Или изменения в структуре дисперсии параметров ВП при изменении
Семантики стимула и т.д.). Сегодня есть только основания для гипо- Тез, но они есть и, значит, есть основания для работы именно в этих Направлениях. Особо стоит вопрос о возможностях перехода от популяционных Характеристик к индивидуальному «диагнозу»; по-видимому, един- Ственный путь его решения — поиск генетических маркёров, связан- Ных с психологическими характеристиками. Цель этой очень трудной Работы, которой заняты сейчас многие психогенетические лаборато- Рии, — научиться определять вероятность развития того или иного Признака у конкретного человека. Это — долгий путь, но имеющиеся Сегодня успехи (хотя и относящиеся пока только к различным откло- Нениям от нормы) дают надежду на решение и этой задачи. Психогенетические исследования позволяют решить многие воп- Росы, прямо не относящиеся к проблеме наследственности и среды. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений дает новые кри- Терии для возрастной периодизации и выделения сензитивных, т.е. Чувствительных к внешнему опыту, периодов развития; для понима- Ния преемственности его этапов; для изучения происходящих в онто- Генезе изменений внутренних механизмов психических функций и для Решения многих других проблем. Наконец, именно в логике психогенетических исследований наи- Более продуктивно исследуются и средовые влияния, поскольку они Позволяют контролировать вторую переменную — влияние наслед- Ственности. Все возрастающее количество работ, проведенных психо- Генетиками и посвященных анализу средовых переменных, подтвер-
Ждает данный тезис. Однако необходимо помнить, что все заключения психогенетики Валидны настолько, насколько валидны используемые ею диагности- Ческие методы. И за это несут ответственность уже психологи. ЛИТЕРАТУРА Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. Аверина И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индиви- Дуальных особенностях памяти школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983. Александрова Н.И. Корреляционный анализ биоэлектрической активности Передних и задних областей головного мозга//Проблемы дифференциальной пси- Хофизиологии/Под ред. В.Д. Небылицына. М., 1974. С. 112-144. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М., 1980. Анохин А.П. Генетические основы нейрофизиологических особенностей че- Ловека//Дубинин Н.П. (ред.). Успехи современной генетики. М., 1987. С. 206-231. Анохин А.П. Изменчивость и наследуемость нейродинамических характерис- Тик индивидуальности человека (по данным ЭЭГ). Канд. дисс. М., 1987. Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека: тенденции и перспективы Исследований. М., 1988. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активно- Сти. Владивосток, 1988. Ауэрбах Ш. Генетика. М., 1968. Бадалян Л. О., Заваденко Н.Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания У детей//Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. №3. С. 74-90. Беляев Д.К., Бородин П.М. Влияние стресса на наследственность и изменчи- Вость и его роль в эволюции//Эволюционная генетика. Л., 1982. С. 35-59. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность//Фролов И.Т. (отв.ред.). Чело- Век в системе наук. М., 1989. С. 155-164. Беляев Д.К. и др. Общая биология (пособие для учителей). М., 1966. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. М., 1990.
Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. М., 1982. Блинков С.М. Общее анатомическое введение в нейропсихологию//Смир- Нов А.А., Лурия А.Р., Небылицын В.Д. (ред.). Естественно-научные основы психо- Логии. М., 1978. С. 24-54. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987. Бойко Е.И. Время реакции человека. М., 1964. Босик Л.Я. К вопросу о роли наследственности и среды в физиологии и Патологии детского возраста//Труды Медико-биологического института им. Горь- Кого. Т. 3. 1934. С. 33-57. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека//Фро- Лов И.Т. (отв.ред.). Человек в системе наук. М., 1989. С. 143—155. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.П. Функциональная асимметрия человека. М., 1981. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь. 1897. Т. 22. 1898. Т. 50. Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека. М., 1991. Бумсма Д., Ван Баал К. Лонгитюдное генетическое исследование показате- Лей интеллекта у близнецов 5-7 лет//Вопросы психологии. 1997. №4. С. 117-127. Буякова О.И. Выделение и анализ мозгоспецифических последовательнос- Тей из библиотек кДНК разных отделов головного мозга человека. Автореф. дисс. Канд. биол.наук. М., 1992. Вайнберг B.H. Интеллект близнецов//Цейтлин А.Г. (ред.). Проблемы возрас- Тной педагогики. М., 1930. С. 110-145. Витвицкая Л.В. Сравнительный анализ функций генома в клетках мозга При формировании адаптивного поведения у животных разного уровня онто- и Филогенеза. Автореф. дисс. докт. биол. наук. М., 1991. Вольф К.Ф. Предметы размышлений в связи с теорией уродов. Л., 1973. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функ- Ций//Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. М., 1982. С. 168-174. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1983. Гавриш Н.В., Малых С.Б. Природа индивидуальных различий частотных ха- Рактеристик альфа-диапазона ЭЭГ детей 6-8 лет//Журн. высш. нервн. деят. 1994. Т. 44. Вып. I. С. 8-17. Гавриш Н.В., Равич-Щербо И.В., Шибаровская Г.А., Шляхта Н.Ф. Индивиду-
Альная ЭЭГ, ее онтогенетическая стабильность и генотипическая обусловлен- ность_______//Мозги психическая деятельность. М., 1984. С. 125-137. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М., 1996. А. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психо- Физиологических признаков в онтогенезе/Под ред. С.Б. Малыха. М., 1995. Гилберт С. Биология развития. М., 1994. Т.2. Гиляров М.С. (отв. ред.). Биологический энциклопедический словарь. М., 1996. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М., 1990. Горбачевская Н.Л. и др. Электроэнцефалографическое исследование детской Гиперактивности//Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 49-55. Горбачевская Н.Л., Кожушко Л.Ф. Динамика формирования ЭЭГ у мальчи- Ков и девочек школьного возраста (по данным 9-летнего наблюдения)//Журнал Невропатологии и психиатрии. 1990. Т. 90. № 8. С. 75. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995. Григоренко Е.Л. Применение статистического метода моделирования с по- Мощью структурных линейных уравнений в психологии: за и против//Вопросы Психологии. 1994. № 2, С. 30-55. Григоренко Е.Л. Генетический метод. Изучение роли наследственности и Среды в рамках квазиэксперимента//Корнилова Т.В. (ред.). Методы исследования в Психологии: квазиэксперимент. М., 1998. С. 76—108. Григоренко Е.Л., ЛаБуда М. Моделирование с помощью ЛИЗРЕЛА: генети- Ческие и средовые компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку за- Висимости-независимости от поля//Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 55—72. Гурфинкель В. С., Левик Ю. С. Управление движением//Основы психофизио- Логии/Александров Ю.И. (отв. ред.). М., 1997. С. 93-105. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состо- Яний. М., 1992. Доброхотова Т.П., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных детей». М., 1993.
Дробинская А. О., Фишман М.Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об Этиопатогенезе)//Дефектология. 1996. № 5. С. 22-28. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|