Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи педагогической психологии




 

План

  1. Объект и предмет педагогической психологии.
  2. Задачи педагогической психологии.
  3. Структура педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе педагогических и психологических наук.
  4. Проблемы педагогической психологии.
  5. Основные понятия педагогической психологии.

 

Объект и предмет педагогической психологии

 

В психолого-педагогической литературе существует несколько определений педагогической психологии:

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания [9, с.486].

Педагогическая психология – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов [7, с.485].

Педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой [8, с.5].

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо определить ее объект и предмет. Эти два понятия определяются различными психологами по-разному.

Так, А.И.Зимняя рассматривает в качестве объекта педагогической психологии (как и других областей психологии) человека [5, с. 22].

Н.Ф.Талызина считает, что «объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания». [13,, с.17].

Анализируя психологическую литературу можно выделить следующие определения предмета педагогической психологии:

  • факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой в разных условиях образовательного процесса [5, с. 23];
  • изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя [4, с.7];
  • закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [6, с.7];
  • нормативная структура совместной деятельности, в которой учащийся усваивает, о обучающий передает ему социальный опыт и создает благоприятные условия для усвоения [Габай, с.3]
  • строение, свойства и закономерности процесса учения [13, с. 24].
  • 1) психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности;

2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;

3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;

4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;

5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя) [9, с. 486].

С развитием психолого-педагогических наук предмет педагогической психологии постоянно расширяется. На современном этапе отечественная психология также изучает:

  • психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);
  • психологические механизмы управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
  • учебную мотивацию (А.К.Маркова, Ю.М.Орлов и др.);
  • индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, например, сотрудничество (Г.А.Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, Н.С.Лейтес, А.А.Леонтьев, В.А.Кан-Калик и др.) и т.д.

 

Задачи педагогической психологии

 

В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:

· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

· определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

· определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

· изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

· определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

· определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе разнообразных задач;

· определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

· разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

М.В.Гамезо, в свою очередь, выделяет основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии [4, с. 7]:

· изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления,

· выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания,

· создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

Н.Ф.Талызина считает, что педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. В качестве основных задач она выделяет:

  • выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения;
  • изучение возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста

 

Структура педагогической психологии.

Место педагогической психологии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...