Предмет и задачи педагогической психологии
План
Объект и предмет педагогической психологии
В психолого-педагогической литературе существует несколько определений педагогической психологии: Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания [9, с.486]. Педагогическая психология – отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогических групп и коллективов [7, с.485]. Педагогическая психология – пограничная, комплексная область знания, которая занимает определенное место между психологией и педагогикой [8, с.5]. При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо определить ее объект и предмет. Эти два понятия определяются различными психологами по-разному. Так, А.И.Зимняя рассматривает в качестве объекта педагогической психологии (как и других областей психологии) человека [5, с. 22]. Н.Ф.Талызина считает, что «объектом педагогической психологии всегда являются процессы учения и воспитания». [13,, с.17]. Анализируя психологическую литературу можно выделить следующие определения предмета педагогической психологии:
2) условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
3) возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; 4) взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива; 5) психологические вопросы самой педагогической деятельности (психология учителя) [9, с. 486]. С развитием психолого-педагогических наук предмет педагогической психологии постоянно расширяется. На современном этапе отечественная психология также изучает:
Задачи педагогической психологии
В целом педагогическая психология выявляет, изучает и описывает психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педагогической психологии являются: · раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; · определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; · определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); · определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; · изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; · определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; · определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе разнообразных задач; · определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами; · разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы. М.В.Гамезо, в свою очередь, выделяет основные практико-ориентированные задачи педагогической психологии [4, с. 7]: · изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления,
· выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, · создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей). Н.Ф.Талызина считает, что педагогическая психология призвана изучать строение, свойства и закономерности процесса учения. В качестве основных задач она выделяет:
Структура педагогической психологии. Место педагогической психологии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|