Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Диагностика когнитивной сферы




Тема 1. Диагностика внимания и сенсомоторных реакций

Вопросы к семинару:

1) Дайте определение понятию «внимание», перечислите основные свойства и виды внимания.

2) Дайте характеристику основных подходов и теорий в изучении внимания и сенсомоторных реакций.

3) Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды нарушений внимания и сенсомоторных реакций человека.

4) Охарактеризуйте и перечислите бланковые методы диагностики внимания.

Практикум: диагностика устойчивости и концентрации внимания («Корректурная проба» Бурдона); диагностика переключаемости внимания и умственной работоспособности («Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова). Составление письменного отчета по результатам проведенных методик и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дударева В.Ю., Зиновьева Н.А., Калмыкова А.И. и др. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. методики психодиагностики в спорте. – М., 2004.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике: Практ. руководство. – М.: Апрель-пресс, 2004.

Тема 2. Диагностика ощущений и восприятия

Вопросы к семинару:

1) Дайте определения понятий «ощущение» и «восприятие», перечислите основные их свойства, виды.

2) Дайте характеристику основных теорий в исследовании ощущений и восприятия.

3) Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды нарушений в психологии и психопатологии ощущений и восприятия.

4) Охарактеризуйте и перечислите бланковые психологические тесты, методики и аппаратурные психофизические методы диагностики ощущений и восприятия.

Практикум: диагностика избирательности восприятия (тест Торндайка); диагностика пространственного восприятия («Кубики Коса»); диагностика зрительного и осязательного восприятия («Плоские фигуры» Г. Фалькельта). Составление письменного отчета по результатам проведенных методик и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дударева В.Ю., Зиновьева Н.А., Калмыкова А.И. и др. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. методики психодиагностики в спорте. – М., 2004.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Соколов А.С., Фадеева Т.В. Кубики Коса. – СПб.: ИМАТОН, 2002.

Тема 3. Психодиагностика памяти и мнемических способностей

Вопросы к семинару:

1) Дайте определения понятий «память» с позиций биосоциального понимания человека и «мнемические способности», проведите сравнительный анализ между ними и обоснуйте свой ответ.

2) Охарактеризуйте основные теории и подходы в исследовании памяти и мнемических способностей.

3) Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды нарушений памяти в психологии.

4) Охарактеризуйте и перечислите бланковые и аппаратурные методы диагностики памяти и мнемических способностей.

Практикум: диагностика эффективности, продуктивности и уровня развитости памяти (метод развертывания мнемичсекой деятельности Л.В. Черемошкиной). Составление письменного отчета по результатам проведенной методики и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дударева В.Ю., Зиновьева Н.А., Калмыкова А.И. и др. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Райгородский Е. А. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 2000.

4. Черемошкина Л. В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002.

Тема 4. Психодиагностика мышления

Вопросы к семинару:

1) Дайте определение понятия «мышление», перечислите основные его формы, операции, качества и виды.

2) Охарактеризуйте основные теории и подходы в исследовании мышления.

3) Перечислите и кратко охарактеризуйте основные виды нарушений мышления в психологии.

4) Охарактеризуйте и перечислите бланковые методы диагностики мышления.

Практикум: диагностика способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями (методика «Простые аналогии»); диагностика способности к абстрактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности («Толкование пословиц и метафор»); диагностика уровня когнитивной гибкости мышления (методика Ланчиса). Составление письменного отчета по результатам проведенных методик и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дударева В.Ю., Зиновьева Н.А., Калмыкова А.И. и др. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

2. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х томах. – М.: Смысл, Изд. Центр «Академия», 2006.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Райгородский Е. А. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2000.

5. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции. – М.: Логос, 2006.

Тема 5.Диагностика интеллекта, умственного развития, общих и специальных способностей

 

Вопросы к семинару:

1) Дайте определение «способность» и раскройте существующие различие общих и специальных способностей в рамках современной системогенетической концепции способностей В.Д. Шадрикова.

2) Дайте определение «интеллект» и перечислите основные теории, подходы к его изучению.

3) Перечислите и содержательно раскройте факторы, влияющие на интеллект.

4) В чем сущность «психометрического интеллекта»?

5) Какие отечественные исследования в области диагностики умственного развития существуют?

6) Перечислите основные методы диагностики интеллекта.

Практикум: ознакомиться с методикой Г. Айзенка «Диагностика общих способностей», диагностика в учебной группе и анализ полученных результатов; ознакомиться с «Культурно-свободным тестом интеллекта» Р. Кеттелла и «Прогрессивными матрицами» Дж. Равенна, диагностика в группе, анализ, интерпретация и сопоставление показателей IQ по двум методикам; обсуждение результатов по трем методикам и составление письменного отчета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Кострома: Ай Кью, 1993.

2. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. – М: Смысл, 1992.

3. Равен Дж., Равен Дж.К., Корт Дж. Продвинутые прогрессивные матрицы Равена. – М: Когито-центр, 2003.

4. Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. – СПб.: Речь, 2002.

5. Собчик Л.Н. Культурно-свободный тест. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь. 2003.

6. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2003.

7. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2001.

8. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера «Диагностика структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2001.

Тема 6. Диагностика креативности и творческого потенциала личности

Вопросы к семинару:

1. Проблема диагностики креативности и творческого мышления.

2. Опишите «модель структуры интеллекта» Дж. Гилфорда.

3. Диагностика креативности в отечественной психологии

4. Перечислите основные методы диагностики креативности и охарактеризуйте их.

Практикум: ознакомиться с методикой Е. Торренса для оценки вербальной и образной креативности, отдельных креативных способностей; диагностика в группе, анализ и интерпретация результатов; диагностика личностной креативноти с помощью теста Е. Туник, обработка результатов по ключу; сопоставление результатов по двум диагностическим методик и составление письменного отчета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высш. учеб. зав. – М: Академия, 2002.

2. Основные современные концепции творчества и одаренности. / под ред. Богоявленской Д.Б. – М.: Молодая гвардия, 1997.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976.

4. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. – СПб.: ИМАТОН, 1998.

5. Шебланова Е.И. Краткий тест творческого мышления. – М.: ИНТОР, 1995.

Тема 7 Одаренность и проблемы ее диагностики

Вопросы к семинару:

1) Дайте определение «одаренность» с позиции «Рабочей концепции одаренности» и сформулируйте собственное определение «одаренности» (так как вы понимаете).

2) Какие выделяют категории одаренных детей? Разделяете ли вы эту точку зрения, если нет, приведите аргументы.

3) Перечислите и проанализируйте диагностические показатели одаренности детей.

4) Существует ли специфика использования психометрических методов с одаренными детьми? Приведите пример.

5) Раскройте содержание психолого-педагогического мониторинга как одного из комплексного способа идентификации одаренных детей.

Самостоятельно-исследовательская работа: сделать конспект из Рабочей концепции одаренности «Критерии отбора одаренных детей и виды одаренности».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Академия, 1996.

2. Матюшкин А.М., Матюшкина А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – М.: ЧеРо, 2008.

3. Одаренность. Рабочая концепция. // авт. коллектив Бабаев Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Лейтес Н.С, Матюшкин А.Н., Панов В.И., Калиш И.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д., Шумакова Н.Б., Юркевич B.C. – M.: Наука, 1998.

4. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: «Питер», 2003.

5. Психология одаренности детей и подростков. / под ред. Лейтеса Н.С. – М.: Академия, 1996.

6. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1, 1985.

7. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность». // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...