Особенности работы логопеда в условиях ППМС центра
Как было сказано выше, категория детей с нарушениями письменной речи составляет большой процент неуспевающих школьников. Особого внимания требуют дети, у которых такие нарушения обусловлены проблемами в психофизиологическом развитии. Оказание необходимой помощи в условиях общеобразовательной школы не всегда возможно, так как требуется вмешательство нескольких специалистов (логопеда, психолога, невропатолога, дефектолога). Комплексный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений может быть осуществлен в условиях психолого-педагогического медико-социального центра. Оценка речевого развития детей младшего школьного возраста является одним из ведущих факторов в системе комплексного обследования, так как почти всегда является показателем того или иного отклонения в развитии ребенка. Поскольку одной из задач ППМС центров является диагностика сложных пограничных нарушений (задержка психического развития, интеллектуальные нарушения, сенсорная недостаточность), задача логопеда усложняется и требует определения степени речевого нарушения, характера ее развития в каждом из этих отклонений. Особенности сформированно-сти речевой системы сравниваются с показателями обследования других специалистов ППМС центра. Определяется заключительный диагноз (интеллектуальное развитие, нервно-психические отклонения, если таковые имеются, развернутое логопедическое заключение), после чего учитель-логопед формирует группы, выделяет детей для индивидуальных занятий и составляет план коррекционно-логопедических занятий. Занятия проводятся в строго отведенные часы, согласованные с администрацией и родителями детей. Родителям рекомендуется присутствовать на занятиях логопеда, чтобы они могли оказать помощь ребенку, исходя из рекомендаций логопеда, при выполнении домашних заданий по русскому языку, чтению.
Организация коррекционо-логопедических занятий:
• фронтальных (4-6 человек) - два раза в неделю, продолжительность 40 минут;
• групповых (2-3 человека) - два-три раза в неделю, продолжительность 20—30 минут;
• индивидуальных - два-три раза в неделю, продолжительность 20—25 минут. Логопед также оформляет документацию установленного
образца: карта обследования, список обследованных детей, журнал посещаемости учащихся, журнал консультаций, перспективное и календарно-тематическое планирование, отчет о динамике коррекции речевых нарушений за год.
Программа «Профилактика дизорфографии у младших школьников»
Н. Ю. Божедомова — учитель логопед ГОУ ЦПР Красносельского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это обстоятельство вынуждает составлять специальные дополнительные коррекционные программы, в которых учитываются наиболее сложные моменты при изучении орфографических правил этими детьми. Данная программа составлена с учетом контингента детей с речевыми нарушениями, обращающимися за помощью в ППМС центры, и ограниченности времени на проведение коррекци-онно-логопедических занятий.
Адресат: учащиеся, испытывающие затруднения при усвоении орфографических правил.
Цель программы: профилактика дизорфографии у младших школьников.
Задачи:
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;
• развить логическое и образное мышление;
• развить устойчивый интерес к урокам русского языка.
Организация процесса обучения. В зависимости от особенностей речевого нарушения у детей и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию
полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв;
поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Содержание программы. Система коррекционных занятий по профилактике дизорфографии составлена с учетом программы обучения русскому языку во втором классе и способствует подготовке школьника к усвоению орфографических навыков при помощи специальных упражнений. В зависимости от сложности нарушения количество учебных часов варьируется от 52 до 68 часов.
Курс занятий включает в себя изучение следующих тем:
предложение; звук и буква; правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, ч/с, чн; слог, перенос слов; мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные; ударение, разделительный мягкий знак; однокоренные слова.
При итоговом контроле предусмотрены следующие проверочные работы: диктанты на изученные правила; грамматические задания по изучаемой теме; письмо по памяти.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Содержание
Кол-во часов
Предложение
• обобщение представлений о предложении как единице высказывания; • деление предложения на слова; • составление предложений из слов; • графическое изображение предложения, оформление на письме
Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения
• деление текста на предложения; • определение границ предложения; • работа над интонационным оформлением предложения (постановка точки, вопросительного, восклицательного знаков); • работа с деформированным текстом
1-2
Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных
• путешествие по карте (расширение круга имен собственных); • упражнения на различение собственных и нарицательных имен существительных (отгадывание загадок, подбор кличек животным, написание кличек животных); • история происхождения имени и отчества; • практическое усвоение написания имени и отчества родителей
1-2
Звуки и буквы
Гласные звуки и буквы
• упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение); • работа со словами паронимами; • фонематический анализ слов различной звуконаполняемости; • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; • звуковой анализ слов, работа со схемами; • игра «Поле чудес»
3-4
Продолжение
Тема
Содержание
Кол-во часов
Согласные звуки и буквы
• характеристика согласных звуков; • упражнения на различение согласных и гласных звуков на слух и по артикуляции; • работа с изографами; • звукобуквенный анализ
2-3
Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн
Шипящие согласные ж, ш, ч, ш,
• упражнения на уточнение артикуляции и четкое произнесение шипящих звуков; • заучивание скороговорок;
Слова с сочетаниями жи, ши
• характеристика звуков ж и ш; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши; • дидактические игры «Один — много», «Круги», «Лесенка»
• дидактические игры «Круги», «Лото», «Эстафета» • упражнения на написание слов с сочетаниями чк, чн; • фонетический анализ слов с этими сочетаниями; • дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов
2-3
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами и, е, е, я, ю, и, ь
Дифференциация твердых и мягких согласных
• игры на различение твердых и мягких согласных в слогах; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах;
2-3
Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и
• фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью
2-3
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука
• звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце; • упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце
1-2
Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова
• ифа «Спрячь мягкий знак в середину»; • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине; • упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине; • упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине
1-2
Слово и слог. Перенос слов
Деление слов на слоги
• упражнение на определение слогов по количеству гласных звуков в слове (работа со схемами слов, подбор картинок к соответствующим схемам) • подбор слов с заданным количеством слогов и по заданному слогу; • игра «Рассыпанные слоги»
Перенос слов
• упражнения на формирование умения делить на слоги для переноса (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов); • сравнение слов с правильным и неправильным переносом
Диктант
Ударение
Смыслоразличительная роль ударения
• игра «Верно — неверно» (различение правильности расстановки ударения); • упражнение по определению ударения в словах-омонимах; • работа со схемами хХх, Ххх, ххХ (определение ударного слога)
'
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной
• упражнение на определение ударных и безударных гласных в слове; • работа со схемами: Хх, хХ, ххХ, хХх, Ххх;,,. ',...; • подбор картинок к соответствующей схеме;
5—7
Окончание
Тема
Содержание
Кол-во часов
Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной
• подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной; • работа со словарем над словами с непроверяемыми безударными гласными; • игры, упражнения на подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной; на развитие зрительной и слуховой памяти
5-7
Звонкие и глухие согласные звуки
Звонкие и глухие согласные в конце слова. Единообразное написание слов со звонкими и глухими в конце слова, перед глухими согласными и гласными
• упражнения на различение звонких и глухих согласных по акустическим характеристикам; • игры «Не разорви цепочку», «Подбери пару», «Доскажи словечко»; • работа с веером «парные согласные»; • упражнения на изменение слов «Один - много», «Чего или кого не стало»; • работа с деформированными словами; • игры, упражнения «Исправь ошибку»; • упражнения на определение слов с сомнительной согласной в словах, предложениях текстах с последующим анализом и записью в тетради
Звонкие и глухие согласные в середине слова
• игры, «Подбери пару», «Доскажи словечко», загадки; • упражнения на изменения слова «Назови ласково», «Измени слова по образцу» (Р. п, Д. п. имен сущ.); • работа с деформированными словами; • игры, упражнения «Исправь ошибку»; • упражнения на определение слов с сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах с последующим анализом и записью в тетради.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, ю, я, и
• упражнения на различение и воспроизведение слогов с разделительным мягким знаком; • звукобуквенный анализ слов с разделительным мягким знаком; • тренировочные упражнения в определении слов с разделительным мягким знаком и их последующей записью; • упражнения, направленные на анализ слов для самостоятельного вывода о правописании разделительного мягкого знака перед гласными е, е, т, я, и
3-4
Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных
• проблемно-целевые задания для подготовки детей к самостоятельному выводу о различии слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, показателем мягкости согласных; • упражнение на деление слов с разделительным мягким знаком для переноса
Диктант
Однокоренные слова
Понятие однокоренные слова
Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова
• анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах
• упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания сомнительной звонкой или глухой согласной; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой
2-3
Единообразное написание слов с безударной гласной в корне слова
• упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой
Диктант
3. Программа «Коррекция дизорфографии у старших школьников»
Г.М. Сумченко — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук;
Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квлтфикационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.
В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематичес-ком, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др.).
Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недо
статочность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левше-ство, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зри-тельной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В условиях'ГМПМПК проводится комплексная диагностика и коррекционное воздействие на детей с дизорфографией. В преодолении трудностей кроме логопеда им помогают медики (невропатологи, массажисты, фитотерапевты).
Курс включает в себя занятия в течение 18—36 недель, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
Группы комплектуются в количестве 2—6 человек
Контингент учеников в группах — учащиеся пятых, шестых, седьмых и восьмых классов общеобразовательной школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Задачи
Содержание
Кол-во часов
Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевои памяти
Гласные и согласные звуки
Развитие четких движений органов артикуляции, умения выделять гласные и согласные из потока речи, четко и внятно произносить звуки
• артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка; • уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и); • уточнение артикуляции согласных; • заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.). • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста)
Развитие четкой слуховой дифференциации гласных и согласных, близких по акус-ти ко-артикуляцией-ным признакам
• упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным {башня — пашня; дочка -- точка), с разными ударениями (замок — замок; пили — пили; косы — косы); • упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины (вода, водолаз, водопровод), • чтение слоговых таблиц и повторение за логопедом слогов ша — ща; ба — да; да — та
Языковой анализ и синтез
Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы
• упражнения на деление слов на слоги и буквы (звуки) — вначале берутся двухсложные слова из списка непроверяемых слов. Затем речевой материал усложняется по лексике и звукобук-венной структуре; • распространение предложений;
К)
Языковой анализ и
синтез
Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы
• составление предложений по схемам: По
. По веткам прыгала белка., по опор
ным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин; • зрительные, слуховые диктанты
Работа над слухоречевои памятью
Развитие объема слухоречевои памяти
• повторение слов, фраз, стихотворений, чисто-говорок, пословиц, например: Семеро одного не ждут. Пришел Прокоп принес укроп. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока
Развитие гностика-практических процессов
Работа над зрительным (буквенным) гно-зисом
Развитие зрительного восприятия букв
• реконструкции букв; • упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв; • работа с зеркально-расположенными буквами; • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте
Работа над праксисом кисти руки
Развитие четких диф-ференцированных движений тонкой мо-торики, графомотор-ных навыков
• тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро); • прописывание букв в воздухе, на столе; • обведение букв по точкам; • штриховка контурно изображенных фигур; • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина; • упражнения в письме по специальным трафаретам (линейка с вдавленными буквами); • упражнения в прописях
Окончание
Тема
Задачи Содержание Кол-во часов
Лексико-грамматическое и грамматика-орфографическое оформление речи
Развитие лексико-грамматических категорий
Развитие морфологического анализа
• подбор однокоренных слов (стол, столовая, столешница, столоваться, престол, столица и т.д.); • разбор слов по составу (загородный); • подбор однокоренных слов с корнями — омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода); • подбор слов с корнями — синонимами: вода, водный, река, речной; • подбор синонимов: смелый — храбрый — отважный; грустный — печальный — хмурый; • подбор антонимов: друг — враг, утро — вечер, счастье — беда', • придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами