Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии




Логопедическая тема: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Лексическая тема: весна.

Грамматическая тема: обозначение мягкости согласных на письме посредством букв Ь, разделительный Ь.

Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза на ма­териале слов различной слоговой структуры

Задачи:

Образовательные:

• формирование сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза;

• развитие умения различать на слух твердые и мягкие фонемы;

• обучение умению обозначать мягкость согласных на письме

с помощью буквы ь. Коррекпионные:

• развитие слуховой памяти и слухового восприятия;

• обогащение словарного запаса по теме «Весна». Воспитательные:

• формирование аккуратности при работе со схемами.

Оборудование: предметные картинки, стихотворения о вес­не, картинные линейки для звукобуквенного синтеза слов, маг­нитофонная запись птичьих голосов, раздаточный материал.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Сообщение лексической темы.

• Здравствуйте. Садитесь. Сейчас я прочту стихотворение С. Я. Маршака.

Внимательно его послушайте и скажите, о каком это вре­мени года.

Снег теперь уже не гот —

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки.

— О каком времени года это стихотворение? (О весне.)

— Верно. О весне и весенних приметах мы сегодня и будем говорить.

— Откройте тетради и запишите число.

II. Выделение мягких согласных из слов стихотворения. Запись слов с комментированием и проговариванием.

— Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май.)

— Ребята, подскажите, в названии какого месяца последний согласный звучит мягко? (Апрель.)

— Назовите последний звук в слове, [л]

— Какую букву надо написать на конце слова? (мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий.)

— Послушайте, как сказал поэт об апреле. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи, Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.

— Скажите, какие признаки апреля в этом стихотворении описывает поэт?

(Ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.) (Ло­гопед выставляет картинки.)

— Назовите по картинкам слово, в котором последний со­гласный звук — мягкий. (Медведь.)

— Назовите последний звук в слове, [т]

— Какими буквами этот звук обозначается на письме? (дъ)

А как мы напишем слово медведь? Какую букву надо напи­сать на конце слова?

(Мягкий знак.) Почему? (Потому что последний согласный

мягкий.)

(Слово записывается в тетради с проговариванием.)

— Найдите слово, в котором звук ч между гласными у и м? (Ручьи.)

— Какой мягкий звук? [ч] Сливается ч с последующими звука­ми или разделяется в произношении; ручьи? (Не сливается.)

— Какую букву надо написать после ч7 (ь)

Это какой мягкий знак? (Разделительный.)

— Почему? (чь не сливается с и) Запись слова.

— Назовите слово, в котором а слышится перед звуком в (Му­равьи.)

— Какой мягкий согласный в этом слове? (вь). Какой он по счету? (пятый)

— Какую букву вы напишите перед к? (ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный.)

Что он показывает? (Что согласный вь не сливается с глас­ной и.) Запись слова.

III. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Индиви­дуальная работа с картинными линейками.

— Раздаю вам карточки с зашифрованными весенними слова­ми. (Логопед раздает материал).

— На карточках изображены различные предметы. Для того чтобы узнать слово, нужно запомнить первые буквы назва­ний предметов.

— Кто первый расшифровал слово? (Апрель, сирень, листья, ручьи.)

— Каждый запишет свое слово в тетрадь.

— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает мягкость согласного. (Апрель, сирень.)

— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает, что со­гласный не сливается с гласным. (Ручьи, листья.)

— Составьте предложение со своим словом.

Физкультурная минутка.

Логопед и дети встают в круг и выполняют движения в ритме стихотворения С.Я. Маршака «Апрель».

IV. Составление текста о весне.

— Ребята, у вас на столах карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Обратите внимание на цвет

карточек. Разложите карточки по цветам. (Дети расклады­вают.)

Составьте предложения из слов на карточках. Давайте составим связный рассказ из этих предложений. (Составляют совместно с логопедом.) Запишите рассказ в тетрадь.

V. Подведение итогов занятия.

Обсуждение видов и форм работы на занятии. О какой букве говорили? (ь) О каком времени года говорили? (О весне.) Какие виды работы выполняли на занятии?

Оценка деятельности детей.

Задание на дом. Вспомнить загадки о весне и ее признаках.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Планирование логопедических занятий по устранению аг-рамматизмов у учащихся вторых—четвертых классов ЗПР при работе по теме «предлоги»

С. В. Бровина ~ учитель-логопед школы № 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с общим недоразвитием речи плохо овладевают грам­матическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно их употреблять. Это речевое нарушение связано с недоразвитием простран­ственных ориентировок и временных представлений. Изуче­ние темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение) дает возможность для развития и уточнения пространственных представлений, преодоления аг-рамматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи школьников.

Нарушение языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании предлогов со словами, к которым они от­носятся (слово, с которым «дружит» предлог) и в раздельном написании глагольных приставок, сходных с предлогами. Предлоги представляют собой сложную отвлеченную катего­рию, они не имеют самостоятельного вещественного значе­ния, их значения реализуются в словосочетании. Значитель­ные трудности испытывают учащиеся в усвоении правильного написания предлогов. Изучение предлогов в соответствии с учебной программой для детей с ЗПР начинается со второго класса (третьей четверти), продолжается в третьем классе (тре­тьей четверти) темой «Различие предлогов и приставок», в чет­вертом классе (третьей четверти) темой «Написание предлогов с местоимениями». Работа с предлогами на логопедических за­нятиях позволяет предупредить ошибки, которые могут допус­тить учащиеся на уроках русского языка, и исправить те ошиб­ки, которые они допускают.

Включая в перспективный план работу с предлогами, не­обходимо учитывать данные, полученные при обследовании учащихся, и планировать работу только с теми предлогами, которые вызывают затруднения у ребят данной группы. Основные задачи:

• сформировать преставление о смысловой (семантической) значимости предлогов;

• сформировать преставление о предлоге как отдельном сло­ве;

• выработать навык употребления в устной и письменной речи предложного управления;

• научить правильно произносить предлоги, а затем и писать

их. Работа над смысловым значением предлогов:

• перемещение различных предметов в пространстве;

• определение расположения предмета в пространстве, на картине;

• расположение изображений предметов на плоскости отно­сительно друг друга;

• узнавание и употребление предлогов в устной речи без зри­тельной опоры;

• использование графических схем предложений с графиче­ским изображением предлога и его буквенным написанием. Количество часов на коррекцию нарушения употребления предлогов в устной и письменной речи регулируется логопе­дом в зависимости от сложности нарушения.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс)    
Тема   Задачи   Содержание работы    
Слово  
Слова, обозначаю­щие предмет   Формирование понятия «Слово» как части предложения. Различение слов, обозначающих оду­шевленные и неодушевленные предме­ты. Постановка вопросов к этим словам   • игра «Определи слово». Ученикам раздают­ся картинки, изображающие различные предметы. Логопед называет слова и звуко­сочетания, учащиеся поднимают картинки, услышав названия предметов, и не подни­мают, услышав звукосочетание, так как на­бор звуков не является словом; • игра «Что это? Кто это?»; • игра «Посмотри, запомни, назови». Рассмотреть картинки, запомнить их, назвать только те, которые обозначают живые (нежи­вые) предметы. Графическое изображение слова-предмета    
Слова, обозначаю­щие действие предмета   Различение слов, обозначающих дей­ствие предмета. Постановка вопросов к словам-действиям   • игра «Закончи фразу». (Логопед произно­сит: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все...» (видят). Что может делать человек? Ответь одним словом); • игра «Послушай, запомни, назови». Логопед называет слова-предметы и слова-действия и просит назвать только слова-действия, поставить к этим словам вопрос, графически изобразить их    
Различение слов, обозначающих предмет и дей­ствие   Различение слов-предметов и слов-дей­ствий по вопросам   • игра «Назови предмет по его действию»; • игра «Кто как передвигается?»; • выделение из предложений типа: Светит солнце,  
             
Различение слов, обозначающих предмет и дей­ствие   Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам   • к каждому слову учащиеся ставят вопрос, объясняют, что означает; • загадки (перечисляются действия, нужно определить предмет)    
Слова, обозначаю­щие признак предмета   Различение слов, обозначающих при­знак предмета по вопросам: Какой? Ка­кая? Какое? Какие?   • назвать несколько признаков к одному предмету; • назвать слова-признаки, обозначающие форму, цвет, вкус, материал    
Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков   Закрепление понятий о словах, обозна­чающих предмет, действие, признак предмета   • подбор к словам-предметам по два призна­ка, слова-признаки, противоположные по значению; • игра «Кто больше подберет слов-действий к словам предметам» и наоборот; • игра-загадка «Назови предмет по его при­знакам»; • графический диктант    
Предлоги  
Понятие о предлоге   Дать понятие о предлоге как самостоя­тельном слове   • игра «Догадайся, какое слово я пропустила?»: • игра «Ответь на вопрос маленьким словом» (затем словосочетанием) по положению предмета, по картинке    
Предлог на/ Схема предлога   Развитие словаря по теме «Транспорт». Формирование навыка практического использования предлога на в устной и письменной речи   • игра с мячом «На чем можно ездить?»; • игра «Что на чем?» Используются карточки с предметными картинками: стол, книга, крыша, кошка...; • составление предложений по картинкам, используя схему: Кто? Что делает? Что? Куда?    
Продолжение  
Тема   Задачи   Содержание работы    
Предлог в. Схема предлога   Формирование навыка практического использования предлога в в устной и письменной речи   • игра «Ответь на вопрос словосочетанием» (Куда туристы складывают вещи? Где хранят­ся продукты? Где живут дельфины? и т. д.) • работа с деформированными фразами (уче­никам предлагается прослушать слова, со­ставить из них предложение, назвать пред­лог — спала, белка, дупле, в. ежика, кустах, в. мальчики, нашли, чистом, в, работать, классе, приятно.... и т. д.)  
Дифференциация предлогов в и на. Схемы предлогов   Формирование навыка практического использования предлогов в и на в уст­ной и письменной речи   • игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение, затем зеркалом пускает сол­нечный зайчик и просит назвать, куда он спрятался. • игра «Исправь ошибки» (В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле.) • упражнение «составь словосочетание, ис­пользуя предлоги в, на. ныряет вода кладет в, на тумбочка лезет крыша  
Предлог из. Схема предлога   Формирование навыка практического использования предлога из в устной и письменной речи   • игра с мячом «Из чего это сделано?» На­пример: шапка... из меха, стакан....из стекла, стол....из дерева; • ответы на вопросы Откуда? Из чего? Напри­мер: Откуда достал ручку? (Из портфеля). Из чего вылепили снеговика? (Из снега); • упражнение «Составь предложение, назови предлог»; • определение место предлога (работа с чис­ловым рядом)    
             
Дифференциация предлогов в, из. Схемы предлогов   Формирование навыка практического использования предлогов в и из в уст­ной и письменной речи   • игра «Куда положил? Откуда достал?»; • упражнение — прослушай, назови третье слово, составь схему; • составление предложений с предлогами в, из и опорными словами, например: маль­чик, дом; молоко, холодильник; люди, метро: • графический диктант (предлог изображает­ся в виде схемы)    
Предлоги с (со) Формирование навыка практического использования предлогов с (со) в уст­ной и письменной речи   • игра «С чем пекут пироги?» «С чем пьешь чай?» «С кем ты дружишь?» • игра «День рождения», например: Я для своих гостей приготовлю бутерброды с...; • упражнение «Вставьте пропущенные пред­логи»: У меня сестренок семь, Помогать я буду всем!... Олей сеять,... Полей жать,... Дашей куклу наряжать,... Леной стряпать,.... Нюрой шить,... Шурой сено ворошить, Песни петь... Марусенькой Самою малюсенькой.    
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов   Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога, из) • игра с различными предметами (игрушка­ми). Возьми мяч. Откуда ты взял мяч? (со стола) Положи мяч. Куда ты положил? (на стол); • игра «Наоборот». Бабочка села на ромашку. (Бабочка улетела с ромашки.) Картину сня­ли со стены. (Картину повесили на стену,);    
        Продолжение  
Тема   Задачи   Содержание работы    
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов   Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога из) • исправь ошибку (Мама с дочки пошла гу­лять. Молоток лежит на ящик. Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Бабушка приехала с деревни); • составь предложения из данных словосоче­таний: сошел с поезда  
Предлоги у, к, от. Схемы предлогов   Дифференциация предлогов у, к, от. Формирование навыка практического использования предлогов у, к, от в уст­ной и письменной речи   • игра с мячом «Послушный мяч». Лети мяч от меня к...(имя). (Предлог выделять голо­сом); • составление схем предложений из полосок; • определение место предлога и подбор соот­ветствующей схемы предлога; • определение предлога на слух. С. М. Мар­шак «Где обедал воробей?»    
Предлоги по, к. Схемы предлогов   Дифференциация предлогов по, к. Формирование навыка практического использования предлогов по, к в устной и письменной речи   • игра «Шалунья-обезьянка». Логопед пере­двигает игрушку, а дети рассказывают, что делает обезьянка: Обезьянка бегает по парте, по полу, подбежала к шкафу,...; • составление предложения из словосочетаний с предлогами по, к (ехал по дороге, подошел к дому, плыл по реке, приехал к дедушке); • упражнение «Вставь пропущенный предлог к, по в предложение»; • письмо по памяти: Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).    
             
Дифференциация предлогов в, за. Схемы предлогов   Формирование навыка практического использования предлогов в и за в уст­ной и письменной речи   • игра «Скажи, где лежит?» Логопед берет разноцветные карандаши и кладет в короб­ку, за коробку, в стакан, за стакан. Дети от­вечают, называя цвет карандаша. • упражнение «Найди и исправь ошибку»: Ребята ехали в автобусы. У Лены в рука большой шар. Котенок сидел за коробках.; • составление рассказа по картине и вопро­сам. У сосны стоит муравейник. (Где стоит муравейник? Какой муравейник? Кто жи­вет в муравейнике?) • рассматривание картинок, ответ на вопрос (Где?).    
Дифференциация предлогов под, над. Схемы предлогов   Формирование навыка практического использования предлогов под и над в устной и письменной речи. Закрепление ранее изученных предло­гов   игра с мячом «Скажи, где мяч?»; игра «Что под чем? Что над чем?» (исполь­зуются картинки, схемы предлогов); составление словосочетаний; игра «Расставь мебель»; составление предложений по схемам; работа с карточками: вставить подходящий по смыслу предлог в предложения:... бере­зами кружили грачи. Мальчики промокли... проливным дождем; • составление схемы к предложениям    
Дифференциация предлогов по, под. Схемы предлогов   Формирование навыка практического использования предлогов по и под в ус­тной и письменной речи   • упражнение с заданием: прослушайте пред­ложение, вставьте слово-признак, начерти­те схему предложения (Едет по (какой?) дороге. Бродит по (какому?) лесу.); • продолжение предложения по схеме; • упражнение «Исправь ошибку»: Жук пол­зет под траве. Книга упала по стол.  
Окончание  
Тема   Задачи   Содержание работы    
Дифференциация предлогов на, над. Схемы предлогов   Формирование навыка практического использования предлогов на и над в уст­ной и письменной речи   • игра «Ответь, где карандаш?» (на столе, на книге, над книгой,...); • упражнение: отберите картинки, по кото­рым можно составить предложения с пред­логами на в одну колонку, а с предлогом над — в другую (карточки: на столе стоит стакан, самолет летит над лесом), • упражнение: вставь предлоги на или над (лезет... дерево, висит... дверью,...); • упражнение: прослушайте словосочетания, назовите предлог и слово, с которым он «дружит» (лежит на окне (на окне)  
Обобщение по теме «Предлоги»   Закрепление навыка использования предлогов в устной и письменной речи   • составление словосочетаний по картинкам (назвать предлоги, поднять соответствую­щую схему); • работа с числовым рядом (сосчитать слова в предложении, назвать предлог, определить его место); • письмо по памяти: За селом в густом лесу Встретишь зайца и лису. На охоту дед идет. Что же он с собой берет? (Ружье) • прослушивание предложения, запись слова с соответствующим предлогом    
    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс)    
Тема   Задачи   Содержание работы    
    Сложные предлоги  
Предлоги за, из-за Ознакомление с употреблением и написанием сложного предлога   • выделение предлогов из словосочетаний (например: спрятался за дерево, выглянул из-за дерева, скрылся за поворотом, выгля­нул из-за поворота, скрылось за тучами, выглянуло из-за облаков, стояла за домом); • игра «Репка». Вспомнить сказку, расставить героев по порядку, назвать, кто за кого дер­жался; • составление предложений с использовани­ем сложного предлога (из-за непогоды, из-за болезни)    
Предлоги под, из-под Учить правильно употреблять предлоги под, из-под и дифференцировать их   • игра «Где мяч?» Где прятался мяч? Откуда я достала мяч? Откуда выкатился мяч? • упражнение «Назовите предлоги» (От дож­дя мы спрятались под дерево. Из-под дивана вымели мусор.); • упражнение «Замени предлог». (Предлог из-под замени предлогом под, составь пред­ложения: Лошадь вывели из-под навеса. Ко­робку вытащили из-под кровати)  
Предлоги между, через, сквозь Учить правильно употреблять предлоги между, через, сквозь и дифференциро­вать их   • составление предложений с предлогом через и глаголами перешагнуть, перепрыгнуть, пе­рейти; • упражнение: выпиши словосочетание с предлогом между (Между деревьями виден дом (виден между деревьями); • сравнение предлогов сквозь и через, • упражнение «Вставь предлог». (Самолет ле­тел... облака. Мальчик перешагнул... лужу.)    
Продолжение
Тема   Задачи   Содержание работы  
Предлоги для, без Учить правильно употреблять предлоги для, без и дифференцировать их   • выделение из предложений словосочетаний с предлогами для, без; • придумывание предложений с предлогами для, без; • упражнение «Вставь предлог» (...растений нужна вода... воды растения погибнут)
    Предлоги и приставки
Слова-предметы, слова-действия, предлоги   Закрепить понятия: слова-предметы, слова-действия. Повторить предлоги   игра с мячом «Кто кричит, а что трещит?» (мурлычет — кот трещит — лед); • игра «Где мячик?» (с использованием пред­логов в, под); • работа с таблицами приставок; • образование однокоренных слов-действий: пришел, отошел, ушел, зашел, вошел, вышел, подошел...; • работа с текстом: «В лесу». Дети пришли в лес за грибами. Лена нашла четыре гриба. Вера нашла два гриба под елкой. Ваня нашел пять грибов под березой. Дети устали. Они сели под елку и пели песни. Задания к тексту: определить количество предложений в тексте, определить количе­ство слов в предложении, назвать главные члены предложения, выписать словосочета­ния с предлогами (нашла под елкой, пришли в лес, нашел под березой), обозначить приставку, обведи предлог в кружок, надпи­сать части слова  
           
   
Предлог, пристав­ка   Учить различать два понятия: предлог — отдельное слово и приставка — часть слова   • игра с мячом «Кто и что?» Летит (кто?) — чайка, воробей, утка Летит (что?) — самолет, вертолет Плывет (что?) — Плывет (кто?) — • работа с таблицей приставок (образование однокоренных глаголов от глагола бежали}; Работа с деформированными предложения­ми: стадо (по) мосту (по)шло; (на) дно рыба. (у)шла; (у)ползли (в) норы раки; • работа с текстом. Случай на реке. Пришла зима. Мороз еще не очень сильный, но река покрылась льдом. Ребята пришли на речку кататься на коньках. Вдруг под Федей затре­щал лед. Федя провалился в воду. Дети стали кричать. На их крик прибежали взрослые. Они спасли мальчика. Задания к тексту: аналогичны работе с тек­стом «В лесу», пересказ текста  
Дифференциация предлогов и при­ставок   Учить образовывать однокоренные слова-действия префиксальным спосо­бом   • игра «Отгадай загадку, придумай сам» (по названным действиям определить предмет); • работа с таблицей приставок: Придумать глаголы с приставками с, на (сле­тел, налетел, съехал, наехал, спрыгнул, спи­сал, написал, сломал, наломал, стащил, сри­совал, нарисовал) • закончи предложение, запомни, запиши, проверь: Листок слетел (с чего?)... Кошка спрыгнула (Откуда?) • работа с текстом (по аналогии с предыду­щим уроком)  
Окончание  
Тема   Задачи   Содержание работы    
Дифференциация   Учить образовывать однокоренные   Шалуны.  
предлогов и при­   слова-действия префиксальным спосо­   Два мальчика нашли на березе гнездо. Они хо­  
ставок   бом   тели вынуть из гнезда птенцов. Налетели во­  
        роны. Вороны клевали мальчиков и били их кры­  
        льями. Мальчики спустились с дерева и убежа­  
        ли от ворон. Не надо разорять гнезда.  
Дифференциация   Путем практических упражнений усво­   • игра «Найди глагол» (Логопед называет    
предлогов и при­   ить навык употребления в письменной   слова, а ученики хлопают в ладоши, когда    
ставок   речи предлогов и приставок (запом­   услышат глагол, ставят к нему вопрос.)    
    нить, что слова-действия с предлогами   • работа с карточками (Спиши, раскрывая    
    не употребляются)   скобки, объясни написание: (на)бегает (на)  
        берег, (с)прыгнул (с) дерева,...С любым сло­    
        восочетанием составь предложение);    
        • составление словосочетаний: побежал (по    
        чему?)...;    
        • работа с текстом.    
        Катание  
        Витя задумал ездить на собаке. Он приучил ее  
        возить санки. Витя поехал по улице. Вдруг собака  
        увидела на дороге кошку. Она бросилась за кош­  
        кой. Витя выпал из санок. На улице все смеялись.  
        Задания к тексту: логопед читает текст, а учени­    
        ки называют и затем записывают глаголы в тет­    
        радь, обозначают приставки; ответьте на воп­    
        рос словом с предлогом, запишите ответ в тет­    
        радь:    
        На ком задумал ездить Витя?  
        Где поехал Витя?  
        Где собака увидела кошку?  
             
Дифференциация   Путем практических упражнений усво­   За кем бросилась собака?  
предлогов и при­   ить навык употребления в письменной   Откуда выпал Витя?  
ставок   речи предлогов и приставок (запом­   Где все смеялись 7  
    нить, что слова-действия с предлогами   Перескажите текст, используя записанные    
    не употребляются)   глаголы    
Закрепление диф-   Закрепление навыка написания пред­   • составление словосочетании с предлогами    
ф е р с 11 ц и а ц и и   логов и приставок с различными частя­   по картинкам;    
предлогов и при­   ми речи   • составление предложений (Кто?).... съехал с  
ставок       горы...(с кем?);    
Закрепление диф-   Закрепление навыка четкой дифферен­   • работа по карточкам:    
ференциации   циации слов-предметов, слов-действий   записать словосочетания, составить пред­    
предлогов и при­   и слов-признаков   ложения, объяснить написание: (за)шло  
ставок       (за)тучи, (у)селись (у)дороги...;  
        упражнение: прослушать стихотворение,    
        найти каламбуры, назвать предлоги и сло­    
        ва, к которым они относятся (Сугробы снега  
        вьюги намели, и грузовик, как баржа на мели.  
        Зависело б от мыла веснушки я б отмыла.)  
        исправить ошибку в выделенных словах,    
        подобрать однокоренное слово, подходя­    
        щее по смыслу (Картинку нужно вклеить на    
        картон.)    
        • упражнение: записать стихотворение, рас­    
        крывая скобки.    
        А потом ты (по)катился  
        и назад не воротился.  
        (По)катился (в)огород,  
        (до)катился (до) ворот,  
        (под)катился (под)ворота,  
        (до)бежал (до)поворота.... (С. Маршак)  
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс)    
Тема   Задачи   Содержание работы    
Родительный па­   Развитие умения находить родитель­   • упражнение: ответить на вопрос (от кого?    
деж с предлогами   ный падеж имени существительного по   от чего?)    
от, до вопросу.   Поезд отошел... от ветки  
    Учить правильно употреблять предлоги   лист оторвался... от станции  
    от, до с именами существительными в   лес далеко... от деревни;  
    родительном падеже   * упражнение: закончить предложение:    
        Машина отъехала...(сп чего?)    
        Олень убежал... (от кого?)    
        Лодка отплыла,..(от чего?);    
        • придумывание предложения с данными    
        глаголами и предлогом от:  
        Отлетел...от чего?    
        Отбежал... от кого?    
        Отчалил... от чего?    
        • составление предложений:    
        Кто?... дошел (до чего?) до дома. Кто?...йобе-    
        жал до финиша.  
        Кто?...долез до вершины горы (обозначить при­    
        ставку в глаголах, обвести предлог, найти су­    
        ществительные, стоящие в Р.п., обозначить    
        падеж, выделить окончания);    
        • составление предложений: до, птица, гнез­  
        да, долетела; дошли, ребята, леса, до; дое­  
        хал, с, станции, поезд, до, опозданием (обо­    
        значить приставку в глаголах, обвести    
        предлог, найти существительные, сто­    
        ящие в Р. п., обозначить падеж, выделить    
        окончания)    
             
Родительный па­   Учить правильно употреблять предлоги   • упражнение: заменить предлог у предлога­    
деж с предлогами   у, около, возле с именами существитель­   ми возле, около там, где это возможно (Уче­  
у, около, возле ными в родительном падеже.   ник стоит у стола. Кошка сидит у крыльца.  
    Развитие связной речи   У коровы родился теленок. У девочки в руках  
        цветы)  
        Найти слова, к которым относятся предлоги,    
        определить падеж имен существительных,    
        выделить окончания.    
        • составление предложений по вопросам:    
        У кого сломался портфель?... мальчика.  
        Около кого можно спокойно заснуть?...мамы.  
        Возле чего оставили сумку?...прилавка.    
        Найти слова, к которым относятся предлоги,    
        определить падеж имен существительных,    
        выделить окончания;    
        • составление вопросов и предложений по    
        вопросам:    
        Образец:    
        Где на
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...