Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание как постижение истины. Критерии истинности знания.




Сущность познания заключается в том, что оно является отображением внешнего мира, а знания, как результаты этого отбражения, выступают в качестве идеальных образов соответствующих объектов. Вот почему основным вопросом теории познания является вопрос о том, как относятся наши знания к объективному миру. В этом вопросе – суть проблемы истины. Формулировка и осмысление этой проблемы мы находим уже в античной философии, а результатом этого осмысления стала разработка основных положений классической концепции истины. Аристотель, анализируя знания с точки зрения их достоверности, приходит к выводу, что, во-первых, знания являются истинными только тогда, когда они соответствуют предметам и их признакам, существующим вне и независимо отсознания, а во-вторых, характеристика ситинности относится не к предметам, а именно к знаниям об этих предметах. Это значит, что под истиной Аристотель понимал такие знания, которые содержательно соответствуют состоянию вещей. Эта идея и легла в основу классической концепции истины как соответствия знаний познаваемой действительности. Уже в ХХ ст. она получила название корреспондентской концепции истины (Дж.Мур). Эта концепция основывается на следующих положениях: признание объекта, независимого от субъекта и состояний его сознания; признание возможности выявить однозначное соответствие между знанием и действительностью; наличие надежного критерия, с помощью которого можно установить это соответствие либо отсутствие его.

Однако в процессе развития философии и науки были обнаружены неточности и противоречия этой концепции. Утверждаю истину как соответствие знания действительности, эта концепция не отвечала на вопрос о том, в чем заключается это соответствие и какой действительности знания соответствуют. Преодоление этих недостатков классической концепции истины осуществлялось в двух направлениях: совершенствования этой концепции посредством решения ее проблем; разработки альтернативных концепций истины.

Реализацией первого направления стала диалектико-матеориалистическая концепция истины, сущность которой заключается в следующих постулатах: истина всегда носит объективный характер, процесс познания – это процесс восхождения от истин относительных к абсолютной истине, истина всегда конкретна, единственным надежным и объективным критерием определения истины является практика. Другой способ совершенствования классической концепции истины был разработан А.Тарским и получил название семантической концепции. Эта концепция предлагает, во-первых, строго разграничивать объектный яхык и метаязык, а истинность объектных высказываний определять посредством сравнения их с высказываниями метаязыка, по отношению к которым только и может применяться понятие истины.

Представители второго направления вместе с критикой классической версии истины предлагают альтернативные варианты решения проблемы:

¨ прагматическая концепция (греч. Pragma – дело, действие) предлагает считать истинными Тольки такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания (Ч.Пирс, П.Бриджмен);

¨ конвенционалистская концепция (лат. Conventio – соглашение) рассматривает истинность как соглашение между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата (К.Айдукевич, А.Пуанкаре);

¨ когерентная концепция (лат. Coherentia – связь) предлагает интерпретацию истины как логической непротиворечивости знаний (Р.Карнап, О.Нейрат).

В современной философии проблема истины решается на пути отрицания гносеологического субъекта и обращения к “субъекту заинтересованному”. Это значит, что решение проблемы истины здесь выводится в более широкую, нежели только гносеологическая, и более значимую для человека сферу ценностей, целей и смыслов.

Методы научного познания. Познание, как специфический вид деятельности, для своего осуществления требует определенных приемов и операций, призванных обеспечить достижение поставленных познавательных целей. Это методические средства познавательной деятельности. Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности. Метод должен включать в себя 1)сформулированную цель, 2)описание объективной ситуации, в пределах когорой решается практическая или теоретическая задача, 3) процедуру или перечень операций, которые необходимо осуществить для достижения цели в заданных условиях.

На уровне повседневной практической деятельности метод формируется стихийно и только позже осознается людьми. В сфере же науки метод формируется сознательно и целенаправленно. Научный метод толькл тогда соответствует своему статусу, когда он обеспечивает адекватное отображение свойств и закономерностей предметов внешнего мира. Поэтому научный метод совпадает с научной теорией. Метод – это теория в ее практическом применении. С одной стороны, теория представляет собой систему знаний о том или ином фрагменте мира, а с другой - она же выступает и как средство решения телоретических задач, то есть как метод.

Научному методу свойственны следующие признаки:

1)ясность или общедоступность;

2)детерминированность или отсутствие стихийности и произвола в применении;

3)направленность или способность обеспечивать достижение цели;

4)плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5)надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6)экономичносит или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Методы, испоьзуемые в познавательной деятельности, можно разделить на три группы. К первой относятся общелогические методы, применяемые в любом акте познания и на любом уровне. Это анализ исинтез, индукция и дедукция, обобщение, аналогия и другие.

Ко второй группе относятся методы, применяемые только в определенной научной теории и приспособленные для исследования именно данного объекта. Отличительной особенностью этих методов является их звисимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач. Это конкретно-научные или дисциплинарные методы.

Третью группу составляют общенаучные методы, которые в меньшей степени зависят от специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования. На этом основании данные методы можно разделить на методы эмпирического и теоретического познания, которые соответствуют эмпирическому и теоретическому этапу исследования. На эмпирическом этапе осуществляется сбор фактов, их первичная обработка, описание, классификация, выявление внешних зависимостей. На теоретическом этапе осуществляется обобщение эмпирических зависимостей, выявление структуры объекта, устойчивых взаимодействий, построение идеальных моделей объекта и теоретических схем реализации познавательных программ.

На эмпирическом этапе применяются такие методы, как наблюдение, классификация, эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное восприятие объекта, обусловленное задачей исследования. Классификация – это метод разделения множества изучаемых объектов на подмножества на основе строго зафиксированных сходств и различий. Экспериментом называется метод исследования, при помощи которого определенный объект или процесс изучается в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент применяется либо для создания ситуации, позволяющей исследовать объект в чистом виде, либо для проверки уже существующих гипотез и теорий, либо для формулировки новых гипотез и теоретических представлений.

На теоретическом этапе используются аксиоматический, гипотетико-дедуктивный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также методы исторического и логического анализа. Последние широко используется при изучении сложных исторически изменчивых объектов. Аксиоматический метод сначала задает набор исходных аксиом, из которых затем по определенным правилам создается система выводных высказываний. Аксиомы, правила и выводные высказывания вместе и составляют теорию. Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в том что сначала формулируется одна или несколько гипотез, из которых затем выводится система частных гипотез, подлежащая опытной проверке. Метод восхождения от абстрактного к конкретномы ориентирует исследование на поиск и осмысление таких свойств, связей и отношений, которые первоначальному абстрактному образу объекта придают конкретность, отчетливость и определенность. Исторический метод требует описания фактической истории объекта во всем разнообразии его существования. Логический метод – это мысленноя реконструкции история объекта, очищенноя от всего случайного, несущественного и сосредоточенная на выявлении сущности.

На теоретическом этапе исследования применяются также и такие методы, как идеализация, формализация, моделирование (в том числе и математическое и компъютерное). Это разнообразие применяемых методов обеспечивает адекватность оезультатов познания, логическую непротиворечивость научных знаний, эмпирическую обоснованность и возможность принципиальной проверки полученных знаний.

Сформулируем основные положения темы:

1)познание – это высшая форма психического отражения, специфический вид духовной деятельности, направленной на производство, накопление и транслюцию объективно-содержательных знаний о природной и социальной действительности. Содержание, формы и способы познания носят социально обусловленный, конкретно-исторический характер;

2)познание инспирировано потребностями предметно-практической деятельности людей и представляет собой структурированный процесс взаимодействия субъекта и объекта, в котором участвуют такие способности человека. как мышление, эмоции, воля,память, интуиция;

3)познание осуществляется на чувственном и рациональном уровнях, которые выступают как взаимосвязанные и взаимозависимые элементы единого целостного познавательного процесса. Анализ характеристик этих элементов и выявление роли их в познавательной деятельности порождает в новоевропейской философии дилемму эмпиризма и рационализма;

4)главным вопросом теории познания является вопрос об истинности наших знаний. В истории философии этот вопрос решался по-разному,но наиболее распространенной и совершенной была классическая концепция, которая рассматривает истину как соответствие содержания знаний свойствам объектов внешнего мира, а критерием этого соответствия провозглашает практику;

5)высшей формой познавательной деятельности является научное познание, для осуществления которого создаются разнообразные методы, призванные обеспечить адекватность результатов познавательного процесса.

 

3.Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции и этос науки.

Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственно целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – система знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить:

 науки о природе,

 науки об обществе,

 науки о познании и мышлении.

Отдельную группу составляют технические науки По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику.

Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Особенности научного познания:

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления,

2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина,

3) ориентация на практику,

4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм,

5) использование научного оборудования,

6) строгая доказательность научного знания.

Основные этапы развития науки. Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин). Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени). Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа:

1) классический (17 – 19вв.),

2) неклассический (первая пол. 20 века),

3) постклассический (вторая пол. 20 века).

Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относится к субъекту, средствам приемам и операциям его деятельности.

Неклассическая наука, исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

Существенный признак постклассической науки – учет субъективного фактора в познании и знании. Она учитывает связь знаний получаемых об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой данного этапа является глобальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. На утверждение принципа универсального эволюционизма повлияли три теории:

1) теория нестационарной Вселенной,

2) теория саморазвивающихся целостных систем (синергетика),

3) теория биосферы и ноосферы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...