Нравственные законы творчества
Широкий круг обязательств журналиста перед обществом охватывает та совокупность требований к нему, которая называется нравственной ответственностью. Есть определенные различия в содержании понятий «нравственность», «мораль», «этика», хотя иногда они употребляются как синонимы. Понятие «нравственность» (наряду с отождествлением его с понятием «мораль») характеризует область практических поступков, поведение человека; мораль же является одной из форм общественного создания, объектом изучения философской науки этики. Широта нравственных требований к журналисту объясняется, прежде всего, тем, что журналистика есть один из инструментов, посредством которого ведется «обработка людей людьми». Существенной особенностью этой профессии является воздействие на тех людей, на В силу. своего творческого характера деятельность журналиста чрезвычайно разнообразна и богата уникальными ситуациями, поэтому многие его действия не могут быть детально регламентированы общественными институтами, а значит, «набор» таких действий, которые могут определяться лишь нравственными регуляторами, оказывается очень обширным. В структуре нравственной ответственности журналиста можно выделить две большие группы требований, одна из которых объединяет нормы профессиональной этики, другая — нормы служебной этики журналиста.
Естественно, более емкий «набор» нравственных предписаний содержит первая группа требований. Им подчинена деятельность журналиста, направленная на обслуживание людей, нуждающихся в его специальных знаниях и профессиональных навыках, в продукте его труда - соответствующим образом обработанной информации. Совокупность предписаний, выраженных в принципах и нормах и регламентирующих нравственные аспекты деятельности журналиста в процессе выполнения им своей социальной роли, принято называть профессиональной этикой журналиста. Если для буржуазной журналистики это понятие смыкается с понятием «корпоративная мораль», которое означает защиту узких, «цеховых» интересов профессиональной группы, стремление ее любой ценой добиться благоприятных условий своей деятельности и оградить себя от требований общества, то в понимании советских журналистов профессиональная этика есть, прежде всего, система нравственных требований, направленных на установление оптимальных взаимоотношений между профессиональной. группой и обществом с целью наиболее полного удовлетворения общественных интересов. В отличие от служебной этики, нормы которой регулируют во многом аналогичные моральные отношения в различных трудовых коллективах, профессиональная этика отражает в себе «появление новых, дополнительных, своеобразных элементов (моральных отношений. - В.Т.), качественно отличающих некоторые профессии от всех Эти отличия состоят в том., что журналистика относится к виду деятельности, посредством которой осуществляется управление социальными процессами. Предметом труда журналиста является прежде всего человеческая личность, а это в свою очередь обусловливает то, что «К общим элементам трудовой морали всех... профессий прибавляет новый элемент: взаимоотношения с людьми - объектами деятельности». И влияние журналиста на личность по сравнению с влиянием представителей других видов творческой деятельности, как правило, носит более действенный характер.
Нельзя не учитывать журналистского воздействия на аудиторию и помимо каналов массовой информации и пропаганды, ибо в сферу богатой общением деятельности журналиста попадает значительное количество людей, на которых он оказывает влияние своим отношением к нравственным ценностям общества. «Характерной чертой марксистско-ленинского мировоззрения как обобщенной системы взглядов на мир, как совокупности научных, философских, политических, правовых, нравственных, эстетических и др. убеждений является единство Понятие «профессиональный долг» конкретизирует нравственные требования общества, сформулированные с учетом тех особенных условий и средств деятельности, которыми располагает журналист как профессионал. Этим определяется особое значение ответственности журналиста за выполнение своего профессионального долга. Значение этой ответственности велико, прежде всего, потому, что именно в профессиональном долге кристаллизуются наиболее важные требования партии, общества, именно в нем «общеобязательные и социальные требования принимают вид особой задачи какого-то конкретного субъекта». Ответственность журналиста за выполнение профессионального долга выступает в тесном единстве с его ответственностью перед собой. Она проявляется в стремлении человека «самому оценивать свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение, то есть не только руководствоваться должным мотивом, но и дополнительно корректировать свое поведение посредством самооценок уже совершенных в прошлом или выбираемых на будущее поступков». Таким образом, нравственный самоконтроль журналиста состоит в оценке не только того, насколько полно и целесообразно им использованы предоставленные обществом возможности для эффективных действий, но и степени проявления своих «внутренних ресурсов»: знаний, навыков, опыта, таланта и т.д.
Рассматривая механизм реализации журналистом профессионального долга, следует обратить особое внимание на то, как образующая его совокупность общественных норм становится руководством к действию. Одна из особенностей морального сознания состоит в том, что в процессе осознания человеком необходимости поступать должным, т. е. предписываемым обществом образом, общественные нормативы переходят во «внутреннюю установку и позицию субъекта, - преобразующую формулу „все должны..." в убеждение „я должен"». Но механизм этого преобразования «срабатывает» не сам по себе. Он теснейшим образом взаимосвязан с целым рядом элементов, составляющих социальную характеристику личности. Наиболее важные среди Суммированным отражением потребностей, интересов, ценностных ориентаций являются фиксированные установки, которые выступают в роли важнейших внутренних регуляторов, определяющих поведение журналиста. И механизм превращения нравственных предписаний в предписания, осознанные как личный долг, оказывается «включенным» лишь под воздействием соответствующей социальной установки. Она определяет не только отношение личности к нравственным предписаниям, но и выбор вариантов поведения в конкретной ситуации, т. е. проявляется как «фактор, направляющий деятельность субъекта в соответствии с условиями возникшей перед ним задачи». Общественно значимые характеристики личности журналиста выступают в единстве с ее индивидуальными качествами. Так, например, понятие «честь», с одной стороны, «выступает как личный интерес индивида, „не позволяющий" ему совершать поступки „ниже своего достоинства"», а с другой - «выражает не столько личностные характеристики индивида как такового (его персональную репутацию), сколько „достоинство" общности, к которой он принадлежит». Об этом единстве общественных и личных мотивов в деятельности журналиста свидетельствуют, например, результаты исследования деятельности районной печати, о котором уже говорилось. Проведенный опрос показал, что большинство журналистов отдает предпочтение личным мотивам своего труда. Однако дальнейшее сопоставление ответов убеждает в том, что большинство личных мотивов, таких, как «возможность постоянно учиться, расширять кругозор», «возможность быть в курсе событий, настроений и мнений», «конкретность труда, возможность видеть результаты своей работы» и т. д., имеет четко выраженную общественную направленность и представляет собой средство для реализации таких возможностей журналистской деятельности, как «возможность помогать. людям в конкретных делах», «возможность бороться с недостатками», «возможность передать людям свои знания», «возможность влиять на сознание, на мнения и настроения читателей» и т. д.
Главным для журналиста является гражданственность и стремление сделать жизнь людей лучше. Размышляя о внутренних стимулах творчества, журналист В. Аграновский в эпилоге повести «Остановите Малахова!» пишет, «И это мое восприятие смысла наказания не умом, а барабанными перепонками магически возвращает меня к письменному столу, заставляя ощущать Достижение журналистом тех или иных общественных целей неизбежно связано с выбором средств и, таким образом, с решением одной из важнейших нравственных проблем - проблемы соотношения целей и средств деятельности. Предоставленная журналисту относительная свобода действий открывает широкий выбор вариантов поведения. «Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию», - писал В. И. Ленин о специфике журналистского труда. Возможность выбора тех или иных средств деятельности, вариантов поведения журналиста характеризует, прежде всего, уровень его свободы, которая реализуется как
И богатство выбора вариантов поведения человека, степень его свободы определяются прежде всего глубиной и широтой его знания социальных закономерностей, способностью с учетом современных условий найти наиболее эффективные способы достижения общественно полезных целей. «..Свобода журналистики в целом, как и свобода каждого журналиста, проявляется... в следующем: во-первых, в осознании необходимости и в связи с этим в переходе на позиции передового класса, его научной идеологии; во-вторых, в такой борьбе за интересы Выбор линии поведения, средств деятельности в каждой конкретной ситуации журналист осуществляет, разумеется, на основе определенных оценочных критериев. В творческой деятельности советского журналиста наиболее общим критерием нравственного поведения является оценка поступка с точки зрения его соответствия интересам общества. Поэтому в деятельности журналиста, как и других членов нашего общества, «нравственно ценными будут такие явления (суждения, нормы, оценки, принципы, поступки, идеалы и т. д.), содержание которых направлено на ускорение социального прогресса путем достижения более полного единства интересов личности и общества. И, наоборот, неценными, аморальными будут явления и факты, оказывающие отрицательное влияние на разрешение основного вопроса морали Проблема соответствия личных и общественных интересов сочетается с проблемой соответствия средств и цели деятельности. В понятие «средство» входят представления не только о методах, способах, приемах деятельности, но и о характере, мотивах их использования в конкретных ситуациях, о нравственной целесообразности выбора именно этих средств, так как только в силу отношения к какой-то цели они приобретают значение «средство». Поэтому одна из важнейших задач нравственных регуляторов как раз и состоит в том, чтобы обеспечить правильный выбор целесообразных средств деятельности, дать журналисту верные ориентиры их поиска. Нравственная регуляция поведения осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие состоит, прежде всего, в степени конкретности. Само выделение морального принципа как нравственного регулятора обусловлено тем, что в повседневной жизни людей необходим ориентир более конкретный, нежели нравственный идеал, представляющий собой цель, зримую в перспективе. Такой близостью к практике характеризуется нравственная норма. Но она не отражает той перспективы, идейного содержания, которые имеет нравственный идеал. Поэтому возникает необходимость в промежуточном гибком и универсальном звене, связующем нравственный идеал с конкретными регуляторами поведения. Такими качествами обладают моральные принципы - «предельно широко сформулированные нормативные выражения, основополагающие „начала", сущностные законы. Они, с одной стороны, подобно идеалу, Анализируя нравственные принципы труда журналиста, мы можем заметить, что многие из них имеют свои аналогии, как в системе принципов советской журналистики, так и среди общих моральных принципов нашего общества. Рассмотрим эту связь на примере принципа В отличие от нравственных принципов, являющихся «мировоззренческими регуляторами», нормы имеют четко выраженную практическую направленность. Особенностью норм является и то, что в них аккумулирован обобщенный нравственный опыт многих людей, «однотипных действий и поступков большого числа индивидов при множестве однотипных ситуаций». Регламентация поведения людей посредством нравственных норм возможна прежде всего потому, что они по отношению к конкретной личности являются предписаниями абстрагированными, не учитывающими индивидуальных особенностей того или иного человека. В общей схеме механизм проявления нравственной нормы можно представить как взаимодействие следующих элементов: ситуация — ее оценка на основе сложившихся фиксированных установок — предписываемое в связи с этим действие — последствия действия. Учитывая масштаб последствий нарушения тех или иных норм, их можно характеризовать, например, по степени обязательности. При таком условном разграничении можно Предписания, содержащиеся в допустимой норме, менее обязательны для исполнения. Журналист может руководствоваться ими в зависимости от обстоятельств Особую сложность представляют формулирование и применение дискуссионных норм. Их существование обусловлено недостатком накопленных в групповом профессиональном опыте обобщенных представлений о характере деятельности в ситуациях определенного типа. Это еще не устоявшиеся, еще не всеми принятые нравственные предписания, являющиеся свидетельством развития профессионально-этических норм и совершенствования средств той или иной деятельности (например, применение диктофона, сбор сведений с использованием Таким образом, степень обязательности норм является основанием такого их разграничения, при котором категоричность возрастает от дискуссионной формы к обязательной. Вполне обоснованным является, разграничение нравственных норм и по степени их осознанности человеком. По этому принципу можно выделить нормы, осознанные адекватно степени их обязательности, и нормы, оцениваемые журналистом с отклонением от принятой в обществе и профессиональной среде степени обязательности. Так, например, обязательная норма с позиций реально существующих у человека ценностных ориентаций может осознаваться как допустимая или даже как дискуссионная норма, в связи с этим следует заметить, что наличие в профессиональной среде определенных нравственных предписаний еще не означает, что они стали обязательными правилами для каждого члена этой группы, так как «достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки». Поэтому перед теорией и практикой советской журналистики, деятельностью вузов, готовящих для нее кадры, возникает проблема внесения в сознание каждого представителя этой профессии необходимых знаний о этических принципах и нормах и последствиях их нарушения, проблема воспитания у журналиста чувства ответственности за соблюдение нравственных требований, предъявляемых обществом и профессиональной средой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|