Стрированные у матерей аутичных детей во время их вынашивания,
Представляют собой скорее всего результат вынашивания генетичес- Ки аномального плода, а не отражение средового фактора риска. В-тре- Тьих, в рамках генетических исследований А была собрана информа- Ция, свидетельствующая в пользу необходимости реконцептуализа- Ции как понятия частоты встречаемости А, так и клинической картины Этого расстройства. Данные близнецовых и семейных исследований синдрома гипер- Активности и дефицита внимания однозначно указывают на суще- Ственный генетический вклад в формирование индивидуальных раз- Личий по этому признаку. Усредненная оценка коэффициента насле- дуемости СДВГ составляет примерно 70%. Исследования убедительно показали, что и дислексия (специфи- Ческая неспособность к чтению) — признак, передающийся по наслед- Ству, и что частично развитие и проявление дислексии может быть объяс- Нено генетическими влияниями. Однако, несмотря на разнообразие и Количество тестированных моделей, путь генетической передачи Д все Еще не определен. Авторы одной из наиболее широко распространен- Ных гипотез предполагают аутосомно-доминантный способ передачи СНЧ, характеризующийся редуцированной и определяемой полом пе- Нетрантностъю. Проблемы, связанные с точной диагностикой, и воз- Можная генетическая и этиологическая гетерогенность сильно ослож- Няют формирование наших представлений о процессе формирования СНЧ. Психогенетические исследования, идущие параллельно с дефек- Тологическими и психологическими, должны прояснить не только воп-
Росы происхождения, но и определение Д и ее типов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты психогенетических исследований, проведенных разны- Ми методами (напомним, что они взаимно контролируют и дополня- Ют друг друга), говорят о существовании первичной, «исходной», Индивидуальности, задаваемой нашей наследственностью. Уникаль- Ность генотипа каждого человека, высокая индивидуализированность многих психологически значимых средовых факторов, ковариация _______и Взаимодействие одного и другого — вот те силы, которые формируют Бесконечное разнообразие людей. Необходимо помнить, что психоге- Нетические данные говорят о причинах именно различий между людь- Ми, т.е. о происхождении популяционной изменчивости (межиндиви- Дуальной вариативности), и ее выводы не могут быть перенесены на Оценки индивидуально-психологических особенностей конкретного Человека. Психологические признаки исследованы в психогенетике нерав- Номерно: есть огромное число работ по интеллекту и несравненно Меньшее — по отдельным когнитивным функциям, специальным спо- Собностям, моторике, психофизиологическим признакам. Весьма редки работы, построенные по логике трех уровней: генотип => морфофун- кциональный уровень => психика, хотя сама эта логика признается Всеми исследователями. Для оценки общих итогов воспользуемся извлечениями из обоб- Щения, данного Р. Пломином и соавторами в учебнике «Генетика по- ведения» [363]. Суммируя результаты очень многих работ, выполнен- Ных методами близнецов, приемных детей и семейным, они приходят К следующим выводам. Интеллект: по этой проблеме много работ, выполненных всеми тремя методами, h2= 40-60%; с возрастом h2 увеличивается; имеется Существенная генетическая преемственность этапов развития с дет-
Ства до взрослости; общесемейная среда значима в детстве, но затем Ее значение падает. Специфические когнитивные способности: есть работы, выполнен- ные всеми тремя методами, но их существенно меньше, чем по IQ; h2= 30-50%; наследуемость вербальных и пространственных способ- Ностей, возможно, выше, чем мнемических; существуют генетичес- 27* 419 Кие корреляции между различными способностями; есть некоторые Данные о влиянии общесемейной среды. Креативность: больше всего близнецовых исследований; есть (но Значительно меньше) семейные; метод приемных детей не использо- вался; h2≈ 25%; есть основания предполагать, что при уравненном 1Q Генетические влияния в оценках креативности не обнаруживаются. Академическая успешность: работ немного; они выполнены семей- ным и близнецовым методами; h2 ≈50%; нет доказательств того, что Одни тесты имеют большую наследуемость, чем другие, но есть гене- Тические корреляции между ними; имеются некоторые свидетельства О влиянии общесемейной среды. Личность: много работ, выполненных всеми тремя методами; h2≈ 40%; метод приемных детей дает меньшую генетическую вариа- Тивность, чем метод близнецов; мало доказательств того, что одни Черты имеют большую наследуемость, чем другие; нет доказательств Общесемейных влияний. Оценки среды: исследованы всеми тремя методами, хотя в целом Работ немного; показаны генетические влияния на большинство па- Раметров семейной среды, за исключением контроля как стиля вос- Питания; большинство связей в системе «среда-поведение» опосре- Дуются генетическими влияниями, т.е. генетически заданными инди- Видуальными особенностями субъектов этой системы, К выводам Р. Пломина можно добавить (хотя пока работ немно- Го), что есть доказательства достаточно выраженных генотипических влияний в вариативности нейро- и психофизиологических признаков: ЭЭГ, ВП разных модальностей и т.д. Все это говорит о существенной Роли генотипа в формировании самых разных компонентов и уровней
В структуре человеческой индивидуальности. «Генетические влияния В поведении так вездесущи и всепроникающи, что оправдано измене- Ние в акцентах. Не спрашивай, что наследуемо; спрашивай, что не наследуется» [363, с. 401]. Однако мы и сейчас не имеем ответа на вопрос; что же в реальной Жизни означает большая зависимость признака от генотипа? — Раз- Ные пределы возможностей (вспомним предельный темп, время опоз- Нания и т.д.)? Разную тренируемость? Меру первичной индивидуали- Зированности? Но тогда в чем должна заключаться, например, педа- Гогическая идеология? Таких вопросов много, однако пока они Остаются вне поля зрения исследователей, работающих в этой области. Еще нет возможностей и для предсказаний относительно того, Какие типы психологических характеристик должны иметь большую, А какие — меньшую генетическую компоненту. Иначе говоря, не сфор- Мулирована общая закономерность, следствия из которой были бы Прогностичны и проверяемы. Реально генетика, используя надежные Психодиагностические методики, ограничивает свои знания их диа- Пазоном. Вместе с тем обязательная цель науки — не только описание И объяснение, но и предсказание действительности. Поэтому одной Из интереснейших задач психогенетики является поиск закономерно- Стей, которым подчиняется динамика генотип-средовых соотноше- Ний (вспомним, например, их различия в изменчивости ВР при осоз- Нанном контроле и на уровне автоматизации двигательного навыка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|