Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этические нормы сбора журналистской информации.




 


Творческий процесс подготовки газетного материала можно условно представить в виде спиралеобразного движения с такими повторяющимися и соответствующими цели публикации моментами, как выработка. гипотезы, сбор информации, выбор методов ее обработки, интерпретация фактов, воплощение журналистских оценок и выводов в тексте. Причем внутренние и внешние характеристики этого движения определяются мировоззрением журналиста, а также его профессиональными знаниями и качествами. В ряду условий, влияющих на успех журналиста на каждом из этапов, его творческой деятельности, важное место, как уже отмечалось, занимает нравственная культура, степень практического овладения этическими нормами профессии. Решающее значение эти качества имеют и в процессе общения журналиста
людьми, к которым он обращается за сведениями в ходе подготовки материала.

При рассмотрении особенностей журналистского общения с информирующими лицами можно заметить, что оно по структуре неоднородно. В нем отчетливо различаются два этапа. Первый из них — общение в ходе сбора и подготовки материала, которое, как правило, характеризуется высокой напряженностью, активным накоплением информации о герое, свидетеле событий, исследуемой проблеме. Второй этап общения связан с публикацией материала и его последствиями. Ему присуща меньшая активность в межличностных контактах: публикация и воздействие на аудиторию и социальные институты полученной информации осознаются журналистом и информирующими лицами как главные итоги общения.

Иначе характеризуется второй этап общения при подготовке критических материалов. Чаще всего в этом случае публикация полученных сведений становится событием, обостряющим и активизирующим общение между журналистом и героем. В это общение нередко включаются и другие лица и организации. Оживление контактов может возникнуть и в связи с публикацией некоторых положительных материалов, например, тех, в которых пропагандируется передовой опыт.

Однако при очевидных различиях оба этапа журналистского общения тесно взаимосвязаны и взаимозависимы: чем этичнее методы работы и поведение журналиста на первом этапе общения, тем лучше складываются его отношения с лицами, располагающими сведениями.
А это позволяет получить более полную и разностороннюю информацию, что в свою очередь, прямо связано с объективностью и этичностью опубликованного материала.

Опыт подсказывает, что точно выбранная актуальная газетная тема, не подкрепленная глубокой, умело собранной, квалифицированно, обработанной информацией, необходимой для ее раскрытия станется нереализованным замыслом или в лучшем случае — слабым отголоском того мощного публицистического. звучания, которое могло бы возникнуть.



Принципиальная оценка различных факторов при сборе сведений, проявленная при этом верность нравственным нормам нередко заставляет журналиста изменить первоначальный замысел, отказаться от темы, не нашедшей жизненного подтверждения. И тогда «он как честный человек, либо возвращается в редакцию, как говорится, с пустыми руками, либо привозит нечто совершенно противоположное тому, зачем ехал». Вот так четко – «или – или» - представлял себе Г. Радов позицию журналиста при подготовке материала. На этой стадии творческого процесса журналист должен особенно четко осознавать, что сбор сведений лишь одно из средств достижения цели, которая определяется темой.

С точки зрения нравственной, сбор сведений для журналиста — особенный этап деятельности: глубокая, объективная информация, полученная журналистом с соблюдением этических норм, дает ему моральное право с полной определенностью высказать свое мнение, дать оценку проблеме, действиям людей. Поведение журналиста во время сбора сведений, направленность и методы поиска информации свидетельствуют об уровне его профессионализма, умении избирать наиболее эффективные средства для достижения своих целей.

Следует подчеркнуть, что в работе журналиста по сбору, обработке и использованию сведений информация о деятельности людей занимает ведущее место, ибо «история современности» складывается из людских дел и судеб, их взглядов, мнений, чувств, поступков. И естественно, что журналист, пишущий эту историю, сравнительно мало имеет дела с «безличной» информацией. Характеризуя в целом источники информации, следует отметить их главную и необходимую с точки зрения журналиста особенность: они «должны располагать постоянно пополняемым и обновляемым количеством сведений, представляющих для получателя, во-первых, определенную значимость и, во-вторых, определенную ценность, реализуемую им в процессе его собственного функционирования».

Информационная ценность источников значительно возрастает, если они предстают как система: тогда они дополняют, обогащают и поправляют друг друга. Не случайно многие журналисты стремятся именно к такому использованию источников информации. При сборе сведения с точки зрения профессионально-этической, весьма важно определить такие качества источников информации, как компетентность, объективность, доступность, достоверность, «коммуникабельность», характер, полнота и оригинальность имеющихся у них сведений, позиция по отношению к характеризуемому лицу, проблеме и т. д.

Как наиболее необходимые качества источников информации часто называют три первых, а по степени важности на первое место выдвигают такое качество, как компетентность. С компетентностью некоторые из журналистов связывают проблему главных и вспомогательных источников информации. Они отмечают, что для подготовки каждого материала можно выделить наиболее важные (и как правило наиболее компетентные) источники информации и те, которые играют вспомогательную роль. При оценке некоторых источников информации, используемых журналистом, на наш взгляд, полезно учитывать те критерии, по которым определяют надежность источников информации специалисты смежных областей знания. Интересна, например, характеристика источников информации, предложенная академиком Б. М. Кедром. Приведем ее по возможности полно (с уточнениями, сближающими эту оценку к теме нашего разговора).

«В общем случае наибольшей степенью достоверности обладает источник, непосредственно относящийся к интересующему нас времени (А) (или - событию. — В. Т.), исходящий от самого ученого (а) (характеризуемого лица — В. Т.) и носящий письменный характер (а); наименьшей степенью достоверности обладает источник, отдаленный во времени от данного события (Б), исходящий от других лиц (б) и носящий устный характер (P)... следует прежде всего различать с точки зрения достоверности две группы источников: (А) все, что содержит непосредственную фиксацию творческого процесса (или события) ... и (Б) то, что представляет собой опосредованное временем позднейшее описание этого процесса (акта) в виде воспоминаний, и т. д. Материалы первой группы не успели еще подвергнуться реконструирующему действию со стороны человеческой памяти... Материалы второй группы, напротив, могут содержать искажения (аберрации), произведенные неверными коррективами со стороны памяти». Однако применительно к деятельности журналиста неполнота этой классификации очевидна: кроме различия источников по характеру их связи событиями во времени журналисту важно оценить важность сведений, исходящих из синхронно существующих источников — людей, документов, личных наблюдений журналиста и т. д.

Важным качеством источника информации является доступность. Высокий статус советского журналиста, гуманистический характер его деятельности, направленной на максимальное удовлетворение потребностей аудитории, авторитет представляемых им органов являются необходимыми условиями, обеспечивающими успех его деятельности по сбору информации. Но в практике каждого журналиста нередки такие ситуации, когда по различным причинам объективного и субъективного характера ему затруднен доступ к источникам информации.

И применительно к такой ситуации для журналиста весьма важно верно решить главную профессионально-этическую проблему — проблему соотношения цели и средств деятельности. Альтернатива здесь такова: воспользоваться доступным, но некомпетентным источником
(и тем самым проявить неэтичное отношение к читателю) или же любой ценой получить доступ к компетентному источнику (что тоже может быть связано с нарушением этических и даже правовых норм нашего общества). Выбор того или иного источника информации, поиск другого
варианта поведения в подобной ситуации (например, уведомление читателей об обстоятельствах сбора сведений и высказывание своего предположительного мнения о событиях) в значительной мере характеризуют уровень нравственной зрелости журналиста.

 

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.