2) Частный суд. 3) Мздовоздаяние после частного суда. 4) Молитвы Церкви за усопших.. 5) Загробная участь младенцев.
2) Частный суд. Частный суд - суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре. В Предании Церкви существует учение о «мытарствах», которое излагается, в частности, в «Слове о исходе души» свят. Кирилла Александрийского и в житии преп. Василия Нового («Мытарства блаженной Феодоры»). Учение о мытарствах косвенно подтверждается свидетельствами С. П.: (богаче и Лазаре) Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово... ; ... в сию ночь душу твою возьмут (в славянском тексте – «истяжут», т. е. насильно вырвут) у тебя... . Мытарства (20 шт) изображаются как «борьба» между ангелами и демонами за душу человека (плохие поступки против хороших). Преп. Макарий Египетский (IV в. ), вопросив Бога о том, что есть мытарства, услышал от ангела: «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных». Т. е. образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовно-нравственном смысле. 3) Мздовоздаяние после частного суда. Православная Церковь различает два состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два местонахождения – рай и ад. Или страдание и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер. У римокатоликов различается три состояния – блаженство, чистилище (лат. purgatorium) и пребывание в геенне. Состояние душ праведных после частного суда. В С. П. само место пребывания праведников после частного суда называется раем; Царством Небесным; Царством Божиим; домом Отца. Состояние праведников есть пребывание со Христом. Состояние праведников в С. П. - получение награды за добродетельную жизнь, состояние праведников в раю или в Царстве Божием также именуется утешением, оно есть пребывание в славе. Ап. Павел сравнивает его с покоем Бога в седьмой день творения. Это состояние деятельное, оно предполагает молитву, личностное общение, познание, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви, например оказание помощи своим братьям, пребывающим на земле. Состояние душ грешников после частного суда. Место пребывания грешников после частного суда Евангелие называет адом, также называется преисподними местами земли, преисподней, тьмой кромешной, темницей духов. Грешники пребывают в местах «осуждения и гнева Божия». С. П. описывает как удаление от Бога. Грешники не имеют покоя. Причина этих мучений – угрызения совести и неудовлетворимая страсть, невозможность выйти из места мучения, ибо между праведниками и грешниками утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут... Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. В С. П. говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали, царя, царя Египетского. Но это общение не приближает их к Престолу Божию.
4) Молитвы Церкви за усопших. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души и помогают им в достижении блаженного воскресения. Грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви. Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор. 26и Исх. 16говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Н. З. прямых указаний на молитвы за усопших нет. Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях литургии, дошедших до нас. Против практики молитвы об усопших протестантские авторы. На это можно возразить следующее. Запрета молиться об усопших в С. П. нет. После смерти душа человека субстанциально не изменяется, поэтому молитва за него является естественным выражением нашей любви. О возможности изменения загробной участи усопших нас убеждает вера в то, что помимо частного суда будет Суд Всеобщий. Если бы изменение состояния душ после смерти было невозможным, то он был бы излишним. Молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых. Преп. Иоанн Дамаскин в «Слове об усопших в вере» говорит, что всякий «подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела». .
5) Загробная участь младенцев. В С. П. о загробной участи младенцев прямо не говорится. Крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Какова участь некрещеных младенцев, имеют место различные мнения. Некоторые свв. отцы, например, свят. Григорий Нисский, считали, что души младенцев, похищаемых смертью, могут достигнуть полной меры блаженства. Однако это мнение не учитывает силы наследственного греха. Свят. Григорий Богослов - «не имеют возможности... принять дара (крещения), или может быть по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати, хотя бы сами того и желали... (Они) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя незапечатлены (крещением), однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда». Он полагает что младенцы находятся в каком-то третьем, неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайних мнений блаж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|