2. Учение о Церкви (Экклесиология).
2. Учение о Церкви (Экклесиология). 1) Общее понятие о Церкви Христовой. 2) Основание Церкви Господом Иисусом Христом. 3) Цель и назначение Церкви. 4) Господь Иисус Христос – Глава Церкви. 5) Святой Дух в жизни Церкви. 6) Существенные свойства истинной Церкви Христовой (единство Церкви; святость Церкви; соборность или кафоличность Церкви; апостольство Церкви). 7) Богоучрежденная церковная иерархия и сущность ее служения (апостолы; епископы; пресвитеры; диаконы). 8) Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. 9) Вопрос о границах Церкви. 10) Ложные учения о Церкви (донатизм, римо-католичество, протестантизм). 11) Союз Церкви земной и Церкви небесной. Молитвенное призывание и почитание Божией Матери и святых. 12) Иконопочитание. 13) Почитание мощей. 1) Общее понятие о Церкви Христовой. Слово «церковь» происходит от глагола собирать, вызывать. В христианстве изначально под Церковью понималась совокупность призванных в общество Господне лиц, которые, услышав призыв Господа ко спасению и последовав этому призыву, составили род избранный (1Пет. 2: 9). Под Церковью понимается от Бога установленное общество разумно-свободных существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с Единой Главой. К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. 2) Основание Церкви Господом Иисусом Христом. Иисуса Христа называют Основателем Церкви. По словам Священного Писания, Господь приобрел Себе Церковь Кровью Своей (Деян. 20: 28). Христианская Церковь «создается» из Самого Господа Иисуса Христа, Который является краеугольным камнем Церкви. Христос не только Основатель Церкви, но Он Сам есть Церковь. Она строится на Теле Господа Иисуса Христа, из Самого Его Тела. В этом состоит принципиальное отличие христианства от всех иных религий: для них личность основателя имеет не столь существенное значение. Для христиан, напротив, самое главное – это Сам Господь Иисус Христос. Следствие этой веры – возможность соединиться со Христом теснейшим внутренним союзом, вступить с Ним в непосредственное живое общение, т. к. Господь не только основал Свою Церковь, но реально, хотя и невидимо, пребывает и пребудет в ней во все дни до скончания века (Мф. 28: 20).
3) Цель и назначение Церкви. Цель бытия Церкви состоит в приведении всего человечества в Царствие Божие. Церковь основана для продолжения, совершенного Христом дела спасения человеческого рода, чтобы в ней через усвоение плодов искупления обрели спасение все его ищущие. При этом можно выделить вспомогательные задачи: Первая задача - просветить людей светом Христовой веры, объяснить, что спасение возможно только через Церковь, привести в Церковь спасенное и искупленное Христом человечество. Можно назвать это задачей «количественного роста» Церкви. Вторая задача – это качественный, или духовный, рост Церкви. Недостаточно только привести людей в Церковь – само по себе присоединение к телу Церкви не делает человека святым и не гарантирует ему спасение. Необходимо еще и освящение приведенного в Церковь человечества. 4) Господь Иисус Христос – Глава Церкви. Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (см.: Мф. 28: 20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (см.: Ин. 15: 1–6). Он есть Путь и Истина и Жизнь. Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище (см.: Евр. 10: 20). По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь – Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В С. П. отмечается, И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 11–13). Через Евхаристию мы имеем взаимное единство.
5) Святой Дух в жизни Церкви. Исходя из текста С. П., можно говорить о двух различных сообщениях Святого Духа Церкви. О первом говорится в Ин. 20: 21–22: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Второе сообщение Святого Духа Церкви произошло в день Пятидесятницы (см.: Деян. 2: 1–5). Соответственно, Святой Дух действует в Церкви двояким образом. Два сообщения Святого Духа имеют разные цели и соответствуют двум аспектам бытия Церкви. 6) Существенные свойства истинной Церкви Христовой (единство Церкви; святость Церкви; соборность или кафоличность (всеобщая) Церкви; апостольство Церкви). Существенные свойства Церкви – это те свойства, без которых Церковь не могла бы быть Церковью. В Никео-Константинопольском Символе веры перечисляются четыре таких свойства: «верую... во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Именно эти четыре свойства определяют сущность Церкви, отличают истинную Церковь как от всех прочих человеческих сообществ, так и от неправославных церквей. Единство Церкви. Господь Иисус Христос создал одну Церковь: ... Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается ее единство: единое стадо (Ин. 10: 16); единая виноградная лоза (Ин. 15: 1–7). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвященнической молитве: да будут все едино (Ин. 17: 21). Единство – это принцип ее бытия. Глава – Господь Иисус Христос – и связующая сила единство Духа Святого. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Внутреннее единство имеет и свои внешние проявления: а) исповедание одного и того же Символа веры; б) единство таинств и богослужений (молитв); в) единство иерархического преемства епископата; г) единство церковного устройства, церковных канонов. Святость Церкви. Церковь свята, потому, что свят ее Глава, Господь Иисус Христос (см.: Рим. 11: 16). А Святой Дух, таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, т. е. на всех, кто соединен с ее Главой. Христос освящает человека через слово Божие, таинства и священнодействия. Все члены Церкви призваны к святости: ... плод ваш есть святость (Рим. 6: 22). Церковь называется святой потому что в ней во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости.
Т. о., Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и др. (см.: Мф. 13). Для согрешающих в Церкви установлено таинство покаяния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить прощение. Соборность, или кафоличность (всеохватности), Церкви . Церковь именуется соборной и кафолической, «потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов». И будет существовать до скончания века; по своему устройству, поскольку: а) Церковь не связана с каким-либо гражданским устройством; б) богослужение не привязано к определенному месту, как это было в ветхозаветной Церкви, а также во многих языческих религиях; в) церковная иерархия не связана с определенным родом или коленом, как это было принято в ветхозаветные времена или как это практикуется в других религиях, например в индуизме. «Кафоличность», или «соборность», содержит в себе не только единственность, но и множественность. Полнота целого – не сумма ее частей, так как каждая часть обладает той же полнотой, что и ее целое (Каждая поместная община). Соборность Церкви выражается в том, что каждый человек во всяком месте, в любое время, независимо от каких-либо индивидуальных особенностей и внешних условий, может получить в Церкви все необходимое для спасения. Апостольство Церкви. С. П. говорит о служении Господа Иисуса Христа как о служении апостольском. Будучи Сам послан от Отца, Господь послал на служение Своих учеников, назвав их апостолами, т. е. посланниками. Можно сказать, что и сама Церковь послана в мир, чтобы привести мир ко Христу. Апостолы – основание Церкви в хронологическом смысле, они стояли у истоков ее исторического бытия, основали первые Поместные Церкви, установили по заповеди Господа таинства и священнодействия. Они поставили первых епископов, положив основание иерархической структуре Церкви. Все существенное, чем обладала Церковь при апостолах, должно сохраняться в ней до скончания века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|