Решение психодиагностических ситуаций
Необходимо подобрать пять психодиагностических методик для решения каждой из предложенных ситуаций, и обосновать свой выбор.
Ситуация 1. Оператор call-центра должен обладать хорошей памятью, высокой концентрацией внимания, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, активностью, ответственностью, эмпатией. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?
Ситуация 2. Для стажировки английскому языку на конкурс из нескольких претендентов нужно отобрать одного студента. У него должны быть хорошо развитое мышление, память, эмоциональная устойчивость в стрессовой ситуации, желание победить и другие качества. Какие методики можно использовать для отбора будущего победителя?
Ситуация 3. Производственная фирма обратилась с просьбой провести отбор среди претендентов на руководящие должности. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему? Ситуация 4. Женщина в возрасте 56 лет обратилась в психологическую консультацию с жалобами на плохой сон, аппетит, мысли о близкой смерти, обострении многих хронических заболеваний, о безысходности своего состояния. Какие методики позволят выявить актуальное негативное эмоциональное (невротическое) состояние? Ситуация 5. Мать обратилась в психологическую консультацию с жалобой на плохие взаимоотношения со своим ребенком (подростковый возраст). Какие методики – для мамы и для ребенка – позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношения (для улучшения их взаимоотношений)? Ситуация 6. Учительница обратилась за помощью к школьному психологу с жалобой на агрессивное поведение и трудности в учебе ребенка младшего школьного возраста. Какие методики позволят выявить причины такого поведения и учебы? Обоснуй свой ответ.
Ситуация 7. Супружеская пара обратилась в психологическую консультацию с жалобами на своих пожилых родителей, у которых наблюдается плохая память, отсутствие полноценного сна, аппетита, повышенная раздражительность. Какие методики необходимо подобрать для выявления актуального состояния когнитивной сферы пожилых людей, и позволят наметить пути реабилитации?
Ситуация 8. Мать обратилась с просьбой обследовать ребенка и дать психологическое заключение с целью последующего обучения ребенка в школе дополнительного образования для одаренных детей. Какие необходимо подобрать методики для объективного обследования способного ребенка, и достаточно ли будет одноразовой диагностики. Обоснуйте свой ответ. Ситуация 9. Мать предполагаемого призывника обратилась в психологическую консультацию с жалобами на наличие выраженных психических нарушений (плохая память, рассеянность внимания, частые головные боли), которые не позволят ему служить в армии. Какие необходимо подобрать методики для подтверждения или опровержения жалоб на неполноценность в когнитивной сфере? Ситуация 10. Какие методики будут наиболее эффективны для консультирования в психологической службе вуза для студентов, испытывающих трудности в обучении и личностные трудности?
Ситуация 11. В работе летчика необходима выдержка, эмоциональная устойчивость, хорошее внимание, ответственность, повышенная резистентность к физическим и психическим перегрузкам. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно они? Ситуация 12. По результатам каких методик и каким результатам можно рекомендовать старшеклассникам выбор профессии психолога?
Ситуация 13. В работе менеджера необходимо хорошо развитое мышление, внимание, креативность, активность, ответственность. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность?
Ситуация 14. Учительница обратилась к детскому психологу с жалобой на плохую успеваемость и повышенную отвлекаемость у двоих детей младшего школьного возраста. Какие методики позволят выявить причины такого поведения детей?
Ситуация 15. Мать обратилась за консультацией к детскому психологу с жалобами на наличие страхов у ребенка (9 лет), которые носят панический характер и проецируются не только на животных, но и на другие громкие звуки, резкие движения. Какие методики можно использовать для диагностики актуального эмоционального состояния ребенка? Следует ли провести диагностические мероприятия с матерью ребенка?
Ситуация 16. Супружеская пара обратилась за консультацией к психологу по поводу разногласий в семье, которая стоит на грани развода. Какие методики позволят выявить их личностные особенности и особенности их отношений для предотвращения развода? Ситуация 17. Женщина обратился с жалобами к практическому психологу на наличие у ее мужа повышенной возбудимости, частых вспышек агрессии, беспочвенной подозрительности, снижении памяти, все эти признаки стали более выражены после черепно-мозговой травмы, которую мужчина получил на производстве. Какие методики будут эффективны для установления причины и динамики психического состояния? Ситуация 18. Какие методики будут наиболее эффективны в работе психолога с детьми, готовящиеся к школьному обучению? Будет ли важна их последовательность предъявления, обоснуйте свой ответ.
Ситуация 19. Какие методики необходимы практическому психологу для выявления индивидуально-психологических особенностей работы полушарий головного мозга, чтобы сформулировать рекомендации и квалифицировано дифференцировать детей относительно школьного профильного обучения?
Ситуация 20. Планируя перевод машинистов электропоездов метрополитена на индивидуальный график труда и отдыха необходимо учитывать их психическую и физическую продуктивность. Какие методики могут помочь правильно спланировать этот график с учетом его личностных особенностей и работоспособности?
Тестовый контроль
1. Теоретико-методологические основы психологической диагностики Задание 1 Современная психодиагностика определяется как (один ответ): 1. психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека; 2. психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психофизиологических особенностей человека; 3. психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. 4. направление в психологии, исследующее типологические различия между людьми; 5. ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Задание 2 Предмет психодиагностики составляют (один ответ): 1. психические процессы, состояния и психические свойства личности; 2. исследования соотношения между состоянием высших психических функций и обуславливающих их мозговых механизмов; 3. исследование целостного педагогического процесса; 4. индивид, личность и индивидуальность; 5. психологические и психофизиологические особенности индивида. Задание 3 Термин «психодиагностика» в 1921 году был введен (один ответ): 1. Г. Роршахом; 2. З. Фрейдом; 3. С.Л. Рубинштейном; 4. Б.Г. Ананьевым; 5. К. Г. Юнг. Задание 4 Создателем первого психологического экспериментального метода является (один ответ): 1. Г. Эббингауз; 2. В. Вундт; 3. Д. Кеттелл; 4. В.М. Бехтерев; 5. А.Ф. Лазурский. Задание 5 Классификация методов психодиагностики, включающая четыре группы методов (организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретационные) была разработана (один ответ): 1. А.А. Бодалевым и В.В. Столиным; 2. В.К. Гайде и В.П. Захаровым; 3. Й. Шванцаре; 4. Б.Г. Ананьевым; 5. Л.Ф. Бурлачук. Задание 6 Опросником называют такой метод (один ответ):
1. где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого; 2. в котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе; 3. который предусматривает сбор первичных данных на основе вербальной коммуникации; 4. который предполагает проведение по определенному плану беседу, прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым); 5. позволяющий получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Задание 7 К психометрическим требованиям к построению и проверке методик относится (три ответа): 1. надежность и валидность; 2. стандартизация; 3. точность и однозначность; 4. надежность и доступность; 5. верификация.
2. Диагностика когнитивной сферы Задание 8 Первые тесты креативности были созданы (один ответ): 1. Л. Терстоуном; 2. Ч. Спирменом; 3. Р. Кеттеллом; 4. В. Штерном; 5. Дж.Гилфордом. Задание 9 Психолог, выделявший флюидный и кристаллизованный интеллект (один ответ): 1. Л. Терстоун; 2. Р. Кеттелл; 3. Ч. Спирмен; 4. В. Штерн; 5. Дж. Гилфорд. Задание 10 Представитель многофакторной теории, выделивший 12 факторов, обозначенных как «первичные умственные способности» (один ответ): 1. Л. Терстоун; 2. Ч. Спирмен; 3. Р. Кеттелл; 4. В. Штерн; 5. Дж.Гилфорд. Задание 11 Особенности кристаллизованного интеллекта (по Р. Кеттеллу) (три ответа): 1. зависит от культуры; 2. формируется в процессе обучения; 3. диагностируется вербальными тестами; 4. независим от опыта и обучения; 5. проявляется в невербальных тестах. Задание 12 Особенности флюидного интеллекта (по Р. Кеттеллу) (два ответа): 1. зависит от культуры; 2. формируется в процессе обучения; 3. диагностируется вербальными тестами; 4. независим от опыта и обучения; 5. проявляется в невербальных тестах. Задание 13 Автор кубообразной модели структуры интеллекта (один ответ): 1. Дж. Гилфорд; 2. Р. Кеттелл; 3. Л. Терстоун; 4. Г. Айзенк; 5. Ч. Спирмен. Задание 14 Наиболее ранней теорией интеллекта является концепция (один ответ): 1. Ч. Спирмена; 2. В. Штерна; 3. Р.Б. Кеттелла; 4. Л. Терстоуна; 5. Дж. Гилфорда. Задание 15 Численный показатель умственного развития человека – это (один ответ): 1. умственный возраст; 2. хронологический возраст; 3. коэффициент интеллекта; 4. зона ближайшего развития; 5. зона актуального развития. Задание 16 Методом исследования интеллекта не является (один ответ): 1. тест Векслера; 2. ШТУР; 3. тест Вартега; 4. тест Равенна;
5. тест Р. Амтхауэра. Задание 17 Тест Векслера позволяет выполнить (два ответа): 1. комплексную оценку интеллектуальных способностей; 2. вычислить коэффициент интеллекта; 3. оценить уровень вербального интеллекта; 4. измерить уровень невербального интеллекта; 5. определить творческие способности; Задание 18 В основе познавательной сферы одаренных детей лежит (три ответа): 1. любопытство; 2. любознательность; 3. оригинальность; 4. познавательная потребность; 5. креативность. Задание 19 Для преодоления методологического кризиса, возникшего в психологии одаренности под руководством В.Д. Шадрикова была разработана (один ответ): 1. «Конвенция о правах ребенка»; 2. «Рабочая концепция одаренности»; 3. «Система принципов выявления одаренных детей»; 4. Система методов диагностики одаренных детей»; 5. Концепция идентификации одаренного ребенка».
3. Психодиагностика личности Задание 20 Теоретической основой опросника Х. Шмишека является (два ответа): 1. типологический подход к личности; 2. концепция К. Леонгарда; 3. теория черт; 4. психология отношений; 5. теория конструктов. Задание 21 Теоретической основой 16-факторного опросника личности Р. Кеттелла является (один ответ): 1. теория конструктов; 2. типологический подход к личности; 3. теория черт; 4. психология отношений; 5. гуманистическая психология. Задание 22 Автором патохарактерологического диагностического опросника является (один ответ): 1. К. Леонгард; 2. А.Е. Личко; 3. Л.Н. Собчик; 4. В.В. Столин; 5. Х. Шмишек. Задание 23 MMPI относится к опросникам (один ответ): 1. черт личности; 2. типологическим опросникам; 3. аттитюдов; 4. мотивов; 5. ценностей. Задание 24 ММPI позволяет выявить (два ответа): 1. клинические феномены; 2. интеллектуальные особенности; 3. свойства темперамента; 4. личностные особенности; 5. когнитивные особенности. Задание 25 Первым проективным тестом был (два ответа): 1. метод свободных ассоциаций К.Юнга; 2. техника свободных ассоциаций З.Фрейда; 3. тест Г. Роршаха; 4. методика Розенцвейга; 5. «Рисунок семьи» Р. Жиля. Задание 26 К проективным методикам структурирования относится (один ответ): 1. методика чернильных пятен Г.Роршаха; 2. тематический апперцептивный тест Г. Мюррея; 3. тест детской апперцепции Л. Беллак; 4. методика рисуночной фрустрации Розенцвейга; 5. кинетический рисунок семьи Р. В. Беляускайте. Задание 27 К проективным методикам импрессии относится (три ответа): 1. цветовой тест М. Люшера; 2. «Дом-Дерево-Человек»; 3. тематический апперцептивный тест Г. Мюррея; 4. цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда; 5. тест цветовых пирамид Р. Хейса и Г. Хилтмана. Задание 28 Методика С. Розенцвейга позволяет измерить такие личностные характеристики как (три ответа): 1. интенсивность «Эго-защитных» реакций; 2. уровень фрустрационной толерантности и микросоциальной адаптации; 3. уровень психотизма; 4. патологию характера; 5. направленность и интенсивность агрессии. Задание 29 Психофизиологические методы диагностики индивидуальных особенностей личности позволяют измерить (два ответа): 1. экстраверсию и интроверсию; 2. гендерные различия; 3. лабильность и инертность нервной системы; 4. скорость переключения внимания; 5. ассоциативные механизмы мнемических способностей. Задание 30 Безусловно-рефлекторные, методы диагностики психофизиологических особенностей личности разработали (два ответа): 1. В. Д. Небылицин; 2. Б. М. Теплов; 3. Э.А. Голубева; 4. И.П. Павлов; 5. И.В. Равич-Щербо.
4. Диагностика эмоционально-волевой сферы Задание 31 По значимости для психики К. Изард выделяет основные фундаментальные эмоции (два ответа): 1. радость и печаль; 2. ярость и спокойствие; 3. мания и депрессия; 4. гнев и страх 5. любовь и ненависть. Задание 32 Эмоции представлены в психики человека в виде основных феноменов, которые учитываются при подборе психодиагностического инструментария (три ответа): 1. эмоциональные реакции; 2. эмоциональный тон ощущений; 3. чувства; 4. эмоциональные состояния; 5. эмоциональные свойства; Задание 33 Методика Ч. Спилберга и Ю.Ханина направлена на диагностику (один ответ): 1. депрессии; 2. настроения; 3. тревоги; 4. эмоционального напряжения; 5. фрустрации. Задание 34 Методика С.Розенцвейга направлена на диагностику (два ответа): 1. фрустрация; 2. индивидуальная адаптация субъекта; 3. тревоги; 4. эмоциональной лабильности; 5. депрессии. Задание 35 На диагностику депрессии как патологического эмоционального состояния применяют (два ответа): 1. опросник Бека; 2. четырехмодальный опросник Л.А. Рабиновича; 3. шкала самооценки Цунга; 4. шкала Дж. Тейлора; 5. К-78. Задание 36 Опросник К-78 направлен на диагностику…состояний и содержит в себе…шкал (один ответ): 1. эмоциональных, 8 шкал; 2. патологических, 6 шкал; 3. пограничных, 6 шкал; 4. невротических, 5 шкал; 5. функциональных, 7 шкал. Задание 37 Методика волевых особенностей личности была разработана (один ответ): 1. В.А. Иванников; 2. А.Ц. Пуни; 3. В.К. Калин; 4. В.И. Селиванов; 5. М.В. Чумаков.
5.Диагностика психических процессов Задание 38 Для исследования процесса внимания направлены методики (три ответа): 1. таблицы Шульте; 2. тахистоскопическая методика Дж. Кеттелла и В. Вундта; 3. тест Струппа; 4. тест 10 слов А.Р. Лурия; 5. тест Беннета.
Задание 39 Методика «Корректурная проба» позволяет определить (два ответа): 1. объем; 2. концентрацию; 3. распределение; 4. устойчивость; 5. переключение. Задание 40 К показателям эффективности памяти относится (три ответа): 1. производительность; 2. кратковременность; 3. качество; 4. надежность; 5. объем. Задание 41 Метод Л.В. Черемошкиной позволяет диагностировать (три ответа): 1. абстрактно-логическую память; 2. функциональные механизмы мнемических способностей; 3. качественное разнообразие операционных механизмов мнемических способностей; 4. эмоциональную память; 5. уровень развитости памяти. Задание 42 На диагностику процесса мышления направлены следующие методики (два ответа): 1. тест Беннета; 2. тест Липпмана; 3. метод дихотического прослушивания К.Черри; 4. корректорный тест Б.Бурдона; 5. методика Г.Эббингауза. Задание 13 К качествам мышления относится (три ответа): 1. глубина; 2. критичность; 3. гибкость; 4. полнота; 5. быстрота. 6. Психодиагностика детей раннего возраста Задание 44 Ранний возраст включает период (один ответ): 1. с года до 3-х лет; 2. с рождения до 2-х лет; 3. с года до 4-х лет; 4. с рождения до 3-х лет; 5. с года до 5 лет. Задание 45 Для диагностики детей раннего возраста применяют преимущественно тесты для изучения психических процессов (один ответ): 1. памяти и мышления; 2. восприятия и мышления; 3. воображения и внимания; 4. памяти и восприятия; 5. восприятие и внимания. Задание 46 Методику для определения нервно-психического развития детей раннего возраста разработали (один ответ): 1. К.Л. Печера, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева; 2. Л.Г. Голубева, Г.В. Пантюхина; 3. В.А. Худик, К.Л. Печера; 4. К. Бюллер, Л.А. Венгер; 5. Л.И. Божович, К.Л. Печера.
7. Психологическая готовность к школьному обучению Задание 47 К поступлению в школу ребенок должен владеть некоторым комплексом элементарных понятий, представлений и логических действий (три ответа): 1. понятие количества; 2. понятие расположения по порядку; 3. понятие качества; 4. понятие объема; 5. понятие логико-грамматических структур. Задание 48 Основной целью определения психологической готовности к школе является (один ответ): 1. актуальное психическое состояние; 2. коррекция имеющихся психических дефектов; 3. профилактика школьной дезадаптации; 4. профилактика психических нарушений; 5. диагностика личностных черт дошкольника. Задание 49 На выявление основных «типов» развития для детей младшего школьного возраста применяют методику (один ответ): 1. «Зеркало»; 2. ШТУР; 3. Рисунок семьи» Р. Жиля; 4. «Несуществующее животное»; 5. Патохарактерологический диагностический опросник. Задание 50 Ситуация психического развития ребенка, в которой ребенок не принимает позицию ученика определяют как (один ответ): 1. учебная ситуация; 2. игровая ситуация; 3. коммуникативная ситуация; 4. псевдоучебная ситуация; 5. деловая ситуация.
8. Психодиагностика детей подросткового и юношеского возраста Задание 51 В методики, предназначенные для диагностики подростков можно включать формулировки вопросов и инструкции (два ответа): 1. анализа своих чувств и интимных отношений; 2. смысла жизни; 3. самосовершенствования; 4. социальных норм; 5. специальные научные понятия.
Задание 52 Диагностическая программа личностного развития детей подросткового возраста А.М. Прихожан включены методы, направленные на выявление таких особенностей развития подростков как (три ответа): 1. развитие «Я-концепции»; 2. развитие учебной мотивации; 3. развития профессиональной компетентности; 4. развитие понимания «смысла жизни»; 5. развитие социальной компетентности.
Задание 53 Ограничения в психодиагностике ранней юности могут касаться тестов, связанных (два ответа): 1. со сферой личности; 2. межличностных отношений; 3. познавательных процессов; 4. эмоционально-волевой сферы; 5. психомоторики.
9. Психодиагностика взрослых и пожилых людей Задание 54 Для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей необходимо учитывать (один ответ): 1. личностную и социально-психологическую ориентированность; 2. интеллектуальную ориентированность; 3. отсутствие готовности участвовать в психодиагностике; 4. полная готовность участия в психодиагностике; 5. отсутствие ответственности. Задание 55 Психическое старение характеризуется (один ответ):
10. Особенности нейропсихологической диагностики Задание 56 Нейропсихологические методы диагностики были разработаны (один ответ):
Задание 57 Нейропсихологические методы направлены на диагностику (два ответа):
11 . Психодиагностическое заключение: принципы, специфика написания Задание 58 Схема психологического диагноза, состоящая из четырех основных направлений была разработана (один ответ):
Задание 59 В структуре психодиагностического заключения выделяют следующие блоки (три ответа):
Задание 60 К принципам написания психодиагностического заключения относится (три ответа):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|