а) «Поезд». Поднять вагончик с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении;
б) дорисовать цветок (количество лепестков соответствует количеству слов в предложении).
2. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово?):
а) поднять цифру;
б) раскрасить листок (грибок, матрешку, окно);
в) выделить нужное слово на готовой схеме.
3. Работа с графическими схемами предложения:
• составить графическую схему предложения;
• из предложенных слов составить предложения по данной схеме:
живет, на, кулик, болоте
• по графической схеме придумать предложение;
• выбрать предложение, подходящее к графической схеме;
• дополнить схему;
• исправить схему (поставить нужный знак препинания).
4. Игра «кто самый внимательный!»
Прочитать предложения-перевертыши и отметить те из них, в которых изменился порядок слов. Казак липу купил. А Лиза — мазила.
5. Распространить предложение (увеличить количество слов в предложении).
6. Сократить поэтапно предложение до двух слов.
7. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
8. Ответить на вопрос предложением, в котором будет столько же слов, сколько и в вопросе.
9. Определить границы предложения в тексте.
10. Работа с деформированным текстом:
а) определить последовательность предложений в тексте. Указать количество слов в каждом предложении;
б) определить последовательность предложений. Найти повторяющиеся слова и указать место (по счету) этого слова в предложении. Заменить его подходящим по смыслу словом для избежания повторов.
Ежик.
Брат Сергей шел с охоты и наткнулся на ежика. Прочего неделя, и ежик стал смелее. Сначала ежик боялся и выходил только ночью. Он завернул ежика в куртку и принес домой.
Приложение № 2 ДИКТАНТЫ
Класс
В начале года
В конце года
Книга. Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка, Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов)
Любимый театр. В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки вязли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова)
Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов — большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов)
Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова)
Гуси летят. Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи. Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже,
Окраска животных. Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца