Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды работ по совершенствованию навыка анализа структуры предложения




1. Определить количество слов в предложении.

а) «Поезд». Поднять вагончик с цифрой, соответствующей ко­личеству слов в предложении;

б) дорисовать цветок (количество лепестков соответствует ко­личеству слов в предложении).

2. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово?):

а) поднять цифру;

б) раскрасить листок (грибок, матрешку, окно);

в) выделить нужное слово на готовой схеме.

3. Работа с графическими схемами предложения:

• составить графическую схему предложения;

• из предложенных слов составить предложения по данной схеме:

живет, на, кулик, болоте

по графической схеме придумать предложение;

• выбрать предложение, подходящее к графической схеме;

• дополнить схему;

• исправить схему (поставить нужный знак препинания).

4. Игра «кто самый внимательный!»

Прочитать предложения-перевертыши и отметить те из них, в которых изменился порядок слов. Казак липу купил. А Лизамазила.

5. Распространить предложение (увеличить количество слов в предложении).

6. Сократить поэтапно предложение до двух слов.

7. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

8. Ответить на вопрос предложением, в котором будет столько же слов, сколько и в вопросе.

9. Определить границы предложения в тексте.

10. Работа с деформированным текстом:

а) определить последовательность предложений в тексте. Ука­зать количество слов в каждом предложении;

б) определить последовательность предложений. Найти по­вторяющиеся слова и указать место (по счету) этого слова в предложении. Заменить его подходящим по смыслу словом для избежания повторов.

Ежик.

Брат Сергей шел с охоты и наткнулся на ежика. Прочего неделя, и ежик стал смелее. Сначала ежик боялся и выходил только ночью. Он завернул ежика в куртку и принес домой.

Приложение № 2 ДИКТАНТЫ  
Класс   В начале года   В конце года  
  Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка, Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов)   Любимый театр. В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с ра­достью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли мед­ведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки вязли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова)  
  Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскину­лись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов)   Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг по­тянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освеща­ло окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цве­там. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лу­гов? От земли идёт лёгкий па­рок. Воздух наполняет запах по­левых цветов. (64 слова)  
  Гуси летят. Пришла пора прощания. Пе­релётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно рас­правил крылья и резко поднял­ся в воздух. Табун взлетел за во­жаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находи­лась в конце стаи. Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже,   Окраска животных. Животных защищает цвет. Зи­мой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земель­ке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисова­ны длинные полосы. Летом хищ­ника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно раз­глядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца  
Продолжение
Класс   В начале года   В конце года  
    пропустил стаю вперёд. Место   морскую траву. Конёк позелене­  
    вожака занял другой сильный   ет. Зайдёт солнце за горизонт.  
    гусь. (68 слов)   Вода в море потемнеет. И конёк  
        потемнел. Зацепился за травин­  
        ку. Волны качают его взад и впе­  
        рёд. (86 слов)  
  Сентябрь.   Через минуту Карлсон сощу­  
    Пришел сентябрь. После жар­   рился и сказал: «А теперь я хочу  
    кого лета наступила золотая   поразвлечься. Пробежим по  
    осень. По опушкам еще растут   крышам». Малыш радостно со­  
    подосиновики, душистые рыжи­   гласился. Они взялись за руки и  
    ки. На большом старом пне   вышли на крышу.  
    жмутся друг к дружке опята.   Все выглядело удивительно  
    По высокому синему небу бе­   прекрасным под синим вечер­  
    гут облака. Уже улетели ласточ­   ним небом. Дома в сумерках ка­  
    ки, стрижи. К дальнему пути го­   зались таинственными. Внизу  
    товятся дикие гуси, покидают   зеленел парк. От верхушек топо­  
    родные болота журавли.   лей поднимался чудесный ост­  
    Вот вышел из леса старый лось,   рый запах. Из раскрытых окон  
    поднял голову и заревел. Ранним   доносились смех, детский плач,  
    утром далеко слышен грозный   собачий лай, чья-то игра на роя­  
    рёв могучего богатыря. Прошли   ле, звенела посуда на кухне. Где-  
    лоси, нашумели, испугали зайца.   то загрохотал мотоцикл и заглу­  
    Страшно ему в осенние прозрач­   шил цокот копыт грустной ло­  
    ные дни. Кругом все жёлтое, зо­   шадки. Малыш чувствовал, что  
    лотое, а он в белой шубке. (83   голова его кружится от впечатле­  
    слова)   ний. Он забыл об опасности и  
        чуть не свалился в широкую  
        щель. (95 слов)  
  После грозы.   Я возвращался домой и забрёл  
    Дождь становится мельче,   в какую-то незнакомую усадьбу.  
    сквозь края туч виднеется кло­   Солнце уже пряталось, и на цве­  
    чок ясной лазури. Через минуту   тущей ржи растянулись вечер­  
    робкий луч солнца уже блестит в   ние тени. Два ряда старых, очень  
    лужах дороги и на блестящей зе­   высоких елей стояли, как две  
    лени придорожной травы. Чер­   сплошные стены. Я легко пере­  
    ная туча еще грозно застилает   лез через изгородь и пошёл по  
    противоположную сторону не­   этой аллее. Еловые иглы на вер­  
    босклона, но я уже не боюсь ее.   шок покрывали землю.  
    Кузов кареты, вожжи, шины ко­   Было тихо, темно, и только вы­  
    лес, спины лошадей — всё мокро   соко на вершинах кое-где дро­  
    и сверкает на солнце. Необозри­   жал яркий золотой свет и пере­  
    мое озимое поле тянется тенис­   ливал радугой в сетях паука.  
    тым ковром до самого горизонта.   Сильно, до духоты, пахло хвоей.  

 

Продолжение
Класс   В начале года   В конце года  
    Так обаятелен пьянящий запах   Потом я повернул на длинную  
    леса после весенней грозы, запах   липовую аллею. И туг запустение  
    фиалки, берёзы, черёмухи, что я   и старость; прошлогодняя листва  
    не могу сидеть в бричке и соска­   печально шелестела под ногами,  
    киваю с подножки... (85 слов)   и в сумерках между деревьями  
        прятались тени. (95 слов)  
  Летом.   На корабле.  
    Самая большая радость — наши   Офицеры и команда занимали  
    частые прогулки в заливные при-   свои места согласно боевому  
    окские луга, к небольшим озёрам,   расписанию. В боевой рубке, в  
    которые поросли травой в челове­   отличие от кубрика, было тесно  
    ческий рост. Ходили мы с удочка­   от людей. Здесь, кроме команди­  
    ми в руках, у Константина Геор­   ра, находились ею помощники;  
    гиевича через плечо всегда висела   штурман, артиллерист, минер,  
    самодельная холщовая сумка.   рулевой, рассыльные.  
    Мы шли обычно по узкой тро­   Люди на «Ушакове» самоотвер­  
    пинке в сторону далекой Оки,   женно исполняли свои обязан­  
    через раскинувшиеся на кило­   ности. Никогда корабль не жил  
    метры луга. Всё цвело, издавало   такой напряженной жизнью, как  
    неизвестные мне звуки. Было   в эти часы. Грозно вращались  
    видно, что Константин Георгие­   броневые башни, задирая вверх  
    вич чувствовал себя среди всего   свои десятидюймовые орудия,  
    этого как дома. Я тогда была   искавшие живую цель на гори­  
    обычной невеждой и часто не   зонте. Выстрелы их были разме­  
    знала названий многих растений.   ренны, сильны и оглушительны.  
    Я напоминала иностранца,   Все были в движении, все дей­  
    жалко бредущего по чужой стра­   ствия людей и машин были на­  
    не. Но отчаиваться не приходи­   столько согласованы между со­  
    лось: рядом был терпеливый,   бой, точно корабль представлял  
    всезнающий и неназидательный   собой единый организм. Сраже­  
    учитель. (100 слов)   ние разыгралось. (92 слова)  
  До соприкосновения с неприя­   В Мещорском крае нет ника­  
    телем было вёрст восемьдесят от   ких особенных красот и бо­  
    станции железной дороги, и я   гатств, кроме лесов, лугрв и про­  
    успел вдоволь налюбоваться   зрачного воздуха.  
    Южной Польшей. Гор, утехи ту­   Что можно увидеть в Мешорс-  
    ристов, там нет, но на что рав­   ком крае? Цветущие или ско­  
    нинному жителю горы?   шенные луга, сосновые боры,  
    Леса сосновые, и, проезжая по   лесные озёра, заросшие чёрной  
    ним, вдруг видишь узкие, пря­   кугой, стога, пахнущие сухим и  
    мые, как стрелы, аллеи. Они пол­   тёплым сеном. Сено в стогах  
    ны зелёным сумраком, там с ку­   держит тепло всю зиму. В Ме-  
    риной повадкой пробегают фаза­   шорском крае можно увидеть  
    ны, в тихие ночи слышно, как   обширные болота, покрытые  
    чавкает и ломает кусты кабан.   ольхой и осиной, одинокие,  

 

Окончание
Класс   В начале года   В конце года  
    Среди широких отмелей раз­   обугленные от старости избы  
    мытых берегов лениво извива­   лесников, пески, можжевельник,  
    ются реки; озёра блестят и отра­   вереск, косяки журавлей.  
    жают небо, как зеркала из поли­   Что можно услышать в Мешор-  
    рованного металла. У старых   ском крае, кроме гула сосновых  
    мельниц тихие запруды с журча­   лесов? Крики перепелов и яст­  
    щими струйками воды и каким-   ребов, свист иволги, суетливый  
    то розово-красным кустарни­   стук дятлов, вой волков, шорох  
    ком, странно напоминающим   дождей в рыжей хвое, вечерний  
    человеку его детство. (97 слов)   плач гармоники в деревушке, а  
        по ночам — разноголосое пение  
        петухов да колотушку деревенс­  
        кого сторожа. (109 слов)  
  Старый колокол.   По дому можно судить о его  
    Среди развалин древнего Хер-   хозяине, и часто, взглянув на че­  
    сонеса висит, раскачиваясь над   ловека, можно представить себе  
    морем, колокол, установленный   его дом. Но иногда бывает, что  
    на невысоких, но прочных стол­   дом и его хозяин по природе  
    бах пропитанных смолою. Как   своей и по внешнему виду явля­  
    ни густы бывают осенние тума­   ются полной противоположнос­  
    ны, моряки, возвращаясь к род­   тью друг другу, и невесело выг­  
    ным берегам, находят дорогу по   лядят тогда и дом, и его обитате­  
    размеренным, неторопливым   ли. На всём лежит печать како­  
    ударам этого колокола.   го-то беспокойства и неустроен­  
    Когда-то этот колокол, на ко­   ности. Но бывает и так, что че­  
    тором высечены подлинные гре­   ловек настолько сроднится со  
    ческие письмена, был захвачен   своим жильём, что подчас и по­  
    чужеземцами и едва ли не сто   нять трудно, где кончается оби­  
    лет был на чужбине, оставаясь в   талище и начинаются обитатели.  
    забвении, пока не вернулся на   Восстанавливая Михайловский  
    родину. Теперь он здесь.   дом, я много думал о жилище  
    Когда погода безветренна,   Пушкина, стараясь реально  
    смотритель, не торопясь, наде­   представить себе, как оно устра­  
    вает форменную кепку и поно­   ивалось и как выглядело. Ведь  
    шенный плащ и идёт к морю.   сам Пушкин и его друзья, бывав­  
    Когда он возвращается, запах   шие у него в деревне, так были  
    моря сменяется запахом дыма от   скупы на рассказы об этом!  
    костра и печённой в нём кар­   И вот как-то мне представи­  
    тошки. Но в штормы старик   лось: ещё там, на юге, Пушкин  
    предпочитает оставаться дома,   заставил героев своего «Онеги­  
    сидя у огня и вспоминая былое.   на» жить в такой же деревне, в  
    (114 слов)   окружении такой же природы,  
        среди которой ему пришлось те­  
        перь самому жить в Михайловс­  
        ком. (147 слов)  

 

Приложение № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...