Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стрированные у матерей аутичных детей во время их вынашивания,




Представляют собой скорее всего результат вынашивания генетичес-

Ки аномального плода, а не отражение средового фактора риска. В-тре-

Тьих, в рамках генетических исследований А была собрана информа-

Ция, свидетельствующая в пользу необходимости реконцептуализа-

Ции как понятия частоты встречаемости А, так и клинической картины

Этого расстройства.

Данные близнецовых и семейных исследований синдрома гипер-

Активности и дефицита внимания однозначно указывают на суще-

Ственный генетический вклад в формирование индивидуальных раз-

Личий по этому признаку. Усредненная оценка коэффициента насле-

дуемости СДВГ составляет примерно 70%.

Исследования убедительно показали, что и дислексия (специфи-

Ческая неспособность к чтению) — признак, передающийся по наслед-

Ству, и что частично развитие и проявление дислексии может быть объяс-

Нено генетическими влияниями. Однако, несмотря на разнообразие и

Количество тестированных моделей, путь генетической передачи Д все

Еще не определен. Авторы одной из наиболее широко распространен-

Ных гипотез предполагают аутосомно-доминантный способ передачи

СНЧ, характеризующийся редуцированной и определяемой полом пе-

Нетрантностъю. Проблемы, связанные с точной диагностикой, и воз-

Можная генетическая и этиологическая гетерогенность сильно ослож-

Няют формирование наших представлений о процессе формирования

СНЧ. Психогенетические исследования, идущие параллельно с дефек-

Тологическими и психологическими, должны прояснить не только воп-

Росы происхождения, но и определение Д и ее типов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты психогенетических исследований, проведенных разны-

Ми методами (напомним, что они взаимно контролируют и дополня-

Ют друг друга), говорят о существовании первичной, «исходной»,

Индивидуальности, задаваемой нашей наследственностью. Уникаль-

Ность генотипа каждого человека, высокая индивидуализированность

многих психологически значимых средовых факторов, ковариация _______и

Взаимодействие одного и другого — вот те силы, которые формируют

Бесконечное разнообразие людей. Необходимо помнить, что психоге-

Нетические данные говорят о причинах именно различий между людь-

Ми, т.е. о происхождении популяционной изменчивости (межиндиви-

Дуальной вариативности), и ее выводы не могут быть перенесены на

Оценки индивидуально-психологических особенностей конкретного

Человека.

Психологические признаки исследованы в психогенетике нерав-

Номерно: есть огромное число работ по интеллекту и несравненно

Меньшее — по отдельным когнитивным функциям, специальным спо-

Собностям, моторике, психофизиологическим признакам. Весьма редки

работы, построенные по логике трех уровней: генотип => морфофун-

кциональный уровень => психика, хотя сама эта логика признается

Всеми исследователями.

Для оценки общих итогов воспользуемся извлечениями из обоб-

Щения, данного Р. Пломином и соавторами в учебнике «Генетика по-

ведения» [363]. Суммируя результаты очень многих работ, выполнен-

Ных методами близнецов, приемных детей и семейным, они приходят

К следующим выводам.

Интеллект: по этой проблеме много работ, выполненных всеми

тремя методами, h2= 40-60%; с возрастом h2 увеличивается; имеется

Существенная генетическая преемственность этапов развития с дет-

Ства до взрослости; общесемейная среда значима в детстве, но затем

Ее значение падает.

Специфические когнитивные способности: есть работы, выполнен-

ные всеми тремя методами, но их существенно меньше, чем по IQ;

h2= 30-50%; наследуемость вербальных и пространственных способ-

Ностей, возможно, выше, чем мнемических; существуют генетичес-

27* 419

Кие корреляции между различными способностями; есть некоторые

Данные о влиянии общесемейной среды.

Креативность: больше всего близнецовых исследований; есть (но

Значительно меньше) семейные; метод приемных детей не использо-

вался; h2≈ 25%; есть основания предполагать, что при уравненном 1Q

Генетические влияния в оценках креативности не обнаруживаются.

Академическая успешность: работ немного; они выполнены семей-

ным и близнецовым методами; h2 ≈50%; нет доказательств того, что

Одни тесты имеют большую наследуемость, чем другие, но есть гене-

Тические корреляции между ними; имеются некоторые свидетельства

О влиянии общесемейной среды.

Личность: много работ, выполненных всеми тремя методами;

h2≈ 40%; метод приемных детей дает меньшую генетическую вариа-

Тивность, чем метод близнецов; мало доказательств того, что одни

Черты имеют большую наследуемость, чем другие; нет доказательств

Общесемейных влияний.

Оценки среды: исследованы всеми тремя методами, хотя в целом

Работ немного; показаны генетические влияния на большинство па-

Раметров семейной среды, за исключением контроля как стиля вос-

Питания; большинство связей в системе «среда-поведение» опосре-

Дуются генетическими влияниями, т.е. генетически заданными инди-

Видуальными особенностями субъектов этой системы,

К выводам Р. Пломина можно добавить (хотя пока работ немно-

Го), что есть доказательства достаточно выраженных генотипических

влияний в вариативности нейро- и психофизиологических признаков:

ЭЭГ, ВП разных модальностей и т.д. Все это говорит о существенной

Роли генотипа в формировании самых разных компонентов и уровней

В структуре человеческой индивидуальности. «Генетические влияния

В поведении так вездесущи и всепроникающи, что оправдано измене-

Ние в акцентах. Не спрашивай, что наследуемо; спрашивай, что не

наследуется» [363, с. 401].

Однако мы и сейчас не имеем ответа на вопрос; что же в реальной

Жизни означает большая зависимость признака от генотипа? — Раз-

Ные пределы возможностей (вспомним предельный темп, время опоз-

Нания и т.д.)? Разную тренируемость? Меру первичной индивидуали-

Зированности? Но тогда в чем должна заключаться, например, педа-

Гогическая идеология? Таких вопросов много, однако пока они

Остаются вне поля зрения исследователей, работающих в этой области.

Еще нет возможностей и для предсказаний относительно того,

Какие типы психологических характеристик должны иметь большую,

А какие — меньшую генетическую компоненту. Иначе говоря, не сфор-

Мулирована общая закономерность, следствия из которой были бы

Прогностичны и проверяемы. Реально генетика, используя надежные

Психодиагностические методики, ограничивает свои знания их диа-

Пазоном. Вместе с тем обязательная цель науки — не только описание

И объяснение, но и предсказание действительности. Поэтому одной

Из интереснейших задач психогенетики является поиск закономерно-

Стей, которым подчиняется динамика генотип-средовых соотноше-

Ний (вспомним, например, их различия в изменчивости ВР при осоз-

Нанном контроле и на уровне автоматизации двигательного навыка

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...