Предмет и задачи педагогической психологии
План
- Объект и предмет педагогической психологии.
- Задачи педагогической психологии.
- Структура педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе педагогических и психологических наук.
- Проблемы педагогической психологии.
- Основные понятия педагогической психологии.
Объект и предмет педагогической психологии
В психолого-педагогической литературе существует несколько определений педагогической психологии:
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания [9, с.486].
Педагогическая психология – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов [7, с.485].
Педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой [8, с.5].
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо определить ее объект и предмет. Эти два понятия определяются различными психологами по-разному.
Так, А.И.Зимняя рассматривает в качестве объекта педагогической психологии (как и других областей психологии) человека [5, с. 22].
Н.Ф.Талызина считает, что «объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания». [13,, с.17].
Анализируя психологическую литературу можно выделить следующие определения предмета педагогической психологии:
- факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой в разных условиях образовательного процесса [5, с. 23];
- изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя [4, с.7];
- закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания» [6, с.7];
- нормативная структура совместной деятельности, в которой учащийся усваивает, о обучающий передает ему социальный опыт и создает благоприятные условия для усвоения [Габай, с.3]
- строение, свойства и закономерности процесса учения [13, с. 24].
- 1) психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности;
2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;
4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;
5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя) [9, с. 486].
С развитием психолого-педагогических наук предмет педагогической психологии постоянно расширяется. На современном этапе отечественная психология также изучает:
- психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (В.С.Лазарев и др.);
- психологические механизмы управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов и др.);
- учебную мотивацию (А.К.Маркова, Ю.М.Орлов и др.);
- индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, например, сотрудничество (Г.А.Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, Н.С.Лейтес, А.А.Леонтьев, В.А.Кан-Калик и др.) и т.д.
Задачи педагогической психологии
В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются:
· раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
· определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
· определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
· определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
· изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
· определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
· определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе разнообразных задач;
· определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
· разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
М.В.Гамезо, в свою очередь, выделяет основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии [4, с. 7]:
· изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления,
· выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания,
· создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).
Н.Ф.Талызина считает, что педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. В качестве основных задач она выделяет:
- выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения;
- изучение возрастных возможностей детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста
Структура педагогической психологии.
Место педагогической психологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: