Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственные законы творчества




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Широкий круг обязательств журналиста перед обществом охватывает та совокупность требований к нему, которая называется нравственной ответственностью. Есть определенные различия в содержании понятий «нравственность», «мораль», «этика», хотя иногда они употребляются как синонимы. Понятие «нравственность» (наряду с отождествлением его с понятием «мораль») характеризует область практических поступков, поведение человека; мораль же является одной из форм общественного создания, объектом изучения философской науки этики.

Широта нравственных требований к журналисту объясняется, прежде всего, тем, что журналистика есть один из инструментов, посредством которого ведется «обработка людей людьми». Существенной особенностью этой профессии является воздействие на тех людей, на
удовлетворение духовных запросов которых направлена деятельность журналистов. И поскольку она постоянно сопряжена с ответственностью за судьбы людей, то в процессе этой деятельности «профессиональное выступает почти всегда как моральное...». Об этой особенности журналистского труда И. Эренбург писал: «В наши тревожные горячечные дни Человек разворачивает газету, как будто вскрывает письмо от близкого человека: речь идет об его жизни, его судьбе».

В силу. своего творческого характера деятельность журналиста чрезвычайно разнообразна и богата уникальными ситуациями, поэтому многие его действия не могут быть детально регламентированы общественными институтами, а значит, «набор» таких действий, которые могут определяться лишь нравственными регуляторами, оказывается очень обширным.

В структуре нравственной ответственности журналиста можно выделить две большие группы требований, одна из которых объединяет нормы профессиональной этики, другая — нормы служебной этики журналиста.

Естественно, более емкий «набор» нравственных предписаний содержит первая группа требований. Им подчинена деятельность журналиста, направленная на обслуживание людей, нуждающихся в его специальных знаниях и профессиональных навыках, в продукте его труда - соответствующим образом обработанной информации. Совокупность предписаний, выраженных в принципах и нормах и регламентирующих нравственные аспекты деятельности журналиста в процессе выполнения им своей социальной роли, принято называть профессиональной этикой журналиста.

Если для буржуазной журналистики это понятие смыкается с понятием «корпоративная мораль», которое означает защиту узких, «цеховых» интересов профессиональной группы, стремление ее любой ценой добиться благоприятных условий своей деятельности и оградить себя от требований общества, то в понимании советских журналистов профессиональная этика есть, прежде всего, система нравственных требований, направленных на установление оптимальных взаимоотношений между профессиональной. группой и обществом с целью наиболее полного удовлетворения общественных интересов. В отличие от служебной этики, нормы которой регулируют во многом аналогичные моральные отношения в различных трудовых коллективах, профессиональная этика отражает в себе «появление новых, дополнительных, своеобразных элементов (моральных отношений. - В.Т.), качественно отличающих некоторые профессии от всех
остальных»…

Эти отличия состоят в том., что журналистика относится к виду деятельности, посредством которой осуществляется управление социальными процессами. Предметом труда журналиста является прежде всего человеческая личность, а это в свою очередь обусловливает то, что «К общим элементам трудовой морали всех ... профессий прибавляет новый элемент: взаимоотношения с людьми - объектами деятельности». И влияние журналиста на личность по сравнению с влиянием представителей других видов творческой деятельности, как правило, носит более действенный характер.

Нельзя не учитывать журналистского воздействия на аудиторию и помимо каналов массовой информации и пропаганды, ибо в сферу богатой общением деятельности журналиста попадает значительное количество людей, на которых он оказывает влияние своим отношением к нравственным ценностям общества. «Характерной чертой марксистско-ленинского мировоззрения как обобщенной системы взглядов на мир, как совокупности научных, философских, политических, правовых, нравственных, эстетических и др. убеждений является единство
образа мышления и образа жизни и поведения человека
».

Понятие «профессиональный долг» конкретизирует нравственные требования общества, сформулированные с учетом тех особенных условий и средств деятельности, которыми располагает журналист как профессионал. Этим определяется особое значение ответственности журналиста за выполнение своего профессионального долга. Значение этой ответственности велико, прежде всего, потому, что именно в профессиональном долге кристаллизуются наиболее важные требования партии, общества, именно в нем «общеобязательные и социальные требования принимают вид особой задачи какого-то конкретного субъекта».

Ответственность журналиста за выполнение профессионального долга выступает в тесном единстве с его ответственностью перед собой. Она проявляется в стремлении человека «самому оценивать свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение, то есть не только руководствоваться должным мотивом, но и дополнительно корректировать свое поведение посредством самооценок уже совершенных в прошлом или выбираемых на будущее поступков».

Таким образом, нравственный самоконтроль журналиста состоит в оценке не только того, насколько полно и целесообразно им использованы предоставленные обществом возможности для эффективных действий, но и степени проявления своих «внутренних ресурсов»: знаний, навыков, опыта, таланта и т.д.

Рассматривая механизм реализации журналистом профессионального долга, следует обратить особое внимание на то, как образующая его совокупность общественных норм становится руководством к действию.

Одна из особенностей морального сознания состоит в том, что в процессе осознания человеком необходимости поступать должным, т. е. предписываемым обществом образом, общественные нормативы переходят во «внутреннюю установку и позицию субъекта, - преобразующую формулу „все должны..." в убеждение „я должен"». Но механизм этого преобразования «срабатывает» не сам по себе. Он теснейшим образом взаимосвязан с целым рядом элементов, составляющих социальную характеристику личности. Наиболее важные среди
них - потребности, интересы, ценностные ориентации. «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей...».

Суммированным отражением потребностей, интересов, ценностных ориентаций являются фиксированные установки, которые выступают в роли важнейших внутренних регуляторов, определяющих поведение журналиста. И механизм превращения нравственных предписаний в предписания, осознанные как личный долг, оказывается «включенным» лишь под воздействием соответствующей социальной установки. Она определяет не только отношение личности к нравственным предписаниям, но и выбор вариантов поведения в конкретной ситуации, т. е. проявляется как «фактор, направляющий деятельность субъекта в соответствии с условиями возникшей перед ним задачи».

Общественно значимые характеристики личности журналиста выступают в единстве с ее индивидуальными качествами. Так, например, понятие «честь», с одной стороны, «выступает как личный интерес индивида, „не позволяющий" ему совершать поступки „ниже своего достоинства"», а с другой - «выражает не столько личностные характеристики индивида как такового (его персональную репутацию), сколько „достоинство" общности, к которой он принадлежит».

Об этом единстве общественных и личных мотивов в деятельности журналиста свидетельствуют, например, результаты исследования деятельности районной печати, о котором уже говорилось. Проведенный опрос показал, что большинство журналистов отдает предпочтение личным мотивам своего труда. Однако дальнейшее сопоставление ответов убеждает в том, что большинство личных мотивов, таких, как «возможность постоянно учиться, расширять кругозор», «возможность быть в курсе событий, настроений и мнений», «конкретность труда, возможность видеть результаты своей работы» и т. д., имеет четко выраженную общественную направленность и представляет собой средство для реализации таких возможностей журналистской деятельности, как «возможность помогать. людям в конкретных делах», «возможность бороться с недостатками», «возможность передать людям свои знания», «возможность влиять на сознание, на мнения и настроения читателей» и т. д.

Главным для журналиста является гражданственность и стремление сделать жизнь людей лучше. Размышляя о внутренних стимулах творчества, журналист В. Аграновский в эпилоге повести «Остановите Малахова!» пишет, «И это мое восприятие смысла наказания не умом, а барабанными перепонками магически возвращает меня к письменному столу, заставляя ощущать
не просто обязанность, не просто долг, а физическую потребность что-то немедленно предпринять, что-то такое найти, что нужно с корнем вырвать из нашей жизни и гарантировать тем самым детям возможность просыпаться каждое утро от будильников, от пионерских горнов, от петушиных криков, от добрых и ласковых материнских уговоров, от комариных укусов, от грома небесного - от чего угодно, но только не от воя сирены».

Достижение журналистом тех или иных общественных целей неизбежно связано с выбором средств и, таким образом, с решением одной из важнейших нравственных проблем - проблемы соотношения целей и средств деятельности. Предоставленная журналисту относительная свобода действий открывает широкий выбор вариантов поведения. «Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию», - писал В. И. Ленин о специфике журналистского труда. Возможность выбора тех или иных средств деятельности, вариантов поведения журналиста характеризует, прежде всего, уровень его свободы, которая реализуется как
«способность принимать решения со знанием дела», в сознательном подчинении законам социального развития, стремлением на основе их познания к таким целям деятельности, которые оптимально соответствуют этим законам.

И богатство выбора вариантов поведения человека, степень его свободы определяются прежде всего глубиной и широтой его знания социальных закономерностей, способностью с учетом современных условий найти наиболее эффективные способы достижения общественно полезных целей. «..Свобода журналистики в целом, как и свобода каждого журналиста, проявляется... в следующем: во-первых, в осознании необходимости и в связи с этим в переходе на позиции передового класса, его научной идеологии; во-вторых, в такой борьбе за интересы
класса, в такой творческой деятельности по отображению действительности, оценке явлений и процессов современности, в такой социальной ориентации масс, в распространении таких знаний, в формировании таких представлений об идеалах и путях их достижения, чтобы
наиболее активно содействовать социальному прогрессу...».

Выбор линии поведения, средств деятельности в каждой конкретной ситуации журналист осуществляет, разумеется, на основе определенных оценочных критериев. В творческой деятельности советского журналиста наиболее общим критерием нравственного поведения является оценка поступка с точки зрения его соответствия интересам общества. Поэтому в деятельности журналиста, как и других членов нашего общества, «нравственно ценными будут такие явления (суждения, нормы, оценки, принципы, поступки, идеалы и т. д.), содержание которых направлено на ускорение социального прогресса путем достижения более полного единства интересов личности и общества. И, наоборот, неценными, аморальными будут явления и факты, оказывающие отрицательное влияние на разрешение основного вопроса морали
о сочетании интересов личности и общества».

Проблема соответствия личных и общественных интересов сочетается с проблемой соответствия средств и цели деятельности. В понятие «средство» входят представления не только о методах, способах, приемах деятельности, но и о характере, мотивах их использования в конкретных ситуациях, о нравственной целесообразности выбора именно этих средств, так как только в силу отношения к какой-то цели они приобретают значение «средство». Поэтому одна из важнейших задач нравственных регуляторов как раз и состоит в том, чтобы обеспечить правильный выбор целесообразных средств деятельности, дать журналисту верные ориентиры их поиска.

Нравственная регуляция поведения осуществляется на уровне принципа и нормы. Их различие состоит, прежде всего, в степени конкретности. Само выделение морального принципа как нравственного регулятора обусловлено тем, что в повседневной жизни людей необходим ориентир более конкретный, нежели нравственный идеал, представляющий собой цель, зримую в перспективе. Такой близостью к практике характеризуется нравственная норма. Но она не отражает той перспективы, идейного содержания, которые имеет нравственный идеал. Поэтому возникает необходимость в промежуточном гибком и универсальном звене, связующем нравственный идеал с конкретными регуляторами поведения. Такими качествами обладают моральные принципы - «предельно широко сформулированные нормативные выражения, основополагающие „начала", сущностные законы. Они, с одной стороны, подобно идеалу,
фиксируют „сущность", „назначение" человека, раскрывают ему смысл и общую цель его многообразных действий, а с другой - являются ориентирами для выработки конкретных решений „на каждый день"».

Анализируя нравственные принципы труда журналиста, мы можем заметить, что многие из них имеют свои аналогии, как в системе принципов советской журналистики, так и среди общих моральных принципов нашего общества. Рассмотрим эту связь на примере принципа
правдивости. Он, безусловно, является одним из стержневых и занимает важное место в моральном кодексе советского журналиста. Этот же принцип содержится в Уставе КПСС и в общем моральном кодексе, предписывающем строго соблюдать честность и правдивость.

В отличие от нравственных принципов, являющихся «мировоззренческими регуляторами», нормы имеют четко выраженную практическую направленность. Особенностью норм является и то, что в них аккумулирован обобщенный нравственный опыт многих людей, «однотипных действий и поступков большого числа индивидов при множестве однотипных ситуаций».

Регламентация поведения людей посредством нравственных норм возможна прежде всего потому, что они по отношению к конкретной личности являются предписаниями абстрагированными, не учитывающими индивидуальных особенностей того или иного человека.

В общей схеме механизм проявления нравственной нормы можно представить как взаимодействие следующих элементов: ситуация — ее оценка на основе сложившихся фиксированных установок — предписываемое в связи с этим действие — последствия действия. Учитывая масштаб последствий нарушения тех или иных норм, их можно характеризовать, например, по степени обязательности. При таком условном разграничении можно
выделить обязательную, допустимую и дискуссионную нормы. Первая представляет собой устоявшееся и всеми принятое предписание, выраженное в категоричной форме и обязательное для исполнения любым субъектом в данной ситуации. К нарушителю обязательной нормы общество и профессиональная среда применяют определенные санкции. Эта разновидность нравственных предписаний иногда смыкается с правовыми нормами (например, недопустимость плагиата).

Предписания, содержащиеся в допустимой норме, менее обязательны для исполнения. Журналист может руководствоваться ими в зависимости от обстоятельств
(например, предписание, рекомендующее журналисту проверять сведения, сообщаемые со ссылкой на другое лицо: ссылка типа «передаю то, что слышал»).

Особую сложность представляют формулирование и применение дискуссионных норм. Их существование обусловлено недостатком накопленных в групповом профессиональном опыте обобщенных представлений о характере деятельности в ситуациях определенного типа. Это еще не устоявшиеся, еще не всеми принятые нравственные предписания, являющиеся свидетельством развития профессионально-этических норм и совершенствования средств той или иной деятельности (например, применение диктофона, сбор сведений с использованием
«совмещения профессии» и т. д.).

Таким образом, степень обязательности норм является основанием такого их разграничения, при котором категоричность возрастает от дискуссионной формы к обязательной.

Вполне обоснованным является, разграничение нравственных норм и по степени их осознанности человеком. По этому принципу можно выделить нормы, осознанные адекватно степени их обязательности, и нормы, оцениваемые журналистом с отклонением от принятой в обществе и профессиональной среде степени обязательности. Так, например, обязательная норма с позиций реально существующих у человека ценностных ориентаций может осознаваться как допустимая или даже как дискуссионная норма, в связи с этим следует заметить, что наличие в профессиональной среде определенных нравственных предписаний еще не означает, что они стали обязательными правилами для каждого члена этой группы, так как «достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки».

Поэтому перед теорией и практикой советской журналистики, деятельностью вузов, готовящих для нее кадры, возникает проблема внесения в сознание каждого представителя этой профессии необходимых знаний о этических принципах и нормах и последствиях их нарушения, проблема воспитания у журналиста чувства ответственности за соблюдение нравственных требований, предъявляемых обществом и профессиональной средой.

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7