Глава XIII 9 страница
ся собственностью, что означает: «Мне следовало бы взять их в рот, но нельзя. Я декларирую их символическое взятие в рот ». Когда ребенок осознает утрату своих фекалий, представляющих для него очень ценную субстанцию, часть его тела, он чувствует: «Это должно находиться в моем теле, но оказалось вовне, и я не могу поместить его обратно». Он называет нечто «своим», подразумевая: «Мнехотелось бы иметь это внутри тела, но нельзя. Поэтому я объявляю о его символическом нахождении внутри тела ». Таким образом, «собственность» означает «вещи, на самом деле не принадлежащие эго, но которые должны принадлежать ему, вещи, фактически находящиеся вовне, а символически внутри». Хотя они находятся во внешнем мире, но катектированы «свойствами эго ». Собственность, как правило, наделяется атрибутами в целях ее опознания. Однако это нелегко сделать с фекалиями, которые выглядят одинаково у всех человеческих существ. Со временем ребенок узнает о существовании денег, которые взрослые рассматривают как собственность, несмотря на то, что деньги всегда выглядят одинаково, независимо от их владельца. И деньги, и фекалии имеют общее свойство — они де-индивидуализированная собственность, а такое имущество неизбежно утрачивается. Поэтому деньги оцениваются и охраняются тем же способом, как прежде фекалии, в качестве собственности, которой постоянно грозит опасность утратить качество эго. Обе субстанции, несмотря на их высокую ценность, вызывают презрение в силу присущей им деиндивидуализированной, монотонной, неспецифической природы. В действительности пристрастные к деньгам анально-эротические особы любят индивидуализированные деньги, они любят золото и блестящие монеты, новые банкноты, сохранившие индивидуализированный характер. Ференци, изучая пути смещения, ведущие от фекалий к деньгам, показал, что блестящие вещи и камни нравятся раньше, чем бесцветный песок, только со временем деньги воспринимаются в качестве замещения (466). Когда ход сублимации нарушается и инстинктивные желания относительно фекалий по-прежнему определяют отношение к Деньгам, оно становится иррациональным. Тогда деньги Делаются объектом наслаждения (или наказания), т. е. скорее замещением фекалий, чем объективно полезной вещью: иррационально скапливаются или транжирятся (15), нередко противоположные поведенческие тенденции разными способами сочетаются (480).
Отношение к времени нарушается у анальных личностей, наподобие отношения к деньгам. Они могут экономить каждую минуту и бездумно растрачивать годы, то исключительно пунктуальны, то поразительно ненадежны. Утверждение Абрахама, что «пациенты часто экономят каждую минуту и расточают время в огромных количествах» (21), Гарма проиллюстрировал ярким случаем. Пациент, не имевший определенных занятий, проводил время в невротической активности и мечтаниях. Собираясь в город, он всегда открывал окно и ждал пригородного поезда. Заслышав приближение поезда, звал свою служанку, которая тогда открывала дверь, держа наготове его пальто. Он хватал пальто, стремглав сбегал по ступенькам, несся через дорогу к станции и вскакивал в поезд в момент отправления. Вся процедура была простым повторением его детской привычки ждать до последнего момента в оправлении своих нужд. При компульсивных неврозах регрессия превращает отношение пациента к времени, как и отношение к деньгам, в арену, где разгораются его инстинктивные конфликты. Иногда можно впасть в заблуждение, усматривая в иррациональном, компульсивном отношении к времени объект-но-либидные конфликты. В действительности такое поведение в большей мере репрезентирует аутоэротизм. Некоторые компульсивные невротики опаздывают не из желания досадить ожидающей их особе, просто сдерживание активности создает у них аутоэротическое напряжение и приносит наслаждение, как бывало в детстве во время задерживания фекалий.
Реконструкция генетической связи времени и фекалий не столь проста, как денег и фекалий. Харник собрал много антропологических данных, которые показывают, что осознание течения времени, особенно способность к его измерению, глубоко коренится в анальном эротизме (738). Частота дефекации, время ее осуществления, продолжительность этого процесса, успешность его отсрочивания — обстоятельства, благодаря которым ребенок приобретает представление о временной упорядоченности, измерении времени в целом. Эти замечания вовсе не подразумевают, что представление о времени приобретается исключительно в анально-эротическом опыте. Намного важнее роль кинестетических ощущений, передающих биологические ритмы тела (дыхание, пульс) (172, 1455). Анальный опыт имеет существенное значение в измерении времени и возникновении «графиков» как средств овладения реальностью (738, 1193). Невротические нарушения «субъективного течения времени» случаются гораздо чаще в случаях бессознательных конфликтов вокруг эротизма глубокой чувствительности и чувства равновесия, тогда как нарушения практического использования времени и временных систем как защиты от непредвиденных событий характерны для типичных компульсивных неврозов с бессознательными анально-садистскими конфликтами (338, 1385). Детское отношение к фекалиям часто обнаруживается в качестве составляющего компонента в позднейшем отношении индивида к своим достижениям. Индивид может радостно восхищаться тем, что он сделал, или, напротив, с неудовольствием воспринимать все свои достижения, наконец, он может колебаться между двумя крайностями, согласно исходу его анально-инстинктивных конфликтов. Склонность пациентки к безжалостному самоуничижению прослеживалась к третьему году жизни, когда она перенесла кишечное заболевание с симптомом недержания. Заболевание возникло уже после овладения навыками туалета. Со времени болезни она была убеждена, что ничего не делает правильно. Другой пациентке, писательнице, снилось, как гранки ее книги выдавливаются из маленького отверстия.
Анальное задерживание, которое всегда состоит из двух компонентов, страха утраты и радости нового эрогенного наслаждения, может смещаться на другой объект. Алчность и мания коллекционирования, как и расточительность, имеют коррелятивные детерминанты в инфантильном отношении к фекалиям. Как терпят неудачу сублимации относительно продукта дефекации, если сохраняется анальный эротизм, так и сублимации функции дефекации тоже бывают безуспешны. Например, при действии вместо сублимации реактивного образования рисование сохраняет бессознательное значение анального пачканья, и художник оказывается несостоятелен; если же эго, признав запретные побуждения, объявляет протест, способность к рисованию вообще тормозится. Смещение катексисов от дефекации к речевой и Мыслительной активности иногда выдается иррациональностью модусов сдерживания и «выброса слов и мыслей. Это наблюдается при торможении соответствующих функций и их иррациональном гиперкатексисе. Кроме того, поведение анальных личностей всегда проникнуто проявлениями садизма или реактивными построениями против садизма. То обстоятельство, что ребенок в задерживании оправлений находит нарциссическое удовлетворение своей способностью контролировать сфинктеры, тоже составляет источник сублимаций и реактивных образований. Жажда власти может происходить от чувства власти, которым сопровождается контролирование сфинктеров. Желанная власть достигается посредством самоконтроля или контролирования других, и в целом стремление к этой власти определяется страхом утраты самоуважения. У компульсивных невротиков нередко активируются и многие иные конфликты, некогда связанные с анальным эротизмом. Отказ от удовольствия ради объектов, из любви к ним или из страха перед ними, — основное достижение тренинга чистоплотности. Индивид научается отдавать, в то время как в оральный период его интерес был сосредоточен главным образом на получении. Нарушения в оральном периоде служат причиной последующих нарушений г отношении к объектам, поскольку затрудняется равновесие между отдачей и взятием.
В классическом труде Абрахама (21) конфликтам вокруг анального эротизма приписываются также и менее существенные черты: например, склонность на все смотреть «с тыльной (темной) стороны »(основа многих компульсивных симптомов); страх «начинания», обусловливающий откладывание насколько возможно любой новой деятельности, хотя начатую деятельность такому индивиду трудно приостановить; склонность заставлять других делать все за себя, если в истории инфантильной анальности фигурировала клизма, и тенденция все решать самому, если требования регулировать анальную функцию вызывали в детстве протест. Сюда же относится склонность делать многие вещи одновременно в целях экономии времени, что обусловлено аутоэротическими играми при дефекации и часто находит продолжение в форме компульсивного чтения во время сидения в туалете, означающего восстановление утраченного материала. Описание черт анального характера выходит за пределы проблемы компульсивного невроза, и мы еще вернемся к этой теме при обсуждении аномалий характера (с. 628). Тем не менее рассмотренные характерологические осо- бенности типичны для компульсивного невротика. Ни один компульсивный невротик не способен рационально обходиться с деньгами и временем, хотя природа и выраженность затруднений сильно варьируют. Компульсивные системы Аккуратность, играющая роль защиты от опасных инстинктивных побуждений в анально-садистский период, вновь обретает эту защитную функцию при компульсив-ном неврозе. Компульсивный невротик, которому грозят бунтом его регрессивно искаженные чувственные и враждебные потребности, спокоен, пока ведет себя в упорядоченной манере, особенно относительно денег и времени. Однако бессознательные анально-садистские влечения обычно саботируют аккуратность и приверженность «системе ». Эти влечения возобновляют беспорядок, порождая происшествия, расстраивающие систему, могут даже пронизывать собственно синдром «упорядочивания». В своей интересной публикации Люси Дули собрала материал о точности и системах распределения времени, за которые цепляются компульсивные невротики, для кого любое нарушение рутины означает убийство и инцест (338). Многие компульсивные невротики проявляют утрированный интерес ко всем видам расписаний. Они порой регулируют всю жизнь согласно расписанию. Пока их активность соответствует расписанию, они уверены, что не совершают вызывающих бессознательное опасение грехов. Если они заранее знают, что будут делать впоследствии, у них сохраняется способность преодолеть страх перед собственным возбуждением, заставляющим делать вещи, которых они боятся.
«Ориентация во времени» — типичная успокаивающая мера. Страх смерти во многом подразумевает страх перед состоянием, в котором не действуют обычные представления о времени. Затруднение ориентации во времени в сумерках, в долгие зимние вечера и даже в долгие летние дни вызывает беспокойство у многих компульсив-ных невротиков. Однако страхи такого рода могут корениться просто в том факте, что напугавшие в детстве события произошли именно в данное время суток (599). Компульсия как таковая используется в качестве подобной защиты. Она оберегает от угрозы спонтанности. Все, что делается компульсивным образом, делается в заведенном порядке, согласно предопределенному плану, из которого нежелательные побуждения считаются исключенными. При следовании правилам не может произойти ничего плохого. Тем не менее компульсивный невротик осознает наличие инстинктов. Он никогда не уверен, что правила учитывают все возможности и что ему достаточно известны все правила. Ситуация усложняется, когда в качестве «свидетелей» обоснованности компульсивных требований упорядочивания и системы необходимы другие лица. Пациент чувствует не только принуждение самому придерживаться ком-пульсивной системы, но требует того же от других. Другие, как правило, отказываются следовать его системе. Это усиливает враждебность пациента, и он пытается разными способами вынудить окружающих вести себя в соответствии со своими желаниями. Тогда он начинает бояться собственной враждебности, проявляющейся в таких попытках, и страх, в свою очередь, увеличивает потребность в систематизации, порождая порочный круг. Положение еще более запутывается, если сталкиваются системы разных компульсивных невротиков. И поскольку компульсивный невроз основывается на усиленном анальном эротизме, который отчасти детерминирован наследственностью, нередко в одной семье болеют несколько человек. Так возникают серьезные семейные проблемы. Существует компульсивно-невротический дубликат истерической псевдологии (437). У некоторых пациентов об-сессивная совестливость, точность и даже навязчиво-фанатичный поиск правды совмещаются с тенденцией к явной фальсификации фактов. В соответствии с компульсивной склонностью «соскальзывать на мелочи », фальсификации часто относятся только к несущественным деталям. На самом деле незначительные искажения истины репрезентируют стремление к более важным модификациям. Эти более важные модификации служат цели втиснуть мир в определенную систему. Факты видятся не такими, как они есть, а какими должны быть согласно требованиям компульсивной системы. Фальсификации выражают также тенденцию навязывать свою систему другим: «Доверяйте не собственным глазам, а смотрите на вещи с моих позиций ». Насилие такого рода по отношению к коллегам может удовлетворять садизм и упрямство компульсивного невротика. Главная цель подобного поведения, однако, специфичнее. Фрейд однажды сравнил спонтанные воспоминания из раннего детства с созданием мифов, в которых реальные факты фальсифицируются в угоду желаниям (596). В компуль-сивных попытках вынудить «свидетелей» принять обсес-сивные системы можно непосредственно наблюдать создание таких мифов. Привязанность пациентов к своим системам отнюдь не означает способность их поддерживать. Более того, отвергнутый материал пронизывает способы отвержения. Все больше и больше пациенты чувствуют, что системы, которые они хотели бы навязать миру, разрушаются. Они реагируют, повышая ригидность систем, но все-таки всегда не уверены, что требования системы полностью выполняются. Обычно эти требования состоят в изоляции вещей, которые репрезентируют бессознательные тенденции, изначально подходящие друг Другу. Пациенты зачастую видят строгое расхождение («или-или ») там, где в действительности существует связь («а также »). Компульсивный невротик, увлекавшийся шахматами, часами решал навязчивую проблему, сосредоточиваться ли в игре на стратегии или тактике. Он думал об этом только абстрактно вне данной позиции в конкретной партии. Надуманная альтернатива фактически приводила к проигрышу всех партий. Сомнение основывалось на бессознательной неуверенности, следует ли побеждать соперника или позволить ему одерживать верх, что означало колебание между мужской и женской установкой. Родственный феномен Грабер определил как «невротическую типизацию »(710). Компульсивные невротики склонны делать ложные обобщения, они поспешно классифицируют все представления во взаимно исключающие категории, а затем начинают сомневаться относительно существа и оценивания этих категорий. «Я уже знаю, к какой категории принадлежит данный феномен », у них означает: «Мне не нужно его бояться в качестве соблазна или наказания ». Чем неожиданнее событие, тем большее опасение оно вызывает. «Типизация » пытается исключить неожиданности и фальсифицирует новые события, относя их к «уже известным» вещам. Упорядочение неизвестных феноменов в соответствии с известными категориями — задача науки. Компульсивная систематизация, выполняемая не в целях овладения реальностью, а скорее для отрицания некоторых ее аспек- тов, фальсифицирует реальность и представляет собой карикатуру на науку. Компульсивный невротик амбивалентен. Он амбивалентно относится даже к собственным системам и правилам. Противясь своим опасным инстинктивным побуждениям, он нуждается в защите в виде систем и правил. Выступая против суперэго, он противится также системам и правилам, налагаемым суперэго, может даже открыто бунтовать против них или высмеивать их путем доведения до абсурда (567). Другие защитные механизмы при компульсивном неврозе Типичное при компульсивном неврозе изменение характера не всегда непосредственно обусловлено регрессией. Оно также детерминируется, вслед за регрессией, реактивными построениями, изоляцией и аннулированием. Использование этих механизмов, правда, зависит от патогномо-ничной регрессии, поскольку реактивные образования, изоляция и аннулирование направлены скорее против пре-генитальных устремлений, тогда как собственно регрессия больше связана с генитальностью. Реактивные образования глубоко пронизывают каждую компульсивно-невротическую личность. Борясь с бессознательной враждебностью, компульсивный невротик галантен во всех своих проявлениях. Это может приносить ему огромное нарциссическое удовлетворение, затрудняющее психоаналитическое лечение. Однако даже устойчивые реактивные образования редко успешны: в психике компульсивных невротиков не прекращается борьба между ними и все еще действенными первоначальными побуждениями. Что касается изоляции и аннулирования, то их проявление в компульсивных симптомах уже описывалось (с. 203—211). Рассмотрим еще несколько примеров. Пациент с обсес-сивными сомнениями с трудом соглашался с психоаналитической процедурой, он сильно протестовал против правила свободных ассоциаций. Оказалось, что пациент так себя вел, стремясь утаить наличие у него подруги. Дело заключалось не в отсутствии желания вообще говорить о некой особе. Просто в психоанализе пациент говорил о мастурбации и хотел изолировать образ своей подруги от всего, что связано с мастурбацией. Он чувствовал, что способен говорить с психоаналитиком о девушке только при уверенности отсутствия у себя мыслей о мастурбации. Позже в процессе психоанализа стало ясно, насколько безуспешна эта изоляция. Компульсивный симптом, к которому пациент относился наиболее настороженно и прилагал наибольшие усилия для его сокрытия, выражался в том, что всякий раз, когда он видел свою подругу или слышал ее имя, у него возникала навязчивая мысль о «маленькой блуднице». Симптом символизировал инцестную потребность, от которой защищалось эго. Появление симптома служит примером неудачной попытки изолировать нежность от чувственности. Интересно было наблюдать, каким образом пациент, имевший некоторую склонность к параноидным реакциям, сочетал в своей защите от инстинкта механизмы изоляции и проекции. Однажды с целью продемонстрировать абсурдность психоанализа он заявил, что метод свободных ассоциаций бессмыслен, поскольку у людей возникают лишь те идеи, которые они хотят иметь. Ему было сказано, что он не прав, так как идея «маленькой блудницы» возникала у него помимо воли. Несколькими днями позже он обвинил психоаналитика в вульгарном и чувственном обзывании его подруги «маленькой блудницей» и в злоупотреблении его признаниями, якобы в целях приписать ему низменное поведение (411). Иногда компульсивные пациенты производят удивительную изоляцию посредством брака. Они решают, что супружеская жизнь не должна иметь связи с инфантильной сексуальностью: «Теперь я в браке, поэтому не следует больше беспокоиться о сексуальности». Брак на этой основе не бывает успешным. Там, где инфантильно-сексуальные устремления, несмотря на изоляцию, смогли проникнуть в супружескую жизнь, у пациентов возникают тяжелые обсессии и компульсии. Выше упоминалось, что самый существенный случай изоляции состоит в разделении идейного содержания и его эмоционального катексиса. Типичные компульсивные невротики кажутся холодными, отрешенными и неэмоциональными. В действительности их эмоциональность может проявляться самым неадекватным образом. Насколько далеко заходит изолированность таких эмоциональных проявлений, свидетельствует пациент, сделавший себе памятку: «Не забудь, что был рассержен». Затруднение компульсивных невротиков в свободных ассоциациях обусловлено изоляционистскими склонностями. Они не способны свободно ассоциировать, поскольку всегда настороженно ограждают исходно сопричастные вещи от повторного соприкосновения. Компульсивные невротики не позволяют себе удивляться чувствам или представлениям, которые не укладываются в установленные категории. Мышление в компульсивных категориях — это карикатура на логическое мышление, тоже основанное на изоляции. Но логическое мышление служит объективности, а компульсивная изоляция —защите (618). Изоляция, как уже отмечалось, связана с древним табу прикосновения (618) (с. 211). Многочисленные компульсивные симптомы регулируют способы, которыми следует и не следует прикасаться к объектам. Объекты репрезентируют гениталии и нечистоты. «Чистые » вещи не должны соприкасаться с «грязными» вещами (989). В ритуалах перехода через порог табу на прикосновение принимает форму магического страха перед изменением существующего положения и возникновением новой ситуации (30, 390) (с. 371). Изоляция часто разделяет компоненты целого, где в норме осознанию подлежит только целое, при компуль-сивном неврозе осознаются составляющие целого. Компульсивные невротики зачастую воспринимают совокупность вместо единства, и многие компульсивные черты характера оптимальны для «торможения в переживании гешталъта ». О «повторах» как форме «аннулирования» уже упоминалось (с. 203). Идея состоит в том, что в целях аннулирования действие следует повторить с иным намерением. Что однажды делалось с инстинктивным намерением, необходимо повторить с установкой суперэго. Отвергнутый инстинкт, однако, нередко проникает и в повторное действие. Обычно количество необходимых повторений быстро нарастает. Выбор «любимыхчисел», определяющих количество повторений, может иметь самостоятельное бессознательное значение. Временами повторения замещаются счетом. Любимые числа, как правило, четные. Только четные числа дают гарантию, что не перевесят ни инстинкты, ни суперэго. Большинство компульсий «симметрии» имеют то же самое значение (479). Было бы, однако, ошибочно полагать, что компульсивный счет во всех случаях мотивируется подобным образом. Пересчет может иметь и другие значения. Часто он представляет собой подсчет секунд, т. е. измерение времени. Потребность в измерении времени имеет разные детерминанты. Иногда пересчет служит просто средством проверки изоляции. Счет может преграждать некое начинание вслед за предшествующим действием и гарантировать соблюдение временного интервала. Базовая связь между измерением времени и анальным эротизмом уже обсуждалась. Измерение времени, будучи первоначально измерением интервала между двумя хождениями в туалет, затем может использоваться в качестве защиты от соблазна анальной мастурбации, а порой становится замещением анальной мастурбации (737). Компульсивный счет может также защищать от побуждения уничтожать, так как пересчет вещей заверяет, что все они на месте. Но иногда защита проникается отвергаемым побуждением, и счет начинает символизировать уничтожение; тогда он тоже должен отвергаться (88). Это облегчается тем обстоятельством, что пересчет подразумевает вступление во владение, может означать «учет имущества». Самый простой пример механизма аннулирования — часто встречающееся компульсивное мытье. Мытье становится необходимым как средство уничтожения предшествующего «загрязнения» (реального или воображаемого) (703, 989). Это грязное действие, как правило, мастурбация или впоследствии мысли об отдаленной возможности мастурбации (503). За понимание сексуальности как чего-то нечистоплотного ответственна регрессия (485). Анальная мастурбация в детстве действительно выдавалась испачканными и пахнущими руками, а разоблачение могло избегаться мытьем. Порой пациенты с компульсивный неврозом избавляются от всех сомнений, принимая ванну или меняя белье. «Дурные чувства» воспринимаются как грязь, которую следует смыть. Ритуал омовения в качестве средства избавления от грехов — тоже проявление аннулирования. Вероятно, по этой причине невротические церемонии в латентный период столь часто относятся к мытью. Упрямые дети, отказываясь мыться, в действительности отказываются оставлять свои инстинктивные побуждения, доставляющие наслаждение. Верно, однако, что ритуалы вокруг раздевания и подготовки ко сну превалируют и по другой причине: эти приготовления соблазняют к мастурбации. Многие типичные компульсивные симптомы направлены на аннулирование агрессивных действий, обычно воображаемых. Иногда это предназначение выражено явно, как в симптомах закрытия газового крана и устранения камней с улицы, иногда оно раскрывается только с помощью психоанализа, как в разных симптомах с бессознательным значением кары. Не существует четкой границы между карающими симптомами и творческими сублимациями, осуществляемыми в качестве противодействия инфантильно-садистским устремлениям (1422, 1424). Использование регрессии, реактивного образования, изоляции и аннулирования делает излишним собственно механизм вытеснения. В этом ответ на вопрос, почему при компульсивных неврозах становится возможным осознание неприемлемых побуждений. Например, побуждение убивать, благодаря изоляции, настолько отодвинуто от моторного выражения, что не остается шансов на его реализацию, поэтому осознание в данном случае совершенно безопасно. Осознание идей тогда сопровождается лишением их эмоциональной окраски (1053). Вследствие разрыва первоначальных связей психоаналитик не может непосредственно использовать спонтанное осознание пациентом патогенных событий детства. Поскольку соответствующие эмоции отсутствуют, специалист столь же не осведомлен, как и пациент, какие из воспоминаний детства важны и в чем состоит их важность. Если бы даже аналитик это понимал, он не мог бы поделиться с пациентом до тех пор, пока тот не преодолеет сопротивления усмотрению истинных связей. Отсутствие собственно вытеснения в компульсивном неврозе, однако, относительно. Сами компульсии и обсес-сии могут подвергаться вытеснению. Иногда пациенты не способны рассказать, в чем состоят их компульсии, так как компульсии у них бесцветны, неопределенны, схожи со сновидениями. Тогда требуется большая психоаналитическая работа по устранению вытеснения, чтобы содержание компульсии стало разборчивым. Иногда компульсивные симптомы вытесняются вторично, поскольку пациент чувствует, что они не укладываются в его систему, т. е. представляют собой не только защитные силы, но также отвергнутый инстинкт, вторгшийся вновь. Пытаясь уместить компульсии в свою систему, пациент фальсифицирует их изначальное содержание. Его собственные компульсии, как и весь мир, должны быть приспособлены к системе, которая только и гарантирует ему безопасность. Смещение в компульсивном неврозе часто представляет собой «смещение на мелкие детали ». Многие компульсив-ные невротики сильно беспокоятся о явно незначительных вещах. В психоанализе эти незначительные вещи раскрываются как замещение весьма важных феноменов. Самый известный пример — «мыслительная компульсия» (Grue-belzwang), при которой пациент проводит многие часы в навязчивых размышлениях об очень абстрактных проблемах. В основе данного симптома лежит попытка избавиться от нежелательных эмоций путем бегства из мира эмоций в сферу отвлеченных понятий и слов. Это бегство безуспешно: интеллектуальные проблемы, в которых пациент пытается найти спасение от своих эмоций, приобретают (благодаря возвращению вытесненного материала) утрированную эмоциональную ценность. Двойной фронт эго при компульсивном неврозе В компульсивном неврозе специфичны не только защитные механизмы, но также направление их использования. Относительное преобладание в этом неврозе зависимости эго от суперэго делает понятным, почему эго не только послушно суперэго в отвержении инстинктивных потребностей, но и пытается бунтовать против суперэго. Эго может использовать против суперэго те же самые защитные меры, которые обычно применяет против побуждений ид. Для этой деятельности тоже необходима постоянная затрата энергии. Уже упоминалось, что навязчивая идея: «Если ты совершишь некий поступок, твой отец умрет», возникает в ходе осознания предостережения суперэго: «Если ты совершишь некий поступок, у тебя появится соблазн убить отца ». Эго может реагировать на такие угрозы контругрозами. Когда «человек-крыса» имел первый сексуальный опыт, у него возникла навязчивая идея: «Это восхитительно! Ради этого можно убить своего отца! »(567). Фактически эго ведет себя по отношению к суперэго, как прежде относилось к своим воспитателям: послушно, мятежно или послушно и мятежно одновременно. Амбивалентное отношение эго к суперэго служит основой частого преобладания в компульсивном неврозе религиозных симптомов (560). Конфликт с суперэго лучше всего наблюдать, когда он продуцирует двухфазное поведение. Пациент ведет себя альтернативно: то как непослушный ребенок, то как строго наказывающий поборник дисциплины. Пациент по обсессивным причинам некоторое время не чистил зубы, затем он шлепал и ругал себя. Другой пациент всегда носил тетрадку, где делал похвальные или порицающие пометки о собственном поведении. В сновидениях нелепость означает насмешку и злобное намерение сновидца (552). Сходным образом явная абсурдность многих проблем в качестве предмета обсес-сивных мыслей указывает на злобное и насмешливое отношение пациентов к своему суперэго, которое на сеансе часто олицетворяет психоаналитик. Итак, в нелепостях пациента продолжается высмеивание ребенком своего отца (567). Пациент на первой консультации спросил аналитика, поможет ли психоанализ избавиться от чрезмерной мастурбации. Аналитик заверил его, что, если вообще психоанализ окажется успешным, устранится и эта проблема. Много месяцев спустя пациент рассказал о своих мыслях в тот момент: «Меня удивляло, каким образом аналитик сможет мне помочь, если я сам не прекращу мастурбировать». Тогда пациент решил не сопротивляться вредной привычке, чтобы посмотреть, сумеет ли психоаналитик обойтись без его помощи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|