Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.




Независимо от ориентации на ту или иную программу исследования, необходимо признать, что общество – это и люди, и их деятельность, и ее результаты. Жизнь и деятельность людей нельзя даже представить без природы и вне ее.. Поэтому природа выступает как необходимая естественная предпосылка существования общества. Но отношения общества к природе не прямые, они опосредованы орудиями и результатами деятельности, то есть – культурой. При этом важным признаком, отличающим природу от общества является то, что природа существует и эволюционирует в соответствии с объективными законами, которые проявляются в виде слепых стихийных сил. Общество же существует и развивается во взаимодействии с природой как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Из приведенного выше определения общества следует, что это не просто совокупность людей, а, прежде всего, связи, взаимодействия, объединения, образующие сложную систему социальных отношений между отдельными индивидами, социальными группами и сообществами людей. Это означает, что общество существует и развивается как организованная системная целостность, создающая внутри себя условия и механизмы собственного развития. С этой системной точки зрения общество – это сложноорганизованна и саморазвивающаяся система, все элементы котрой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется: 1)разнообразием элементов и связей между ними; 2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право); 3)саможостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования; 4)динамичностью и альтернативностью путей развития; 5)нелинейным характером социальных процессов.

Общество как системное образование включает в себя отдельных индивидов, социальные группы и сообщества (семью, классы, нации), государство с его институтами, мораль, религию, искусство, науку. Эти элементы имеют более или менее сложную природу и сами выступают как организованное целое. Это так называемые структурные подсистемы, которые образуют сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную. Экономическая сфера включает в себя материальное производство, а также отношения между людьми, возникающие в связи с производством, обменом, распределением и потреблением материальных ценностей.

Элементами социальной сферы являются малые и большие социальные группы, слои, классы и нации, а также формы и способы их взаимодействия. Политическая сфера объединяет государство и его институты, правовую систему, политические партии и объединения. Именно здесь осуществляется политическая деятельность людей и осуществляются их политические интересы. В духовную сферу входят мораль, религия, искусство, наука, которые вместе образуют духовную культуру общества.

Все сферы общества не только взаимосвязаны, но и взаимообуславливают друг друга. Так, например, экономика порождает и обусловливает правовые отношения, но последние сами могут существенно влиять на сферу экономики: содействовать или препятствовать притоку инвестиций, стимулировать экономическую активность людей либо сдерживать ее.

3.Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие общества сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть, уникальность этих стран, неповторимость их исторических путей. Это и порождает представление об истории человечества как сосуществовании отдельных, неповторимых, уникальных и разнообразных форм совместной жизни.

Но как бы ни отличались друг от друга эти страны, в их организации мы обнаруживаем общие для всех элементы: материальное производство, классы, политические институты, мораль, право. Это обстоятельство формирует представление о наличии всеобщих, универсальных форм организации человеческого общества, о единстве и целостности его истории.

Эти особенности исторического процесса и порождают различные подходы к его интерпретации: линейный, или стадиально-поступательный, и нелинейный, или цивилизационный.. Линейный подход ориентирует на понимание истории как поступательного развития к ступеням все большего совершенства (прогрессизм), либо последовательного возвращения к простым формам организации (регрессизм).

Прогрессистский вариант концепции линейного развития наиболее последовательно воплощен в марксистском учении об общественно-экономической формации. Понятие формации фиксирует универсальные, закономерные черты исторического процесса, его единство. Учение о формауии основывается на следующих положениях: 1)совокупность материальных условий существования людей, то есть общественное бытие, является первичной относительно их общественного сознания; 2)основой общества выступает способ поизводства материальных благ со свойственными ему производительными силами и производственными отношениями; 3)производственные отношения составляют экономический базис общества, порождающий и определяющий все остальные социальные сферы; 4)на основе базиса возникает и развивается надстройка как система духовных отношений, идей, а также организаций и учреждений, осуществляющих управление обществом; 5)причиной перхода от одной формации к другой является противоречие между развивающимися производительными силами и устаревающими производственными отношениями, а формой такого перехода выступает социальная революция; 6)история общества – это естественно-исторический процесс поступательного перехода от одной формации к другой в направлении к коммунизму как высшей форме социальной организации. Формация – это конкретно-исторический тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, который характеризуется свойственными ему связями, отношениями и формами организации людей и функционирует и развивается по своим специфическим законам на основе определенного способа производства.

Наиболее существенными недостатками теории формации являются: сведение всего разнообразия общественной жизни к экономическим отношениям, игнорирование локальных (региональных) особенностей исторического процесса, недооценка внеэкономических факторов социальной жизни, преувеличение роли насилия в истории.

На преодоление этих недостатков и направлен нелинейный подход, реализованный в двух формах: цивилизационной и культурологической. Впервые понятие цивилизации применяется в произведениях французских философов-просветителей для обозначения общества. Основанного на принципах разума и справедливости. Позже содержание понятия цивилизации меняется. Его используют либо для обозначения уровня развития региона или этноса (античная цивилизация, китайская цивилизация), либо для выделения стадии упадка културы (Шпенглер), либо как синоним культуры (Тойнби). Но какое бы значение ни придавали поняти. Цивилизации, общепризнанным является то, что цивилизация означает собственно социальную форму организации людей, которая существенно отличается от периода дикости и варварства. Признаками цивилизации являются: 1)наличие пролизводства как средства удовлетворения человеческих потребностей; 2)общественное разделение труда; 3)выделение семьи в качестве самостоятельного элемента общества; 4)социальный способ организации людей; 5)совокупность традиций, обычаев и религиозных представлений, определяющих отношение к человеку и природе; 6)наличие постоянно развивающейся и расширяющейся системы позитивных знаний о мире.

Понятие цивилизации фиксирует разнообразие форм исторического процесса, уникальность исторических судеб стран и народов, неповторимость системы социальных и духовных ценностей, особенности геополитического положения. Любая цивилизация харктеризуется специфическим для нее образом жизни, системой ценностей мировоззрением.

Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовных ценностей и культурных традиций,особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ.

Понимание цивилизации как стадии в развитии общества (на таких позициях стояли Белл, Тофлер, Бжезинский) дополняется представлением о цивилизации как совокупности отличительных особенностей культуры, эжкономики, традиций, обычаев отдельных стран и народов, либо как о культурно-историческом типе общества. Такое понимание цивилизации и является основой культурологического подхода к оценке исторического процесса как смены уникальных локальных культур. Например, основатель этой концепции Данилевский выделял египетскую, китайскую, индийскую, еврейскую, германо-романскую, русскую цивилизации.

Очевидно, что понятие цивилизации предназначено для того, чтобы отличить общество, удовлетворяющее свои потребности путем присвоения природного продукта, от общества, основанного на производстве. Цивилизованное общество в его истории представлено двумя типами: традиционным и техногенным. Оно в своем развитии проходит такие стадии, как аграрно-техническая, индустриальная и постиндустриальная. Индустриальная цивилизация характеризуется высоким уровнем развития промышленности, широким производством товаров массового потребления, динамизмом и направленностью на все новое. Эти черты дополняются в постиндустриальном обществе преобладанием сферы услуг, ведущей ролью науки и информации, индивидуализацией производства и потребления, ростом удельного веса “среднего класса”.

Высокий уровень технологизации и технизации современного общества на основе науки открывает перед человеком в сущности неограниченные возможности в преобразовании мира и удовлетворении своих потребностей. При этом преодолеваются различия в экономике, культуре, традициях разных народов, осуществляется сближение их с помощью новейших технологий, международных институтов и общечеловеческих ценностей. Глобализация и интеграция ведут к стиранию национально-культурной специфики народов, разрушения национальных ценностей. Вместе с тем, отмеченные факторы порождают и многочисленные негативные явления, которые, нарастая, начинают угрожать самому существованию человека и получают название глобальных проблем современности. Среди этих проблем главными являются проблема предотвращения новой мировой войны, экологическая и демографическая проблема, проблема неравномерности социального развития и другие.

Сформулируем основные положения темы:

1)общество является результатом совместной деятельности людей и выступает сложноорганизованной саморазвивающейся системой. Общество нельзя сводить к сумме индивидов, а необходимо рассматривать как систему связей, отношений и форм организации людей;

2)основой общественной жизни и формой активного отношения человека к миру является социальная деятельность, специфические формы которой порождают сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную;

3)общество представляет собой структурированную целостность, включающую в себя разнообразные социальбные группы, которые классифицируются на основе классового, этнического, демографического и других принципов;

4)динамика социальных процессов обусловлена сочетанием объективных и субъективных факторов, наиболее важными из которых являются социально-экономические потребности и интересы, природные условия,национальный характер, духовные ориентации. Субъектами социальных действий выступают народ, классы, нации, исторические личности;

5)в современной социальной философии используются стадиально-поступательный (линейный) и цивилизационный (нелинейный) подходы к оценке характера исторического процесса, которые наиболее полно и последовательно воплощены в теориях формации и цивилизации;

6)современный этап человеческой истории носит переходный характер и связан с формированием постиндустриального (информационного) общества, целькоторого – прочный мир, высокое качество жизни, самоопределение личности.

Словарь основных терминов

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее, не поддающееся опровержению знание о предмете.

Абстракция – логическая процедура отвлечения от ряда признаков предмета с одновременным выделением других его признаков.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории путем формулировки системы аксиом (постулатов) и правил выведения, с помощью которых дедуктивно выводятся теоремы (положения) теории.

Антропосоциогенез – историко-эволюционный процесс возникновения и формирования человека и общества.

Атрибут – неотъемлемое, существенное, необходимое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.

Базис – в марксистской философии элемент социально-экономической формации, исторически определенная совокупность проиводственных отношений, зависимая от уровня развития и характера производительных сил, на которой возникает и развивается соответствующая политическая надстройка.

Бытие фундаментальная философская категория для обозначения всего существующего в его целостности и взаимосвязи.

Восприятие – целостное чувственное отражение предмета в процессе его непосредственного воздействия на органы чувсв.

Время – всеобщая форма бытия материи, которая является условием возникновения и изменения конкретных материальных систем и выражет продолжительность их существования, последовательность смены состояний и их структурную организацию.

Гилозоизм – философское учение о всеобщей универсальной одушевленности мира.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод построения научной теории путем формулировки одной или нескольких гипотез, из которых по определенным правилам выводятся частные гипотезы, требующие опытной проверки.

Государство – основной институт политичесой системы, осуществляющий управление обществом и охраняющий его экономическую и социальную структуру.

Движение – всякое изменение природных и социальных объектов, способ существования материи, ее атрибут.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.

Дедукция – метод познания, при котором познающее мышление движется от общих понятий к частным фактам и единичным явлениям.

Закон – совокупность необходимых, существенных, устойчивых связей между вещами, явлениями и процессами.

Индукция – метод познания, при котором мышление движется от конкретных единичных фактов к общим выводам.

Индивид – понятие для обозначения любого отдельно взятого представителя человеческого рода.

Интенция – намерение, цель, направленность сознания на какой-либо предмет.

Истина – знание, объективное содержание которого совпадает со свойствами изучаемого объекта.

Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе экономических отношений, прежде всего – по их отношениях к средствам производства.

Коэволюция – сближение двух взаимосвязанных эволюционирующих систем таким образом, что изменения в одной из них инспирируют изменения в другой и при этом не приводят к нежелательным, а тем более неприемлемым для другой системы последствий, совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы.

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, бесконечное множество объективно существующих предметов, явлений и процессов, вместе взятых.

Метод – совокупность средств, приемов и операций практического и теоретического освоения мира.

Мировоззрение – сложная система предельно обобщенных знаний о мире, а также аксиологических установок и праксеологических схем, обеспечивающих сознательную ориентацию человека в мире и осмысленный выбор им жизненного пути.

Надстройка – в марксистской философии элемент общественно-экономической формации, совокупность духовных отношений, теорий и идей, а также организаций и учреждений, осуществляющих управление обществом.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная деятельность человека становится решающим фактором развития.

Объект – существующий вне и независимо от сознания внешний мир или его фрагмент, который является предметом познания или практического воздействия субъекта.

Объективная истина – независимое от воли и желаний субъекта содержание знания.

Общественное бытие совокупность материальных условий существования людей.

Общественное сознание – совокупность представлений, взглядо, теорий и идей, в которых отображаются условия существования человека и общества.

Общество – обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически изменяющуюся систему отношений, связей и форм организации людей, возникающую в процессе их жизнедеятельности.

Относительная истина – знание, зависимое от условий, ограничивающих его точность и полноту.

Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия как целостности.

Отражение – всеобщее свойство материи как способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы; фундаментальная предпосылка сознания.

Ощущение – способность психики фиксировать отдельные признаки предмета, чувственный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия его на органы чувств.

Познание – социально-исторический процесс творческой деятельности, направленный на производство знаний и формулировку мотивов и целей деятельности.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются существенные признаки предметов.

Производственные отношения – отношения. Возникающие между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных ценностей.

Производительные силы – единство средств производства и людей, осуществляющих с их помощью преобразование окружающей среды в процессе общественного производства.

Пространство – форма бытия материи, характеризующая протяженность, взаимную ориентацию и структурную организацию материальных систем.

Представление – форма чувственного познания, в которой отображается целостный образ ранее воспринятого предмета.

Разум – уровень сознания, на котором проявляется способность синтезирования результатов познания и образования новых идей.

Рассудок –уровень сознания, на котором проявляется способность оперировать понятиями, правильно квалифицировать факты и систематизировать знания.

Свобода – гарантированная законом и защищенная государством способность человека действовать в соответствии со своими целями и интересами на основе познания объективной необходимости.

Социальная система – сложноорганизованная целостность индивидов, социальных групп и сообществ, объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями.

Страта – группа людей, объединенных определенной социальной оценкой (например, имущественной, профессиональной, религиозной, национальной, образовательной и т.д.).

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающая его единство и целостность, способ строения объекта.

Сущность – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех разнообразных форм его бытия.

Суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета.

Умозаключение – форма мысли, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, производится вывод (новое суждение), содержащий новое знание.

Универсум – понятие для обозначения природы как объекта научного и философского познания.

Фатализм – мировоззренческая позиция, в соответствии с которой все происходящие в мире процессы подчинены судьбе, предопределены, и эта предопределенность исключает возможность свободы.

Формация – в марксистской философии – конкретно-исторический тип общества с характерными для него связями, отношениями и формами организации людей, функционирующий и развивающийся по своим специфическим законам на основе господствующего способа производства.

Футурология – отрасль знаний о перспективах развития социальных процессов.

Цивилизация – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, которое характеризуется общностью духовных ценностей и культурных традиций, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических границ.

Эволюция – в широком смысле синоним развития, в узком – процесс медленного, поступательного и поэтапного изменения разнообразных систем.

Эклектика механическое соединение разнообразных, иногда взаимоисключающих друг друга взглядов, идей или принципов.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой.

Эксперимент – метод познания, при помощи которого предметы реальности исследуются в контролируемых и управляемых условиях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так выглядит философия в ее конспективном изложении. И этот вид приводит нас к заключению, что философия – это рефлексия над страданиями души и поисками духа. И эта рефлексия убеждает нас в том, что никто не знает единой и полной истины о человеке, ибо такая истина не существует. Человек – существо универсальное, а его рациональность является лишь одним из проявлений многомерного и разномерного бытия человека в мире.

Философия не может и не должна быть средством теоретического обоснования “революционного преобразования мира”, как и апологией “наличной социальности”. Главное не в том, чтобы свергать или защищать, главное – познавать, чтобы понимать и на основе понимания создавать такие условия, которые бы способствовали каждому человеку обрести возможность жить свободным от данной внешности, независимо от того, является ли эта внешность природной или социальной.

Философия показывает нам, что жить и оставаться свободным человек может только в относительном мире культуры, не претендующем на безусловность. В этом мире нет последней истины, ибо такая истина ничем не отличается от лжи. Этот мир не знает неограниченной свободы, ибо такая свобода ведет только к рабству. Это относительный мир нашей духовности.

До сих пор мы часто духовность подменяли идеологическими клише. Последние извне навязывают человеку определенный образ жизни (чаще всего не соответствующий предназначению человека). Духовность же – это внутренний выбор собственной судьбы, это встреча человека с самим собой как с человеком. Духовность – это тот единственный мир, в котором человек впервые находит себя как личность и относится к себе именно как к личности. Духовность – это сфера, в которой индивидуальность достигает максимального самоосознания своей уникальности и одновременно – своего единства со Вселенной. Такой человек предстает не как элемент соборности или коллективности, а как персона, личность, для которой общечеловеческие ценности обретают смысл только в ее особенности. Пропущенные через горнило особенности, общечеловеческие заповеди не только сами приобретают смысл относительно индивидуального существования человека, но и наполняют им само это существование, поощряют человека к “бытию-вопреки-смерти”. Абсолютные и безусловные ценности Истины, Добра и Красоты – эти высочайшие человеческие максимы – только тогда обнаруживают свое существование, когда человек пожелает открыть их для себя, когда его личность ощутит потребность в них, когда воля стремится к встрече с ними. Философия и призвана помочь человеку в его поисках путей к Истине и Свободе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...