М
Е
С
Я
ц
| Содержание
| Программные задачи
| Работа с родителями
|
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
| 1. Чтение сказки русской народной «Царевна-лягушка».
| 1. Учить детей воспринимать образное содержание произведения; уточнить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
| Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными волшебными сказками.
|
2. Дидактическая игра «Разрезные кубики» по сказке «Лягушка-царевна».
| 2. Способствовать запоминанию детьми сюжета сказки, её героев. Развивать логическое мышление при составлении целого из частей. Поощрять рассказывание эпизодов сказки.
|
3. Дидактическая игра: «Чудеса в решете».
| 3. Учить детей замечать особенности жанра сказки: происходящие различные чудеса, как и с помощью чего происходят чудеса и превращения (волшебные предметы и их действие)
|
4. Дидактическая игра «Кто на свете злее всех? ».
| 4. Учить детей определять характер сказочных героев (злых и добрых), их внешний облик, жилище. Развивать речь-описание. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
|
5. Пересказ детьми отрывков из сказки «Лягушка-царевна» с использованием графических символов.
| 5. Учить детей связно, выразительно пересказывать отрывки из сказки, используя графические символы. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать логическое мышление.
|
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
| 1. Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
| 1. Учить детей замечать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова и выражения, образные выражения) Уточнить понимание слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка. Воспитывать интерес и любовь к фольклорной сказке.
| Анкетирование родителей: «Нужна ли ребёнку волшебная сказка? »
.
|
| 2. Рассматривание репродукции кар-тины В. М. Васнецова «Алёнушка».
| 2. Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях. Формировать умение понимать смысл образных выражений.
|
| 3. Показ плоскостного театра «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» на
коврографе.
| 3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании. Развивать интонационную выразительность речи.
| |
| 4. Дидактическая игра «Заветные слова»
| 4. Учить детей вычленять самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, слова, несущие основную смысловую нагрузку)
| |
| 5. Дидактическая игра «Хороший-плохой»
| 5. Учить детей выявлять позитивные и негативные черты характера героев, оценивать их деятельность.
| |
| 6. Дидактическая игра «Что в дороге пригодится? »
| 6. Учить детей на основе анализа сказочных предметов, помогающих героям одолеть врага (скатерть-самобранка и др. ), придумывать новые предметы – помощники. Развивать творческое мышление детей.
| |
Н
О
Я
Б
Р
Ь
| 1. Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк».
| 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
| Консультация для роди-телей: «Развитие речи детей старшего дошколь-ного возраста» (папка-ширма).
|
| 2. Рассматривание картины В. М. Вас-нецова «Иван-царевич на сером волке»
| 2. Учить детей понимать художественный образ, который хотел создать художник. Обогащать словарь детей, побуждать использовать в речи точные слова для характеристики героев.
|
| 3. Знакомство с картами Проппа, выполненными в сюжетной манере. Изготовление с детьми схематичных карт Проппа.
| 3. Познакомить детей со структурой русской фольклорной сказки. Развивать внимание, восприятие, умение абстрагироваться; способствовать повышению поисковой активности.
| |
| 4. Поиск знакомых функций по картам Проппа в знакомых сказках «Лягушка-царевна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк».
| 4. Закрепить знание детьми схематичных изображений карт Проппа. Подвести к пониманию того, что сказка – гибкое образование, состоящее из элементов, имеющих право изменяться в зависимости от воли сочинителя, и что сказочником может стать и сам ребёнок.
| |
| 5. Коллективное сочинение детьми сказки «Василиса Прекрасная и Белый лебедь» (на основе сказки «Иван-царевич и Серый волк»)
| 5. Учить детей сочинять сказку с помощью графической аналогии карт Проппа. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
| |
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
| 1. Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка».
| 1. Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.
| |
| 2. Самостоятельный поиск детьми функций (по картам Проппа) в сказке «Сивка-бурка»
| 2. Учить детей делить сказку на смысловые функции. Учить соотносить две системы: речевую и графическую. Развивать логическое мышление.
| |
| 3. Пересказ сказки «Сивка-бурка» с использованием карт Проппа.
| 3. Учить детей последовательно воспроизводить развитие сказочного сюжета с помощью графической аналогии – карт Проппа. Развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи; обогащать словарь детей.
| |
| 4. Дидактическая н/печатная игра «Что перепутал художник? »
| 4. Закрепить знание героев сказки, волшебных предметов, встречающихся в русской народной сказке. Обогащать словарь детей.
| |
| 5. Коллективное сочинение детьми сказки на заданную тему «Снеговик и снежная птица»
| 5. Учить детей придумывать сказку по порядку функций; коллективно развивать сюжет сказки. Закрепить знание структуры сказки (начало, середина, конец). Развивать связную речь. Воспитывать интерес к сочинению сказок.
| |
| 6. Создание книги «Наши сказки» Рисование детьми иллюстраций к сочиненным сказкам «Василиса Прекрасная и Белый лебедь», «Снеговик и Снежная птица».
| 6. Развивать образное представление. Закрепить знания детей о средствах выразительности, которые наиболее ярко могут отразить характер героев сказки. Закреплять умение использовать в работе различные изобразительные средства.
| |
Я
Н
В
А
Р
ь
| 1. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
| 1. Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержании и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
| Оформление альбома «Мои любимые сказки» (сотворчество детей и родителей)
|
| 2. Игра-драматизация по сказке «Снегурочка»
| 2. Помочь детям запомнить содержание сказки. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при драматизации сказки.
|
| 3. Дидактическая игра «Чепуха»
| 3. Учить детей осмысливать назначение той или иной функции в сказке. Учить детей придумывать не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Например, «запрет – нарушение запрета».
| |
| 4. Коллективное сочинение детьми сказки «Иван-царевич и Баба-Яга».
.
| 4. Продолжать учить детей коллективно придумывать сюжет сказки с помощью символов (карт Проппа).
Учить самостоятельно отбирать необходимые для последовательного развития сюжета карты Проппа. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй языка.
Обогащать словарь детей образными словами и выражениями, характерными для русской народной сказки.
Воспитывать интерес к речевой творческой деятельности.
| |
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
| 1. Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол».
| 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
| Консультация для родителей: «Нравственный урок сказки. Воспитание добрых чувств» (папка-ширма).
|
| 2. Создание модели «Сказка в коробке»
| 2. Развивать воображение детей. Совершенствовать эстетическое восприятие. Упражнять детей в составлении и проговаривании диалогов из сказок. Совершенствовать выразительность речи.
| |
| 3. Дидактическая н/печатная игра «Сказочные герои».
| 3. Закрепить и уточнить знание детьми сказочных героев. Развивать логическое мышление, при соотнесении графического изображения с сюжетным.
| |
| 4. Коллективное сочинение детьми сказки «Змей Горыныч»
| 4. Учить детей самостоятельно придумывать название сказки, место действия, её героев. Продолжать учить самостоятельно отбирать необходимые для развития сюжета сказки функции (карты Проппа). Развивать воображение, связную речь.
| |
| 5. Продолжение оформления книги «Наши сказки» Создание детьми иллюстраций для сочинённых сказок «Иван-царевич и Баба-Яга», «Змей Горыныч»..
| 5. Закрепить знание детей о творчестве художников-иллюстраторов. Совершенствовать стремление создавать в рисунке образы сказочных героев, используя определённую цветовую гамму. Добиваться соответствия сюжета рисунка определённому моменту литературного произведения.
| |
М
А
Р
Т
| 1. Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
| 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку. Совершенствовать умение чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств. Обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать их переносное значение.
| Консультация для родителей: «Сказка развивает воображение: «Салат из сказок»» (папка-ширма).
|
| 2. Модификация сказки «Крошечка-Хаврошечка» с помощью увеличения функций сказки.
| 2. Продолжать учить детей сочинять сказки с использованием карт Проппа. (с использованием увеличения функций). Развивать воображение, связную речь, чуткость к выразительным средствам сказки.
| |
| 3. Дидактическая игра «Да-нетка»
| 3. Закрепить знание детьми героев русских народных сказок. Развивать логическое мышление.
| |
| 4. Дидактическая н/печатная игра «Сам себе сказочник»
| 4. Развивать воображение детей, словесное творчество, связную речь. Совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь детей образными словами и выражениями.
| |
| 5. Коллективное сочинение сказки «Иван-царевич и Змей Горыныч».
| 5. Совершенствовать умение детей сочинять сказку с использованием карт Проппа. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.
| |
А
П
Р
Е
Л
Ь
| 1. Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников».
| 1. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
| |
| 2. Дидактическая игра «Сам себе сказочник»
| 2. Продолжать учить детей с помощью дидактической игры объединять сюжеты знакомых сказок. Развивать воображение, словесное творчество. Совершенствовать связную речь. Развивать интерес к словесному творчеству.
| |
| 3. Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации»
| 3. Закрепить знание детьми сюжетов и героев русских народных сказок. Формировать умение по иллюстрации отгадывать название сказки. Поощрять желание пересказывать соответствующий эпизод.
| |
| 4. Коллективное сочинение сказки.
| 4. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать название сказки, её героев, описывать место действия; развивать сюжет сказки с помощью карт Проппа. Развивать связную речь, интерес к словесному творчеству.
| |
| 5. Продолжение оформления книги «Наши сказки». Создание иллюстраций к сочиненным сказкам.
| 5. Закрепить представления детей о средствах выразительности, которые используются в сказочном жанре. Совершенствовать навыки графического изображения, передачи движений человека.
| |
М
А
Й
| 1. Чтение русской народной сказки «Никита-кожемяка».
| 1. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
| Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной на коврографе, би-ба-бо и т. д.
|
| 2. Литературная викторина «Любимые сказки»
| 2. Закрепить знание детьми сюжетов русских волшебных сказок, их героев, образных слов или выражений характерных для определённой сказки.
| |
| 3. . Создание коллажа «Салат из сказок»
| 3. Упражнять детей в составлении коллажа из иллюстраций к русским волшебным сказкам. Развивать воображение, творческое мышление.
| |
| 4. Сочинение сказки по составленному коллажу «Салат из сказок» (по индивидуальному набору карт Проппа)
| 4. Продолжать учить детей составлять сюжет сказки, объединяя сюжеты, героев знакомых русских народных сказок.
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, используя карты Проппа.
Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь детей образными словами, характерными для русской фольклорной сказки.
Воспитывать интерес и любовь к русской народной сказки.
| |