О. П. Елисеев. Конструктивная. Типология И. Психодиагностика. Личности. Практическая. Психология. Елисеев олег павлович. Елисеев О. П.
Стр 1 из 43Следующая ⇒ О. П. ЕЛИСЕЕВ КОНСТРУКТИВНАЯ ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Посвящается жене Любови Яковлевне и дочери Ольге.
НАУЧНО-УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ ЕЛИСЕЕВ ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ Елисеев О. П. КОНСТРУКТИВНАЯ ТИПОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ. — Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей
Настоящая монография является научно-методическим руководством для практических психологов, социологов, а также для студентов философско-психолого-педагогического профиля. В книге обобщено содержание работы автора по психологии и психодиагностике личности, проводимой им на кафедре практической психологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. В связи с проблемой индивидуальных различий личности, предлагается оригинальная и апробированная модель взаимосвязи психических образований личности, в том числе темперамента, характера и мотивации. Рассмотрены вопросы психодиагностики личности в авторской модели психологических методик и тестов, содержание которых дано в объеме, достаточном для их практического использования. Необходимая в психологических и социологических исследованиях, модель личности построена в авторской конструктивной типологии и в соответствии с идеей развития непрерывного образования и современного человекознания.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................. 4 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНСТРУКТИВНУЮ ТИПОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ. ................................................................................. 9
§ 1. Философско-исторические основания конструктивного подхода……..... 9 § 2. Психологический смысл конструктивного подхода...................................... 14 § 3. Интегральная модель структуры личности в системе конструктивной типологии........................................................................................................... 21 § 4. О законах распределения случайных (реальных) величин......................... 34 Глава 2. ТИПОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРАМ АКТИВНОСТИ И РЕАКТИВНОСТИ …………………………………………37 Р а з д е л 1. Активность и реактивность личности как основа причинных типологий индивидуальных различий. ..... 37 Р а з д е л 2. Типология и диагностика свойств личности по параметру реактивности. .................................................. 41 § 1. Типология и психодиагностика темперамента................................. 41 § 2. Содержание психодиагностических методик исследования личности по параметру реактивности................................................ 52 Р а з д е л 3. Типология и диагностика свойств личности по параметру активности. ................................................. 67 § 1. Проблемы взаимосвязи темперамента и характера в типологии и психодиагностике индивидуальных различий......... 67 § 2. Содержание психодиагностических методик исследования личности по параметру активности................................................... 79 Глава 3. ТИПОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПО ПАРАМЕТРАМ НАПРАВЛЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ …………148 Р а з д е л 1. Типология и диагностика свойств личности по параметру направленности. ............................................ 148 § 1. Типологическое единство темперамента, характера и мотивации как основа интегральной психодиагностики личности…………………………………………………………….. 149
§ 2. Диагностика мотивации активности личности............................ 155 Р а з д е л 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей личности по параметру возможностей человека. ........ 185 § 1. Диагностика интеллектуальных способностей............................. 185 § 2. Диагностика интересов и профессиональных склонностей.......... 213
Приложение............................................................................................... 227
Список литературы................................................................................... 314 ПРЕДИСЛОВИЕ В практической психологии нет более сложной и актуальной проблемы, чем содержание, диагностика и типология индивидуальных различий человека. Эта проблема остро стоит во всей психологической науке, она же относится к разряду «вечных» и в литературе, и в жизни каждого конкретного человека. Эту проблему, к счастью человечества, никогда нельзя разрешить абсолютно, ибо люди всегда были, есть и будут индивидуально различными. В то же время, относительное и все более точное знание о природе индивидуальности постоянно накапливается и не только в психологии, но и в смежных с нею науках, в философии человека. Особо следует подчеркнуть роль последней для практического психолога, иногда скептически относящегося к ее, казалось бы, весьма отвлеченным категориям, законам и принципам. Однако, как известно, нет ничего более практичного, чем хорошее знание теории. Или, по-другому: практика есть теория в действии, а теория есть практика мысли. Философия человека вооружает психолога, по мысли Ф. Бэкона, прежде всего методом познания. Изучая индивидуальные различия людей, нельзя уподобляться пауку, вытягивающему из себя умозрительную схему типологии и сущности этих различий: в этой паутине понятий конкретный человек остается лишь абстрактно известным, то есть практически индивидуальность человека таким образом отрицается: остается неизвестным, как люди отличаются друг от друга и от животных. Эта «болезнь» свойственна классическому курсу общей психологии, а также и другим психологический дисциплинам, преподаваемым в духе сведения их к физиологии или к схоластике. Практический психолог не должен уподобляться и муравью, добросовестному труженику, терпеливо собирающему все новые факты и корреляции в одну возрастающую их груду: проблема индивидуальных различий становится все более непостижимой, а психологи различных направлений все более лишаются взаимопонимания и авторитета в обществе. Этот синдром «вавилонской башни» особенно проявляется в практической психологии, когда психодиагностические средства и методы отбираются, компонуются и применяются вне психологической и философской культуры. Единственным мерилом ценности и валидности методик по существу являются корреляции изучаемых признаков. Однако, являются ли эти признаки существенными, а их выбор необходимым и достаточным? Зачастую здесь действует принцип «чем больше (различных методик и полученных корреляций), тем лучше, обстоятельнее». На самом деле корреляция признаков еще не означают наличия причинно-следственных связей изучаемых явлений психики и личности, или, по крайней мере, нельзя с уверенностью сказать, которое из явлений является причиной, обуславливающей следствие. Как отмечает И. В. Равич-Щербо, «... основным методом анализа в современной дифференциальной психофизиологии является корреляционное сопоставление двух рядов — психофизиологического и собственно психологического. При наличии связи между ними первый ряд занимает место аргумента, второй — функции. Вместе с тем сегодня хорошо известно, что возможна и обратная ситуация…», а именно: «... и в пределах нормы интенсифицированное умственное обучение оказывает влияние на психофизиологические параметры». (Роль среды и наследственности... 1988, с. 10—11).
Поэтому естественны надежды психологов на объективно возможное целостное, системно-структурное соединение теории и практики, синтеза и анализа, воплощенное, например, в учебном пособии по экспериментальной психологии В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским. Объединение двух подходов: «от типов» и «от черт» в специально созданном психодиагностическом тесте, казалось бы, должно было принести последнему заслуженную популярность. Но этого не произошло: отдавая дань признательности авторам, впервые продвинувшим решение рассматриваемой здесь проблемы, психологи предпочитают вновь и вновь самостоятельно строить собственную концепцию изучения индивидуальных различий и типологии личности.
Опыт кафедры, возглавляемой В. Н. Панферовым, в сфере подготовки и повышения квалификации практических психологов свидетельствует, что подавляющее их большинство осознанно или интуитивно предпочитают конструктивный подход в своей деятельности. Большинство философов и психологов, авторитетных преподавателей высшей и средней школы (это специально исследовалось нами по соответствующим методикам) не только разделяют, но и постоянно развивают идею конструктивного поиска истины в учебном и научном труде. Что означает конструктивный путь в познании и в практике человеческих отношений? Это не только сам себя конструирующий путь. Не одно только стремление к всестороннему анализу и синтезу и системно-структурному отражению действительности. Явления поиска оптимальных решений и отношений сотрудничества также еще не исчерпывают сути конструктивного сознания, и деятельности. Сущность конструктивного пути в творческой деятельности Человека состоит в осуществлении нравственно-положительного замысла этой деятельности, в личностном его смысле, в конечном счете совпадающем с общечеловеческим смыслом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|