ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс)
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Слово
| |
Слова, обозначающие предмет
| Формирование понятия «Слово» как части предложения. Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Постановка вопросов к этим словам
| • игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы. Логопед называет слова и звукосочетания, учащиеся поднимают картинки, услышав названия предметов, и не поднимают, услышав звукосочетание, так как набор звуков не является словом; • игра «Что это? Кто это?»; • игра «Посмотри, запомни, назови». Рассмотреть картинки, запомнить их, назвать только те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Графическое изображение слова-предмета
| |
Слова, обозначающие действие
предмета
| Различение слов, обозначающих действие предмета. Постановка вопросов к словам-действиям
| • игра «Закончи фразу». (Логопед произносит: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все...» (видят). Что может делать человек? Ответь одним словом); • игра «Послушай, запомни, назови». Логопед называет слова-предметы и слова-действия и просит назвать только слова-действия, поставить к этим словам вопрос, графически изобразить их
| |
Различение слов, обозначающих предмет и действие
| Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам
| • игра «Назови предмет по его действию»; • игра «Кто как передвигается?»; • выделение из предложений типа: Светит солнце,
| |
|
|
| |
Различение слов, обозначающих предмет и действие
| Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам
| • к каждому слову учащиеся ставят вопрос, объясняют, что означает; • загадки (перечисляются действия, нужно определить предмет)
| |
Слова, обозначающие признак предмета
| Различение слов, обозначающих признак предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?
| • назвать несколько признаков к одному предмету; • назвать слова-признаки, обозначающие форму, цвет, вкус, материал
| |
Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков
| Закрепление понятий о словах, обозначающих предмет, действие, признак предмета
| • подбор к словам-предметам по два признака, слова-признаки, противоположные по значению; • игра «Кто больше подберет слов-действий к словам предметам» и наоборот; • игра-загадка «Назови предмет по его признакам»; • графический диктант
| |
Предлоги
| |
Понятие о предлоге
| Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове
| • игра «Догадайся, какое слово я пропустила?»: • игра «Ответь на вопрос маленьким словом» (затем словосочетанием) по положению предмета, по картинке
| |
Предлог на/ Схема предлога
| Развитие словаря по теме «Транспорт». Формирование навыка практического использования предлога на в устной и письменной речи
| • игра с мячом «На чем можно ездить?»; • игра «Что на чем?» Используются карточки с предметными картинками: стол, книга, крыша, кошка...; • составление предложений по картинкам, используя схему: Кто? Что делает? Что? Куда?
| |
Продолжение
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Предлог в. Схема предлога
| Формирование навыка практического использования предлога в в устной и письменной речи
| • игра «Ответь на вопрос словосочетанием» (Куда туристы складывают вещи? Где хранятся продукты? Где живут дельфины? и т. д.) • работа с деформированными фразами (ученикам предлагается прослушать слова, составить из них предложение, назвать предлог — спала, белка, дупле, в. ежика, кустах, в. мальчики, нашли, чистом, в, работать, классе, приятно.... и т. д.)
| |
Дифференциация предлогов в и на. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов в и на в устной и письменной речи
| • игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение, затем зеркалом пускает солнечный зайчик и просит назвать, куда он спрятался. • игра «Исправь ошибки» (В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле.) • упражнение «составь словосочетание, используя предлоги в, на. ныряет вода кладет в, на тумбочка лезет крыша
| |
Предлог из. Схема предлога
| Формирование навыка практического использования предлога из в устной и письменной речи
| • игра с мячом «Из чего это сделано?» Например: шапка... из меха, стакан....из стекла, стол....из дерева; • ответы на вопросы Откуда? Из чего? Например: Откуда достал ручку? (Из портфеля). Из чего вылепили снеговика? (Из снега); • упражнение «Составь предложение, назови предлог»; • определение место предлога (работа с числовым рядом)
| |
|
|
| |
Дифференциация предлогов в, из. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов в и из в устной и письменной речи
| • игра «Куда положил? Откуда достал?»; • упражнение — прослушай, назови третье слово, составь схему; • составление предложений с предлогами в, из и опорными словами, например: мальчик, дом; молоко, холодильник; люди, метро: • графический диктант (предлог изображается в виде схемы)
| |
Предлоги с (со)
| Формирование навыка практического использования предлогов с (со) в устной и письменной речи
| • игра «С чем пекут пироги?» «С чем пьешь чай?» «С кем ты дружишь?» • игра «День рождения», например: Я для своих гостей приготовлю бутерброды с...; • упражнение «Вставьте пропущенные предлоги»: У меня сестренок семь, Помогать я буду всем!... Олей сеять,... Полей жать,... Дашей куклу наряжать,... Леной стряпать,.... Нюрой шить,... Шурой сено ворошить, Песни петь... Марусенькой Самою малюсенькой.
| |
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов
| Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога, из)
| • игра с различными предметами (игрушками). Возьми мяч. Откуда ты взял мяч? (со стола) Положи мяч. Куда ты положил? (на стол); • игра «Наоборот». Бабочка села на ромашку. (Бабочка улетела с ромашки.) Картину сняли со стены. (Картину повесили на стену,);
| |
|
| Продолжение
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов
| Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога из)
| • исправь ошибку (Мама с дочки пошла гулять. Молоток лежит на ящик. Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Бабушка приехала с деревни); • составь предложения из данных словосочетаний: сошел с поезда
| |
Предлоги у, к, от. Схемы предлогов
| Дифференциация предлогов у, к, от. Формирование навыка практического использования предлогов у, к, от в устной и письменной речи
| • игра с мячом «Послушный мяч». Лети мяч от меня к...(имя). (Предлог выделять голосом); • составление схем предложений из полосок; • определение место предлога и подбор соответствующей схемы предлога; • определение предлога на слух. С. М. Маршак «Где обедал воробей?»
| |
Предлоги по, к. Схемы предлогов
| Дифференциация предлогов по, к. Формирование навыка практического использования предлогов по, к в устной и письменной речи
| • игра «Шалунья-обезьянка». Логопед передвигает игрушку, а дети рассказывают, что делает обезьянка: Обезьянка бегает по парте, по полу, подбежала к шкафу,...; • составление предложения из словосочетаний с предлогами по, к (ехал по дороге, подошел к дому, плыл по реке, приехал к дедушке); • упражнение «Вставь пропущенный предлог к, по в предложение»; • письмо по памяти: Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).
| |
|
|
| |
Дифференциация предлогов в, за. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов в и за в устной и письменной речи
| • игра «Скажи, где лежит?» Логопед берет разноцветные карандаши и кладет в коробку, за коробку, в стакан, за стакан. Дети отвечают, называя цвет карандаша. • упражнение «Найди и исправь ошибку»: Ребята ехали в автобусы. У Лены в рука большой шар. Котенок сидел за коробках.; • составление рассказа по картине и вопросам. У сосны стоит муравейник. (Где стоит муравейник? Какой муравейник? Кто живет в муравейнике?) • рассматривание картинок, ответ на вопрос (Где?).
| |
Дифференциация предлогов под, над. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов под и над в устной и письменной речи. Закрепление ранее изученных предлогов
| игра с мячом «Скажи, где мяч?»; игра «Что под чем? Что над чем?» (используются картинки, схемы предлогов); составление словосочетаний; игра «Расставь мебель»; составление предложений по схемам; работа с карточками: вставить подходящий по смыслу предлог в предложения:... березами кружили грачи. Мальчики промокли... проливным дождем; • составление схемы к предложениям
| |
Дифференциация предлогов по, под. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов по и под в устной и письменной речи
| • упражнение с заданием: прослушайте предложение, вставьте слово-признак, начертите схему предложения (Едет по (какой?) дороге. Бродит по (какому?) лесу.); • продолжение предложения по схеме; • упражнение «Исправь ошибку»: Жук ползет под траве. Книга упала по стол.
| |
Окончание
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Дифференциация предлогов на, над. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов на и над в устной и письменной речи
| • игра «Ответь, где карандаш?» (на столе, на книге, над книгой,...); • упражнение: отберите картинки, по которым можно составить предложения с предлогами на в одну колонку, а с предлогом над — в другую (карточки: на столе стоит стакан, самолет летит над лесом), • упражнение: вставь предлоги на или над (лезет... дерево, висит... дверью,...); • упражнение: прослушайте словосочетания, назовите предлог и слово, с которым он «дружит» (лежит на окне (на окне)
| |
Обобщение по теме «Предлоги»
| Закрепление навыка использования предлогов в устной и письменной речи
| • составление словосочетаний по картинкам (назвать предлоги, поднять соответствующую схему); • работа с числовым рядом (сосчитать слова в предложении, назвать предлог, определить его место); • письмо по памяти: За селом в густом лесу Встретишь зайца и лису. На охоту дед идет. Что же он с собой берет? (Ружье) • прослушивание предложения, запись слова с соответствующим предлогом
| |
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс)
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
| Сложные предлоги
| |
Предлоги за, из-за
| Ознакомление с употреблением и написанием сложного предлога
| • выделение предлогов из словосочетаний (например: спрятался за дерево, выглянул из-за дерева, скрылся за поворотом, выглянул из-за поворота, скрылось за тучами, выглянуло из-за облаков, стояла за домом); • игра «Репка». Вспомнить сказку, расставить героев по порядку, назвать, кто за кого держался; • составление предложений с использованием сложного предлога (из-за непогоды, из-за болезни)
| |
Предлоги под, из-под
| Учить правильно употреблять предлоги под, из-под и дифференцировать их
| • игра «Где мяч?» Где прятался мяч? Откуда я достала мяч? Откуда выкатился мяч? • упражнение «Назовите предлоги» (От дождя мы спрятались под дерево. Из-под дивана вымели мусор.); • упражнение «Замени предлог». (Предлог из-под замени предлогом под, составь предложения: Лошадь вывели из-под навеса. Коробку вытащили из-под кровати)
| |
Предлоги между, через, сквозь
| Учить правильно употреблять предлоги между, через, сквозь и дифференцировать их
| • составление предложений с предлогом через и глаголами перешагнуть, перепрыгнуть, перейти; • упражнение: выпиши словосочетание с предлогом между (Между деревьями виден дом (виден между деревьями); • сравнение предлогов сквозь и через, • упражнение «Вставь предлог». (Самолет летел... облака. Мальчик перешагнул... лужу.)
| |
Продолжение
|
Тема
| Задачи
| Содержание работы
|
Предлоги для, без
| Учить правильно употреблять предлоги для, без и дифференцировать их
| • выделение из предложений словосочетаний с предлогами для, без; • придумывание предложений с предлогами для, без; • упражнение «Вставь предлог» (...растений нужна вода... воды растения погибнут)
|
| Предлоги и приставки
|
Слова-предметы, слова-действия, предлоги
| Закрепить понятия: слова-предметы, слова-действия. Повторить предлоги
| • игра с мячом «Кто кричит, а что трещит?» (мурлычет — кот трещит — лед); • игра «Где мячик?» (с использованием предлогов в, под); • работа с таблицами приставок; • образование однокоренных слов-действий: пришел, отошел, ушел, зашел, вошел, вышел, подошел...; • работа с текстом: «В лесу». Дети пришли в лес за грибами. Лена нашла четыре гриба. Вера нашла два гриба под елкой. Ваня нашел пять грибов под березой. Дети устали. Они сели под елку и пели песни. Задания к тексту: определить количество предложений в тексте, определить количество слов в предложении, назвать главные члены предложения, выписать словосочетания с предлогами (нашла под елкой, пришли в лес, нашел под березой), обозначить приставку, обведи предлог в кружок, надписать части слова
|
|
|
|
|
Предлог, приставка
| Учить различать два понятия: предлог — отдельное слово и приставка — часть слова
| • игра с мячом «Кто и что?» Летит (кто?) — чайка, воробей, утка Летит (что?) — самолет, вертолет Плывет (что?) — Плывет (кто?) — • работа с таблицей приставок (образование однокоренных глаголов от глагола бежали}; Работа с деформированными предложениями: стадо (по) мосту (по)шло; (на) дно рыба. (у)шла; (у)ползли (в) норы раки; • работа с текстом. Случай на реке. Пришла зима. Мороз еще не очень сильный, но река покрылась льдом. Ребята пришли на речку кататься на коньках. Вдруг под Федей затрещал лед. Федя провалился в воду. Дети стали кричать. На их крик прибежали взрослые. Они спасли мальчика. Задания к тексту: аналогичны работе с текстом «В лесу», пересказ текста
|
Дифференциация предлогов и приставок
| Учить образовывать однокоренные слова-действия префиксальным способом
| • игра «Отгадай загадку, придумай сам» (по названным действиям определить предмет); • работа с таблицей приставок: Придумать глаголы с приставками с, на (слетел, налетел, съехал, наехал, спрыгнул, списал, написал, сломал, наломал, стащил, срисовал, нарисовал) • закончи предложение, запомни, запиши, проверь: Листок слетел (с чего?)... Кошка спрыгнула (Откуда?) • работа с текстом (по аналогии с предыдущим уроком)
|
Окончание
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Дифференциация
| Учить образовывать однокоренные
| Шалуны.
| |
предлогов и при
| слова-действия префиксальным спосо
| Два мальчика нашли на березе гнездо. Они хо
| |
ставок
| бом
| тели вынуть из гнезда птенцов. Налетели во
| |
|
| роны. Вороны клевали мальчиков и били их кры
| |
|
| льями. Мальчики спустились с дерева и убежа
| |
|
| ли от ворон. Не надо разорять гнезда.
| |
Дифференциация
| Путем практических упражнений усво
| • игра «Найди глагол» (Логопед называет
| |
предлогов и при
| ить навык употребления в письменной
| слова, а ученики хлопают в ладоши, когда
| |
ставок
| речи предлогов и приставок (запом
| услышат глагол, ставят к нему вопрос.)
| |
| нить, что слова-действия с предлогами
| • работа с карточками (Спиши, раскрывая
| |
| не употребляются)
| скобки, объясни написание: (на)бегает (на)
| |
|
| берег, (с)прыгнул (с) дерева,...С любым сло
| |
|
| восочетанием составь предложение);
| |
|
| • составление словосочетаний: побежал (по
| |
|
| чему?)...;
| |
|
| • работа с текстом.
| |
|
| Катание
| |
|
| Витя задумал ездить на собаке. Он приучил ее
| |
|
| возить санки. Витя поехал по улице. Вдруг собака
| |
|
| увидела на дороге кошку. Она бросилась за кош
| |
|
| кой. Витя выпал из санок. На улице все смеялись.
| |
|
| Задания к тексту: логопед читает текст, а учени
| |
|
| ки называют и затем записывают глаголы в тет
| |
|
| радь, обозначают приставки; ответьте на воп
| |
|
| рос словом с предлогом, запишите ответ в тет
| |
|
| радь:
| |
|
| На ком задумал ездить Витя?
| |
|
| Где поехал Витя?
| |
|
| Где собака увидела кошку?
| |
|
|
| |
Дифференциация
| Путем практических упражнений усво
| За кем бросилась собака?
| |
предлогов и при
| ить навык употребления в письменной
| Откуда выпал Витя?
| |
ставок
| речи предлогов и приставок (запом
| Где все смеялись 7
| |
| нить, что слова-действия с предлогами
| Перескажите текст, используя записанные
| |
| не употребляются)
| глаголы
| |
Закрепление диф-
| Закрепление навыка написания пред
| • составление словосочетании с предлогами
| |
ф е р с 11 ц и а ц и и
| логов и приставок с различными частя
| по картинкам;
| |
предлогов и при
| ми речи
| • составление предложений (Кто?).... съехал с
| |
ставок
|
| горы...(с кем?);
| |
Закрепление диф-
| Закрепление навыка четкой дифферен
| • работа по карточкам:
| |
ференциации
| циации слов-предметов, слов-действий
| записать словосочетания, составить пред
| |
предлогов и при
| и слов-признаков
| ложения, объяснить написание: (за)шло
| |
ставок
|
| (за)тучи, (у)селись (у)дороги...;
| |
|
| • упражнение: прослушать стихотворение,
| |
|
| найти каламбуры, назвать предлоги и сло
| |
|
| ва, к которым они относятся (Сугробы снега
| |
|
| вьюги намели, и грузовик, как баржа на мели.
| |
|
| Зависело б от мыла веснушки я б отмыла.)
| |
|
| • исправить ошибку в выделенных словах,
| |
|
| подобрать однокоренное слово, подходя
| |
|
| щее по смыслу (Картинку нужно вклеить на
| |
|
| картон.)
| |
|
| • упражнение: записать стихотворение, рас
| |
|
| крывая скобки.
| |
|
| А потом ты (по)катился
| |
|
| и назад не воротился.
| |
|
| (По)катился (в)огород,
| |
|
| (до)катился (до) ворот,
| |
|
| (под)катился (под)ворота,
| |
|
| (до)бежал (до)поворота.... (С. Маршак)
| |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс)
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Родительный па
| Развитие умения находить родитель
| • упражнение: ответить на вопрос (от кого?
| |
деж с предлогами
| ный падеж имени существительного по
| от чего?)
| |
от, до
| вопросу.
| Поезд отошел... от ветки
| |
| Учить правильно употреблять предлоги
| лист оторвался... от станции
| |
| от, до с именами существительными в
| лес далеко... от деревни;
| |
| родительном падеже
| * упражнение: закончить предложение:
| |
|
| Машина отъехала...(сп чего?)
| |
|
| Олень убежал... (от кого?)
| |
|
| Лодка отплыла,..(от чего?);
| |
|
| • придумывание предложения с данными
| |
|
| глаголами и предлогом от:
| |
|
| Отлетел...от чего?
| |
|
| Отбежал... от кого?
| |
|
| Отчалил... от чего?
| |
|
| • составление предложений:
| |
|
| Кто?... дошел (до чего?) до дома. Кто?...йобе-
| |
|
| жал до финиша.
| |
|
| Кто?...долез до вершины горы (обозначить при
| |
|
| ставку в глаголах, обвести предлог, найти су
| |
|
| ществительные, стоящие в Р.п., обозначить
| |
|
| падеж, выделить окончания);
| |
|
| • составление предложений: до, птица, гнез
| |
|
| да, долетела; дошли, ребята, леса, до; дое
| |
|
| хал, с, станции, поезд, до, опозданием (обо
| |
|
| значить приставку в глаголах, обвести
| |
|
| предлог, найти существительные, сто
| |
|
| ящие в Р. п., обозначить падеж, выделить
| |
|
| окончания)
| |
|
|
| |
Родительный па
| Учить правильно употреблять предлоги
| • упражнение: заменить предлог у предлога
| |
деж с предлогами
| у, около, возле с именами существитель
| ми возле, около там, где это возможно (Уче
| |
у, около, возле
| ными в родительном падеже.
| ник стоит у стола. Кошка сидит у крыльца.
| |
| Развитие связной речи
| У коровы родился теленок. У девочки в руках
| |
|
| цветы)
| |
|
| Найти слова, к которым относятся предлоги,
| |
|
| определить падеж имен существительных,
| |
|
| выделить окончания.
| |
|
| • составление предложений по вопросам:
| |
|
| У кого сломался портфель?... мальчика.
| |
|
| Около кого можно спокойно заснуть?...мамы.
| |
|
| Возле чего оставили сумку?...прилавка.
| |
|
| Найти слова, к которым относятся предлоги,
| |
|
| определить падеж имен существительных,
| |
|
| выделить окончания;
| |
|
| • составление вопросов и предложений по
| |
|
| вопросам:
| |
|
| Образец:
| |
|
| Где на |