1) Телесная смерть и бессмертие души.
14) Таинство Миропомазания. 15) История и богословский смысл. 16) Необходимость и неповторяемость миропомазания. 17) Искажение учения о миропомазании (римо-католичество, протестантизм). 14) «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». Таинство миропомазания обычно совершается непосредственно после таинства крещения, составляя с ним единый богослужебный чин. 15) На Востоке миропомазание составляло с крещением единое чинопоследование, первоначально свв. отцы часто не рассматривали миропомазание как отдельное таинство. По учению Церкви, миропомазание не есть один из аспектов крещения, но отдельное таинство. Первый, кто начал проводить различие между миропомазанием и крещением, был, вероятно, сщмч. Киприан Карфагенский, согласно которому «рождение христиан совершается в крещении... Рождающийся рождается не чрез возложение рук, когда он приемлет Святого Духа, но в крещении церковном, а Святого Духа приемлет, уже родившись, как это совершено было и над первым человеком Адамом... На Востоке некоторые авторы также довольно четко различали крещение и миропомазание, хотя и не называли последнее «таинством». В таинстве миропомазания человеку сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа. Сам Святой Дух как Дар, дает новорожденному христианину возможность возрастать и укрепляться в жизни духовной. Миропомазание есть исполнение крещения. Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук, но вскоре способ совершения таинства был изменен, и дары Духа Святого стали преподаваться через помазание миром. Это было обусловлено численным и пространственным ростом Церкви (миропомазанное могли совершать также и пресвитеры, при условии, что миро будет освящаться самими апостолами и епископами). Миро - жидкое благовонное вещество сложного состава: при изготовлении мира используется от 40 до 60 разных ингредиентов. Миро варится по особому чину и затем освящается, как правило, высшим священноначалием патриарх при участии Собора епископов, как преемников апостолов. При этом в новоосвященное миро добавляется небольшое количество древнего мира, хранящегося в специальном сосуде на престоле, а в древнее добавляется немного нового. Право самостоятельно освящать миро является одним из важнейших признаков церковной автокефалии. Способ миропомазания - крестообразное помазание различных частей тела освященным миром, предваряемое молитвой о ниспослании на крестившихся Святого Духа. Совершительной формулой таинства миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», которыми сопровождается каждое помазание. Так, помазание: а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей (груди) – «освящение сердца и желаний»; в) очей, ушей и уст – «освящение чувств»; г) рук и ног – «освящение дел и всего поведения христианина».
16) Таинство миропомазания совершается однократно; повторное совершение этого таинства возможно только в том случае, если миропомазанный отрекся от Христа, а затем раскаялся и вновь обратился к Православной Церкви. 17) Католической традиции в XIII в. произошло отделение миропомазания от крещения. И миропомазание (конфирмация) совершается у католиков над людьми, достигшими «возраста распознавания» (обычно между 7 и 12 годами), обязательно епископом. У католиков миром помазуется только чело. В католической традиции после крещения совершается и некое предварительное помазание миром новокрещеных младенцев. Но оно не рассматривается как совершение таинства, но только как залог будущего миропомазания.
Протестанты отрицают Миропомазание, говоря, что они как помазанники Божии и так святы, а святого освящать не надо, ибо Святой Дух подается верующему в крещении. «Протестанты - для Духа не нужны никакие действия, не нужно миро». 18) Таинство Евхаристии. 19) Установление Таинства Евхаристии. 20) Действительность и способ пребывания Иисуса Христа в Святых Дарах. 21) Преложение (пресуществление) хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. 22) Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. 23) Выводы литургического характера. 24) Необходимость и спасительность причащения Святых Христовых Таин. 18); 19) Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются Их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Веществом таинства являются хлеб и вино. С древнейших времен в вино добавляется также некоторое количество воды. 20) Господь Иисус Христос в Евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, т. е. и Телом, и Душою Своего человечества, и Божеством. Весь Христос присутствует в каждой части Евхаристических Даров. В молитве на раздробление Святого Агнца говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый». Причащаясь любой, даже самой малой частицы Святых Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяется с Ним. Один и тот же Христос пребывает во всех храмах верных. По освящении и преложении Дары суть одно и то же с Телом Христовым, сущим на небесах. Евхаристические Хлеб и Вино становятся Телом и Кровью навсегда. 21) Православная Церковь с древнейших времен веровала, что в таинстве Евхаристии хлеб и вино непостижимым образом становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. В протестантизме евхаристические хлеб и вино – лишь символ, образ, залог духовного причастия. Свв. отцы древней Церкви не сомневались в том, что евхаристические хлеб и вино после освящения становятся истинным Телом и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. При этом хлеб и вино сохраняют свой естественный вид и внешние характеристики (вкус, цвет и т. п. ), но это лишь кажущееся «несоответствие» между внешним видом и внутренним существом таинства. Понятие «пресуществление» – лишь указание на результат таинства, но не объяснение самого его «механизма». Византийские авторы предпочиталм близкий по смыслу термин «преложение» (греч. – перемена, обмен), встречающийся в литургии свят. Иоанна Златоуста. Учение о евхаристическом преложении было систематизировано Константинопольским патриархом Геннадием Схоларием (XV в. ), который опирался не только на труды предшествовавших ему греческих авторов, но и на систему Фомы Аквинского. Согласно Геннадию Схоларию, пресуществление представляет собой величайшее чудо, состоящее в моментальном преложении одной сущности в другую при сохранении свойств неизменными. Следовательно, Тело Христово не требует больше места, чем занимают размеры хлеба, под которыми скрывается сущность Тела. Тем самым Геннадию Схоларию удалось объяснить, почему при раздроблении Агнца Тело Христово не разделяется и, не разделяясь, присутствует в каждой частице Святых Даров. Православное и римо-католическое учение о преложении (пресуществлении) практически не различаются. Отличие состоит лишь в том, что у римокатоликов раскрытие учения о пресуществлении посредством философских понятий «сущность» (субстанция) и «акциденция» фактически догматизировано, тогда как в православной традиции такого рода рассуждения рассматриваются как возможная «модель» описания таинственной действительности, имеющая целью хотя бы отчасти приблизить нас к пониманию существа величайшего христианского таинства.
22) Голгофская жертва и Евхаристия нераздельны между собой и составляют одну жертву; и в то же самое время они различаются между собой. Евхаристия не есть повторение Крестной жертвы; она – принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест. В отличие от Голгофской жертвы, Евхаристия есть жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает. Евхаристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в воспоминание Тайной вечери, страданий и смерти Христа. Совершителем Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургической молитве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую жертву Господь приносит не непосредственно Сам, а через священнослужителя. Смерть Христа на Кресте совершилась в определенной точке пространства и в определенный момент времени. Тем самым Голгофа относится к земной истории. Небесная же скиния пребывает вне времени и вне пространства. Евхаристия как жертва: 1. Евхаристия есть жертва благодарения, представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божии, в том числе творение, промышление о мире и человеке и искупление. 2 . Евхаристия есть жертва умилостивительная: всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан, поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т. к. очищает нас от грехов. 3. Евхаристия также есть жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе – всех живых, усопших, святых - проскомидии. 4. Евхаристия есть жертва просительная, т. к. она совершается о всех, требующих Божественной помощи.
23) Выводы литургического характера а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами; б) Причащение должно совершаться от единого хлеба. При совершении литургии на храмовом престоле должен находиться единый хлеб, который и прелагается в Евхаристической жертве; затем всех участников евхаристического приобщения причащают от этого единого хлеба, который предварительно раздробляется – точно так же, как и Христос на Тайной вечере. У католиков и протестантов существует практика причащения от многих хлебов: здесь заготавливается большое количество так называемых «гостий» (hostia- лат. жертва), и эти хлеба все вместе предлагаются на престоле; в) В традиции Православной Церкви утвердилась практика совершения Евхаристии на квасном хлебе. В качестве аргумента в пользу такой практики приводят тот факт, что все евангелисты и ап. Павел, говоря об Евхаристии, используют слово ἄ ρ τ ο ς. В греческом языке различаются слово ἄ ρ τ ο ς, которое обычно означает хлеб квасной, и слово ἄ ζ υ μ ο ν, означающее хлеб пресный, опреснок. Например, в тексте Септуагинты слово ἄ ρ τ ο ς иногда может означать и пресный хлеб
24) Об этом ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53–54). Спасительные плоды или действия причащения таковы: оставление грехов; теснейшее соединение с Господом; возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной; даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни. (Это относиться к тем, кто приступают к причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение). 25) Таинства Покаяния, Елеосвящения. «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом». Таинство покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. До Своего Воскресения Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи. По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им власть отпускать людям грехи силою и действием Святого Духа. Таинство покаяния совершалось в Церкви с древнейших времен. Чинопоследование таинства (видимое) покаяния состоит из двух основных действий: а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом; б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди. К таинству покаяния требуется: а) вера во Христа и надежда на Его милосердие; б) сокрушение о грехах: в) намерение исправить свою жизнь, с осознанием собственной немощи и с испрашиванием у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех. (+ пост и молитва). Невидимыми благодатными действиями таинства покаяния являются: а) отпущение грехов и оправдание кающегося; б) освобождение от наказания за содеянные грехи и обретение надежды на спасение; в) примирение с Богом, исцеление кающегося. В таинстве покаяния кающийся восстанавливается в том состоянии, которое было обретено им в таинстве крещения. Поэтому покаяние называют «вторым крещением». Нет такого греха, который, при условии искренности покаяния, не мог бы быть прощен кающемуся, кроме греха хулы на Духа Святого. По результату исповеди священнослужитель, совершающий таинство, может наложить на кающегося епитимью (греч. ἐ π ι τ ι μ ί α – наказание, кара). Обычно под епитимьей понимаются либо некоторые запрещения (например, отлучение от Причастия на определенный срок), либо дополнительные, сверх положенного для всех христиан, аскетические упражнения (посты, молитвы, поклоны и др. ). Таинство елеосвящения «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Это таинство берет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и исцеляли. Таинство елеосвящения должно совершаться несколькими священнослужителями и включать в себя молитву над болящим и его помазание елеем: 1) это действие совершается пресвитерами Церкви, а не врачами; 2) елей не является врачебным средством от всех болезней; 3) в этом священнодействии болящему подается не только исцеляющая благодать, он получает также и прощение грехов. Елеосвящение не заменяет собой таинства покаяния. Вещество таинства – елей, смешанный с красным вином. Елей – это символ Божественной милости, которой в таинстве приобщается болящий человек. Елей, используемый при совершении таинства, освящается священнослужителями в начале чинопоследования. Видимая сторона таинства - крестообразное помазании болящего елеем священнослужителями, сопровождаемом молитвами и чтением установленных зачал из Апостола и Евангелия (помазываются чело, ноздри, ланиты, усты, грудь, обеи стороных рук – с молитвой «Отче святый, Врачу душ и телес... »). Таинство елеосвящения не является напутствием к смерти («последнее помазание» у католиков) и может преподаваться не только тяжелобольным, находящимся при смерти. Внутренними благодатными действиями елеосвящения являются исцеление от телесных и душевных немощей и восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния. Человек, который достойно, т. е. с верой, смирением и покаянием, принимает таинство елеосвящения, получает благодатный дар подлинно христианского перенесения страданий и восприятия смерти. Благодатью Божией физическое страдание преображается в очищающее и спасительное со-страдание, со-распятие Христу, а смерть – в христианское успение. Таинство елеосвящения следует предварять исповедью и завершать причащением Святых Христовых Тайн. Таинства Священства и Брака. Таинство священства «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово». Священническое служение включает в себя: учительство, священнодействие и служение управления. Это тройственное служение учительства, священнодействия и управления – имеет общее наименование пастырства. Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Избрание на священническое служение предполагает избранничество свыше. Апостолы сами совершали это таинство и через возложение рук, возводя во все три степени иерархии: епископа, пресвитера и диакона. В таинстве священства преподаются особые благодатные дары, сообщающие ему власть священнодействовать. Три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон. «Диакон служит при таинствах; пресвитер совершает таинства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные». Епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира. Рукоположение в епископский сан совершается собором епископов. Для нормального функционирования церковного Тела необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. В Православной Церкви таинство священства с древнейших времен совершается во время Божественной литургии. Видимой стороной этого таинства является возложение «архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого с молитвою. Указанная молитва, читаемая совершающим таинство епископом, представляет собой совершительные слова таинства священства. Священство является неповторимым таинством, повторное рукоположение в один и тот же сан недопустимо. Таинство брака «брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Таинство брака имеет Божественное установление, о чем свидетельствует Божественное Откровение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, - становясь одной плотью, т. е. единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью». В браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царство Божие. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие – девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви. Видимой стороной таинства брака является: 1) Жених и невеста перед лицом Церкви говорят, что они вступают в брак добровольно и обещают сохранять супружескую верность до конца жизни, 2) торжественное благословение их брачного союза священнослужителем, которое осуществляется через возложение венцов на головы брачующихся с произнесением слов: «Венчается раб Божий... рабе Божией... (Венчается раба Божия... рабу Божию... ) во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – с последующим троекратным общим благословением обоих брачующихся священником и троекратным произнесением им краткой молитвы: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Господь освящает их благодатью (невидимая сторона). Развод не неприемлем: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В Н. З. указывается только одно возможное основание развода: нарушение супружеской верности. Церковь допускает возможность вступления во второй брак в случае смерти одного из супругов и совершается по особому чину («Последование о двоебрачном»), который имеет ярко выраженный покаянный характер. Третий исключительный случай; четвертый не допускается. У католиков совершителем таинства считается не священнослужитель и даже не Сам Бог, а брачующиеся. Священник же выступает лишь в роли официального представителя Церкви. У католиков брак понимается не как таинственное сочетание супругов в плоть едину, а как взаимный юридический договор, контракт, заключаемый людьми пред лицом Божиим. 4. Завершение судеб мира (Эсхатология). О Боге как Судии и Мздовоздаятеле для каждого человека в частности. 1) Телесная смерть и бессмертие души. 2) Частный суд. 3) Мздовоздаяние после частного суда (состояние душ праведных после частного суда; состояние душ грешников после частного суда). 4) Молитвы Церкви за усопших. 5) Загробная участь младенцев. 6) Римо-католическое учение о чистилище. 1) Телесная смерть и бессмертие души. С точки зрения христианской антропологии человек изначально не был необходимо смертен: смертность связана со злоупотреблением свободой и имеет случайный характер. Бог не сотворил смерти. Человек, по словам блаж. Августина, не умер бы, если бы не согрешил. В Н. З. о телесной смерти говорится как о переходе человека из одной формы бытия в другую Ап. Петр говорит: ... когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах... . Священное Писание указывает на невозможность уничтожения души: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... ; Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы. Притча о богатом и Лазаре– убедительное опровержение мнения адвентистов седьмого дня и других протестантских деноминаций о том, что душа человека умирает вместе с телом и воскресает только в Последний день. С. П. говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго пришествия и всеобщего воскресения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|