Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция нарушений письменной речи в условиях психолого-педагогических медико-социальных центров




Особенности работы логопеда в условиях ППМС центра

Как было сказано выше, категория детей с нарушениями письменной речи составляет большой процент неуспевающих школьников. Особого внимания требуют дети, у которых та­кие нарушения обусловлены проблемами в психофизиологи­ческом развитии. Оказание необходимой помощи в условиях общеобразовательной школы не всегда возможно, так как тре­буется вмешательство нескольких специалистов (логопеда, психолога, невропатолога, дефектолога). Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений может быть осуществлен в условиях психолого-педагогического медико-социального центра. Оценка речевого развития детей младше­го школьного возраста является одним из ведущих факторов в системе комплексного обследования, так как почти всегда яв­ляется показателем того или иного отклонения в развитии ре­бенка. Поскольку одной из задач ППМС центров является ди­агностика сложных пограничных нарушений (задержка психи­ческого развития, интеллектуальные нарушения, сенсорная недостаточность), задача логопеда усложняется и требует оп­ределения степени речевого нарушения, характера ее развития в каждом из этих отклонений. Особенности сформированно-сти речевой системы сравниваются с показателями обследова­ния других специалистов ППМС центра. Определяется заклю­чительный диагноз (интеллектуальное развитие, нервно-пси­хические отклонения, если таковые имеются, развернутое ло­гопедическое заключение), после чего учитель-логопед фор­мирует группы, выделяет детей для индивидуальных занятий и составляет план коррекционно-логопедических занятий. Заня­тия проводятся в строго отведенные часы, согласованные с администрацией и родителями детей. Родителям рекомендует­ся присутствовать на занятиях логопеда, чтобы они могли ока­зать помощь ребенку, исходя из рекомендаций логопеда, при выполнении домашних заданий по русскому языку, чтению.

Организация коррекционо-логопедических занятий:

• фронтальных (4-6 человек) - два раза в неделю, продол­жительность 40 минут;

• групповых (2-3 человека) - два-три раза в неделю, про­должительность 20—30 минут;

• индивидуальных - два-три раза в неделю, продолжитель­ность 20—25 минут. Логопед также оформляет документацию установленного

образца: карта обследования, список обследованных детей, журнал посещаемости учащихся, журнал консультаций, перс­пективное и календарно-тематическое планирование, отчет о динамике коррекции речевых нарушений за год.

Программа «Профилактика дизорфографии у младших школьников»

Н. Ю. Божедомова — учитель логопед ГОУ ЦПР Красносельского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом в начальной школе увеличивается коли­чество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это обстоятельство вынужда­ет составлять специальные дополнительные коррекционные программы, в которых учитываются наиболее сложные момен­ты при изучении орфографических правил этими детьми. Дан­ная программа составлена с учетом контингента детей с рече­выми нарушениями, обращающимися за помощью в ППМС центры, и ограниченности времени на проведение коррекци-онно-логопедических занятий.

Адресат: учащиеся, испытывающие затруднения при усво­ении орфографических правил.

Цель программы: профилактика дизорфографии у младших школьников.

Задачи:

выработать достаточно прочные навыки грамотного пись­ма;

• повысить уровень общего речевого развития путем уточне­ния, расширения и активизации словаря учащихся;

• развить логическое и образное мышление;

• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Организация процесса обучения. В зависимости от особен­ностей речевого нарушения у детей и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупрежде­ние письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различ­ные упражнения по развитию мышления и воображения;

игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонема­тического слуха; упражнения, способствующие формированию

полноценных речевых навыков: объяснение правильно напи­санных слов, их запись; восстановление пропущенных букв;

поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск ор­фографических ошибок; запись под диктовку.

Содержание программы. Система коррекционных занятий по профилактике дизорфографии составлена с учетом про­граммы обучения русскому языку во втором классе и способ­ствует подготовке школьника к усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений. В зависимо­сти от сложности нарушения количество учебных часов варьи­руется от 52 до 68 часов.

Курс занятий включает в себя изучение следующих тем:

предложение; звук и буква; правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, ч/с, чн; слог, перенос слов; мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные; ударение, разделительный мягкий знак; од­нокоренные слова.

При итоговом контроле предусмотрены следующие прове­рочные работы: диктанты на изученные правила; граммати­ческие задания по изучаемой теме; письмо по памяти.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема   Содержание   Кол-во часов  
Предложение   • обобщение представлений о предложении как единице высказывания; • деление предложения на слова; • составление предложений из слов; • графическое изображение предложения, оформление на письме    
Большая буква в начале предло­жения. Знаки препинания в конце предложения   • деление текста на предложения; • определение границ предложения; • работа над интонационным оформлением предложения (по­становка точки, вопросительного, восклицательного знаков); • работа с деформированным текстом   1-2  
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных   • путешествие по карте (расширение круга имен собственных); • упражнения на различение собственных и нарицательных имен существительных (отгадывание загадок, подбор кличек животным, написание кличек животных); • история происхождения имени и отчества; • практическое усвоение написания имени и отчества родителей   1-2  
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы   • упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — гра­фическое изображение); • работа со словами паронимами; • фонематический анализ слов различной звуконаполняемости; • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; • звуковой анализ слов, работа со схемами; • игра «Поле чудес»   3-4  

 

 

Продолжение

Тема   Содержание   Кол-во часов  
Согласные звуки и буквы   • характеристика согласных звуков; • упражнения на различение согласных и гласных звуков на слух и по артикуляции; • работа с изографами; • звукобуквенный анализ   2-3  

Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн

Шипящие согласные ж, ш, ч, ш, упражнения на уточнение артикуляции и четкое произнесе­ние шипящих звуков; • заучивание скороговорок;    
Слова с сочетаниями жи, ши • характеристика звуков ж и ш; • упражнения на закрепление правильного написания сочета­ний жи-ши; • дидактические игры «Один — много», «Круги», «Лесенка»   2-3  
Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу • характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочета­ний ча-ща, чу-щу; 2-3  
Сочетание чк, чн дидактические игры «Круги», «Лото», «Эстафета» • упражнения на написание слов с сочетаниями чк, чн; • фонетический анализ слов с этими сочетаниями; • дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов   2-3  

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, е, я, ю, и, ь

Дифференциация твердых и мягких согласных   • игры на различение твердых и мягких согласных в слогах; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах;   2-3  
           
           
Обозначение мягкости соглас­ных звуков буквами е, ё, я, ю, и • фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью   2-3  
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости соглас­ного звука   • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце; • упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце   1-2  
Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова   • ифа «Спрячь мягкий знак в середину»; • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине; • упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине; • упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине   1-2  

Слово и слог. Перенос слов

Деление слов на слоги   • упражнение на определение слогов по количеству гласных звуков в слове (работа со схемами слов, подбор картинок к соответствующим схемам) • подбор слов с заданным количеством слогов и по заданному слогу; • игра «Рассыпанные слоги»    
Перенос слов   • упражнения на формирование умения делить на слоги для переноса (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов); • сравнение слов с правильным и неправильным переносом    
Диктант        

Ударение

Смыслоразличительная роль ударения   • игра «Верно — неверно» (различение правильности расста­новки ударения); • упражнение по определению ударения в словах-омонимах; • работа со схемами хХх, Ххх, ххХ (определение ударного слога)   '    
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной   • упражнение на определение ударных и безударных гласных в слове; • работа со схемами: Хх, хХ, ххХ, хХх, Ххх;,,. ',...; • подбор картинок к соответствующей схеме;   5—7    
Окончание
Тема   Содержание   Кол-во часов  
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной   • подбор проверочных слов к словам с проверяемой безудар­ной гласной; • работа со словарем над словами с непроверяемыми безудар­ными гласными; • игры, упражнения на подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной; на развитие зрительной и слуховой памяти   5-7  
Звонкие и глухие согласные звуки
Звонкие и глухие согласные в конце слова. Единообразное на­писание слов со звонкими и глу­хими в конце слова, перед глу­хими согласными и гласными   • упражнения на различение звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам; • игры «Не разорви цепочку», «Подбери пару», «Доскажи сло­вечко»; • работа с веером «парные согласные»; • упражнения на изменение слов «Один - много», «Чего или кого не стало»; • работа с деформированными словами; • игры, упражнения «Исправь ошибку»; • упражнения на определение слов с сомнительной согласной в словах, предложениях текстах с последующим анализом и записью в тетради    
Звонкие и глухие согласные в середине слова   • игры, «Подбери пару», «Доскажи словечко», загадки; • упражнения на изменения слова «Назови ласково», «Измени слова по образцу» (Р. п, Д. п. имен сущ.); • работа с деформированными словами; • игры, упражнения «Исправь ошибку»; • упражнения на определение слов с сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах с последующим анализом и записью в тетради.    
           

 

           
    Разделительный мягкий знак    
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и • упражнения на различение и воспроизведение слогов с разде­лительным мягким знаком; • звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком; • тренировочные упражнения в определении слов с раздели­тельным мягким знаком и их последующей записью; • упражнения, направленные на анализ слов для самостоятель­ного вывода о правописании разделительного мягкого знака перед гласными е, е, т, я, и 3-4  
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных   • проблемно-целевые задания для подготовки детей к самосто­ятельному выводу о различии слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, показателем мягкости согласных; • упражнение на деление слов с разделительным мягким зна­ком для переноса    
Диктант        
Однокоренные слова
Понятие однокоренные слова Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова   • анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки на­писания сомнительной звонкой или глухой согласной; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изу­ченной орфограммой   2-3  
Единообразное написание слов с безударной гласной в корне слова   • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки на­писания безударной гласной в корне слов; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой      
Диктант    

3. Программа «Коррекция дизорфографии у старших школь­ников»

Г.М. Сумченко — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук;

Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квлтфикационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дизорфография — трудности формирования орфографи­ческого навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразователь­ной школы.

В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности та­кой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.

Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у де­тей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематичес-ком, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии де­тей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с ор­фографическими (например, до девятого класса могут встре­чаться замены ш-щ, б-д и др.).

Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при деталь­ном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недо­

статочность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).

Также отмечаются сложности в четкой слуховой диффе­ренциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются не­грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого мате­риала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, мало­выразительна.

Особенно выявляется значительное недоразвитие на лек­сико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизмене­нии и словообразовании, бедности словаря, в виде затрудне­ний в подборе синонимов, антонимов, многозначных, одноко­ренных слов, образовании сложных слов и т. д.

Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левше-ство, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие наруше­ния письма, сопровождающиеся теми или иными нарушения­ми высших корковых функций (чаще всего двигательно-зри-тельной координации, нарушениями буквенного гнозиса, ди­намического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожден­ным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обо­их случаях требуется вмешательство логопеда.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требу­ют квалифицированной коррекционной работы для их преодоле­ния. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учи­тель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может приве­сти к положительному результату в коррекционной работе.

В условиях'ГМПМПК проводится комплексная диагнос­тика и коррекционное воздействие на детей с дизорфографи­ей. В преодолении трудностей кроме логопеда им помогают медики (невропатологи, массажисты, фитотерапевты).

Курс включает в себя занятия в течение 18—36 недель, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.

Группы комплектуются в количестве 2—6 человек

Контингент учеников в группах — учащиеся пятых, шес­тых, седьмых и восьмых классов общеобразовательной школы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
Тема   Задачи   Содержание   Кол-во часов  
Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевои памяти
Гласные и согласные звуки   Развитие четких дви­жений органов арти­куляции, умения вы­делять гласные и со­гласные из потока речи, четко и внятно произносить звуки   • артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка; • уточнение изолированной артикуляции глас­ных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и); • уточнение артикуляции согласных; • заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артилле­рийская бригада и др.). • четкое послоговое проговаривание любого ре­чевого материала (слов, фраз, текста)    
Звук, слог. Ударение (Развитие фонемати­ческого восприятия)   Развитие четкой слу­ховой дифференциа­ции гласных и соглас­ных, близких по акус-ти ко-артикуляцией-ным признакам   • упражнения в различении на слух слов с оп­позиционным согласным {башня — пашня; доч­ка -- точка), с разными ударениями (замок — замок; пили — пили; косы — косы); • упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины (вода, водолаз, водопро­вод), • чтение слоговых таблиц и повторение за лого­педом слогов ша — ща; бада; да — та  
Языковой анализ и синтез   Развитие навыка чле­нения предложения на слова, слов на сло­ги, слога на звуки и буквы   упражнения на деление слов на слоги и буквы (звуки) — вначале берутся двухсложные слова из списка непроверяемых слов. Затем речевой материал усложняется по лексике и звукобук-венной структуре; • распространение предложений;   К)  
               
Языковой анализ и синтез   Развитие навыка чле­нения предложения на слова, слов на сло­ги, слога на звуки и буквы   • составление предложений по схемам: По    
. По веткам прыгала белка., по опор­  
ным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин; • зрительные, слуховые диктанты  
Работа над слухорече­вои памятью   Развитие объема слу­хоречевои памяти   • повторение слов, фраз, стихотворений, чисто-говорок, пословиц, например: Семеро одного не ждут. Пришел Прокоп принес укроп. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока  
Развитие гностика-практических процессов
Работа над зритель­ным (буквенным) гно-зисом   Развитие зрительного восприятия букв   реконструкции букв; • упражнения на реконструкцию букв, составле­ние из элементов, дописывание строчных и прописных букв; • работа с зеркально-расположенными буквами; • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте    
Работа над праксисом кисти руки   Развитие четких диф-ференцированных движений тонкой мо-торики, графомотор-ных навыков   • тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро); • прописывание букв в воздухе, на столе; • обведение букв по точкам; • штриховка контурно изображенных фигур; • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина; • упражнения в письме по специальным трафа­ретам (линейка с вдавленными буквами); • упражнения в прописях    

 

Окончание

Тема   Задачи Содержание Кол-во часов  
Лексико-грамматическое и грамматика-орфографическое оформление речи
Развитие лексико-грамматических кате­горий   Развитие морфологи­ческого анализа   подбор однокоренных слов (стол, столовая, столешница, столоваться, престол, столица и т.д.); • разбор слов по составу (загородный); • подбор однокоренных слов с корнями — омо­нимами (вода, водяной, водопровод, завод, води­тель, подвода); • подбор слов с корнями — синонимами: вода, водный, река, речной; • подбор синонимов: смелый — храбрый — от­важный; грустный — печальный — хмурый; • подбор антонимов: друг — враг, утро — вечер, счастье — беда', • придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами    
Развитие лексико-грамматических кате­горий   Развитие лексико-семантических связей   • объяснение многозначных слов: золотая осень, золотые руки, золотое сердце, золотая голова, свежие фрукты, свежий ветер, свежее утро, свежее дыхание; • стилистические упражнения: придумать суще­ствительные к следующим прилагательным: пух­лая (почка, девочка), пуховый (платок}, пушистый (снег, свитер), земляной (вал, червяк), земельный (надел, налог, участок), землистый (цвет лица), глиняный (кувшин), глинистая (почва)  
Правописание жч-ши, ча-ща, чу-щу Различение правопи­сания жи-ши, ча-ща, чу-щу • придумывание слов и предложении; • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером;    
               
               
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу Различение правопи­сания жи-ши, ча-ща, чу-щу • упражнение «вставить пропущенные орфограм­мы: уч... щиеся нач...льной школы кач...ются на качелях»; • обозначение цветными маркерами изучаемой орфограммы      
Разделительные твер­дый и мягкий знаки   Различение раздели­тельного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме   • вписывание пропущенных ъ и ь; • написание коротких диктантов; • дидактические игры на различение & и ь; • перенос слов с разделительными а и ь    
Имена собственные   Развитие умения вы­делять имена соб­ственные из потока речи, из текста   • упражнения на определение имен собственных с малознакомыми географическими названиями: На острове Мадагаскар много полезных ископаемых.  
Согласование имен су­ществительных с раз­личными частями речи в роде, числе,падеже   Дифференциация па­дежных окончаний   • тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными, причас­тиями в падеже: бушующий океан, темно-вишне­вая шаль, цветущая акация  
Беспредложное и пред­ложное управление   Тренировка в употреб­лении глагольных форм   • упражнения в спряжении глаголов; идти по мо­стовой, жить в квартире и т. д.    
Предложение   Развитие синтакси­ческого анализа   • составление предложений с заданным словом; • работа с деформированными предложениями: лесу, в, елочка, родилась; • упражнение «Исправь ошибку»    
Работа со связным текстом   Развитие связной устной и письменной речи   • составление рассказа по серии сюжетных картин; • работа с деформированным текстом; • написание изложения    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...