важнейшего инструмента формирования рацио­нального характера человеческой коммуникации (культурной, политической и т.д.). Более того, если современный человек станет не на словах, а на деле человеком аргументирующим, т.е. будет, например, предпочитать гуманные средства общения с другими людьми негуманным, то он не только станет успешной личностью, но и яркой индивидуальностью в условиях развития современных коммуникационных технологий на наших глазах формируется новый тип челове­ческой коммуникации - «сетевое общество», в котором еще в большей степени, чем в технотронном обществе, утрачивают­ся непосредственные связи с реальным субъектом и реальным настоящим. В нем человек все в большей степени имеет дело с анонимными адресатами и ситуациями коммуникации, в ко­торых стираются пространственно-временные координаты ар­гументатора и аудитории и, следовательно, повышается роль философской аргументации, помогающей человеку чувство­вать себя уверенно, покидая привычное для него пространство и время национально-интернациональной культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...