Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14) Почитание мощей. 3. Учение о Таинствах (Сакраментология). 1) Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. 2) Существенные свойства и число Таинств. 3) Видимая сторона Таинств, невидимые действия Благодати Божией в Таинствах. 4) Условия действ




14) Почитание мощей.

Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил на веки достоинство человеческой телесности. Само тело может стать храмом Святого Духа (см.: 1Кор. 6: 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Церкви особое благоговейное отношение к останкам святых угодников. Это уважение выражается: в благоговейном собирании и хранении мощей; в торжественном открытии и перенесении их; в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения; в строительстве над мощами храмов, в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых. Греч. и лат. аналоги славянского слова мощи. – «оставлять», имеют более широкое значение и могут также обозначать то, что осталось после святых (одежду, личные вещи). Основание для почитания мощей святых содержится уже в В. З.: известен случай оживления мертвеца после того, как к нему прикоснулись кости пророка Елисея (см.: 4Цар. 13: 21). В Н. З. рассказывается об использовании платков и опоясаний с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов (см.: Деян. 19: 12). Необходимо коснуться темы их нетления, поскольку с этим феноменом связан ряд заблуждений. Нетление мощей само по себе не есть основание для канонизации. Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание подвижника и чудеса, совершенные по его молитвам.

3. Учение о Таинствах (Сакраментология).

1) Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. 2) Существенные свойства и число Таинств. 3) Видимая сторона Таинств, невидимые действия Благодати Божией в Таинствах. 4) Условия действительности Таинств. 5) Действенность и спасительность Таинств. 6) Отличие Таинств от прочих священнодействий. 7) Седмеричное число таинств. 8) Таинство Крещения. 9) История и богословский смысл. 10) Необходимость и неповторяемость крещения. 11) Крещение младенцев. 12) Крещение кровью. 13) Искажение учения о крещении (римо-католичество, протестантизм). 14) Таинство Миропомазания. 15) История и богословский смысл. 16) Необходимость и неповторяемость миропомазания. 17) Искажение учения о миропомазании (римо-католичество, протестантизм). 18) Таинство Евхаристии. 19) Установление Таинства Евхаристии. 20) Действительность и способ пребывания Иисуса Христа в Святых Дарах. 21) Преложение (пресуществление) хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. 22) Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. 23) Выводы литургического характера. 24) Необходимость и спасительность причащения Святых Христовых Таин. 25) Таинства Покаяния, Елеосвящения. 26) Таинства Священства и Брака.

1), 3) Понятие о Таинствах как средствах освящения человека. Существенные свойства и число Таинств. Видимая сторона Таинств, невидимые действия Благодати Божией в Таинствах.

«Пространный катехизис» определение понятия «таинство»: «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что-то же, спасительная сила Божия». В «Православном исповедании» говорится, что «Таинство есть священное действие, которое под видимым каким-либо образом душе верующего сообщает невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать». Такие определения таинства (лат. sacramentum) слишком общи – они охватывают все церковные священнодействия (в Церкви, которая живится Духом Святым, нет и не может быть «безблагодатных» священнодействий). В православном догматическом учении понятие «таинство» относится не ко всем священнодействиям, но только к основным, которые Ц. выделяет и усваивает им особый статус.

2) Существенные свойства и число Таинств.

Священнодействий семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) Евхаристия, 4) покаяние, 5) священство, 6) брак и 7) елеосвящение. Таинства - божественные обетования для возбуждения веры в людях. Суть священнодействия, которые под видимым каким–либо образом действительно сообщают верующим невидимую благодать Божию (Вода в крещении, при невидимом наитии Св. Духа, возрождает человека, очищает и омывает его от грехов; возложение рук или помазание миром низводит на человека благодатные дары; Тело и кровь Христовы в евхаристии доставляют человеку бессмертие; самое рукоположение в таинстве священства сообщает рукополагаемому особое дарование и т. п). 2 основных критерия , по которым семь священнодействий выделены из числа прочих. 1) таинства являются богоустановленными («будучи установлено Господом нашим»), В Церкви появляются непосредственно ко времени земной жизни Господа Иисуса Христа и Его апостолов. 2) в обычных священнодействиях преподаваемая благодать имеет общий, «неопределенный» характер. Чел. дается спасительная благодать, и призывается благословение Божие на те или иные виды деятельности (например, молебны о путешествующих, учащихся и т. п. ) или на некоторые материальные предметы (освящение жилища и др. ). Однако при этом невозможно с определенностью сказать, как именно эта благодать действует в человеке, какие изменения в его жизни, в состоянии его природы она вызывает. В таинствах же действие благодати носит конкретный характер. Участвуя в таинствах, человек приобретает новые определенные свойства (новый уровень бытия). Например, в крещении человек духовно возрождается; в миропомазании получает дары Святого Духа; в таинстве брака соединяется со своей супругой (супругом) в плоть едину; в таинстве покаяния - прощение грехов т. д. Чел. преподаются все благодатные дары, необходимые для спасения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...