Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распад СССР и трансформация международных отношений в конце XX века




УДК 94(100-87)

ББК 63.3(2)64

К71

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии СПбГУ С. И. Дудник,

доктор политических наук, профессор кафедры конфликтологии СПбГУ А. И. Стребков

Косов Ю. В., Торопыгин А. В.

К71 Содружество Независимых Государств: Институты, интеграционные

процессы, конфликты: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. В. Косов, А. В. Торопыгин. — М.: Аспект Пресс, 2009. —224 с.

ISBN 978-5-7567-0454-9

Первое отечественное учебное пособие по всему комплексу пробле­матики функционирования Содружества Независимых Государств, кото­рое призвано дать целостное представление о международных отноше­ниях в этой межгосударственной организации. В нем рассматриваются институциональная структура и интеграционные процессы, имеющие ме­сто в Содружестве, а также научная терминология, связанная с теорети­ческими подходами к изучению и практикой реализации внешней поли­тики в СНГ. Особое внимание уделено изучению сути международных процессов, происходящих в Содружестве Независимых Государств, про­блем урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, меха­низмов выработки и реализации политики Российской Федерации в СНГ.

Книга предназначена для студентов вузов, изучающих международ­ные отношения в Содружестве Независимых Государств, а также для ши­рокого круга читателей, интересующихся проблемами и перспективами развития СНГ.

УДК 94(100-87) ББК 63.3(2)64

ISBN978-5-7567-0454-9 © Косов Ю. В., Торопыгин А. В.,

2009 © Оформление ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2009

Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте www.aspectpress.ru

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Содружество Независимых Государств (СНГ) как название межго­сударственного образования за последнее время достаточно прочно вош­ло в нашу жизнь и закрепилось на политической карте мира. О событи­ях в Содружестве практически каждый день сообщают электронные средства массовой информации, пишут общественно-политические га­зеты и журналы. Многие россияне имеют родственников в СНГ, мил­лионы наших соотечественников проживают в странах Содружества. Граждане различных государств Содружества приезжают в Россию в поисках работы. Страны СНГ — важные экономические и политиче­ские партнеры нашего государства.

Возникло данное межгосударственное образование в декабре 1991 г. достаточно неожиданно. Своим появлением на свет оно обязано быст­рому и непредвиденному уходу с исторической арены Советского Со­юза, который был мощным государством и являлся одной из двух сверх­держав на протяжении второй половины XX в. Почему так произошло? Однозначного объяснения столь сложного и многофакторного фено­мена, изменившего все мировое развитие в конце прошлого столетия, пока нет. Однако представители различных наук постоянно обращают­ся к этому вопросу, потому что он непосредственно связан со многими проблемами наших дней. Обращают постоянное внимание на изучение указанного феномена и исследователи СНГ. Это обусловлено тем, что понять многие затруднения и сложности в современном развитии Со­дружества невозможно без анализа породившей их дезинтеграции СССР.

Процесс образования Содружества имел непростой характер и про­текал сложно и противоречиво. Во-первых, создатели СНГ по-разному понимали цели, статус и перспективы нового межгосударственного об­разования. Во-вторых, Содружеству сразу же пришлось решать очень сложные и болезненные вопросы, среди которых — проблема право­преемства в отношении бывшего СССР, настоятельная потребность раз­решения целого ряда этнополитических конфликтов на постсоюзном пространстве, проявлявшихся уже в открытой форме в последние годы существования Советского государства, и др. В-третьих, процесс ста­новления СНГ исторически совпал с процессом строительства бывши­ми республиками Советского Союза новых независимых государств, а политические элиты отдавали предпочтение укреплению собственного суверенитета и национальных государственных институтов. Однако достаточно быстро была сформирована институционально-правовая структура Содружества, налажено взаимодействие в важнейших сферах жизнедеятельности новых независимых государств.

Содружество Независимых Государств — это международная орга­низация, объединяющая 12 государств: Армению, Азербайджан, Бела-


русь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Штаб-квартира организации на­ходится в Минске. СНГ не обладает наднациональными полномочия­ми, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом СНГ является Совет глав государств, созываемый два раза в год.

Предлагаемое читателям учебное пособие является одним из первых в России, в котором предпринята попытка изложить основные вопросы, связанные с систематизированным и комплексным изучением междуна­родных отношений в Содружестве Независимых Государств, как учеб­ной дисциплины высшего профессионального образования. Этот курс в той или иной форме включен в государственные стандарты подготовки специалистов в области международных отношений и регионоведения, а также бакалавров и магистров по указанным направлениям. Он препода­ется в российских вузах при подготовке политологов и историков. В на­стоящее время складываются традиции преподавания курса. В нем речь идет не только о межгосударственном объединении, но и о геополити­ческих, интеграционных и других важных процессах международного ре­гионального развития на постсоветском пространстве. Данная учебная дисциплина непосредственно связана с изучением внешней политики Российской Федерации, региональных аспектов современных междуна­родных отношений. В то же время важно отметить, что сам предмет рас­сматриваемого учебного курса — международные отношения в Содру­жестве Независимых Государств — достаточно динамично изменяется, что также следует учитывать в его преподавании.

Данное учебное пособие имеет целью дать студентам развернутое представление об СНГ, познакомить с основными направлениями его развития. В задачи нашей работы также входит формирование у студен­тов понятий о научной терминологии, связанной с теорией и практи­кой реализации внешней политики Содружества, а также представле­ний об источниках и историографии по данному предмету. При этом особое внимание обращается на изучение сути международных процес­сов, происходящих в Содружестве Независимых Государств; на контекст, в котором осуществляется внешняя политика России в рамках СНГ; на механизмы выработки и применения такой политики в Содружестве и на понимание ее цели.

Предлагаемое учебное пособие направлено на то, чтобы помочь сту­дентам, специализирующимся по международным отношениям и дру­гим смежным специальностям, овладеть знаниями и умениями, кото­рые необходимы для работы в различных государственных структурах, научно-исследовательских и неправительственных организациях, биз­нес-структурах, связанных с деятельностью СНГ.


Глава 1

РАСПАД СССР И ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XX ВЕКА

Один из важнейших вопросов современной истории заключается в том, как могло случиться, что с исторической арены столь быстро и неожиданно ушло такое мощное государство, как СССР. Однознач­ный ответ на этот сложный вопрос дать очень трудно. Потребуется немало времени, прежде чем ученые смогут убедительно и всеохваты­вающе ответить на него. Естественно, авторы ни в коем случае не пре­тендуют на исчерпывающее объяснение этого феномена. Главная за­дача — постараться осветить основные факторы и моменты истори­ческой эволюции Советского государства в ходе начавшейся перестройки. Будет также затронут вопрос о том, что привело к обра­зованию на «развалинах» Советского Союза целой системы самостоя­тельных государств, известных сегодня как Содружество Независимых Государств, поскольку понять многие фундаментальные императивы и проблемы в современном развитии СНГ невозможно без анализа по­родившей их дезинтеграции СССР.

1.1. Основные причины кризиса СССР

С геополитической точки зрения Советский Союз являлся наслед­ником Российской империи. Это была многонациональная страна, в которой веками формировалось взаимодействие различных народов на необъятных просторах Евразии. Процесс развивался непросто и проти­воречиво. С одной стороны, шло образование и углубление политиче­ских, социально-экономических и пространственно-территориальных связей и интересов в рамках одного общего многонационального госу­дарства. С другой — не исчезали и периодически обострялись этнопо-литические, конфессиональные, территориальные и другие противоре­чия и конфликты. Как известно, входившие в состав СССР нации и народности принадлежали даже к различным цивилизациям и суперэт­носам. В связи с этим сохранение устойчивых межэтнических связей и обусловленного ими баланса интересов всегда было трудной и важной задачей общегосударственной власти.

СССР в конце 1980-х годов. К концу 1980-х годов Советский Союз подошел в статусе одной из двух сверхдержав второй половины XX в. Такому положению в мировом сообществе способствовал целый ряд качеств, которыми в то время обладало Советское государство.


Во-первых, страна занимала первое место в мире по размерам тер­ритории (22,402 млн км2). При этом СССР имел огромные территори­альные резервы для хозяйственного освоения, обладал множеством вы­ходов к мировым морским коммуникациям трех океанов (Атлантическо­го, Тихого и Северного Ледовитого). Существовала прямая сухопутная связь с Западной Европой, Китаем, Индией. На необъятных просторах Советского Союза имелись колоссальные запасы невозобновляемых (нефть, газ, уголь, руды различных металлов и т.д.) и возобновляемых (лес, вода, рыбные промыслы и т.д.) природных ресурсов. Советские экспер­ты с гордостью заявляли, что на территории страны сумела разместить­ся вся периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева.

Во-вторых, в 1970-е годы СССР достиг военного паритета с США. В арсеналах двух сверхдержав было накоплено 95% всех запасов ядер­ного оружия, самого мощного вида вооружений, имевшихся в между­народном сообществе. Советская экономика в годы «холодной войны» была сопоставима с американской (по разным оценкам в 1980-е годы ВВП Советского Союза составлял 50-60% от ВВП США, некоторые эксперты называли и еще большие цифры).

В-третьих, СССР возглавлял влиятельный межгосударственный во­енно-политический союз — Организацию Варшавского Договора (ОВД) — и международную экономическую организацию — Совет Эко­номической Взаимопомощи (СЭВ), в которые входили многие государ­ства Центральной и Восточной Европы, а в СЭВ — даже некоторые го­сударства Юго-Восточной Азии и одна страна американского конти­нента — Куба.

В-четвертых, СССР имел собственную идеологию — коммунизм — и был центром ее распространения в мире. В середине XX в. коммунис­тическая идеология пользовалась значительным влиянием, в период ее наибольшего подъема в государствах, которые ориентировались на эту идеологическую систему, проживала примерно одна треть человечества. Однако еще больше оказалось стран, которые воспротивились распро­странению коммунизма. Это противоречие стало одной из главных при­чин так называемой «холодной войны», которая продолжалась с середины 1940-х до начала 1990-х годов. В этот период основу внешней политики США составляли доктрины сдерживания и отбрасывания коммунизма, а Советский Союз рассматривался американскими властями как глав­ный противник.

В то же время в тот период, когда СССР выступал в мировом сооб­ществе как сверхдержава, на его развитие действовал и целый ряд отри­цательных факторов, влияние которых стало нарастать по мере завер­шения XX столетия.

Во-первых, руководство Советского государства в своей внутрен­ней политике игнорировало территориальный фактор развития стра-


ны. Непропорционально большие средства вкладывались в развитие от­дельных периферийных республик за счет ослабления геополитическо­го ядра страны.

Так, в годы войны произошло перемещение основных промышлен­ных мощностей и населения на периферию — в Среднюю Азию, Казах­стан. В послевоенный период были значительно продвинуты вперед промышленность и сельское хозяйство тех же Средней Азии и Казах­стана, проведена индустриализация Западной Украины, Белоруссии, Молдавии и других республик. Такая стратегия территориального раз­вития получила название политики «развития национальных окраин». Однако ресурсов в стране для проведения такой масштабной стратегии оказалось явно недостаточно, и они изыскивались за счет «срединной территории» Советского Союза, которая располагалась в пространствен­ном треугольнике Ленинград—Донбасс—Новосибирск, что постепен­но привело к его ослаблению.

Таким образом, к началу 1990-х годов в СССР сложилась парадок­сальная и опасная для многонациональной страны ситуация, когда мно­гие периферийные республики по целому ряду важных показателей раз­вития (уровень жизни, рождаемость, промышленное развитие, число лиц, имеющих высшее образование, и т.д.) оказались в более выгодном положении, чем области, составлявшие геополитическое ядро страны. В связи с этим в Советском Союзе резко возросли центробежные тен­денции, когда окраинные территории стремились освободиться от зави­симости со стороны бедневшего на глазах центра.

Во-вторых, Советский Союз, будучи многонациональным и фор­мально федеративным государством, имел весьма запутанное админис­тративно-территориальное устройство. Оно имело иерархический ха­рактер, субъекты Советской Федерации подразделялись на пять типов национально-государственных образований — союзные республики, автономные республики, автономные области, национальные округа, национальные районы. Каждый тип субъекта Федерации имел разные права и полномочия, что ставило их в неравное положение. В данной связи при ослаблении Советской Федерации большинство нацио­нальных и региональных элит сразу же начали любыми способами пы­таться повысить свой статус вплоть до выхода из СССР. В то же время более пятидесяти коренных и некоренных народов в рамках Советско­го Союза вообще не получили никакой автономии. Ряд союзных рес­публик и многие автономные образования были созданы искусствен­но, так как титульная нация в них не составляла большинства населе­ния (например, на 1970 г. в Карельской АССР титульная нация — карелы — составляла 84 тыс. чел., русские — 486 тыс. чел.; в Бурятской АССР бурятов — 135,8 тыс. чел., русских — 502,5 тыс. чел.; в Якутской АССРякутов — 285 тыс. чел и эвенков — 6,5 тыс. чел., русских — 314 тыс.


чел. и украинцев — 20,3 тыс. чел.). Во многих национально-территори­альных образованиях доля титульного населения не увеличивалась, а нередко уменьшалась.

В-третьих, долгие годы Советский Союз проводил затратную вне­шнюю политику, что также подрывало его могущество. Советское руко­водство действовало на мировой арене в соответствии с идеологичес­кими принципами, считая своей главной целью победу коммунизма во всем мире, что вступало в противоречие с фундаментальными геополи­тическими и национальными интересами страны. Так, в годы «холод­ной войны» СССР вступил в конфронтацию практически со всеми наи­более развитыми государствами во главе с США. Если во время Первой и Второй мировых войн Россия выступала как союзница Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции и других ведущих стран, то во второй половине XX в. наша страна взяла на себя непомерный груз противостояния им. В то же время в качестве союзников Советско­го Союза выступали менее развитые, чем его противники, страны. Мно­гие из них получили независимость в конце XIX — начале XX в. В пери­од «холодной войны» они переживали трудные времена индустриали­зации и культурного строительства, поэтому СССР приходилось еще тратить часть своих ресурсов на помощь союзникам в Восточной Евро­пе и Юго-Восточной Азии. Не менее затратной была политика Советс­кого Союза на Африканском континенте и в некоторых других регио­нах мира, где получателями советской помощи выступали так называе­мые страны социалистической ориентации, среди которых были и весьма сомнительные режимы, и откровенные диктатуры.

В-четвертых, в последнее десятилетие существования СССР все бо­лее сложным становилось положение его экономики. Советская коман­дно-административная, централизованно планируемая экономическая система оказалась менее эффективной, чем рыночная, получившая рас­пространение в большей части международного сообщества и ставшая основой мировой экономики. Используя огромные природные ресур­сы, экономика СССР и к концу XX в. продолжала идти по экстенсив­ному пути развития, когда мировое хозяйство в лице наиболее разви­тых государств прочно перешло на интенсивный. СССР оставался на индустриальной стадии развития, когда все больше стран создавали постиндустриальные, информационные общества. Отставание совет­ской экономики от уровня экономического развития стран Северной Америки, Западной Европы и Японии становилось все более заметным. Это вызывало недовольство как внутри Советского Союза, так и в стра­нах советского блока.

В середине 1980-х годов произошло небывалое падение цен на нефть — главный товар советского экспорта, что лишило СССР значи­тельных валютных средств, которые были крайне необходимы для мо-


дернизации теряющей обороты экономики. Стремясь выправить поло­жение, советское руководство начало брать крупные кредиты на Запа­де. Постепенно оно попадало во все большую зависимость от своих кре­диторов.

Новое руководство страны. В этих условиях 11 марта 1985 г. на вне­очередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем после смерти К. У. Черненко был избран М. С. Горбачев. С его приходом к власти в СССР на Западе последовал вздох облегчения. Искушенные политики с первых фраз нового лидера уловили возможность советской идеоло­гической трансформации. Горбачев становился партнером Запада в стро­ительстве нового миропорядка, а общечеловеческие ценности — основ­ным приоритетом внешней политики новой советской администрации.

«Удержание Горбачева у власти превратилось в основную цель запад­ных политиков, убежденных в том, что с любым другим будет гораздо труд­нее иметь дело».

Г. Киссинджер, аналитик и знаток международной практики, 1985

Еще одна важная причина кризиса, в который все глубже погружа­лось советское общество, по нашему мнению, носила преимуществен­но социальный характер. Она заключалась в массовом отчуждении лю­дей от общественных целей и ценностей. Исходя из этого, реформаторы полагали, что выйти из кризиса можно за счет вовлечения населения в перестройку. Необходимо было преодолеть отягощенность обществен­ного сознания идеологическими догмами, преобладание уравнительных ценностей и тенденций, социальный инфантилизм, иждивенческие ожидания светлого будущего, ярко выраженный национальный (рес­публиканский) ведомственный и групповой эгоизм.

Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с Горбачевым характеризуется попыткой модернизировать социализм. Горбачев надеялся произвести перемены, опираясь на единственную в то время организованную политическую силу — КПСС. Была попытка оживить деятельность партии путем ее демократизации, с этой целью была разработана и обсуждена новая редакция программы партии и ее новый устав. Одновременно произошло обновление высшего партий­ного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней по­литике — СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествую­щий период фактически зашедших в тупик.

Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы, а во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и поли­тические возможности, которые есть у построенного в СССР социализ­ма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического раз-


вития. Ее итоги были малоутешительны — существенных сдвигов в эко­номике не происходило, а сопротивление при этом росло. Горбачев при­нял трудное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике гласности. В том же году была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, обще­человеческие ценности ставились выше классовых и партийных, уни­версальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депу­татов СССР. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению.

В марте 1990 г. Горбачев Съездом народных депутатов был избран первым Президентом СССР. Именно в этом месяце Литва в односто­роннем порядке провозгласила свою независимость. Сепаратистские настроения быстро набирали силу и в некоторых других республиках.

Декларация о суверенитете России. Однако главная опасность, угро­жавшая единству СССР, неожиданно для многих стала исходить от Вер­ховного Совета СССР, выборы в который состоялись в марте 1990 г. и председателем которого был избран Б. Н. Ельцин с перевесом всего в 4 голоса. По инициативе Ельцина 12 июня 1990 г. Съезд народных депу­татов РСФСР принял Декларацию о суверенитете России. Тем самым Ель­цин инициировал «парад суверенитетов», якобы для того, чтобы демок­ратизировать СССР.

«Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Б. Н. Ельцин в своих поездках по стране в 1990 г.

Явочным порядком «команда Ельцина» без изменения Конститу­ции сократила в конце 1990 г. на4/5, т.е. на 100 млрд рублей, отчисления в союзный бюджет на 1991 г. В этом же направлении действовал и рос­сийский министр иностранных дел А. В. Козырев в мае 1991 г., когда наша страна задыхалась в тисках финансового кризиса и просила инос­транной помощи.

«Любые деньги, которые вы дадите Центру, будут лишь зряшной тра­той, более того они помогут удержаться на плаву системе, которой надо дать тонуть».

А. В. Козыреве государственном департаменте США, 1991

Фактически Ельцин и Козырев делали то, что хотело «правое» кры­ло республиканской партии США.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...