с помощью буквы ь. Коррекпионные:
• обогащение словарного запаса по теме «Весна». Воспитательные:
• формирование аккуратности при работе со схемами.
I. Организационный момент. Сообщение лексической темы.
• Здравствуйте. Садитесь. Сейчас я прочту стихотворение С. Я. Маршака.
Внимательно его послушайте и скажите, о каком это времени года.
Потемнел он в поле.
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки.
— Верно. О весне и весенних приметах мы сегодня и будем говорить.
— Откройте тетради и запишите число.
II. Выделение мягких согласных из слов стихотворения. Запись слов с комментированием и проговариванием.
— Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май.)
— Ребята, подскажите, в названии какого месяца последний согласный звучит мягко? (Апрель.)
— Какую букву надо написать на конце слова? (мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий.)
— Послушайте, как сказал поэт об апреле. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи, Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.
(Ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.) (Логопед выставляет картинки.)
— Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный звук — мягкий. (Медведь.)
— Какой мягкий согласный в этом слове? (вь). Какой он по счету? (пятый)
III. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Индивидуальная работа с картинными линейками.
— Раздаю вам карточки с зашифрованными весенними словами. (Логопед раздает материал).
— На карточках изображены различные предметы. Для того чтобы узнать слово, нужно запомнить первые буквы названий предметов.
— Каждый запишет свое слово в тетрадь.
— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает, что согласный не сливается с гласным. (Ручьи, листья.)
— Составьте предложение со своим словом.
Логопед и дети встают в круг и выполняют движения в ритме стихотворения С.Я. Маршака «Апрель».
IV. Составление текста о весне.
— Ребята, у вас на столах карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Обратите внимание на цвет
карточек. Разложите карточки по цветам. (Дети раскладывают.)
Составьте предложения из слов на карточках. Давайте составим связный рассказ из этих предложений. (Составляют совместно с логопедом.) Запишите рассказ в тетрадь.
V. Подведение итогов занятия.
Обсуждение видов и форм работы на занятии. О какой букве говорили? (ь) О каком времени года говорили? (О весне.) Какие виды работы выполняли на занятии?
Оценка деятельности детей.
Задание на дом. Вспомнить загадки о весне и ее признаках.
С. В. Бровина ~ учитель-логопед школы № 5
Дети с общим недоразвитием речи плохо овладевают грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно их употреблять. Это речевое нарушение связано с недоразвитием пространственных ориентировок и временных представлений. Изучение темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение) дает возможность для развития и уточнения пространственных представлений, преодоления аг-рамматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи школьников.
Нарушение языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании предлогов со словами, к которым они относятся (слово, с которым «дружит» предлог) и в раздельном написании глагольных приставок, сходных с предлогами. Предлоги представляют собой сложную отвлеченную категорию, они не имеют самостоятельного вещественного значения, их значения реализуются в словосочетании. Значительные трудности испытывают учащиеся в усвоении правильного написания предлогов. Изучение предлогов в соответствии с учебной программой для детей с ЗПР начинается со второго класса (третьей четверти), продолжается в третьем классе (третьей четверти) темой «Различие предлогов и приставок», в четвертом классе (третьей четверти) темой «Написание предлогов с местоимениями». Работа с предлогами на логопедических занятиях позволяет предупредить ошибки, которые могут допустить учащиеся на уроках русского языка, и исправить те ошибки, которые они допускают.
Включая в перспективный план работу с предлогами, необходимо учитывать данные, полученные при обследовании учащихся, и планировать работу только с теми предлогами, которые вызывают затруднения у ребят данной группы. Основные задачи:
• выработать навык употребления в устной и письменной речи предложного управления;
их. Работа над смысловым значением предлогов:
• использование графических схем предложений с графическим изображением предлога и его буквенным написанием. Количество часов на коррекцию нарушения употребления предлогов в устной и письменной речи регулируется логопедом в зависимости от сложности нарушения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс)
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Слово
| |
Слова, обозначающие предмет
| Формирование понятия «Слово» как части предложения. Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Постановка вопросов к этим словам
| • игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы. Логопед называет слова и звукосочетания, учащиеся поднимают картинки, услышав названия предметов, и не поднимают, услышав звукосочетание, так как набор звуков не является словом; • игра «Что это? Кто это?»; • игра «Посмотри, запомни, назови». Рассмотреть картинки, запомнить их, назвать только те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Графическое изображение слова-предмета
| |
Слова, обозначающие действие
предмета
| Различение слов, обозначающих действие предмета. Постановка вопросов к словам-действиям
| • игра «Закончи фразу». (Логопед произносит: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все...» (видят). Что может делать человек? Ответь одним словом); • игра «Послушай, запомни, назови». Логопед называет слова-предметы и слова-действия и просит назвать только слова-действия, поставить к этим словам вопрос, графически изобразить их
| |
Различение слов, обозначающих предмет и действие
| Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам
| • игра «Назови предмет по его действию»; • игра «Кто как передвигается?»; • выделение из предложений типа: Светит солнце,
| |
|
|
| |
Различение слов, обозначающих предмет и действие
| Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам
| • к каждому слову учащиеся ставят вопрос, объясняют, что означает; • загадки (перечисляются действия, нужно определить предмет)
| |
Слова, обозначающие признак предмета
| Различение слов, обозначающих признак предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?
| • назвать несколько признаков к одному предмету; • назвать слова-признаки, обозначающие форму, цвет, вкус, материал
| |
Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков
| Закрепление понятий о словах, обозначающих предмет, действие, признак предмета
| • подбор к словам-предметам по два признака, слова-признаки, противоположные по значению; • игра «Кто больше подберет слов-действий к словам предметам» и наоборот; • игра-загадка «Назови предмет по его признакам»; • графический диктант
| |
Предлоги
| |
Понятие о предлоге
| Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове
| • игра «Догадайся, какое слово я пропустила?»: • игра «Ответь на вопрос маленьким словом» (затем словосочетанием) по положению предмета, по картинке
| |
Предлог на/ Схема предлога
| Развитие словаря по теме «Транспорт». Формирование навыка практического использования предлога на в устной и письменной речи
| • игра с мячом «На чем можно ездить?»; • игра «Что на чем?» Используются карточки с предметными картинками: стол, книга, крыша, кошка...; • составление предложений по картинкам, используя схему: Кто? Что делает? Что? Куда?
| |
Продолжение
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Предлог в. Схема предлога
| Формирование навыка практического использования предлога в в устной и письменной речи
| • игра «Ответь на вопрос словосочетанием» (Куда туристы складывают вещи? Где хранятся продукты? Где живут дельфины? и т. д.) • работа с деформированными фразами (ученикам предлагается прослушать слова, составить из них предложение, назвать предлог — спала, белка, дупле, в. ежика, кустах, в. мальчики, нашли, чистом, в, работать, классе, приятно.... и т. д.)
| |
Дифференциация предлогов в и на. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов в и на в устной и письменной речи
| • игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение, затем зеркалом пускает солнечный зайчик и просит назвать, куда он спрятался. • игра «Исправь ошибки» (В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле.) • упражнение «составь словосочетание, используя предлоги в, на. ныряет вода кладет в, на тумбочка лезет крыша
| |
Предлог из. Схема предлога
| Формирование навыка практического использования предлога из в устной и письменной речи
| • игра с мячом «Из чего это сделано?» Например: шапка... из меха, стакан....из стекла, стол....из дерева; • ответы на вопросы Откуда? Из чего? Например: Откуда достал ручку? (Из портфеля). Из чего вылепили снеговика? (Из снега); • упражнение «Составь предложение, назови предлог»; • определение место предлога (работа с числовым рядом)
| |
|
|
| |
Дифференциация предлогов в, из. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов в и из в устной и письменной речи
| • игра «Куда положил? Откуда достал?»; • упражнение — прослушай, назови третье слово, составь схему; • составление предложений с предлогами в, из и опорными словами, например: мальчик, дом; молоко, холодильник; люди, метро: • графический диктант (предлог изображается в виде схемы)
| |
Предлоги с (со)
| Формирование навыка практического использования предлогов с (со) в устной и письменной речи
| • игра «С чем пекут пироги?» «С чем пьешь чай?» «С кем ты дружишь?» • игра «День рождения», например: Я для своих гостей приготовлю бутерброды с...; • упражнение «Вставьте пропущенные предлоги»: У меня сестренок семь, Помогать я буду всем!... Олей сеять,... Полей жать,... Дашей куклу наряжать,... Леной стряпать,.... Нюрой шить,... Шурой сено ворошить, Песни петь... Марусенькой Самою малюсенькой.
| |
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов
| Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога, из)
| • игра с различными предметами (игрушками). Возьми мяч. Откуда ты взял мяч? (со стола) Положи мяч. Куда ты положил? (на стол); • игра «Наоборот». Бабочка села на ромашку. (Бабочка улетела с ромашки.) Картину сняли со стены. (Картину повесили на стену,);
| |
|
| Продолжение
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов
| Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога из)
| • исправь ошибку (Мама с дочки пошла гулять. Молоток лежит на ящик. Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Бабушка приехала с деревни); • составь предложения из данных словосочетаний: сошел с поезда
| |
Предлоги у, к, от. Схемы предлогов
| Дифференциация предлогов у, к, от. Формирование навыка практического использования предлогов у, к, от в устной и письменной речи
| • игра с мячом «Послушный мяч». Лети мяч от меня к...(имя). (Предлог выделять голосом); • составление схем предложений из полосок; • определение место предлога и подбор соответствующей схемы предлога; • определение предлога на слух. С. М. Маршак «Где обедал воробей?»
| |
Предлоги по, к. Схемы предлогов
| Дифференциация предлогов по, к. Формирование навыка практического использования предлогов по, к в устной и письменной речи
| • игра «Шалунья-обезьянка». Логопед передвигает игрушку, а дети рассказывают, что делает обезьянка: Обезьянка бегает по парте, по полу, подбежала к шкафу,...; • составление предложения из словосочетаний с предлогами по, к (ехал по дороге, подошел к дому, плыл по реке, приехал к дедушке); • упражнение «Вставь пропущенный предлог к, по в предложение»; • письмо по памяти: Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).
| |
|
|
| |
Дифференциация предлогов в, за. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов в и за в устной и письменной речи
| • игра «Скажи, где лежит?» Логопед берет разноцветные карандаши и кладет в коробку, за коробку, в стакан, за стакан. Дети отвечают, называя цвет карандаша. • упражнение «Найди и исправь ошибку»: Ребята ехали в автобусы. У Лены в рука большой шар. Котенок сидел за коробках.; • составление рассказа по картине и вопросам. У сосны стоит муравейник. (Где стоит муравейник? Какой муравейник? Кто живет в муравейнике?) • рассматривание картинок, ответ на вопрос (Где?).
| |
Дифференциация предлогов под, над. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов под и над в устной и письменной речи. Закрепление ранее изученных предлогов
| игра с мячом «Скажи, где мяч?»; игра «Что под чем? Что над чем?» (используются картинки, схемы предлогов); составление словосочетаний; игра «Расставь мебель»; составление предложений по схемам; работа с карточками: вставить подходящий по смыслу предлог в предложения:... березами кружили грачи. Мальчики промокли... проливным дождем; • составление схемы к предложениям
| |
Дифференциация предлогов по, под. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов по и под в устной и письменной речи
| • упражнение с заданием: прослушайте предложение, вставьте слово-признак, начертите схему предложения (Едет по (какой?) дороге. Бродит по (какому?) лесу.); • продолжение предложения по схеме; • упражнение «Исправь ошибку»: Жук ползет под траве. Книга упала по стол.
| |
Окончание
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Дифференциация предлогов на, над. Схемы предлогов
| Формирование навыка практического использования предлогов на и над в устной и письменной речи
| • игра «Ответь, где карандаш?» (на столе, на книге, над книгой,...); • упражнение: отберите картинки, по которым можно составить предложения с предлогами на в одну колонку, а с предлогом над — в другую (карточки: на столе стоит стакан, самолет летит над лесом), • упражнение: вставь предлоги на или над (лезет... дерево, висит... дверью,...); • упражнение: прослушайте словосочетания, назовите предлог и слово, с которым он «дружит» (лежит на окне (на окне)
| |
Обобщение по теме «Предлоги»
| Закрепление навыка использования предлогов в устной и письменной речи
| • составление словосочетаний по картинкам (назвать предлоги, поднять соответствующую схему); • работа с числовым рядом (сосчитать слова в предложении, назвать предлог, определить его место); • письмо по памяти: За селом в густом лесу Встретишь зайца и лису. На охоту дед идет. Что же он с собой берет? (Ружье) • прослушивание предложения, запись слова с соответствующим предлогом
| |
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс)
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
| Сложные предлоги
| |
Предлоги за, из-за
| Ознакомление с употреблением и написанием сложного предлога
| • выделение предлогов из словосочетаний (например: спрятался за дерево, выглянул из-за дерева, скрылся за поворотом, выглянул из-за поворота, скрылось за тучами, выглянуло из-за облаков, стояла за домом); • игра «Репка». Вспомнить сказку, расставить героев по порядку, назвать, кто за кого держался; • составление предложений с использованием сложного предлога (из-за непогоды, из-за болезни)
| |
Предлоги под, из-под
| Учить правильно употреблять предлоги под, из-под и дифференцировать их
| • игра «Где мяч?» Где прятался мяч? Откуда я достала мяч? Откуда выкатился мяч? • упражнение «Назовите предлоги» (От дождя мы спрятались под дерево. Из-под дивана вымели мусор.); • упражнение «Замени предлог». (Предлог из-под замени предлогом под, составь предложения: Лошадь вывели из-под навеса. Коробку вытащили из-под кровати)
| |
Предлоги между, через, сквозь
| Учить правильно употреблять предлоги между, через, сквозь и дифференцировать их
| • составление предложений с предлогом через и глаголами перешагнуть, перепрыгнуть, перейти; • упражнение: выпиши словосочетание с предлогом между (Между деревьями виден дом (виден между деревьями); • сравнение предлогов сквозь и через, • упражнение «Вставь предлог». (Самолет летел... облака. Мальчик перешагнул... лужу.)
| |
Продолжение
|
Тема
| Задачи
| Содержание работы
|
Предлоги для, без
| Учить правильно употреблять предлоги для, без и дифференцировать их
| • выделение из предложений словосочетаний с предлогами для, без; • придумывание предложений с предлогами для, без; • упражнение «Вставь предлог» (...растений нужна вода... воды растения погибнут)
|
| Предлоги и приставки
|
Слова-предметы, слова-действия, предлоги
| Закрепить понятия: слова-предметы, слова-действия. Повторить предлоги
| • игра с мячом «Кто кричит, а что трещит?» (мурлычет — кот трещит — лед); • игра «Где мячик?» (с использованием предлогов в, под); • работа с таблицами приставок; • образование однокоренных слов-действий: пришел, отошел, ушел, зашел, вошел, вышел, подошел...; • работа с текстом: «В лесу». Дети пришли в лес за грибами. Лена нашла четыре гриба. Вера нашла два гриба под елкой. Ваня нашел пять грибов под березой. Дети устали. Они сели под елку и пели песни. Задания к тексту: определить количество предложений в тексте, определить количество слов в предложении, назвать главные члены предложения, выписать словосочетания с предлогами (нашла под елкой, пришли в лес, нашел под березой), обозначить приставку, обведи предлог в кружок, надписать части слова
|
|
|
|
|
Предлог, приставка
| Учить различать два понятия: предлог — отдельное слово и приставка — часть слова
| • игра с мячом «Кто и что?» Летит (кто?) — чайка, воробей, утка Летит (что?) — самолет, вертолет Плывет (что?) — Плывет (кто?) — • работа с таблицей приставок (образование однокоренных глаголов от глагола бежали}; Работа с деформированными предложениями: стадо (по) мосту (по)шло; (на) дно рыба. (у)шла; (у)ползли (в) норы раки; • работа с текстом. Случай на реке. Пришла зима. Мороз еще не очень сильный, но река покрылась льдом. Ребята пришли на речку кататься на коньках. Вдруг под Федей затрещал лед. Федя провалился в воду. Дети стали кричать. На их крик прибежали взрослые. Они спасли мальчика. Задания к тексту: аналогичны работе с текстом «В лесу», пересказ текста
|
Дифференциация предлогов и приставок
| Учить образовывать однокоренные слова-действия префиксальным способом
| • игра «Отгадай загадку, придумай сам» (по названным действиям определить предмет); • работа с таблицей приставок: Придумать глаголы с приставками с, на (слетел, налетел, съехал, наехал, спрыгнул, списал, написал, сломал, наломал, стащил, срисовал, нарисовал) • закончи предложение, запомни, запиши, проверь: Листок слетел (с чего?)... Кошка спрыгнула (Откуда?) • работа с текстом (по аналогии с предыдущим уроком)
|
Окончание
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Дифференциация
| Учить образовывать однокоренные
| Шалуны.
| |
предлогов и при
| слова-действия префиксальным спосо
| Два мальчика нашли на березе гнездо. Они хо
| |
ставок
| бом
| тели вынуть из гнезда птенцов. Налетели во
| |
|
| роны. Вороны клевали мальчиков и били их кры
| |
|
| льями. Мальчики спустились с дерева и убежа
| |
|
| ли от ворон. Не надо разорять гнезда.
| |
Дифференциация
| Путем практических упражнений усво
| • игра «Найди глагол» (Логопед называет
| |
предлогов и при
| ить навык употребления в письменной
| слова, а ученики хлопают в ладоши, когда
| |
ставок
| речи предлогов и приставок (запом
| услышат глагол, ставят к нему вопрос.)
| |
| нить, что слова-действия с предлогами
| • работа с карточками (Спиши, раскрывая
| |
| не употребляются)
| скобки, объясни написание: (на)бегает (на)
| |
|
| берег, (с)прыгнул (с) дерева,...С любым сло
| |
|
| восочетанием составь предложение);
| |
|
| • составление словосочетаний: побежал (по
| |
|
| чему?)...;
| |
|
| • работа с текстом.
| |
|
| Катание
| |
|
| Витя задумал ездить на собаке. Он приучил ее
| |
|
| возить санки. Витя поехал по улице. Вдруг собака
| |
|
| увидела на дороге кошку. Она бросилась за кош
| |
|
| кой. Витя выпал из санок. На улице все смеялись.
| |
|
| Задания к тексту: логопед читает текст, а учени
| |
|
| ки называют и затем записывают глаголы в тет
| |
|
| радь, обозначают приставки; ответьте на воп
| |
|
| рос словом с предлогом, запишите ответ в тет
| |
|
| радь:
| |
|
| На ком задумал ездить Витя?
| |
|
| Где поехал Витя?
| |
|
| Где собака увидела кошку?
| |
|
|
| |
Дифференциация
| Путем практических упражнений усво
| За кем бросилась собака?
| |
предлогов и при
| ить навык употребления в письменной
| Откуда выпал Витя?
| |
ставок
| речи предлогов и приставок (запом
| Где все смеялись 7
| |
| нить, что слова-действия с предлогами
| Перескажите текст, используя записанные
| |
| не употребляются)
| глаголы
| |
Закрепление диф-
| Закрепление навыка написания пред
| • составление словосочетании с предлогами
| |
ф е р с 11 ц и а ц и и
| логов и приставок с различными частя
| по картинкам;
| |
предлогов и при
| ми речи
| • составление предложений (Кто?).... съехал с
| |
ставок
|
| горы...(с кем?);
| |
Закрепление диф-
| Закрепление навыка четкой дифферен
| • работа по карточкам:
| |
ференциации
| циации слов-предметов, слов-действий
| записать словосочетания, составить пред
| |
предлогов и при
| и слов-признаков
| ложения, объяснить написание: (за)шло
| |
ставок
|
| (за)тучи, (у)селись (у)дороги...;
| |
|
| • упражнение: прослушать стихотворение,
| |
|
| найти каламбуры, назвать предлоги и сло
| |
|
| ва, к которым они относятся (Сугробы снега
| |
|
| вьюги намели, и грузовик, как баржа на мели.
| |
|
| Зависело б от мыла веснушки я б отмыла.)
| |
|
| • исправить ошибку в выделенных словах,
| |
|
| подобрать однокоренное слово, подходя
| |
|
| щее по смыслу (Картинку нужно вклеить на
| |
|
| картон.)
| |
|
| • упражнение: записать стихотворение, рас
| |
|
| крывая скобки.
| |
|
| А потом ты (по)катился
| |
|
| и назад не воротился.
| |
|
| (По)катился (в)огород,
| |
|
| (до)катился (до) ворот,
| |
|
| (под)катился (под)ворота,
| |
|
| (до)бежал (до)поворота.... (С. Маршак)
| |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс)
| |
Тема
| Задачи
| Содержание работы
| |
Родительный па
| Развитие умения находить родитель
| • упражнение: ответить на вопрос (от кого?
| |
деж с предлогами
| ный падеж имени существительного по
| от чего?)
| |
от, до
| вопросу.
| Поезд отошел... от ветки
| |
| Учить правильно употреблять предлоги
| лист оторвался... от станции
| |
| от, до с именами существительными в
| лес далеко... от деревни;
| |
| родительном падеже
| * упражнение: закончить предложение:
| |
|
| Машина отъехала...(сп чего?)
| |
|
| Олень убежал... (от кого?)
| |
|
| Лодка отплыла,..(от чего?);
| |
|
| • придумывание предложения с данными
| |
|
| глаголами и предлогом от:
| |
|
| Отлетел...от чего?
| |
|
| Отбежал... от кого?
| |
|
| Отчалил... от чего?
| |
|
| • составление предложений:
| |
|
| Кто?... дошел (до чего?) до дома. Кто?...йобе-
| |
|
| жал до финиша.
| |
|
| Кто?...долез до вершины горы (обозначить при
| |
|
| ставку в глаголах, обвести предлог, найти су
| |
|
| ществительные, стоящие в Р.п., обозначить
| |
|
| падеж, выделить окончания);
| |
|
| • составление предложений: до, птица, гнез
| |
|
| да, долетела; дошли, ребята, леса, до; дое
| |
|
| хал, с, станции, поезд, до, опозданием (обо
| |
|
| значить приставку в глаголах, обвести
| |
|
| предлог, найти существительные, сто
| |
|
| ящие в Р. п., обозначить падеж, выделить
| |
|
| окончания)
| |
|
|
| |
Родительный па
| Учить правильно употреблять предлоги
| • упражнение: заменить предлог у предлога
| |
деж с предлогами
| у, около, возле с именами существитель
| ми возле, около там, где это возможно (Уче
| |
у, около, возле
| ными в родительном падеже.
| ник стоит у стола. Кошка сидит у крыльца.
| |
| Развитие связной речи
| У коровы родился теленок. У девочки в руках
| |
|
| цветы)
| |
|
| Найти слова, к которым относятся предлоги,
| |
|
| определить падеж имен существительных,
| |
|
| выделить окончания.
| |
|
| • составление предложений по вопросам:
| |
|
| У кого сломался портфель?... мальчика.
| |
|
| Около кого можно спокойно заснуть?...мамы.
| |
|
| Возле чего оставили сумку?...прилавка.
| |
|
| Найти слова, к которым относятся предлоги,
| |
|
| определить падеж имен существительных,
| |
|
| выделить окончания;
| |
|
| • составление вопросов и предложений по
| |
|
| вопросам:
| |
|
| Образец:
| |
|
| Где на |