Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений употребления предлогов в письменной речи (четвертый класс)
Логопедическая тема: творительный падеж имени существительного с предлогом. Лексическая тема: мебель, инструменты. Грамматическая тема: согласование имени существительного в творительном падеже с именем прилагательным и глаголом. Цель: практическое усвоение творительного падежа имени существительного с предлогом и без него. Задачи: Образовательные: • обучение грамотному употреблению имен существительных в форме творительного падежа с предлогом и без него, определение Т. п. имен существительных, согласование их с именами прилагательными, со словами сочетаниями типа: глагол + имя существительное, имя существительное + имя существительное с предлогом и имя существительное + имя прилагательное; • развитие навыка слогового и языкового анализа и синтеза. Коррекционные: • коррекция речевого, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления; • развитие и обогащение речи учащихся. Воспитательные: • воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к родному языку, интереса к занятиям. Оборудование: карточки с падежами и падежными вопросами, пиктограммы, картинки для игры «Что над чем? Кто над чем?», конверты с заданиями для составления предложений из слов, данных в начальной форме, картинка с Незнайкой. Ход занятия: 1. Организационный момент. • Здравствуйте. Назовите свои имена. • Я попрошу первым сесть того, в чьем имени есть слог на, ня, са. — Молодцы, если вы будете такие же внимательные весь урок, то без труда выполните все задания. 2. Повторение. — Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке? — Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка? — Изменяется ли имя существительное по падежам?
— Посмотрите на доску, что обозначают эти буквы? — Посмотрите внимательно и скажите, какого падежа не хватает? — Возьмите по два вопроса, прочитайте их, подумайте, каким падежам они соответствуют. Подойдите к доске и прикрепите вопросы к соответствующим падежам. Проверьте, все ли верно. —- Назовите вопросы творительного падежа. — С этим падежом мы и будем сегодня работать 3. Выделение существительных, стоящих в творительном падеже, из текста (работа с пиктограммами). — Послушайте маленький отрывок из сказки Ершова «Конек — Горбунок» За горами За лесами За широкими морями Не на небе — на земле Жил старик в одном селе. — Разложите пиктограммы, а я еще раз прочту. — Повторите отрывок наизусть, глядя на пиктограммы. — Назовите имена существительные, стоящие в одном падеже? — Определите падеж. Докажите. 4. Подготовка руки к письму. — А теперь мы с вами подготовим пальцы рук к письму, используя это четверостишье. — Поставьте локти на парту и нажимайте поочередно подушечками пальцев на подушечку большого пальца и при этом повторяйте четверостишье, которое вы сейчас выучили (Логопед обращает внимание на ритмичность нажатия пальцев в сочетании с проговариванием.) 5. Практическое усвоение творительного падежа имени существительного. 1) Развитие фонематического анализа и синтеза. — Откройте тетради, запишите число. — Назовите тему урока? — Запишите тему урока и вопросы творительного падежа. — Сейчас я буду называть слова, а вы будете записывать только слоги данных слов. Слоги будете записывать в строчку, оставляя между ними расстояние: 1-й слог из слова пирог 2-й слог из слова сила 2-й слог из слова столовая 2-й слог из слова репа 3-й слог из слова ракета 2-й слог из слова комочек 2-й слог из слова колодец 2-й слог из слова каток Прочитайте, что у вас получилось (пила, лопата, молоток). Как назвать все эти слова, одним словом? (Инструменты.)
Какой инструмент лишний? Почему? (Если ученики затрудняются ответить, то логопед задает следующие вопросы: Человеку, какой профессии необходимы пила и молоток? Кому нужна лопата?) 2) Выделение имен существительных творительного падежа из предложения. — Мне Незнайка продиктовал предложения. — Проверьте, все ли правильно? (Предложения записаны на доске.) Пилят лопатой. Заколачивают плюй. Копают молотком. — Спишите предложения правильно. — Определите падеж имен существительных. Обозначьте карандашом. Выделите окончания. — Проверка: прочитайте предложения так, как вы написали. В каком падеже употреблены имена существительные? Докажите. — Проверьте правильность написания слов лопата, молоток. Прочитайте слова по слогам. — Кто записал без ошибок, тот был очень внимательным, а кто нашел у себя ошибки, тоже молодец, исправленная вами ошибка, не будет засчитываться при оценивании работы. Отложите тетради на край парты. 3) Выделение имен существительных творительного падежа из текста. — Послушайте внимательно стихотворение и назовите имена существительные, стоящие в творительном падеже: Самолет — самолет, Захвати меня в полет, Полетим над облаками, Над лесами, Над лугами, Над полями, Пашнями Над домами нашими. Какой предлог стоит перед именем существительным в творительном падеже? Физкультурная минутка. Встаньте, пожалуйста. Предлагаю поиграть в нашу любимую игру, которая называется.... Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть. Кто ошибается, тот садится на свое место. Узнаем, кто будет сегодня победителем, а для этого нужно быть очень... 4) Развитие пространственных представлений Составление предложений по действию. — Хочу предложить вам игру «Кто над чем? Что над чем?» (Логопед раздает картинки.) Составьте предложение с предлогом над. Расположите картинки так, чтобы было понятно: что над чем? кто над чем? Назовите имена существительные, стоящие в творительном падеже. Докажите. Вы хорошо справились с заданием, молодцы. 5) Работа с деформированными предложениями. — Возьмите конверты, достаньте содержимое. Разложите карточки по группам. В первую группу — карточки с красной полосой, во вторую — с синей полосой, в третью — с зеленой полосой.
— Разложите карточки на краю парты, противоположном от вас. Откройте тетради. — На столе над тетрадью выложите карточки с красной полосой в одну линию. — Прочитайте, что на них написано. Перемешая карточки по столу, расположите слова так, чтобы получилось предложение. Обратите внимание, что слова даны в начальной форме. Прочитайте, что получилось. — Запишите предложение в тетрадь, соблюдая все правила написания предложения. — Подчеркните главные члены предложения. — Найдите имя существительное, стоящее в творительном падеже, обозначьте падеж. — Следующее предложение составляем по карточкам с синей полосой (задания аналогичны). Разложите карточки с зеленой полосой, составьте предложение (задания аналогичны). 6. Взаимопроверка. — Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте оценки. Логопед проверяет работы. Сообщает результаты. 7. Итог урока. — Наш урок подошел к концу. Чему мы сегодня учились на уроке? — С каким падежом работали? — С какими предлогами употребляется творительный падеж имен существительных? — Могут ли имена существительные употребляться без предлогов? — Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательными. — Урок окончен, до свидания, ребята! Планирование логопедических занятий по коррекции аграмматической дисграфии О.Н. Сорочинская, М.В. Егорова — логопеды детского дома № 9 Фрунзенского района ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ведущей формой дисграфии у воспитанников детских домов является аграмматическая дисграфия. Проявляется она на уровне связных текстов, на синтаксическом и морфологическом уровне. Наиболее распространенными ошибками на уровне связного текста является нарушение структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных семантических связей; на синтаксическом уровне — пропуски значимых элементов, искажение структуры предложения. Нарушения словоизменения и словообразования проявляются в неправильном употреблении предлогов и падежных окончаний, нарушении согласований существительного с глаголом, прилагательным и другие ошибки.
Основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся в овладении программным материалом по русскому языку. Особенностями работы логопеда в детском доме является то, что дети поступают в течение всего года в разном возрасте и обучены в разной степени. Отдельные воспитанники 12—14 лет обучались только в 1—2-х классах, некоторые эпизодически. Эти особенности определяют три специфических направления в коррекционной работе логопедической службы наряду с традиционными. Первое направление заключается в том, что часть учебного материала по русскому языку, вызывающего наибольшие трудности, адаптируется и предлагается в форме, необходимой для коррекционных учреждений. Темп изучения этих тем замедлен, а характер заданий и речевого материала постепенно усложняется. Вторым направлением является коррекционная работа с учащимися среднего и даже старшего звена. Эти дети, имеющие в онтогенезе недостаточную сформированность лексико-грамматического строя речи и не получившие своевременно логопедической помощи, оказываются не готовы усваивать учебный материал старших классов. Поэтому в коррекцион-ную работу включаются такие нетрадиционные для логопедии разделы, как преодоление аграмматизмов на всех уровнях при изучении причастия. Объем материала, изучаемого по всем предметам, в старших классах заметно возрастает. Растет также потребность воспроизводить в краткой форме текстовый материал, в умении связно, грамматически правильно выражать свои мысли, высказывать суждения оценочного характера, составлять рассказы о предстоящих событиях. Несформирован-ность этих речевых навыков приводит к развитию заниженной самооценки у воспитанников детского дома, что приводит к социальной дезадаптации. Снижается и деформируется мотивация учебной деятельности, учащаются прогулы и возрастает число правонарушений. Третье направление — это работа с детьми, обучающимися за границей. Эти дети в течение года жили, например, в Великобритании и изучали все предметы на английском языке. Возвратившись в Россию, они испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по русскому языку. Завышенная самооценка создает дополнительные сложности в социальной адаптации этих детей. Коррекция аграмматической дисграфии разделяется на три блока: 1. Формирование грамматического структурирования (словоизменение и словообразование).
2. Внутреннее программирование отдельной фразы. 3. Внутреннее программирование связного высказывания (диалог, монологическая речь). Каждый блок включает в себя несколько этапов. В практической коррекционной работе преодоление аграмматизмов идет поэтапно и параллельно по всем трем блокам, то есть навык словообразования и словоизменения отрабатывается на уровне предложения и текста. Работа по усвоению каждой грамматической формы осуществляется в следующей последовательности: 1. Уточнение грамматического значения словоформы. 2. Выделение и звукобуквенный анализ флексии, обозначающей данное грамматическое значение. 3. Образование аналогичных словоформ в устной речи. 4. Закрепление правильной формы в письменной речи, на-уровне словосочетания, предложения, связной речи. Наиболее сложным является закрепление отработанной грамматической формы в связной речи, поэтому при работе над внутренним программированием связного высказывания сначала формируется диалог как наиболее простой вид связной речи, не требующий программирования серии высказываний. Все грамматические словоформы в дальнейшем отрабатываются в монологической речи с постепенным усложнением заданий от использования серии сюжетных картинок до самостоятельного высказывания.
Продолжение
|