4) Условия действительности Таинств.
4) Условия действительности Таинств. Действительность – это объективная сторона таинства. Таинство называется действительным, если в нем реально преподается верующим Божественная благодать. Для того чтобы таинство являлось действительным, необходимо выполнение 3 условий: 1) таинство совершается лицом, имеющим на то законное право и власть, (правильно рукоположенным священнослужителем и правильностью со стороны совершителя таинства), 2) Видимый знак (правильность со стороны материи таинства); материя таинства, необходимое для совершения таинства вещество (в крещении – вода, в миропомазании – миро, в Евхаристии – хлеб и смешанное с водой вино, в елеосвящении – елей). 3) Правильно произнесенные слова таинства (правильность со стороны формы таинства «призывание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святого Духа... ». )Таинство одно из проявлений жизни Церкви. Не могут быть признаны действительными таинства (например, брака), совершенные над человеком путем насилия или обмана. 5) Действенность и спасительность Таинств. Под действенностью таинства понимается то, каким образом полученная в таинстве благодать воздействует на человека. Реальное соприкосновение с Богом не может остаться для человека без последствий. Однако Бог и в таинственной жизни Церкви не ограничивает свободы человека. Плодотворность принятия таинств верующим зависит от его веры. Действенность таинств может быть двоякой: таинство может быть принято человеком не только во спасение, но и во осуждение. О принятии таинств во осуждение свидетельствует ап. Павел. Условиями спасительного воздействия благодати таинств на человека являются: 1) вера во Христа и в спасительную силу таинств; 2) искреннее желание принять благодать и с ее помощью исправлять свою жизнь в соответствии с евангельским учением. 3) Вера в святость таинства выражаются в благоговейной подготовке к участию в нем. «От приступающих к таинствам... требуется вера и надлежащее приготовление по уставу Церкви».
6) Отличие Таинств от прочих священнодействий. «Таинство» относится не ко всем священнодействиям, а к основным, которые Церковь выделяет из числа всех прочих и усваивает им особый статус. Два основных критерия, по которым 7 священнодействий выделены из числа прочих.: 1) таинства Богоустановленны («будучи установлено Господом нашим»), (Остальные священнодействия появились позже, или о них нет определенного учения в Божественном Откровении. 2) в обычных священнодействиях благодать имеет общий, «неопределенный» характер. Человеку преподается спасительная благодать, и призывается благословение Божие (например, молебны о путешествующих, учащихся и т. п. ) или на материальные предметы (освящение жилища и др. ). При этом невозможно сказать, как именно эта благодать действует в человеке, какие изменения в его жизни. В таинствах действие благодати носит конкретный характер. Человек приобретает новые определенные свойства, возводится на качественно иной уровень христианского бытия. Например, в крещении человек духовно возрождается; в миропомазании получает необходимые для христианской жизни дары Святого Духа; в таинстве брака мистически соединяется со своей супругой (супругом) в плоть едину; В таинствах чел. преподаются благодатные дары, необходимые для спасения. Остальные священнодействия, при всей своей значимости и полезности для духовной жизни, имеют вспомогательный характер. 7) Седмеричное число таинств. Таинств церкви 7: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние, 5) священство, 6) брак, 7) елеосвящение. таинства Богоустановленны в св. Писании; каждому усвояются в Писании все свойства истинного таинства (видимый или чувственный знак и невидимое благодатное действие на человека. О седмеричном числе таинств мы знаем из свящ. Предания, сохраняющегося в Церкви. Не только Церковь православная, но и Церковь римская, отделившаяся от нее в XI веке, и все общества несториан и монофизитов, существующие на востоке с пятого столетия, единогласно признают совершают седмь таинств. Св. Отцы и учители древней Ц. упоминают то об одном, то о другом, то о третьем таинстве, (все седмь таинств). Причина 7 таинст скрывается в воле Установителя таинств, Господа Иисуса. Находить здесь можно соответствие 7 дарам Св. Духа, сообщающегося верующим чрез седмь таинств Церкви; 7 хлебам, чудесно насытившим целые тысячи людей; 7 светильникам златым, посреди которых удостоился видеть тайнозритель Сына человеческого; 7 звездам, которые держал тогда в деснице своей Господь Иисус; 7 печатям, которыми запечатана была книга, 7 трубам, которые, по распечатании таинственной книги, 7 ангелам, стоявшим пред Богом.
8) Таинство Крещения. 9) История и богословский смысл. 10) Необходимость и неповторяемость крещения. 11) Крещение младенцев. 12) Крещение кровью. 13) Искажение учения о крещении (римо-католичество, протестантизм). 8) «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую». 9) Из всех церковных таинств, Символе Веры упоминается таинство крещения. Упоминается по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. 10) Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви. Крещение - есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других таинствах. Господь Иисус Христос указал на необходимость крещения для спасения: ... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. По воскресении Своем Он дал апостолам повеление: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ". Вещество таинства - вода (замена воды недопустима). Способом - троекратное погружение крещаемого в воду. Крещения через обливание или окропление (в Римо-Католической церкви), то Православная Церковь считает, что такой способ совершения не уничтожает силы таинства, однако допустим только в особых случаях при крещении тяжелобольных. Совершительной формулой крещения являются слова: «Крещается раб Божий (называется христианское имя крещаемого) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь». Внутреннее действиее крещения - очищение от всякой духовной скверны, прощение грехов – как личных, так и первородного, приобщение той праведности, которую имел человек до грехопадения, духовно возрождается. В крещении человек усыновляется Богу, становится чадом Божиим и членом тела Христова, т. е. Церкви. Условием принятия крещения являются покаяние и вера.
11) Младенцы принимают крещение по вере родителей и восприемников. Совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение». Единожды крещенного человека невозможно «раскрестить» и вновь сделать некрещеным. Крещение налагает неизгладимую печать, которую не уничтожают ни грехи, ни даже отречение от Христа. Крещение является единственным из церковных таинств, которое может совершить не только епископ или священник, но, в случае крайней нужды (например, при угрозе смерти), и любой мирянин. 12) Чрезвычайное крещение или крещением кровью, когда какое-либо лицо, уже уверовавшее во Христа, но еще не успевшее принять таинство крещения, подвергается гонениям за веру и умирает за веру Христову. Таковой крестится тем крещением, которым крестился Сам Христос.
13) В католичестве вместо слов " Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св. Духа, аминь: ныне и присно и во веки веков, аминь, " взятых из 49 правила апостольских постановлений, католический священник произносит более отягощенную его личным участием формулировку: " Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. " (и не погружение, а обливание водой). Это приводит к потере символического смысла таинства, предполагающего переход из ветхой жизни в новую через образ смерти и обновления, которым является полное погружение в воду. Лютеранское крещение не освобождает от самого первородного греха, но лишь от наказания за грех, это не возрождение от греха, а амнистия. Полнота искупительных заслуг Христа, вмененных крещаемому по вере его, совершенно покрывает любой его грех, лишая волю человека видимой необходимости укреплять и развивать благодатное состояние, к которому он приобщается в крещении. Протестанты отрицают крещение детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|