Программа «Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников»
Л.Б. Ульянцева — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;
Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.
В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
• системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудрявцевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;
• система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;
• система психологических упражнений и заданий, предложенных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;
• система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.
При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.
Программы предполагают определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной
базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:
• временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
• наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
• замедленный темп чтения.
Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внимания, пространственных представлений, расстройства движений глаз при чтении и др.
Учебная программа включает в себя четыре блока: диагностика; формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения; коррекция несовершенного навыка чтения; совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Общая продолжительность занятий по программе может
составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.
Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:
• единство диагностики, коррекции и развития;
• онтогенетический подход;
• деятельностный характера занятий;
• совместное обучение с родителями;
• доступность;
• дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:
• совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
• коррекция несовершенного навыка чтения;
• совершенствование навыка чтения.
Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.
Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
• способность к самостоятельной организации своей деятельности;
• способность осуществлять контроль над собственным чтением;
• умение использовать полученные навыки в новых условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
| Содержание работы
| Виды работы
| Оборудование
| Кол-во часов
|
Диагностика
|
|
Исследование
| Исследование:
| • отраженная речь;
| • карточки с рече
|
|
состояния устной речи
| звукопроизношенин; фонематическою восприятия;
| • ответы на вопросы;
| вым материалом; • предметные и
|
|
| звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;
| • выделение звуков из слогов,
| сюжетные картинки;
|
|
| словарного запаса;
| слов;
| • серия сюжетных
|
|
| развития связной речи
| • деление слов на
| картинок
|
|
|
| слоги;
|
|
|
|
| • пересказ текста
|
|
|
Исследование состояния письменной речи
| • выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; • исследование состояния навыка чтения (способа, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок)
| • работа с буквами разрезной азбуки; • запись букв под диктовку; • диктант; • списывание букв и текста (с печат
| • разрезная азбука; • тексты для списывания; • тексты диктантов; • тексты для чтения; • тексты с пропу
|
|
|
| ного и рукописного);
| щенными окончаниями;
|
|
|
| • чтение текста
| • два коротких
|
|
|
| вслух;
| текста одинако
|
|
|
| • чтение коротких текстов про себя
| вого уровня сложности
|
|
|
| и вслух
|
|
|
Исследование состояния неречевых психических функций
| Исследование состояния: • зрительных функций (объема и концентрации внимания, памяти, поля зрения);
| • корректурная проба «Догони и поймай букву»;
| • таблицы корректурной пробы;
|
|
Продолжение
Тема
| Содержание работы
| Виды работы
| Оборудование
| Кол-во часов
|
Исследование
| • слуховых функций (внимания,
| • ифа «Запомни
| • табличка с 10
|
|
состояния нерече
| памяти);
| 10 слов»;
| словами;
|
|
вых психических
| • зрительно-моторной координа
| • «Числовая пира
| • и зображен ие
|
|
функций
| ции;
| мида»,
| числовой пира
|
|
| • графомоторных навыков;
| • рисование доро
| миды;
|
|
| • состояния природного темпа дея
| жек, лабиринтов,
| • бумага, каранда
|
|
| тельности;
| стрелок, схем;
| ши;
|
|
| • исследование качеств личности
| • анализ состояния
| • образцы пись
|
|
|
| навыка письма;
| менных работ
|
|
|
| теппикг-тест; на
|
|
|
|
| блюдение за ре
|
|
|
|
| бенком
|
|
|
Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения
Совершенствование восприятия
| • развитие избирательности восприятия; • обучение восприятию текста с
| • цветовая маркировка букв, слогов, слов;
| • •карточки со словами и предложениями с
| 3-4
|
| учетом отдельных элементов на фоне целого;
| • вычеркивание заданных букв
| выделенными черным и крас
|
|
| • расширение поля зрения;
| из текста;
| ным цветом
|
|
| • развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации
| • деление на слоги; • игра «Что вокруг?»; • числовые и бук
| слогами; • тексты; • таблицы; • карточки «Пи
|
|
|
| венные пирамиды, таблицы; • складывание узоров; • дорисовывание
| рамиды» ей ни
|
|
ка ша\
|
• кубики Кооса, Никитина
|
|
| рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки
| • дидактические игры (настоль-но-печатные)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Совершенствование внимания
| • развитие зрительного и слухового внимания;
| • путешествие по лабиринтам;
| • лабиринты; • карточки с бес
| 1—2
| |
| • концентрации и устойчивости;
| • переписывание
| смысленными
|
| |
| • расширение объема внимания;
| бессмысленных
| словами;
|
| |
|
| слов;
| • карточки с
|
| |
|
| • запоминание и
| изображением
|
| |
|
| рисование по
| предметов;
|
| |
|
| памяти предме
| • речевой матери
|
| |
|
| тов с нескольки
| ал;
|
| |
|
| ми деталями;
| • тексты арифме
|
| |
|
| • произнесение
| тических дик
|
| |
|
| слов, предложе
| тантов
|
| |
|
| ний в заданном
| • карточки с рече
|
| |
|
| темпе, громкос
| вым материа
|
| |
|
| ти, с различной
| лом;
|
| |
|
| эмоциональной
| • таблицы с циф
|
| |
|
| окраской;
| рами 3Х3,
|
| |
|
| • запоминание и
| 4Х4,Х5 разной
|
| |
|
| запись по памя
| сложности;
|
| |
|
| ти бессмыслен
| • карточки с
|
| |
|
| ных слов, зна
| предложениями;
|
| |
|
| комых слов и
| • числовые табли
|
| |
|
| предложений;
| цы 4Х4, 5Х5 с
|
| |
|
| • отыскание на
| пропущенными
|
| |
|
| квадратных таб
| числами;
|
| |
|
| лицах разной
| • буквенные тек
|
| |
|
| сложности цифр
| сты;
|
| |
|
| в порядке возра
| • числовые табли
|
| |
|
| стания
| цы;
|
| |
|
| • чтение предло
| • бело-черные
|
| |
|
| жений с одно
| таблицы;
|
| |
|
| временным слу
|
|
| |
|
| ховым зашумле-
|
|
| |
|
| нием;
|
|
| |
Продолжение
|
Тема
| Содержание работы
| Виды работы
| Оборудование
| Кол-во часов
|
Совершенствова
| • развитие распределения, пере
| • вычисление из
| • буквенные тек
| 1—2
|
ние внимания
| ключения внимания
| числовых таб
| сты;
|
|
|
| лиц отсутствую
| • числовые табли
|
|
|
| щих чисел;
| цы
|
|
|
| • нахождение в
|
|
|
|
| рядах букв це
|
|
|
|
| лых слов;
|
|
|
|
| • расстановка чи
|
|
|
|
| сел в возрастаю
|
|
|
|
| щем порядке;
|
|
|
|
| • отыскивание в
|
|
|
|
| таблицах чер
|
|
|
|
| ных и белых чи
|
|
|
|
| сел по порядку
|
|
|
Совершенствова
| • тренировка зрительной памяти;
| • составление фи
| • картинки;
| 2-3
|
ние памяти
| • тренировка оперативной памяти
| гур из палочек; • запоминание
| • произвольные изображения;
|
|
|
| изображенных
| • тексты предло
|
|
|
| предметов;
| жений
|
|
|
| • зарисовывание
|
|
|
|
| произвольных
|
|
|
|
| изображений
|
|
|
|
| • чтение и запо
|
|
|
|
| минание пред
|
|
|
|
| ложений разной
|
|
|
|
| длины
|
|
|
|
| • палочки;
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершенствова
| • тренировка способности созда
| • мысленное
| • слова и словосо
| 2-3
|
ние мышления
| вать мыслительный образ;
| представление
| четания;
|
|
| • тренировка способности устанав
| различных обра
| • ряды картинок;
|
|
| ливать логические связи между
| зов и состояний;
| • тексты
|
|
| словами
| • анализ и уста
|
|
|
|
| новление логич
|
|
|
|
| ных и нелогич
|
|
|
|
| ных ассоциаций;
|
|
|
|
| • представление
|
|
|
|
| текстов зритель
|
|
|
|
| ными образами
|
|
|
Совершенствова
| • создание положительной само
| • рисование эмо
| • шкалы оценок;
| 1—2
|
ние эмоциональ
| оценки при совершенствовании
| циональных со
| • экран результа
|
|
но-волевой сферы
| навыка чтения;
| стояний;
| тов
|
|
| • оценивание ребенком собствен
| • самооценка по
|
|
|
| ной скорости чтения;
| шкале
|
|
|
| • оценивание собственного настро
|
|
|
|
| ения на занятии;
|
|
|
|
| • оценивание достигнутых на заня
|
|
|
|
| тии результатов
|
|
|
|
Коррекция несовершенно
| о навыка чтения
|
Развитие языково
| • развитие анализа структуры
| • определение
| • тексты без точек;
| 3-4
|
го анализа и
| предложения;
| границ предло
| • предметные и
|
|
синтеза
|
| жения в тексте
| сюжетные кар
|
|
|
| без точек;
| тинки;
|
|
|
| • придумывание
| • карточки со
|
|
|
| предложений по
| словами;
|
|
|
| картинке, с за
| • схемы предло
|
|
|
| данным словом;
| жений;
|
|
|
| • придумывание
| • тексты предло
|
|
|
| предложений по
| жений
|
|
|
| опорным словам;
| • карточки со
|
|
|
| • работа с дефор-
| слогами, слова
|
|
|
| мированным
| ми, буквами;
|
|
|
| предложением;
|
|
|
| | | | | | | | | |
Продолжение
Тема
| Содержание работы
| Виды работы
| Оборудование
| Кол-во часов
|
Развитие языково
| • развитие слогового анализа и
| • составление гра
| • фишки, схемы;
| 3-4
|
го анализа и
| синтеза;
| фических схем
| • карточки и схе
|
|
синтеза
| • развитие сложных форм фонема
| предложений и
| мы слов различ
|
|
| тического анализа и синтеза
| предложений по
| ной слоговой и
|
|
|
| схемам;
| звуковой струк
|
|
|
| • определение ме
| туры
|
|
|
| ста заданного
|
|
|
|
| слова в предло
|
|
|
|
| жении;
|
|
|
|
| • выделение глас
|
|
|
|
| ных из слога,
|
|
|
|
| слова;
|
|
|
|
| • анализ и синтез
|
|
|
|
| слогов с помо
|
|
|
|
| щью фишек;
|
|
|
|
| • составление сло
|
|
|
|
| гов и слов из раз
|
|
|
|
| резной азбуки;
|
|
|
|
| • определение ко
|
|
|
|
| личества, после
|
|
|
|
| довательности
|
|
|
|
| звуков в словах,
|
|
|
|
| с опорой и без
|
|
|
|
| опоры на вспо-
|
|
|
|
| могательные
|
|
|
|
| средства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие морфо
| • дифференциация грамматиче
| • упражнения на
| • карточки с раз
| 4-5
|
логической
| ских значении;
| дифференциа
| личными вида
|
|
системы языка
| • совершенствование навыков сло
| цию частей
| ми упражнений;
|
|
| воизменения существительных,
| речи;
| • географическая
|
|
| прилагательных, глаголов;
| • игра «Кругосвет
| карта;
|
|
| • дифференциация ед. и мн. числа;
| ное путеше
| • перфокарты с
|
|
| • закрепление беспредложных кон
| ствие» (закреп
| пропущенными
|
|
| струкций;
| ление категорий
| окончаниями
|
|
| • закрепление предложно-падеж-
| одушевленно
| имен существи
|
|
| ных конструкций;
| сти-неодушев
| тельных, прила
|
|
| • согласование прилагательных с
| ленности суще
| гательных
|
|
| существительными в ед. и мн.
| ствительных);
| • карточки с од
|
|
| числе в различных падежах;
| • практические
| нокоренными
|
|
| • согласование глаголов с суще
| упражнения по
| словами;
|
|
| ствительными в числе и роде; • дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
| определению рода, числа, падежа существи
| • картинки; • изографы;
|
|
| • совершенствование навыков словообразования уменьшительно-
| тельного, прилагательного;
| • карточки с деформированны
|
|
| ласкательных форм имен суще
| времени, вида
| ми словами
|
|
| ствительных, прилагательных от
| глагола;
|
|
|
| существительных, глаголов с
| • упражнения,
|
|
|
| приставками
| игры на согласо
|
|
|
|
| вание различных
|
|
|
|
| частей речи;
|
|
|
|
| • подбор род
|
|
|
|
| ственных слов;
|
|
|
|
| • игра «Назови
|
|
|
|
| ласково»;
|
|
|
|
| • работа с дефор-
|
|
|
|
| мированным
|
|
|
|
| словом;
|
|
|
|
| • работа с изогра
|
|
|
|
| фами;
|
|
|
|
| • игра «Составь
|
|
|
|
| слово»
|
|
|
Продолжение
Тема
| Содержание работы
| Виды работы
| Оборудование
| Кол-во часов
|
Совершенствова
| • совершенствование умений
| • составление
| • карточки с
| 4-5
|
ние синтаксической структуры речи
| составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения
| двусоставных предложений по опорным словам, картинкам;
| опорными словами; • картинки; • схемы
|
|
|
| • упражнения на
|
|
|
|
| распространение
|
|
|
|
| предложений;
|
|
|
|
| • упражнения на
|
|
|
|
| составление
|
|
|
|
| сложных предложений при
|
|
|
|
| помощи сочи
|
|
|
|
| нительных и
|
|
|
|
| подчинитель
|
|
|
|
| ных союзов;
|
|
|
|
| • работа со схема
|
|
|
|
| ми
|
|
|
Совершенствование лексической
| Работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря
| • упражнения на подбор слов по
| • картинки по различным лек
| 2-3
|
стороны речи
|
| лексическим темам, антонимов, синонимов, гла
| сическим темам; • тексты без названий;
|
|
|
| голов и прилага
| • словари
|
|
|
| тельных к существительным (и наоборот), на
|
|
|
|
| званий к тексту
|
|
|
|
| (и наоборот)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Совершенствова
| Работа над пониманием прочитан
| • ответы на воп
| • предметные и
|
|
ние семантической
| ных: слов, предложений, текстов
| росы по прочи
| сюжетные кнр-
|
|
стороны речи
|
| танному тексту;
| тинки;
|
|
|
| • подбор картинок
| • тексты (неокон
|
|
|
| • работа с дефор
| ченные, дефор
|
|
|
| мированными
| мированные);
|
|
|
| текстами; пере
| • карточки со
|
|
|
| сказ
| словами, пред
|
|
|
| • придумывание
| ложениями
|
|
|
| начала и конца
|
|
|
|
| к тексту
|
|
|
Совершенствование навыка чтения
Обучение технике
| • поэтапное обучение технике чте
| • чтение слогов
| • слоговые и сло
| 10-15
|
чтения (способ,
| ния (послоговое, целыми слова
| (прямых, обрат
| весные таблицы,
|
|
четкая дикция
| ми, синтаксического);
| ных, со стечени
| столбики;
|
|
правильность, вы
| • чтение слогов, слов и предложе
| ем согласных);
| • предложения и
|
|
разительность)
| ний с использованием различных
| • чтение слов раз
| тексты;
|
|
| методических приемов для увели
| личной буквен
| • «пирамидки» и
|
|
| чения скорости чтения;
| ной наполняе-
| «лесенки» слов;
|
|
| • работа над дикцией, артикуляци
| мости;
| • тексты диалогов
|
|
| ей и орфографической правиль
| • чтение предло
|
|
|
| ностью чтения;
| жений, тестов;
|
|
|
| • развитие навыка правильной рас
| • упражнения по
|
|
|
| становки логического ударения;
| чтению «по кру
|
|
|
| • выработка правильной интона
| гу», «молния»,
|
|
|
| ции, соблюдение логических
| «буксир»;
|
|
|
| пауз; использование различных
| • чтение хоровое;
|
|
|
| приемов при чтении с целью:
| • чтение «лесенок»
|
|
|
| борьбы с регрессиями,
| и «пирамидок»;
|
|
|
| борьбы с неправильной анти
| • чтение чистогово-
|
|
|
| ципацией,
| рок, скорогово
|
|
|
| совершенствования правиль
| рок, слов одина
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: