7) Богоучрежденная церковная иерархия и сущность ее служения (апостолы; епископы; пресвитеры; диаконы).
7) Богоучрежденная церковная иерархия и сущность ее служения (апостолы; епископы; пресвитеры; диаконы). Церковная иерархия есть Божественное установление, позволяющее сохранять – через благодатные дары учительства, священнодействия и управления – преемство апостольского учения и благодатного освящения. Апостолы. Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 19–20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 22–23). Согласно приведенным словам Господа, апостольское служение предполагает: 1) учительство (научите); 2) священнодействие (крестя); 3) служение управления (уча их соблюдать). Слова примите Духа Святаго указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа. Кроме этого, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например: крещение (см.: Мф. 28: 19), покаяние (см.: Ин. 20: 21–23) и причащение. Епископы (греч. наблюдать, блюсти, хранить) –преемники и продолжатели служения апостолов. Служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия. Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение (Тимофея, ученика ап. Павла, апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте: 1. Учительство. Проповедуй сие и учи (1Тим. 4: 11). 2. Священнодействие. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1Тим. 5: 22). 3. Служение управления. ... Обличай, запрещай, увещевай... (2Тим. 4: 2). В первые века пресвитеры (от греч. старец, старейшина) поставлялись на служение либо апостолами (см.: Деян. 14: 23), либо епископами (см.: 1 и 2 Тим. и Тит. ). В Книгах С. П. слово «пресвитеры» употребляется во множественном числе. Они составляли особый церковный чин (пресвитериум): иметь в каждой поместной общине нескольких пресвитеров было нормой. Полномочия пресвитеров по сравнению с полномочиями епископов ограничены. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т. е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное Предание также исключает такую возможность. Пресвитеры (помощники Епископов): 1. Учительство. 2. Священнодействие. 3. Служение управления. Диаконы (греч. – служитель) 6-я гл. Книги Деяний, в которой говорится о семи мужах, избранных для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви. Диаконами эти мужи не называются, но само слово «служение» по-гречески звучит как «диакония». Изначально диаконы были помощниками апостолов в практическом, прикладном смысле. Диаконское служение носило богослужебно-благодатный характер, поэтому поставление диаконов совершалось через возложение рук с молитвой. Первоначально диаконы рукополагались апостолами, затем епископами. Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают. Правда, известно, что Филипп, один из семи диаконов, крестил самарян (см.: Деян. 8: 5) и евнуха, вельможу Ефиопской царицы Кандакии (см.: Деян. 8: 38).
8) Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. О необходимости пребывать в единении со Христом как с Главой Церкви говорят все экклезиологические образы Нового Завета: лоза и ветви, краеугольный камень и строящееся на нем здание, образы дома и семьи, пастыря и единого стада. Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое Тело. Спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии. Относится это и к другим таинствам, например, к крещению. Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство. В пользу того что Господь может спасти тех, кто не принадлежит земной Церкви, свидетельствует, например, судьба ветхозаветных праведников, которые, не принадлежа к Церкви видимым образом во время земной жизни, тем не менее были спасены, и многие даже прославлены Церковью как святые.
9) Вопрос о Границах Церкви (Г. Ц. ). Г. Ц. термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, общин). В НЗ слово Церковь означает: 1) конкретную общину; 2) вселенское собрание верных; 3) Царство Божие. В связи с ересями Г. Ц., стали очевидны в сер. III в., в ходе споров о падших и о крещении еретиков. Церковь стала определять, в каком отношении к ней они находятся. Ц. сформировала практика 3 различных чина их присоединения к правосл.: 1) Ерет. сообщества, носящие только имя христ., но при этом совершенно исказившие Христову веру (напр., манихеи, проч. гностики, савеллиане, и т. п. ), принимались в Ц. через крещение, как язычники и иудеи. 2) Еретики, к-рые в значительной мере повредили учение Ц., но не извратили его полностью (напр., умеренные ариане и македониане), принимались по 2-му чину - через миропомазание. 3) Еретики, сохранившие основы церковного строя и не повредившие Символа Веры, а только усвоившие отдельные догматические заблуждения (несториане и монофизиты), а также раскольники, принимались по 3-му чину - через покаяние.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|