Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.6.6. Доказательства по делам о преступлениях против мира и безопасности человечества




2. 6. 6. Доказательства по делам о преступлениях против мира и безопасности человечества

 

Одной из задач УК РФ является обеспечение мира и безопасности человечества (ст. 2 УК РФ), указанная задача так или иначе отражена и во многих международных документах. Например, в ч. 1 ст. 1 Устава Организации Объединенных Наций*(308) (принят в г. Сан-Франциско 26. 06. 1945) указано, что ООН преследует цель поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

Преступления против мира и безопасности человечества закреплены в разделе XII УК РФ, который состоит из одной главы с одноименным названием.

Преступлениями против мира и безопасности человечества являются общественно опасные действия (бездействие), запрещенные уголовным кодексом, посягающие на мирное сосуществование государств и безопасность человечества.

Объектами преступлений против мира и безопасности человечества являются мирная жизнь и безопасность человечества. Дополнительными объектами данной категории преступлений могут выступать жизнь и здоровье (ст. 357 УК РФ).

Объективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества выражена преступных действиях, наступивших общественно опасных последствий, а также причинно-следственной связи между ними.

Субъектом преступлений против мира и безопасности человечества является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Согласно общим правилам, закрепленным в ч. 1 ст. 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Также рядом статей раздела XII УК РФ предусмотрены специальные субъекты, например публичные призывы к развязыванию агрессивной войны возможны в том числе и лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 354 УК РФ).

Согласно ч. 2, 3 ст. 285 УК РФ, под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Субъективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества выражена в форме умысла или неосторожности.

При расследовании и рассмотрении уголовных дел по преступлениям против мира и безопасности человечества, помимо общих, подлежат установлению и доказыванию следующие обстоятельства:

- занимаемая должность;

- обстоятельства, подтверждающие факт агрессии (исходя из содержания ст. 7 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН " Определение агрессии" (принята 14. 12. 1974 на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)*(309) к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства);

- иные обстоятельства, в зависимости от ситуации.

Данные обстоятельства могут быть подтверждены следующими доказательствами:

- протоколом с места происшествия;

- показаниями потерпевшего, свидетеля;

- доказательствами, подтверждающими распространение преступных сведений (листовки, обращение, выступление в СМИ);

- различными вещественными доказательствами;

- иными доказательствами, определяемыми конкретным случаем.

 

Глава 3. Доказательства в административном судопроизводстве

 

3. 1. Понятие и виды доказательств в административном судопроизводстве

 

В Российской Федерации основные положения о доказательствах и доказывании в административном судопроизводстве закреплены в главе 6 раздела I " Доказательства и доказывание" Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Надо полагать, что статья изложена некорректно. Доказательствами являются не сведения о фактах, а источники, носители сведений об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видео-конференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

Частью 3 ст. 59 КАС РФ установлено, что доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

После анализа положений главы 6 КАС РФ следует вывод о том, что к доказательствам по административным делам относятся:

1) объяснения лиц, участвующих в деле;

2) свидетельские показания;

3) письменные доказательства;

4) вещественные доказательства;

5) аудио- и видеозаписи;

6) заключение эксперта.

Также следует отметить, что в ч. 2 ст. 59 КАС РФ выделен такой вид доказательств, как электронный документ. Статьей 70 КАС РФ данное доказательство отнесено к письменным документам. Рассмотрим некоторые из видов доказательств.

1. Объяснения лиц, участвующих в деле.

В ст. 37 КАС РФ закреплено, что лицами, участвующими в деле, являются:

1) стороны;

2) заинтересованные лица;

3) прокурор;

4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 68 КАС РФ лица, участвующие в деле, дают суду в письменной или устной форме свои объяснения об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. По предложению суда лицо, участвующее в деле, может изложить свои объяснения в письменной форме. Объяснения, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 КАС РФ объяснения лиц, участвующих в деле, подлежат наряду с другими доказательствами проверке и оценке.

Положения ст. 68 КАС РФ аналогичны положениям ст. 68 ГПК РФ, ст. 81 АПК РФ.

В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 мая 2014 г. N ВАС-2018/14 по делу N А56-71890/2012 указано, что: " возражения Банка Москвы о наличии процессуальных нарушений основаны на неправильном толковании положений ст. 81 АПК РФ, поскольку объяснения лиц, участвующих в деле, оцениваются судом наряду с другими доказательствами по делу. При оценке объяснений учитывается, что они даются лицами, заинтересованными в исходе дела. В связи с этим суд сопоставляет объяснения с другими доказательствами. Неотражение в судебном акте результатов рассмотрения объяснений не может служить основанием для отмены судебного акта" *(310).

2. Свидетельские показания.

Согласно ч. 1 ст. 69 КАС РФ свидетельскими показаниями являются сообщения свидетелем суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. По предложению суда свидетель, который дал показания в устной форме, может изложить их в письменной форме. Свидетельские показания, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела.

Сообщенные свидетелем сведения не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности (ч. 2 ст. 69 КАС РФ).

Если свидетельские показания основываются на сообщениях иных лиц, эти лица также должны быть опрошены (ч. 3 ст. 69 КАС РФ).

В соответствии с частями 4, 5 ст. 69 КАС РФ лицо может быть вызвано в суд в качестве свидетеля по ходатайству лица, участвующего в деле, и по инициативе суда. В ходатайстве о вызове свидетеля лицо, участвующее в деле, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя и отчество, место жительства и иные известные ему сведения, необходимые для вызова свидетеля в суд.

Часть 6 ст. 69 КАС РФ устанавливает, что суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом в качестве письменного доказательства, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом в качестве вещественного доказательства.

Частями 1, 2 ст. 51 КАС РФ предусмотрено, что свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела, и которое вызвано в суд для дачи показаний. В качестве свидетеля также может быть вызвано в суд лицо, которое принимало участие в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении объекта, исследуемого судом как вещественное доказательство.

За неявку в суд без уважительных причин либо неисполнение свидетелем обязанности по заблаговременному извещению суда о невозможности явиться в суд на свидетеля может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленном ст. 122, 123 КАС РФ. Свидетель также может быть подвергнут принудительному приводу.

Перед началом дачи показаний свидетель предупреждается об уголовной ответственности и дает соответствующую подписку. За отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний свидетель несет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 307, 308 УК РФ.

Положения ст. 69 КАС РФ схожи с положениями ст. 69 ГПК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 24 октября 2013 г. N 1639-О, " по смыслу положений ч. 1 ст. 57, ч. 2 ст. 69, ст. 166 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые вправе ходатайствовать о вызове свидетеля, указав при этом, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, он может подтвердить; такое ходатайство разрешается на основании определения суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле. Согласно ст. 327. 1 указанного Кодекса при апелляционном рассмотрении дела суд принимает дополнительные доказательства в том случае, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Как следует из содержания названных законоположений, подача лицом, участвующим в деле, ходатайства о вызове в суд свидетеля не предполагает обязанность суда, рассматривающего данное дело, во всех случаях удовлетворять такое заявление. Вопрос о вызове в суд свидетеля разрешается судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств и сведений, которые он может сообщить суду. Соответственно, положения ст. ст. 57, 166 и 327. 1 ГПК РФ, не предусматривающие обязанность суда во всех случаях удовлетворять ходатайства лиц, участвующих в деле, о вызове в суд свидетелей, будучи обусловленными принципом судейского руководства процессом, призваны обеспечить правильное рассмотрение и разрешение дел" *(311).

В апелляционном определении Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2016 г. N 33а-6709/2016 указано, что " Довод апелляционной жалобы, что судом не были вызваны и опрошены в качестве свидетелей лица, участвовавшие в осмотре кровли и квартиры взыскателя - представитель ГУЖА Колпинского района, представитель МА МО Санкт-Петербурга пос. Металлострой, не может быть принят во внимание, поскольку из материалов дела не следует, что данное ходатайство было заявлено при рассмотрении спора. В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель о вызове в суд свидетелей также не ходатайствовал.

Согласно части 6 статьи 69 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство.

Вместе с тем предоставленное законодателем право не предполагает обязанность суда, рассматривающего дело, во всех случаях вызывать свидетелей для дачи объяснений по делу, тем более в отсутствие соответствующего ходатайства. Вопрос о вызове в суд свидетеля разрешается судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств и сведений, которые он может сообщить суду" *(312).

3. Письменные доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети " Интернет", по каналу видео-конференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. К письменным доказательствам относятся также судебные акты, протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (схемы, карты, планы, чертежи).

С учетом положений ч. 2 ст. 70 КАС РФ письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

При этом при проверке правильности заверения соответствия копии документа подлиннику следует учитывать, в частности, Постановление Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. N 65-ст, которым принят ГОСТ Р 6. 30-2003 " Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" *(313).

Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию. Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов. К представляемым в суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык (части 3, 4, 5 ст. 70 КАС РФ)

В соответствии со ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) " Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами. Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу. Свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, нотариус не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ. Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи" *(314).

В силу ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) " Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками.

Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус" *(315).

Отметим, что исходя из положений ст. 35, 38, 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1), нотариальные действия по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, а также по свидетельствованию верности перевода документов с одного языка на другой совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления*(316).

Из подп. 2, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ " Консульский устав Российской Федерации" следует, что консульское должностное лицо имеет право совершать ряд нотариальных действий, например свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой*(317).

Согласно ч. 6, 7 ст. 70 КАС РФ документ, полученный в иностранном государстве, признается в суде письменным доказательством, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. Иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

В силу положений п. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ " Консульский устав Российской Федерации" " консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.

Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания" *(318).

Приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 9470 (зарегистрировано в Минюсте России 1 августа 2012 г. N 2507) утвержден Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов*(319).

Российская Федерация как государство - правопреемник СССР является участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05. 10. 1961), что означает освобождение от легализации официальных документов договаривающихся государств, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации*(320).

Согласно ст. 3 названной Конвенции " Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации" *(321).

Письменные доказательства приобщаются к материалам административного дела. Не могут приобщаться к материалам административного дела подлинники документов, которые согласно федеральному закону должны находиться в местах их постоянного либо временного хранения (ч. 8 ст. 70 КАС РФ).

Отменяя определение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2015 г., Московский городской суд в апелляционном определении от 18 февраля 2016 г. по делу N 33а-4688/2016 указал следующее: " Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 7 декабря 2015 года административный иск Г. оставлен без движения, установлен срок до 28 декабря 2015 года для выполнения требований ст. 70 КАС РФ.

В частной жалобе Г. ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного.

Судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассматривает частную жалобу по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии установленных п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого определения.

Выполнение требований ст. 70 КАС РФ (Письменные доказательства), на необходимость которых указал суд, положения ст. 130 КАС РФ, подлежащие применению по спорному вопросу, связывают с наличием оснований для оставления административного искового заявления без движения.

Однако суд не указал в определении, какие именно документы, должны быть представлены Г. с соблюдением требований ст. 70 КАС РФ, а также мотивы, по которым приложенные им к административному иску копии ответов ПФР и распечатки с официального сайта органа государственной власти не соответствуют требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам.

Кроме того, из материалов усматривается, что Г. обжалует бездействие должностных лиц *** России по г. Москве.

В такой ситуации суд имеет возможность принять дело к своему производству" *(322).

4. Вещественные доказательства.

Согласно ч. 1 ст. 72 КАС РФ, вещественными доказательствами являются предметы, которые по своим внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

О приобщении вещественных доказательств к административному делу суд выносит определение (ч. 2 ст. 72 КАС РФ).

На вещественные доказательства распространяются правила о допустимости, достоверности и относимости доказательств. Вещественное доказательство должно сохранять свой неизменный вид, чтобы являться средством установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела*(323).

Статьей 73 КАС РФ предусмотрен порядок хранения вещественных доказательств.

Согласно частям 1, 2 ст. 73 КАС РФ вещественные доказательства хранятся в суде, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Вещественные доказательства, которые не могут быть доставлены в суд, хранятся по месту их нахождения или в ином определенном судом месте. Вещественные доказательства должны быть осмотрены судом, подробно описаны, а при необходимости опечатаны. В ходе осмотра могут быть сделаны фотоснимки вещественных доказательств, видеозаписи осмотра вещественных доказательств. Суд и хранитель вещественных доказательств принимают меры по их сохранению в неизменном состоянии.

Расходы на хранение вещественных доказательств распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными главой 10 КАС РФ.

В обязанности суда и хранителя входит принятие мер по сохранению вещественных доказательств в неизменном состоянии*(324).

Из анализа положений ст. 106 КАС РФ следует вывод о том, что расходы на хранение вещественных доказательств относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела.

Порядок исследования вещественных доказательств определен ст. 166 КАС РФ.

При принятии решения суд решает вопрос о дальнейшей судьбе вещественных доказательств на основании ч. 3 ст. 178 КАС РФ.

Положения, аналогичные ст. 72, 73 КАС РФ, закреплены в ст. 73, 74 ГПК РФ.

Согласно п. 11. 10 Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36 (ред. от 18 февраля 2016 г. ) " Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде" " Вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, если они не могут быть возвращены владельцу (например, из-за отсутствия точных данных о нем или его местонахождении), передаются по постановлению судьи в соответствующие учреждения для использования по назначению. Передача производится судебным приставом-исполнителем по акту, первый экземпляр которого и подробная опись вещественных доказательств приобщаются к делу" *(325).

5. Аудио- и видеозаписи.

В ст. 76 КАС РФ установлены требования к аудио- и видеозаписи как доказательствам по административному делу, а также порядок их хранения и условия возврата лицу, их предоставившему.

Согласно ч. 1 названной статьи, лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.

Ходатайство об истребовании аудио- или видеозаписи может быть заявлено как письменно, так и устно.

Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры по их сохранению в неизменном состоянии (ч. 2 ст. 76 КАС РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 76 КАС РФ в исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, их предоставившим. При возвращении указанным лицу или организации носителей аудио- и видеозаписей в административном деле остаются копии записей.

Положение ч. 4 ст. 76 КАС РФ устанавливает, что по ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии аудио- и видеозаписей.

По вопросам возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном КАС РФ.

6. Заключение эксперта.

Согласно ч. 1 ст. 82 КАС РФ, на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено КАС РФ. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение.

Часть 2 ст. 82 КАС РФ устанавливает требования к содержанию заключения эксперта, в соответствии с которыми в заключении эксперта (комиссии экспертов) должны содержаться:

1) дата, время и место проведения экспертизы;

2) основания проведения экспертизы;

3) сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы;

4) сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения;

5) вопросы, поставленные перед экспертом (комиссией экспертов);

6) объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту (комиссии экспертов) для проведения экспертизы;

7) сведения о лицах, присутствующих при проведении экспертизы;

8) описание и результаты исследований с указанием примененных методов;

9) выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов;

10) иные необходимые сведения.

Документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (комиссии экспертов), прилагаются к заключению и являются его составной частью (ч. 3 ст. 82 КАС РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 82 КАС РФ, если при проведении экспертизы эксперт (комиссия экспертов) установит обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, но которые, по его мнению, имеют значение для правильного рассмотрения административного дела, он вправе в своем заключении сделать выводы об этих обстоятельствах.

Заключение эксперта (комиссии экспертов) оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по административному делу (ч. 5 ст. 82 КАС РФ).

Частями 6, 7 КАС РФ установлено, что по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе суда эксперт, в том числе входящий в комиссию экспертов, может быть вызван в судебное заседание. После оглашения заключения эксперт может дать по нему необходимые пояснения и обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.

В соответствии с ч. 8 ст. 82 КАС РФ, заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ. Несогласие суда с заключением эксперта (комиссии экспертов) должно быть мотивировано в решении или определении суда.

В КАС РФ закреплены такие виды экспертиз, как:

1) первичная или общая экспертиза (ст. 77 КАС РФ);

2) первичная комплексная экспертиза (ст. 81 КАС РФ);

3) первичная комиссионная экспертиза (ст. 80 КАС РФ);

4) дополнительная и повторная экспертизы (ст. 83 КАС РФ).

Частью 1 ст. 80 КАС РФ установлено, что комиссионная экспертиза проводится не менее чем двумя экспертами, обладающими специальными познаниями в одной и той же области знания. Комиссионный характер экспертизы определяется судом.

В соответствии с положениями ст. 21, 22 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ " О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" " комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, но не менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей.

Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившими, либо руководителем государственного судебно-экспертного учреждения.

Организация и производство комиссионной судебной экспертизы возлагаются на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения либо на руководителей нескольких государственных судебно-экспертных учреждений.

Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований, исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

В составе комиссии экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельно проводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично и другими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросам в пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указанной комиссии может выполнять роль эксперта-организатора; его процессуальные функции не отличаются от функций остальных экспертов (ст. 21).

При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследования в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты.

Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между экспертами каждый из них или эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение (ст. 22)" *(326).

Согласно ч. 1 ст. 81 КАС РФ суд назначает комплексную экспертизу, если при установлении соответствующих обстоятельств по административному делу возникает необходимость в проведении экспертизы с использованием специальных познаний в различных областях знаний или с использованием познаний в различных научных направлениях в пределах одной области знаний.

В соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ " О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" " при производстве комиссионной судебной экспертизы экспертами разных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый из них проводит исследования в пределах своих специальных знаний. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими экспертами, это должно быть указано в заключении. В случае возникновения разногласий между экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с ч. 2 ст. 22 настоящего Федерального закона" *(327).

Если заключение эксперта (комиссии экспертов) будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (той же или другой комиссии экспертов). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта (комиссии экспертов) или наличия противоречий в выводах эксперта (комиссии экспертов) суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту (другой комиссии экспертов) (части 1, 2 ст. 83 КАС РФ).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ " О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" " производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, поручается тому же или другому эксперту.

Производство повторной судебной экспертизы, назначенной в связи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание, следователя сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам, поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов" *(328).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...