Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальные проблемы марксистско-ленинской теории социализма [34] (косолапов Р. И. Социализм: к вопросам теории. Изд. 2- е, испр. И доп. М. , «мысль», 1979. 598 С. ) 5 страница




Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо исходить из того, что социализм основан на общественной собственности, а общественная собственность обусловливает подчинение всего производства общественным экономическим интересам. Чем точнее деятельность органов хозяйственного управления направлена на осуществление общественных интересов, чем меньше отступлений от них, чем полнее и последовательнее проводятся они в экономической жизни, тем полнее общественная собственность на средства производства, тем прочнее и развитее социалистический общественно-экономический строй.

Но ведь в социалистическом обществе проводниками общественных, общенародных интересов являются сами трудящиеся, воспринимающие эти интересы как свои. Поэтому они и должны принимать активное участие во всей работе по управлению социалистическим хозяйством, а их лучшие представители – непосредственно участвовать в формировании кадров экономического управления, выдвигая из своей среды командиров производства.

Для нормального хода социалистического воспроизводства недостаточно, чтобы в управлении участвовали лишь люди специально этому обученные и специально для этого поставленные. Нередко можно услышать такие рассуждения: «Пусть они управляют как следует, а я буду как следует делать свое дело» и при этом высказывается возмущение еще имеющимися случаями отступления от общественных интересов со стороны тех или иных хозяйственников, еще не изжитыми случаями бюрократического отношения к делу государственного управления хозяйством. А ведь именно такая позиция, согласно которой управление экономикой – дело только специально подобранных, специально обученных и специально назначенных лиц, и является одной из главных причин медленного изживания случаев халатного отношения к осуществлению интересов общества, бюрократического торможения хозяйственного развития из-за неправильных действий или бездействия отдельных лиц. Такая позиция ничего общего с ленинским подходом к управлению экономикой при социализме, с ленинским пониманием социализма как строя сознательных тружеников, рассматривающих дело управления страной как свое кровное дело, как общее дело всех членов общества, не имеет.

В силу общности интересов классов и слоев при социализме всем трудящимся выгодно осуществление задач социалистического управления. Рабочие к тому же являются непосредственными носителями общественных интересов, поскольку в осуществлении коммунистических преобразований они заинтересованы в наибольшей степени и наиболее последовательно. Первостепенная роль рабочего класса в борьбе за успешное развитие социализма и неуклонное перерастание его в полный коммунизм – центральная мысль ленинского учения о социализме. Только при руководстве экономикой и обществом в целом со стороны рабочего класса и его марксистско-ленинской партии обеспечивается действительно полное, глубокое и последовательное удовлетворение интересов и нужд всех трудящихся, тот действительно быстрый прогресс во всех областях общественной жизни, который гарантируется господством самых передовых интересов. «В условиях развитого социализма, – пишет Р. И. Косолапов, – замечательно оправдывает себя ленинское положение о рабочем классе как основном гаранте построение бесклассового коммунистического общества». [89] При этом речь идет не о защите рабочим классом своих цеховых интересов не о том, что он должен взять с других классов как можно больше в свою пользу. Речь идет о том, что как класс – хозяин страны и в то же время как класс, не могущий серьезно улучшить своего положения без того, чтобы не улучшить положение других классов и слоев, всех трудящихся, рабочий класс доджей возглавлять борьбу за перерастание социализма в коммунизм вовлекая в нее всех трудящихся и отсекая попытки затормозить или ослабить движение вперед. И эту роль руководителя социалистического общества, субъекта управления экономикой страны рабочий класс должен осуществлять не только сверху, через свою партию и аппарат государственной власти, которые призваны служить общественным интересам, но и снизу, непосредственно. В. И. Ленин писал: «Чем решительнее мы должны стоять теперь за беспощадно твердую власть, за диктатуру отдельных лиц для определенных процессов работы, в определенные моменты чисто исполнительских функций, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу, чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неустанно сорную траву бюрократизма». [90]

Успешное функционирование государственного экономического организма невозможно, если не будет обеспечена надежная защита общественных интересов, выраженных в планах и заданиях центра, силой государственной власти. Та решительность и непреклонность, с какой государственные задания будут проводиться в жизнь, с какой будут пресекаться попытки поставить интересы личной выгоды выше интересов общества, государства, народа, зависят, в свою очередь, от состава государственного аппарата.

Выдвижение талантливых организаторов из рабочих и колхозников наверх, в государственный аппарат и сегодня ставится партией как одна из важнейших задач. Расширяется подготовка специалистов из рабочих и колхозников.

Контроль снизу – это первая ступень школы государственного управления для самых широких масс трудящихся и одновременно – непременное условие полного и неукоснительного осуществления в экономической жизни общественных интересов. Никакой аппарат контроля сверху, как бы велик, широк и всеобъемлющ он ни был, не может учесть и проконтролировать все, что делается на любом участке хозяйственной деятельности, во всякой, даже самой мелкой и мельчайшей ячейке экономического организма, будь то цех, участок, столовая или магазин; руководство только «сверху» при всем желании в принципе не способно исключить случаи отступлений от общественных интересов, неполного или непоследовательного их проведения. Только сами трудящиеся, осуществляя контроль снизу, участвуя в управлении хозяйством, могут добиться такой полноты и последовательности в осуществлении общественных интересов, которая требуется для выявления и раскрытия преимуществ социализма.

Дело, однако, не только в том, что органы управления «не справляются» и не могут одни справиться с задачей подчинения всего хода производства общественным интересам. В реализации этой задачи больше всего заинтересованы непосредственные производители материальных благ.

Участие трудящихся в управлении диктуется не только тем, чтобы обеспечить полное и последовательное осуществление в экономике общественных интересов. Оно вытекает из конечной цели социализма, из задачи построения бесклассового коммунистического общества. Исторически возникновению классов предшествовало разделение людей на управляющих и исполнителей, и классы не могут быть уничтожены, если не будет уничтожено такое разделение, поскольку «в основе деления на классы лежит закон разделения труда». [91] Не участвовать в управлении общественными и государственными делами, держаться той точки зрения, что управление есть дело лишь специально поставленных лиц, – значит задерживать процесс преодоления классовых различий, останавливать движение вперед к полному уничтожению классов и построению бесклассового коммунистического общества.

Участие трудящихся в управлении гарантирует выполнение государством его экономической роли субъекта важнейшей формы общественной собственности на средства производства и органа планового управления экономической жизнью социалистической страны. Система форм и методов государственного управления экономикой постоянно приводится в действие и функционирует так, как требуют того интересы передового класса, обеспечивает неуклонное движение вперед по пути построения экономических основ полного коммунизма.

Ленинская мысль о том, что социализм для самого своего существования требует участия трудящихся в управлении, что это участие не только благо, предоставляемое социализмом, но и объективная необходимость, закономерность развития социализма, нашла свое воплощение в целом ряде документов нашей партии. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду, в частности, говорилось: «Теперь мы уже не только из теории, но и из многолетней практики знаем: как подлинная демократия невозможна без социализма, так и социализм невозможен без постоянного развития демократии. Совершенствование нашей социалистической демократии мы понимаем, прежде всего, как неуклонное обеспечение все более широкого участия трудящихся в управлении всеми делами общества, как дальнейшее развитие демократических основ нашей государственности, как создание условий для всестороннего расцвета личности». [92]

Партия ставит перед каждым рабочим, перед каждым колхозником, перед всеми трудящимися задачу шире участвовать в управлении, учиться делу государственного управления экономикой и обществом, привлекать к этому делу членов своего коллектива, бороться против мещанского стремления отгородиться от общественных нужд и проблем, уткнувшись в свои личные дела. Опираясь на присущие нашему обществу взаимопомощь и коллективизм, поднимая свою активность и активность своих товарищей, каждый должен переходить от простейших ко все более сложным формам участия в управлении, смелее и решительнее выполнять свою роль хозяина производства, хозяина страны.

 Объективными предпосылками расширения участия трудящихся в управлении являются сближение классов и слоев, рост уровня образования и культуры всех членов общества, что делает постановку вопроса об участии трудящихся в управлении все более насущной и актуальной. Задача расширения участия трудящихся масс в деле управления государственными делами закономерно поэтому заняла важное место в новой Конституции СССР.

 Участие трудящихся в управлении общественным производством обеспечивает проведение общественных интересов в хозяйственной жизни с той полнотой, которая недоступна иному типу централизма, кроме демократического.

Участие трудящихся в управлении обеспечивает также необходимое воспроизводство кадров социалистического управления, способных вести активную борьбу за решительное и неуклонное проведение в жизнь общенародных интересов.

Участие трудящихся в управлении, наконец, необходимо непосредственно для того, чтобы постепенно изживать то разделение на управляемых и управляющих, которое является одной из основ существования классов.

 С расширением участия трудящихся в управлении поэтому теснейшим образом связано развитие производственных отношений социализма как отношений коллективизма, отношений общества ассоциированных производителей, и степень участия масс в управлении является одним из важнейших критериев развитости социализма и перерастания его в полный коммунизм.


 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА[93]

Экономика социализма – это экономика общества ассоциированных производителей, развивающаяся в общественных интересах. В подчинении ее функционирования общественным интересам реализуется общественная собственность. В условиях развитого общественного характера производства, усиливающегося под воздействием научно-технической революции, когда все производственные процессы сливаются в единый общественный производственный процесс, общественные интересы не могут быть осуществлены без соответствующего согласования действий, которое обеспечивается плановым' управлением. Отношения планового управления являются, следовательно, производственными, базисными отношениями. Исходя из этого, нельзя не признать, что директивные методы управления со стороны государства являются экономическими по своему существу.

Для существования общественной собственности необходимо управление в общественных интересах. Общественные интересы при социализме имеют классовый характер; они суть интересы передового рабочего класса. В силу известных различий в интересах классов и слоев при социализме еще нельзя всецело обойтись без принуждения для реализации интересов самого передового класса общества. Экономический центр, следовательно, должен обладать аппаратом классового принуждения, т. е. должен выступать в форме государства.

Экономический и политический центры при социализме совмещены. Отношения экономического управления принимают поэтому государственную форму, но это не отменяет их экономического, базисного характера. В том, что государство наряду с политическими выполняет и экономические функции, – специфика взаимодействия экономического базиса и политической надстройки при социализме.

Вытекающая из отрицания базисного характера отношений управления экономикой со стороны социалистического государства точка зрения, согласно которой экономическими являются только методы материального стимулирования, обнаруживает несостоятельность в свете тенденций развития экономики под воздействием научно-технического прогресса. Распределению по труду в конце концов суждено отмереть. Вместе с ним отомрут и методы материального стимулирования. Таким образом, если согласиться с указанной точкой зрения, то надо считать, что на высшей стадии коммунизма экономических методов не будет вообще.

Под воздействием научно-технической революции роль директивных методов экономического управления постоянно возрастает. Это вытекает из того, что усиливается общественный характер производства, взаимозависимость и взаимообусловленность экономических процессов, а значит, возрастает необходимость в их сознательном и планомерном согласовании.

Растет также значение социалистического соревнования как метода управления экономикой в общественных интересах. Очень многое в осуществлении общественных интересов зависит от того, какими действиями будут дополнены те действия участников производства, которые являются обязательными и вошли в план. Без социалистического соревнования поэтому нельзя добиться полного п последовательного осуществления общественных интересов. Социалистический централизм мыслим, следовательно, только как демократический централизм.

На этапе социализма необходима также и материальная поддержка высокопроизводительного труда в общественных интересах. Но материальное поощрение должно быть тесно связано с планированием и директивными методами, ориентировано на них и на поддержку передовиков социалистического соревнования. Только при этом условии оно имеет социалистический характер. Здесь же лежит и главный путь его совершенствования. Методы материального поощрения следует сделать менее формальными. Поощрять надо не только по формальным показателям, а главным образом по реальным завоеваниям в деле защиты и осуществления общественных интересов.

Поскольку ведущая роль в системе управления экономикой принадлежит директивным методам, постольку наряду с совершенствованием социалистического соревнования и материального поощрения научно-технический прогресс требует от нас совершенствования прежде всего директивных методов.

Совершенствование директивных методов связано, в частности, с дальнейшей разработкой проблем реализации планов, проведения их в жизнь. При составлении плана следует глубже прорабатывать его с точки зрения увеличения вероятности его осуществления. Анализируя план, необходимо выявлять уязвимые с точки зрения выполнимости пункты плана, составлять программы ликвидации цепных реакций невыполнения, возникающих в случае нарушения плана в том или ином звене. Процесс проведения плана в жизнь также должен стать планомерным. Решение этих задач тесно связано с созданием и внедрением в органах центрального управления автоматизированных систем управления.

Центральной проблемой развития и совершенствования директивных методов является включение в систему планов долгосрочного плана на 10–15 лет.

С введением в систему наших планов долгосрочного плана, который бы развертывался и конкретизировался в пятилетних и годовых, значительно повысилась бы обоснованность директивных заданий. Социалистическое соревнование также получило бы более широкое развитие. Дело в том, что инициатива масс находится в прямой зависимости от разработанности социальной перспективы, ясности социального предвидения, точности, глубины и широты научного выражения коренных интересов непосредственных производителей материальных благ. Без включения в систему планов долгосрочного плана как ее основы и ядра ни директивные методы, ни социалистическое соревнование не могут полностью реализовать все свойственные им преимущества. Без этого, следовательно, социализм не может продемонстрировать всех своих возможностей.

Сложившийся уровень хозяйственной дисциплины и ответственности за выполнение плановых заданий не может, к сожалению, служить прочной основой для составления долгосрочного плана. Чтобы гарантировать выполнение заданий на много лет вперед, необходимо пройти серьезную школу дисциплинированного, ответственного и точного выполнения планов, необходимо каждого хозяйственника убедить в том, что недостаточно обоснованное включение в долгосрочный план тех или иных цифр и мероприятий не только приведет к серьезным нарушениям общественных интересов, но и повлечет самое серьезное наказание его лично по всей строгости советских законов. И убедить в этом нельзя иначе как привлечением к ответственности в ходе текущей экономической жизни каждого, кто отступает от общественных интересов, пренебрегает ими или ставит свои личные интересы выше интересов всего общества в целом.

Применение силы государственной власти по отношению ко всем, отступающим от общественных интересов, подготавливая почву для развития перспективного планирования, обеспечивает в то же время социалистический демократизм, т. е. безраздельное господство интересов огромного, подавляющего числа трудящихся, недопустимость такого положения, когда интересы того или иного лица возобладают над интересами масс, когда действием или бездействием отдельных лиц будет сорвана реализация коренных интересов большинства трудящихся.

Дисциплина, говорил В. И. Ленин, на пустом месте не рождается. Она вырастает из материальных условий крупного машинного производства и носителем этой дисциплины является класс, обученный этим производством, – рабочий класс. Возрастание руководящей роли рабочего класса в экономике есть поэтому не только требование, вытекающее из его наивысшей заинтересованности в осуществлении коммунистических общественно-экономических преобразований, но также условие успешного выполнения наших планов и дальнейшего развития системы директивного планирования.

С возрастанием руководящей роли рабочего класса и Коммунистической партии связаны, следовательно, самым тесным образом все реальные успехи коммунистического строительства. Развитие классового, политического подхода к управлению экономикой ведет к повышению темпов нашего экономического роста, улучшению жизни всех трудящихся, скорейшему решению задачи ликвидации всякого социального неравенства, ликвидации классов, построению общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Научно-техническая революция, таким образом, оказывает могучее воздействие на всю систему методов управления, но она оказывает это воздействие не прямо и непосредственно, а через сознательные и планомерные действия трудящихся, руководимых рабочим классом и Коммунистической партией. Поэтому в развитии экономической роли передового класса в экономике – решающее условие полного и последовательного использования достижений научно-технической революции.


 

ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ[94]

Воспроизводство социалистических производственных отношений сводится к воспроизводству общественной собственности на средства производства.

При той или иной организации общественного воспроизводства общественная собственность может быть более или менее полной. Полнота общественной собственности – верховное мерило, критерий оптимизации общественного воспроизводства. Это тот качественный принцип оценки возможных путей и способов организации общественного воспроизводства, который имманентен экономике общества ассоциированных производителей.

Для использования указанного критерия оптимальности следует иметь в виду, что реальное содержание собственности состоит в производственных отношениях, обеспечивающих субъектам производственных отношений обладание условиями труда и воспроизводства. Реальное содержание общественной собственности, следовательно, заключается в таких производственных отношениях, которые обеспечивают обществу и только обществу господство над средствами производства.

Господство общества над средствами производства в экономическом смысле означает использование их в общественных экономических интересах. Общественная собственность тем полнее, чем полнее проводятся в экономике общественные интересы.

Критерий оптимальности общественного воспроизводства может быть переформулирован, следовательно, таким образом: наибольшая полнота осуществления общественных экономических интересов.

Экономические интересы – это такая характеристика положения людей в системе производственных отношений, которая показывает, какие объективно возможные действия или изменения их положения им выгодны и в какой мере. Каждый интерес связан с каким-либо объективно возможным изменением. Общественные интересы связаны с таким вариантом экономического развития, который наиболее выгоден обществу. Этот вариант экономического развития является оптимальным.

Оптимальный вариант экономического развития обеспечивает полную и последовательную реализацию общественных экономических интересов. Условия оптимизации социалистического воспроизводства – это условия движения по этому пути.

Развитие экономики определяется порядком и образом действий хозяйствующих субъектов, участников общественного производства. Оптимальному пути экономического развития соответствует вполне определенный порядок и образ действий производителей, при соблюдении которого совершается движение по этому пути.

Для того чтобы движение по оптимальному пути экономического развития совершалось, необходимо, следовательно, познать соответствующий порядок и образ действия хозяйствующих субъектов и сделать его обязательным. Система действий участников производства, необходимая для осуществления общественных интересов, должна, следовательно, предстать в виде системы заданий, предопределяющих будущее экономическое развитие, т. е. в виде плана.

В познании и превращении в обязательные тех действий, которые должны совершать субъекты производственных отношений для движения по оптимальному пути экономического развития, состоит планирование. В силу относительности и неполноты наших знаний план задает не все, а только часть действий, из которых складывается оптимальный вариант экономического развития. Необходимо стремиться поэтому к тому, чтобы план задавал основной костяк всех действий, порождающих оптимальный вариант развития, чтобы он как можно более полно предопределял движение экономики в общественных интересах. В этом суть оптимизации воспроизводства на этапе планирования.

Система плановых заданий предприятиям и объединениям должна быть настолько развитой, чтобы гарантировать осуществление общественных интересов в главном и основном. В более полном подчинении производства общественным интересам состоит ее дальнейшее развитие. В то же время включение в систему плана заданий, не отвечающих общественным интересам, нарушает воспроизводство, делает невозможным его оптимизацию. Развитие системы заданий может совершаться только в меру углубления наших знаний о перспективах экономического развития, общественных интересах, в меру развития экономической и организационной базы планирования.

План представляет собой инструмент управления, поскольку управление и состоит в том, чтобы выполнять функции согласования действий участников общего процесса и функции, вытекающие из движения всего производственного организма в целом.

Ключевым в оптимизации общественного воспроизводства является вопрос о судьбе управления. В условиях социализма, когда при наличии единства коренных интересов всех классов и слоев еще сохраняются различия в интересах, общественные интересы суть интересы самого передового, рабочего класса, наиболее полно и последовательно заинтересованного в осуществлении коммунистических общественно-экономических преобразований. Это делает рабочий класс субъектом управления социалистической экономикой. Свою же роль субъекта управления экономикой рабочий класс может выполнить только под руководством своего сознательного авангарда – коммунистической партии.

Коммунистическая партия познает объективные экономические интересы рабочего класса и организует борьбу за их проведение в жизнь. Она формулирует социальную программу, на которой базируются народнохозяйственные планы, и возглавляет всю работу по их реализации. Коммунистическая партия – это мозг экономической системы социализма. Она приводит в движение и направляет весь социалистический экономический организм. Оптимизация социалистического воспроизводства в решающей степени определяется поэтому деятельностью коммунистической партии.

Важнейшим этапом планомерного социалистического воспроизводства является этап проведения народнохозяйственных планов в жизнь. Прежде всего необходимо обеспечить дисциплину, соблюдение всеми участниками производства того порядка и образа действий, который установлен планом и обеспечивает осуществление общественных интересов в главном и основном.

Социалистическая дисциплина базируется на том, что план выражает коренные интересы всех трудящихся, поскольку интересы, совпадающие по направлению с общественными, составляют ядро личных и коллективных экономических интересов.

Поскольку при общей заинтересованности в осуществлении коммунистических целей при социализме сохраняется и различие в интересах, на этой почве могут порождаться нарушения общественных интересов. Это делает необходимым использование для обеспечения безусловного выполнения плана и проведения общественных интересов в жизнь принуждения со стороны передового класса. Степень использования принуждения определяется степенью нарушений общественных интересов. Классовый характер принуждения требует использования соответствующего аппарата – государства. Плановое управление экономикой выступает поэтому как государственное плановое управление экономикой, а воспроизводство – как государственно регулируемое воспроизводство.

Выполнение социалистическим государством экономических функций необходимо для осуществления воспроизводства как воспроизводства социалистического. Тот факт, что производственные отношения управления экономикой принимают государственную форму, не отменяет их базисного характера.

Для планомерного осуществления общественных интересов одной лишь плановой дисциплины недостаточно. План все же в том или ином звене, по той или иной причине может быть не выполнен. Тем самым нарушается необходимая для осуществления общественных интересов система действий хозяйствующих субъектов. Необходимы постоянно все новые и новые директивные задания, которые восстанавливают нарушенную согласованность действий производителей. В том, чтобы подготовить задание, необходимое для осуществления общественных интересов, довести его до исполнителей и в случае невыполнения по вине исполнителей применить меры государственного принуждения, состоят директивные методы. Директивные методы однородны с планом и только при условии их использования народнохозяйственный план может быть выполняющимся, реализующимся планом.

Экономический характер директивных методов вытекает из того, что они составляют элементы экономических отношений управления. Они внутренне присущи экономике социализма и составляют ядро системы методов управления социалистической экономикой. Прежде всего на них лежит выполнение задачи направления хода социалистического воспроизводства, приближения воспроизводства к оптимальному.

План и директивные методы определяют оптимизацию воспроизводства в главном и основном. В то же время они задают лишь основной костяк действий, необходимых для осуществления общественных интересов, для движения по оптимальному пути развития. Насколько близок будет действительный путь движения к оптимальному, всецело зависит от того, чем, какими действиями будут дополнены действия, заданные планом и директивными заданиями центра. Оптимизация общественного воспроизводства поэтому в колоссальной степени определяется инициативой трудящихся, тем, как они будут действовать в сфере оперативно-хозяйственной самостоятельности – в общественных интересах или вопреки им.

Формы организации и ориентирования инициативы трудящихся, такие, как социалистическое соревнование, выступают как методы управления, присущие экономике общества ассоциированных производителей. Без этих методов оптимизация социалистического воспроизводства является невозможной.

Эффективность директивных методов и поддержка их социалистическим соревнованием зависит от соотношения между общественными и личными интересами. Интересы, совпадающие по направлению с общественными, составляют ядро личных экономических интересов. Степень противоречивости между общественными и личными интересами определяется организацией распределения. Распределение организуется таким образом, чтобы обеспечивать материальную поддержку действий, направленных в общественных интересах. В этом суть методов материального поощрения и роль их в обеспечении оптимизации общественного воспроизводства. Для того, чтобы воспроизводство совершалось оптимальным образом, требуется, во-первых, наличие всех необходимых звеньев управления, а во-вторых, их соответствующее функционирование. Нарушение в любом звене управления ведет к нарушениям в осуществлении воспроизводства.

Объективной движущей силой, обеспечивающей ход социалистического воспроизводства являются интересы передового класса. Поэтому на них должна быть ориентирована вся система управления и с их позиций вестись ее совершенствование. Только при этом условии возможно на деле оптимальное развитие социалистического производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...