Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение психодиагностических ситуаций




Необходимо подобрать пять психодиагностических методик для решения каждой из предложенных ситуаций, и обосновать свой выбор.

 

Ситуация 1.

Оператор call-центра должен обладать хорошей памятью, высокой концентрацией внимания, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, активностью, ответственностью, эмпатией. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?

 

Ситуация 2.

Для стажировки английскому языку на конкурс из нескольких претендентов нужно отобрать одного студента. У него должны быть хорошо развитое мышление, память, эмоциональная устойчивость в стрессовой ситуации, желание победить и другие качества. Какие методики можно использовать для отбора будущего победителя?

 

Ситуация 3.

Производственная фирма обратилась с просьбой провести отбор среди претендентов на руководящие должности. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему?

Ситуация 4.

Женщина в возрасте 56 лет обратилась в психологическую консультацию с жалобами на плохой сон, аппетит, мысли о близкой смерти, обострении многих хронических заболеваний, о безысходности своего состояния. Какие методики позволят выявить актуальное негативное эмоциональное (невротическое) состояние?

Ситуация 5.

Мать обратилась в психологическую консультацию с жалобой на плохие взаимоотношения со своим ребенком (подростковый возраст). Какие методики – для мамы и для ребенка – позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношения (для улучшения их взаимоотношений)?

Ситуация 6.

Учительница обратилась за помощью к школьному психологу с жалобой на агрессивное поведение и трудности в учебе ребенка младшего школьного возраста. Какие методики позволят выявить причины такого поведения и учебы? Обоснуй свой ответ.

 

Ситуация 7.

Супружеская пара обратилась в психологическую консультацию с жалобами на своих пожилых родителей, у которых наблюдается плохая память, отсутствие полноценного сна, аппетита, повышенная раздражительность. Какие методики необходимо подобрать для выявления актуального состояния когнитивной сферы пожилых людей, и позволят наметить пути реабилитации?

 

 

Ситуация 8.

Мать обратилась с просьбой обследовать ребенка и дать психологическое заключение с целью последующего обучения ребенка в школе дополнительного образования для одаренных детей. Какие необходимо подобрать методики для объективного обследования способного ребенка, и достаточно ли будет одноразовой диагностики. Обоснуйте свой ответ.

Ситуация 9.

Мать предполагаемого призывника обратилась в психологическую консультацию с жалобами на наличие выраженных психических нарушений (плохая память, рассеянность внимания, частые головные боли), которые не позволят ему служить в армии. Какие необходимо подобрать методики для подтверждения или опровержения жалоб на неполноценность в когнитивной сфере?

Ситуация 10.

Какие методики будут наиболее эффективны для консультирования в психологической службе вуза для студентов, испытывающих трудности в обучении и личностные трудности?

 

Ситуация 11.

В работе летчика необходима выдержка, эмоциональная устойчивость, хорошее внимание, ответственность, повышенная резистентность к физическим и психическим перегрузкам. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно они?

Ситуация 12.

По результатам каких методик и каким результатам можно рекомендовать старшеклассникам выбор профессии психолога?

 

Ситуация 13.

В работе менеджера необходимо хорошо развитое мышление, внимание, креативность, активность, ответственность. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность?

 

Ситуация 14.

Учительница обратилась к детскому психологу с жалобой на плохую успеваемость и повышенную отвлекаемость у двоих детей младшего школьного возраста. Какие методики позволят выявить причины такого поведения детей?

 

Ситуация 15.

Мать обратилась за консультацией к детскому психологу с жалобами на наличие страхов у ребенка (9 лет), которые носят панический характер и проецируются не только на животных, но и на другие громкие звуки, резкие движения. Какие методики можно использовать для диагностики актуального эмоционального состояния ребенка? Следует ли провести диагностические мероприятия с матерью ребенка?

 

Ситуация 16.

Супружеская пара обратилась за консультацией к психологу по поводу разногласий в семье, которая стоит на грани развода. Какие методики позволят выявить их личностные особенности и особенности их отношений для предотвращения развода?

Ситуация 17.

Женщина обратился с жалобами к практическому психологу на наличие у ее мужа повышенной возбудимости, частых вспышек агрессии, беспочвенной подозрительности, снижении памяти, все эти признаки стали более выражены после черепно-мозговой травмы, которую мужчина получил на производстве. Какие методики будут эффективны для установления причины и динамики психического состояния?

Ситуация 18.

Какие методики будут наиболее эффективны в работе психолога с детьми, готовящиеся к школьному обучению? Будет ли важна их последовательность предъявления, обоснуйте свой ответ.

 

Ситуация 19.

Какие методики необходимы практическому психологу для выявления индивидуально-психологических особенностей работы полушарий головного мозга, чтобы сформулировать рекомендации и квалифицировано дифференцировать детей относительно школьного профильного обучения?

 

Ситуация 20.

Планируя перевод машинистов электропоездов метрополитена на индивидуальный график труда и отдыха необходимо учитывать их психическую и физическую продуктивность. Какие методики могут помочь правильно спланировать этот график с учетом его личностных особенностей и работоспособности?

Тестовый контроль

 

1. Теоретико-методологические основы психологической диагностики

Задание 1

Современная психодиагностика определяется как (один ответ):

1. психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека;

2. психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психофизиологических особенностей человека;

3. психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

4. направление в психологии, исследующее типологические различия между людьми;

5. ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте.

Задание 2

Предмет психодиагностики составляют (один ответ):

1. психические процессы, состояния и психические свойства личности;

2. исследования соотношения между состоянием высших психических функций и обуславливающих их мозговых механизмов;

3. исследование целостного педагогического процесса;

4. индивид, личность и индивидуальность;

5. психологические и психофизиологические особенности индивида.

Задание 3

Термин «психодиагностика» в 1921 году был введен (один ответ):

1. Г. Роршахом;

2. З. Фрейдом;

3. С.Л. Рубинштейном;

4. Б.Г. Ананьевым;

5. К. Г. Юнг.

Задание 4

Создателем первого психологического экспериментального метода является (один ответ):

1. Г. Эббингауз;

2. В. Вундт;

3. Д. Кеттелл;

4. В.М. Бехтерев;

5. А.Ф. Лазурский.

Задание 5

Классификация методов психодиагностики, включающая четыре группы методов (организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретационные) была разработана (один ответ):

1. А.А. Бодалевым и В.В. Столиным;

2. В.К. Гайде и В.П. Захаровым;

3. Й. Шванцаре;

4. Б.Г. Ананьевым;

5. Л.Ф. Бурлачук.

Задание 6

Опросником называют такой метод (один ответ):

1. где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого;

2. в котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе;

3. который предусматривает сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации;

4. который предполагает проведение по определенному плану беседу, прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым);

5. позволяющий получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Задание 7

К психометрическим требованиям к построению и проверке методик относится (три ответа):

1. надежность и валидность;

2. стандартизация;

3. точность и однозначность;

4. надежность и доступность;

5. верификация.

 

2. Диагностика когнитивной сферы

Задание 8

Первые тесты креативности были созданы (один ответ):

1. Л. Терстоуном;

2. Ч. Спирменом;

3. Р. Кеттеллом;

4. В. Штерном;

5. Дж.Гилфордом.

Задание 9

Психолог, выделявший флюидный и кристаллизованный интеллект (один ответ):

1. Л. Терстоун;

2. Р. Кеттелл;

3. Ч. Спирмен;

4. В. Штерн;

5. Дж. Гилфорд.

Задание 10

Представитель многофакторной теории, выделивший 12 факторов, обозначенных как «первичные умственные способности» (один ответ):

1. Л. Терстоун;

2. Ч. Спирмен;

3. Р. Кеттелл;

4. В. Штерн;

5. Дж.Гилфорд.

Задание 11

Особенности кристаллизованного интеллекта (по Р. Кеттеллу) (три ответа):

1. зависит от культуры;

2. формируется в процессе обучения;

3. диагностируется вербальными тестами;

4. независим от опыта и обучения;

5. проявляется в невербальных тестах.

Задание 12

Особенности флюидного интеллекта (по Р. Кеттеллу) (два ответа):

1. зависит от культуры;

2. формируется в процессе обучения;

3. диагностируется вербальными тестами;

4. независим от опыта и обучения;

5. проявляется в невербальных тестах.

Задание 13

Автор кубообразной модели структуры интеллекта (один ответ):

1. Дж. Гилфорд;

2. Р. Кеттелл;

3. Л. Терстоун;

4. Г. Айзенк;

5. Ч. Спирмен.

Задание 14

Наиболее ранней теорией интеллекта является концепция (один ответ):

1. Ч. Спирмена;

2. В. Штерна;

3. Р.Б. Кеттелла;

4. Л. Терстоуна;

5. Дж. Гилфорда.

Задание 15

Численный показатель умственного развития человека – это (один ответ):

1. умственный возраст;

2. хронологический возраст;

3. коэффициент интеллекта;

4. зона ближайшего развития;

5. зона актуального развития.

Задание 16

Методом исследования интеллекта не является (один ответ):

1. тест Векслера;

2. ШТУР;

3. тест Вартега;

4. тест Равенна;

5. тест Р. Амтхауэра.

Задание 17

Тест Векслера позволяет выполнить (два ответа):

1. комплексную оценку интеллектуальных способностей;

2. вычислить коэффициент интеллекта;

3. оценить уровень вербального интеллекта;

4. измерить уровень невербального интеллекта;

5. определить творческие способности;

Задание 18

В основе познавательной сферы одаренных детей лежит (три ответа):

1. любопытство;

2. любознательность;

3. оригинальность;

4. познавательная потребность;

5. креативность.

Задание 19

Для преодоления методологического кризиса, возникшего в психологии одаренности под руководством В.Д. Шадрикова была разработана (один ответ):

1. «Конвенция о правах ребенка»;

2. «Рабочая концепция одаренности»;

3. «Система принципов выявления одаренных детей»;

4. Система методов диагностики одаренных детей»;

5. Концепция идентификации одаренного ребенка».

 

3. Психодиагностика личности

Задание 20

Теоретической основой опросника Х. Шмишека является (два ответа):

1. типологический подход к личности;

2. концепция К. Леонгарда;

3. теория черт;

4. психология отношений;

5. теория конструктов.

Задание 21

Теоретической основой 16-факторного опросника личности Р. Кеттелла является (один ответ):

1. теория конструктов;

2. типологический подход к личности;

3. теория черт;

4. психология отношений;

5. гуманистическая психология.

Задание 22

Автором патохарактерологического диагностического опросника является (один ответ):

1. К. Леонгард;

2. А.Е. Личко;

3. Л.Н. Собчик;

4. В.В. Столин;

5. Х. Шмишек.

Задание 23

MMPI относится к опросникам (один ответ):

1. черт личности;

2. типологическим опросникам;

3. аттитюдов;

4. мотивов;

5. ценностей.

Задание 24

ММPI позволяет выявить (два ответа):

1. клинические феномены;

2. интеллектуальные особенности;

3. свойства темперамента;

4. личностные особенности;

5. когнитивные особенности.

Задание 25

Первым проективным тестом был (два ответа):

1. метод свободных ассоциаций К.Юнга;

2. техника свободных ассоциаций З.Фрейда;

3. тест Г. Роршаха;

4. методика Розенцвейга;

5. «Рисунок семьи» Р. Жиля.

Задание 26

К проективным методикам структурирования относится (один ответ):

1. методика чернильных пятен Г.Роршаха;

2. тематический апперцептивный тест Г. Мюррея;

3. тест детской апперцепции Л. Беллак;

4. методика рисуночной фрустрации Розенцвейга;

5. кинетический рисунок семьи Р. В. Беляускайте.

Задание 27

К проективным методикам импрессии относится (три ответа):

1. цветовой тест М. Люшера;

2. «Дом-Дерево-Человек»;

3. тематический апперцептивный тест Г. Мюррея;

4. цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда;

5. тест цветовых пирамид Р. Хейса и Г. Хилтмана.

Задание 28

Методика С. Розенцвейга позволяет измерить такие личностные характеристики как (три ответа):

1. интенсивность «Эго-защитных» реакций;

2. уровень фрустрационной толерантности и микросоциальной адаптации;

3. уровень психотизма;

4. патологию характера;

5. направленность и интенсивность агрессии.

Задание 29

Психофизиологические методы диагностики индивидуальных особенностей личности позволяют измерить (два ответа):

1. экстраверсию и интроверсию;

2. гендерные различия;

3. лабильность и инертность нервной системы;

4. скорость переключения внимания;

5. ассоциативные механизмы мнемических способностей.

Задание 30

Безусловно-рефлекторные, методы диагностики психофизиологических особенностей личности разработали (два ответа):

1. В. Д. Небылицин;

2. Б. М. Теплов;

3. Э.А. Голубева;

4. И.П. Павлов;

5. И.В. Равич-Щербо.

 

4. Диагностика эмоционально-волевой сферы

Задание 31

По значимости для психики К. Изард выделяет основные фундаментальные эмоции (два ответа):

1. радость и печаль;

2. ярость и спокойствие;

3. мания и депрессия;

4. гнев и страх

5. любовь и ненависть.

Задание 32

Эмоции представлены в психики человека в виде основных феноменов, которые учитываются при подборе психодиагностического инструментария (три ответа):

1. эмоциональные реакции;

2. эмоциональный тон ощущений;

3. чувства;

4. эмоциональные состояния;

5. эмоциональные свойства;

Задание 33

Методика Ч. Спилберга и Ю.Ханина направлена на диагностику (один ответ):

1. депрессии;

2. настроения;

3. тревоги;

4. эмоционального напряжения;

5. фрустрации.

Задание 34

Методика С.Розенцвейга направлена на диагностику (два ответа):

1. фрустрация;

2. индивидуальная адаптация субъекта;

3. тревоги;

4. эмоциональной лабильности;

5. депрессии.

Задание 35

На диагностику депрессии как патологического эмоционального состояния применяют (два ответа):

1. опросник Бека;

2. четырехмодальный опросник Л.А. Рабиновича;

3. шкала самооценки Цунга;

4. шкала Дж. Тейлора;

5. К-78.

Задание 36

Опросник К-78 направлен на диагностику…состояний и содержит в себе…шкал (один ответ):

1. эмоциональных, 8 шкал;

2. патологических, 6 шкал;

3. пограничных, 6 шкал;

4. невротических, 5 шкал;

5. функциональных, 7 шкал.

Задание 37

Методика волевых особенностей личности была разработана (один ответ):

1. В.А. Иванников;

2. А.Ц. Пуни;

3. В.К. Калин;

4. В.И. Селиванов;

5. М.В. Чумаков.

 

5.Диагностика психических процессов

Задание 38

Для исследования процесса внимания направлены методики (три ответа):

1. таблицы Шульте;

2. тахистоскопическая методика Дж. Кеттелла и В. Вундта;

3. тест Струппа;

4. тест 10 слов А.Р. Лурия;

5. тест Беннета.

 

Задание 39

Методика «Корректурная проба» позволяет определить (два ответа):

1. объем;

2. концентрацию;

3. распределение;

4. устойчивость;

5. переключение.

Задание 40

К показателям эффективности памяти относится (три ответа):

1. производительность;

2. кратковременность;

3. качество;

4. надежность;

5. объем.

Задание 41

Метод Л.В. Черемошкиной позволяет диагностировать (три ответа):

1. абстрактно-логическую память;

2. функциональные механизмы мнемических способностей;

3. качественное разнообразие операционных механизмов мнемических способностей;

4. эмоциональную память;

5. уровень развитости памяти.

Задание 42

На диагностику процесса мышления направлены следующие методики (два ответа):

1. тест Беннета;

2. тест Липпмана;

3. метод дихотического прослушивания К.Черри;

4. корректорный тест Б.Бурдона;

5. методика Г.Эббингауза.

Задание 13

К качествам мышления относится (три ответа):

1. глубина;

2. критичность;

3. гибкость;

4. полнота;

5. быстрота.

6. Психодиагностика детей раннего возраста

Задание 44

Ранний возраст включает период (один ответ):

1. с года до 3-х лет;

2. с рождения до 2-х лет;

3. с года до 4-х лет;

4. с рождения до 3-х лет;

5. с года до 5 лет.

Задание 45

Для диагностики детей раннего возраста применяют преимущественно тесты для изучения психических процессов (один ответ):

1. памяти и мышления;

2. восприятия и мышления;

3. воображения и внимания;

4. памяти и восприятия;

5. восприятие и внимания.

Задание 46

Методику для определения нервно-психического развития детей раннего возраста разработали (один ответ):

1. К.Л. Печера, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева;

2. Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина;

3. В.А. Худик, К.Л. Печера;

4. К. Бюллер, Л.А. Венгер;

5. Л.И. Божович, К.Л. Печера.

 

7. Психологическая готовность к школьному обучению

Задание 47

К поступлению в школу ребенок должен владеть некоторым комплексом элементарных понятий, представлений и логических действий (три ответа):

1. понятие количества;

2. понятие расположения по порядку;

3. понятие качества;

4. понятие объема;

5. понятие логико-грамматических структур.

Задание 48

Основной целью определения психологической готовности к школе является (один ответ):

1. актуальное психическое состояние;

2. коррекция имеющихся психических дефектов;

3. профилактика школьной дезадаптации;

4. профилактика психических нарушений;

5. диагностика личностных черт дошкольника.

Задание 49

На выявление основных «типов» развития для детей младшего школьного возраста применяют методику (один ответ):

1. «Зеркало»;

2. ШТУР;

3. Рисунок семьи» Р. Жиля;

4. «Несуществующее животное»;

5. Патохарактерологический диагностический опросник.

Задание 50

Ситуация психического развития ребенка, в которой ребенок не принимает позицию ученика определяют как (один ответ):

1. учебная ситуация;

2. игровая ситуация;

3. коммуникативная ситуация;

4. псевдоучебная ситуация;

5. деловая ситуация.

 

8. Психодиагностика детей подросткового и юношеского возраста

Задание 51

В методики, предназначенные для диагностики подростков можно включать формулировки вопросов и инструкции (два ответа):

1. анализа своих чувств и интимных отношений;

2. смысла жизни;

3. самосовершенствования;

4. социальных норм;

5. специальные научные понятия.

 

Задание 52

Диагностическая программа личностного развития детей подросткового возраста А.М. Прихожан включены методы, направленные на выявление таких особенностей развития подростков как (три ответа):

1. развитие «Я-концепции»;

2. развитие учебной мотивации;

3. развития профессиональной компетентности;

4. развитие понимания «смысла жизни»;

5. развитие социальной компетентности.

 

Задание 53

Ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться тестов, связанных (два ответа):

1. со сферой личности;

2. межличностных отношений;

3. познавательных процессов;

4. эмоционально-волевой сферы;

5. психомоторики.

 

9. Психодиагностика взрослых и пожилых людей

Задание 54

Для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей необходимо учитывать (один ответ):

1. личностную и социально-психологическую ориентированность;

2. интеллектуальную ориентированность;

3. отсутствие готовности участвовать в психодиагностике;

4. полная готовность участия в психодиагностике;

5. отсутствие ответственности.

Задание 55

Психическое старение характеризуется (один ответ):

  1. эмоциональным дискомфортом;
  2. интересом к внешнему миру;
  3. повышением интровертированности и ипохондризации;
  4. повышением экстравертированности и ипохондризаци;
  5. быстрой истощаемостью внимания.

 

10. Особенности нейропсихологической диагностики

Задание 56

Нейропсихологические методы диагностики были разработаны (один ответ):

  1. А.Р. Лурией;
  2. Е.Д. Хомской;
  3. А. Анастази;
  4. В. Н. Мясищевым;
  5. В. М. Бехтеревым.

Задание 57

Нейропсихологические методы направлены на диагностику (два ответа):

  1. мозговой организации ВПФ;
  2. состояние основных мозговых структур;
  3. индивидуальных различий;
  4. протекания мыслительных процессов;
  5. диагностику развитости опосредованной памяти.

 

11 . Психодиагностическое заключение: принципы, специфика написания

Задание 58

Схема психологического диагноза, состоящая из четырех основных направлений была разработана (один ответ):

  1. Я Рейковским;
  2. Ф. Шапиро;
  3. А.Ф. Ануфриев;
  4. А. Анастази;
  5. К.Р. Червинская.

Задание 59

В структуре психодиагностического заключения выделяют следующие блоки (три ответа):

  1. феноменологический;
  2. описательный;
  3. практический;
  4. причинный;
  5. предложенных мероприятий.

Задание 60

К принципам написания психодиагностического заключения относится (три ответа):

  1. научная обоснованность;
  2. ненанесение ущерба;
  3. автономность;
  4. соблюдение тайны;
  5. эмпатичность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...