Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики
Тема 1. Общее содержание и назначение психодиагностики как науки Вопросы к семинару: 1) Раскройте основные положения психодиагностики. 2) Перечислите цели, задачи и принципы психодиагностики. 3) Обоснуйте место психодиагностики в системе других психологических дисциплин. 4) Что входит в компетенцию психодиагностики 5) Назовите области практического использования психодиагностических результатов. Приведите примеры. Самостоятельно-исследовательская работа: проведите сравнительный анализ компетенций психодиагностики и компетенций, которыми должен обладать профессиональный психолог. ЛИТЕРАТУРА 1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: «Питер», 2002. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 2001. 3. Введение в психодиагностику / М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. // под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Академия, 1999. 4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. 5. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
Тема 2. Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины Вопросы к семинару: 1) Каковы были исторические предпосылки возникновения психологического тестирования. 2) Раскройте и перечислите возникновение отдельных направлений в психодиагностике. 3) Опишите специфику зарубежной психодиагностики 20 века и перечислите основные этапы ее развития. 4) Проведите сравнительный анализ достижений психодиагностики дореволюционной России и в СССР 5) Каковы особенности современного состояния психологического тестирования. Самостоятельно-исследовательская работа: найдите народные притчи, пословицы в которых отображен донаучный интерес людей к своеобразию индивидуально-психологических различий между людьми.
ЛИТЕРАТУРА 1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: «Питер», 2002. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – Москва: «Просвещение», 1986. 3. Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал, 1984. – Т.5. – № 6. 4. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2004. 5. Психология. Словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; «2-е» изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990. 6. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб., 2002. 7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. Тема 3. Основные диагностические процедуры и их классификация Вопросы к семинару: 1) В чем сущность малоформализованных и строгоформализованных методов психодиагностики. 2) Охарактеризуйте основные методы малоформализованной психодиагностики: наблюдение, беседа, контент-анализ. 3) Опишите классификации методов психодиагностики, предложенные В.К. Гайде и В.П. Захаровым, А.А. Бодалевым и В.В. Столиным, Б.Г. Ананьевым. 4) Дайте определение методу «наблюдения», раскройте основные правила его проведения. В чем сущность карты наблюдения Д. Стотта. 5) Назовите и содержательно раскройте все виды опросных методов психодиагностики. Перечислите их недостатки и достоинства. 6) Дайте определение «эксперимент», назовите виды эксперимента и этапы его реализации. Самостоятельно-исследовательская работа: составьте сравнительную таблицу видов методов диагностики с выделением их достоинств и ограничений. ЛИТЕРАТУРА 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: «Питер», 2001. 2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.- СПб., 2001. 3. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.
4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: «Питер», 2002. 5. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информционно-методические материалы. – Москва: «Просвещение», 1986. 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник длч вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики Тема 1. Психометрические требования к психодиагностическим методикам. Стандартизация теста. Вопросы к семинару: 1) Перечислите основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. 2) Что дает знание психометрики практическому психологу. 3) Как измеряется ретестовая надежность. 4) Что такое метод «контрастных групп» при проверке валидности? 5) Перечислите и содержательно раскройте виды диагностических норм, стандартных тестовых шкал. Самостоятельно-исследовательская работа: на примере любой психодиагностической методики примените основные психометрические требования. ЛИТЕРАТУРА 1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. (Переиздание – СПб.: Речь, 2000). 2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982. 3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994. Тема 2. Основные этапы конструирования теста Вопросы к семинару: 1) Раскройте специфику технологии создания тестов. Проведите сравнительный анализ между разработкой и адаптацией теста. 2) Опишите особенности оформления и разработки заданий теста. 3) Какими психометрическими способами можно проверить индекс трудности и дискриминативность заданий теста. 4) Перечислите и содержательно раскройте имеющиеся нормативные требования, предъявляемые к разработчикам и пользователям тестов. 5) Опишите требования к психометрической подготовке психолога. Самостоятельно-исследовательская работа: создание тестовой методики для диагностики коммуникативного стиля на материалах социально-психологических ситуаций. ЛИТЕРАТУРА 1. Вассерман Л.И., В.А. Дюк, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. – СПб.: «СЛП», 1997.
2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994. 3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности М.: Просвещение,1985. 4. Практикум по психодиагностике. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988-1992. Серия учебных пособий. / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелев, С.Р. Пантилеева и др. Тема 3. Компьютерная психодиагностика Вопросы к семинару: 1) Опишите особенности создания компьютерных психодиагностических методик. 2) Перечислите и содержательно раскройте основные направления развития компьютерной психодиагностики. 3) Раскройте специфику компьютеризации психодиагностических методик. Практикум: в компьютерном классе отработать психодиагностические методики и на основании проделанной работы описать основные принципы компьютерных методов диагностики. ЛИТЕРАТУРА 1. Вассерман Л.И., В.А. Дюк, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. – СПб.: «СЛП», 1997. 2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|