Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Возрастная психодиагностика




Тема 1. Диагностика психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве

Вопросы к семинару:

1) Охарактеризуйте кратко сущность психического развития в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте. Провидите сравнительный анализ при ответе.

2) Раскройте формы общения по М.И. Лисиной и как их используют для диагностики детей от рождения до 7 лет.

3) Перечислите и содержательно раскройте особенности диагностики двигательной сферы, восприятия и эмоциональной сферы у младенцев и раннем детстве.

4) Перечислите и кратко опишите существующие шкалы развития младенцев.

5) Охарактеризуйте диагностику развития личности в дошкольном возрасте.

Самостоятельно-исследовательская работа: составить схему наблюдения ребенка младенческого возраста на основе комплексного исследования ребенка от 0 до 12 месяцев, проведенное М. Г. Борисенко и О. Е. Камышниковой; составить таблицупсихического развития младенцев, детей раннего и дошкольного возраста с указанием конкретных диагностических процедур, адресованных к каждому новообразованию детей;

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2008.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.,2007.

3. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб.: Питер, 2001.

4. Психологическое обследование детей дошкольного, младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.

Тема 2. Диагностика готовности к школе

Вопросы к семинару:

1) Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты психологической готовности к школьному обучению.

2) Раскройте общую схему и назовите конкретные методики психологического обследования детей при поступлении в школу.

3) Опишите специфику диагностики психологической готовности к школе при разных типах нарушения развития детей.

Самостоятельно-исследовательская работа: разобрать диагностическую программу по определению психологической готовности детей к школьному обучению Н.И. Гуткиной и методику определения готовности к школе Л.А. Ясюковой. Составить комплексный письменный отчет. Просмотр и последующее обсуждение видеосюжетов по диагностике и развитию готовности к школьному обучению детей. http://www.psyparents.ru/index.php?view=media&option=all&ann=yes.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.,2007.

3. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.

4. Психологическое обследование детей дошкольного, младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.

5. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2000.

Тема 3. Диагностика познавательных процессов и уровня развития в младшем школьном возрасте

Вопросы к семинару:

1) Опишите особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

2) Назовите основные принципы концепции зоны ближайшего развития Л.С. Выготского и обоснуйте ответ на вопрос, какой вклад вносят эти принципы в психодиагностику детей младшего школьного возраста.

3) Раскройте специфику диагностики умственного развития детей дошкольного возраста.

4) Охарактеризуйте диагностическую процедуру уровней развития учебной деятельности.

Самостоятельно-исследовательская работа: разобрать компендиум методик исследования обучаемости А.Я. Ивановой для детей 6-9 лет. Составить письменный отчет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды (под ред. Лапкиной А.И., Марцинковской Т.Д.). – М.: МОДЭК, 2006.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.,2007.

3. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. – М., 2000.

4. Психологическое обследование детей дошкольного, младшего школьного возраста: Тесты и методические материалы / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М.: УМК «Психология», 2003.

Тема 4. Диагностика познавательных процессов и личности в среднем, старшем школьном и юношеском возрасте

Вопросы к семинару:

1) Провидите сравнительный анализ отличий детей подросткового и юношеского возраста от детей младшего школьного возраста.

2) Перечислите и кратко опишите главные психодиагностические возрастные характеристики старших школьников.

3) Раскройте сущность рекомендаций по проведению психодиагностики юношей и девушек.

4) Опишите общность психодиагностических методов, применяемых для изучения познавательных процессов у младших школьников, подростков и юношей

Практикум: работа в группе,диагностика акцентуаций характера (опросник Личко ПДО); диагностика способов реагирования на конфликтные ситуации (методика К.Н. Томаса), диагностика суверенности (Нартова-Бочавер), диагностика личностной идентичности (Шнейдер). Составление письменного отчета по результатам проведенных методик и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Б.С. Психология юности и молодости. Учеб. Пособие. – М.: Академический проект, 2006.

2. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2003

3. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,2007.

4. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. – М.: ИГ-СОЦИН, 2010.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: ИД «Первое сентября», 2004.

Тема 5. Психодиагностика зрелой личности

Вопросы к семинару:

1) Охарактеризуйте основные психологические особенности личности на этапе зрелости.

2) Раскройте сущность структурного подхода к психологическому изучению взрослого человека.

3) Опишите особенности осуществления психодиагностики «личностной зрелости» человека.

4) Перечислите и кратко опишите основные методы и методики типологизации личности.

Практикум: работа в группе,диагностика субъективного отчуждения (Мадди); диагностика свободного выбора ценностей (Е.Б. Фанталова); диагностика самоактуализации личности (опросник (САМОАЛ) А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина). Составление письменного комплексного отчета по результатам проведенных методик и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,2007.

2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2005

3. Райгородский Д.Я. Психология зрелости. – М.: Бахрах-М, 2003.

Тема 6. Специфика психологической диагностики пожилых людей

Геронтопсихологическая диагностика. Особенности диагностики интеллектуальной и личностной сферы пожилых людей. Специфика исследования памяти пожилых людей. Диагностика степени психической адаптации в пожилом возрасте.

Вопросы к семинару:

1) Дайте определение понятию «геронтопсихология» и охарактеризуйте психологические качества и свойства пожилых людей.

2) Опишите особенности диагностики интеллектуальной и личностной сферы пожилых людей.

3) Раскройте специфику исследования памяти пожилых людей.

4) Существуют ли трудности в диагностике степени психической адаптации в пожилом возрасте. Обоснуйте свой ответ.

Практикум: работа в группе,диагностика склонности к одиночеству; диагностика перспектив продолжительности жизни (тест Р. Ален, Ш. Линдли); диагностика психологического возраста (тест «Ваш психологический возраст» С.С. Степанов). Составление письменного комплексного отчета по результатам проведенных методик и их обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Институт психологии РАН», 2006.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер,2007.

3. Никифоров Г.С. Геронтопсихология: учеб. пособие. СПбГУ, 2007.

4. Психология старости и старения: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М.: «Академия», 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...