В каком городе находится Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА СНГ)?
1) Санкт-Петербург; 2) Москва; 3) Астана; 4) Минск. Ответы наетестовые задания
28-4 29-2 30 - 1 31 -3 32-4 33 -3 34-4 35-3 36 -1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ «СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ» (направление 030700 — «Международные отношения») Выписка из образовательного стандарта Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политические и военное сотрудничество в рамках СНГ. Разноскоростная и разноформатная интеграция. Роль Союза Белоруссии и Российской Федерации. Приоритеты политики России в отношениях с другими странами СНГ. Методические рекомендации по изучению курса для студентов Учебно-методический комплекс предназначен для рациональной организации работы студента при изучении дисциплины «Содружество Независимых Государств». Следует подчеркнуть, что в связи с недостаточным количеством часов аудиторных занятий, установленным для изучения программы дисциплины, решающее значение для достижения целей и задач курса приобретает самостоятельная работа студента. Успешное изучение данной дисциплины в значительной степени зависит от знаний, умений и навыков, приобретенных студентом ранее в курсах «Отечественная история», «История международных отношений», «Региональные аспекты международных отношений» и ряде других дисциплин специальности «Международные отношения». В случае недостаточной подготовки по указанным предметам следует первоначально повторить (изучить) соответствующий материал.
Приступая к изучению курса, следует внимательно ознакомиться сданным учебно-методическим комплексом, в том числе с приведенным разделом государственного образовательного стандарта, тематическим планом занятий, планом практических занятий, заданиями для самостоятельной работы, а также списком рекомендованной литературы. Раздел «Программа дисциплины» содержит основные вопросы курса, которые в данной последовательности стой или иной степенью детализации планируется рассмотреть на лекционных занятиях. Этот материал является основой для контрольных вопросов по программе курса, поэтому студенту желательно вести конспекты лекций, а также прорабатывать необходимые разделы рекомендованной на занятиях литературы. Целью разработанных в курсе семинарских занятий является получение базовых навыков по применению концептуального знания для анализа между- народных отношений в СНГ. Это необходимо при решении всевозможных задач на различных этапах практической деятельности в сфере международных отношений на постсоветском пространстве, что соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Поэтому выполнение всех предусмотренных программой курса практических заданий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В связи с этим студенту не рекомендуется накапливать задолженности. Задания для самостоятельной работы предоставляют студенту широкие возможности для реализации творческого потенциала при решении типовых профессиональных задач на основе изученных методов анализа региональных аспектов международных отношений. Лучшие работы студентов учитываются при проведении итоговой аттестации по дисциплине на экзамене. Раздел рекомендованной литературы представлен двумя списками — основной и дополнительной. Как правило, изучения литературы, указанной в качестве основной, достаточно, чтобы получить базовые знания по данному курсу. Список дополнительной литературы приводится для любознательного студента, желающего расширить кругозор и углубить знания по тем или иным темам курса.
Нередко профессиональные издания по теме «СНГ» имеют такие внушительные объемы, что пугают начинающего пользователя кажущейся сложностью. Чтобы преодолеть этот барьер, студенту рекомендуется прорабатывать материал «порциями», в рамках конкретных решаемых задач. Такой метод работы с изданием по международным отношениям в Содружестве, в котором, как правило, наряду с оглавлением имеются подробное содержание и обширный справочный аппарат, является наиболее оптимальным для изучения данного курса. Для успешного освоения материала (в том числе и для подготовки к зачету) следует четко сформулировать следующие основные моменты применения анализа региональных аспектов международных отношений к изучению Содружества Независимых Государств. 1. Проработка истории рассматриваемого вопроса. 2. Осмысление современного состояния изучаемой проблемы. 3. Анализ достижений и трудностей в решении конкретного вопроса развития СНГ с учетом современного состояния Содружества. 4. Прогнозирование наиболее вероятных тенденций и путей развития изучаемой ситуации. В заключение хотелось бы подчеркнуть особую значимость изучаемой дисциплины в современных международных исследованиях, когда знания, умения и навыки анализа проблем и перспектив развития СНГ являются не просто неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции международника, а базовым элементом политической культуры любого образованного человека. Методические рекомендации по изучению курса для преподавателей При изучении курса «Содружество Независимых Государств» необходимо познакомить студентов с основными направлениями деятельности СНГ, дать представление о контексте международных отношений, в котором эта деятельность осуществляется. В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой реализации международных отношений в Содружестве, а также представлений об источниках и историографии поданному предмету.
Необходимо обратить внимание на осмысление основных проблем и перспектив развития СНГ. Важно показать роль, которую играет Россия в Содружестве. Особое внимание следует обратить на анализ российской внешней политики в Содружестве Независимых Государств. В курсе «Содружество Независимых Государств» рассматривается специфика функционирования Содружества, значительное внимание уделяется интеграционным процессам на постсоветском пространстве, взаимодействию нашей страны с государствами СНГ, рассмотрению новых геополитических реальностей постсоветского пространства и формированию новой региональной подсистемы международных отношений. Большое значение придается изучению деятельности Российской Федерации в международных организациях постсоветского пространства. При работе с литературой необходимо ориентировать студентов на изучение соответствующих учебников и учебных пособий, а также официальных документов РФ, СНГ и других международных организаций. Желательно ознакомление с фундаментальными монографиями ведущих российских и зарубежных специалистов, содержащих исследования Содружества. Текущую информацию по проблематике СНГ студенты должны получать из специальной научной периодической литературы, журналов международных новостей и электронных баз данных. Глубокое понимание содержания изучаемых в курсе тем потребует у студентов наличия или восстановления знаний по отдельным разделам ряда учебных дисциплин. Это курсы истории (всемирная история второй половины XX в., новейшая история России), философии (сущность глобальных проблем современности, классификация глобальных проблем, принципы глобального и регионального в мировом развитии), социального прогнозирования (глобальные, региональные и национальные прогнозы развития, принципы построения фу-турологических моделей, прежде всего Евразийского региона).
Внимание при изучении курса следует обратить и на изменение геополитической структуры постсоветского пространства и окружающего его мира, что непосредственно влияет на положение Содружества в современном международном сообществе. В связи с этим рекомендуется выбрать одну или несколько стран СНГ и проанализировать изменения, произошедшие в них на рубеже XX и XXI вв. Необходимо показать, как эти изменения отразились на развитии Содружества и внешней политики России в Евразийском регионе. Важно также изучить такие понятия, как «интеграция» и «глобализация». Эти явления оказывают серьезное влияние на международные процессы в Содружестве, поэтому нужно попытаться установить основные взаимосвязи между этими феноменами. При изучении основных направлений развития СНГ прежде всего необходимо выделить институционально-правовую структуру Содружества, экономическое взаимодействие входящих в него стран, сотрудничество этих государств pur в сфере обороны и безопасности, а также многоуровневые и разноскорос-тяые интеграционные процессы на постсоветском пространстве. При рассмотрении институционально-правовой структуры особое внимание следует обратить на историю возникновения СНГ. Важно понять, почему эта структура является такой аморфной и эластичной. Следует проанализировать изменения, произошедшие в развитии Содружества, особенно в последнее время. Необходимо осмыслить позитивный потенциал, который накоплен в отношениях между странами СНГ в последние полтора десятилетия. Кроме того, нужно понять причины и сущность основных проблем, возникающих в международных отношениях в Содружестве, проанализировать роль России на постсоветском пространстве. Необходимо рассмотреть главные направления развития СНГ в наши дни. Следует выяснить, почему такое большое место в них занимает сотрудничество в области обеспечения региональной безопасности. Важно показать роль взаимодействия в борьбе с международным терроризмом стран СНГ, раскрыть роль энергетического фактора в международных отношениях на постсоветском пространстве, проанализировать другие направления экономического сотрудничества государств СНГ, выяснить факторы, способствующие развитию такого сотрудничества и препятствующие ему. Качественное усвоение материала по проблемам интеграционных процессов в СНГ предполагает глубокое понимание истории развития Евразийского региона, а также роли России в нем на протяжении последних трех столетий. Большое значение также имеет понимание специфики современного развития постсоветских государств.
Отдельным аспектом данной проблемы является изучение двустороннего сотрудничества России с государствами СНГ. В первую очередь следует обратить внимание на развитие сотрудничества с такими постсоветскими странами, как Казахстан, Белоруссия и Украина. В данном курсе следует глубоко проанализировать деятельность организаций постсоветского пространства — ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ГУАМ, обсудить приоритетные направления взаимодействия между ними и имеющиеся в их взаимоотношениях противоречия, раскрыть деятельность России в основных международных организациях постсоветского пространства. В процессе изучения дисциплины «Содружество Независимых Государств» студенты должны научиться разбираться в главных проблемах внешней политики России в СНГ на современном этапе, а также знать историю развития этих проблем, понимать подход России к этим проблемам и факторы, его определяющие. Цели и задачи курса Учебный курс имеет целью дать студентам развернутое представление о Содружестве Независимых Государств, познакомить с основными направлениями развития СНГ. В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой реализации внешней политики Содружества, а также представлений об источниках и историографии по данному предмету. Задачами курса «Содружество Независимых Государств» является научить студентов: ■ понимать суть международных процессов, происходящих в СодруЖе. стве Независимых Государств; ■ видеть контекст, в котором осуществляется внешняя политика России в рамках СНГ; ■ представлять механизмы выработки и осуществления внешней политики в Содружестве Независимых Государств; ■ уметь применять концептуальные знания для анализа политических процессов в Содружестве; ■ понимать цели внешней политики России в СНГ; ■ уметь находить средства для реализации связей России и государств СНГ. Курс «Содружество Независимых Государств» дает возможность студентам, специализирующимся по международным отношениям, овладеть знаниями и умениями, которые необходимы для работы в различных государственных структурах, научно-исследовательских и неправительственных организациях, бизнес-структурах, связанных с деятельностью Содружества Независимых Государств. Виды занятий и методики обучения Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса — 18 часов. На лекциях применяются технические средства: слайдопроектор, видеомагнитофон, компьютерный мультимедийный проектор. Практические (семинарские) занятия организуются по группам. Обший объем семинарских занятий — 18 часов. Виды занятий: сообщения, дискуссии, ролевые игры, коллоквиумы, брифинги. Методические модели процесса обучения. На практических (семинарских занятиях, практических работах и т.д.) занятиях по дисциплине «Содружество Независимых Государств» применяются следующие методики и методы обучения: опрос, «круглый стол», дискуссия, ролевые игры, брифинги. Самостоятельная работа. Нормативный объем самостоятельной работы студентов (слушателей) для дисциплины «Современная внешняя политика России в контексте нового мирового порядка» установлен в количестве 44 часов. Формы контроля Оперативный контроль проводится в форме текущих опросов во время семинарских занятий в виде ответов на контрольные вопросы. Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения дисциплины «Современная внешняя политика России в контексте нового мирового порядка» учебным планом предусмотрен зачет, который является итоговым по курсу и проставляется в приложении к диплому. Программа дисциплины В курсе рассматриваются проблемы формирования СНГ, его базовые документы, этапы эволюции, основные направления сотрудничества стран объединения, а также проблемы разноскоростной и разноформатной интеграции. ВаЖ- ное место в курсе отведено положению России в СНГ, а также политическим приоритетам Российской Федерации в отношениях со странами Содружества. Тема 1. Кризис и распад СССР Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства: экономические, политико-идеологические, административно-правовые. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989-1991 гг. Политика «суверенизации»: планы и их реализация. Проблема «обновления» СССР: позиции Центра и республик. Ново-огаревский процесс. События августа 1991 г. и их влияние на центробежные тенденции в СССР. Реорганизация высших органов власти. Беловежская встреча руководителей рСФСР, Белоруссии и Украины (8 декабря 1991 г.). Алма-Атинская встреча (21 декабря 1991 г.). Реакция международного сообщества на распад Советского Союза. Тема 2. Образование СНГ Характер и основные направления процесса образования СНГ. Интересы и позиции участников. Политико-организационные проблемы. Реорганизация высших органов власти. Беловежская встреча руководителей РСФСР, Белоруссии и Украины 8 декабря 1991 г. Встреча руководителей 11 бывших советских республик в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. Учредительный акт СНГ: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. Влияние распада СССР на международные отношения. Изменение конфигурации мирового сообщества и образование многополярного мира. Вызовы нового мирового порядка. Место и роль новой России в системе международных отношений после распада СССР. Тема 3. Проблема правопреемства в отношении бывшего СССР Проблема правопреемства в международно-правовой практике. Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР. Переговорный процесс и международно-правовое оформление правопреемства в отношении международных договоров, архивов, собственности бывшего СССР за рубежом. Россия как государство-продолжатель СССР. Феномен континуитета: правовой и политический аспекты. Основные этапы международно-правового оформления правопреемства в отношении международных договоров, архивов, собственности бывшего СССР за рубежом. Проблема правопреемства в отношении обычных и ядерных вооружений: мировая практика и опыт СНГ. Исключение правопреемства в отношении ядерного оружия в международном праве. Проблема Черноморского флота и статуса Севастополя. Проблема правопреемства в области использования морских ресурсов, космических и научно-технических разработок. Тема 4. Институционально-правовая структура СНГ Основные учредительные документы СНГ. Устав СНГ. Уставные и специализированные органы Содружества. Полномочия и порядок работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской Ассамблеи, СМИД, СМО. Статус и деятельность Экономического суда СНГ. Роль Исполнительного Комитета СНГ. Институт председательствования в СНГ. Проблема эффективности организационно-институциональной структуп, СНГ, ее эволюция. Проблема реформирования институтов Содружества. Прет посылки и направления совершенствования институциональной системы Со дружества: уточнение стратегии и приоритетов развития СНГ; возможность пе редачи органам Содружества наднациональных полномочий; повышение роли и влияния Экономического суда СНГ; оказание содействия работе органов отраслевого сотрудничества; информационное обеспечение общественной поддержки деятельности институтов Содружества. Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция. Тема 5. Экономическое взаимодействие стран СНГ Эволюция постсоветского экономического пространства: основные этапы. Договор об экономическом союзе стран СНГ, сентябрь 1993 г.: концепция и практика ее реализации. Торгово-экономические отношения РФ со странами—членами СНГ. Экономические интересы России в странах СНГ. Географическое направление и основные торговые партнеры России в рамках СНГ Структура торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ. Проблема преодоления сырьевого характера товарной структуры взаимной торговли стран—участниц Содружества. Факторы, способствующие развитию экономического пространства СНГ. Высокий уровень взаимодополняемости и взаимозависимости экономических структур России и стран—членов СНГ, сформированных и развитых в рамках единого экономического пространства СССР; географическая близость, сходные уровни экономического развития, профессиональной и технологической культуры. Препятствия на пути развития экономических и торговых отношений в рамках СНГ: экономические (спад производства, недостаточность валютных ресурсов и др.) и политические (стремление укрепить собственную государственность даже в ущерб сохранению общего экономического пространства, влияние государств, не входящих в Содружество) аспекты. Проект Соглашения о формировании единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины от 4 сентября 2003 г. № 549 как попытка интенсификации процессов экономической интеграции. Современная ситуация в процессе создания единого экономического пространства. Объединение существует лишь юридически: соглашения не отменены, однако реально ничего конкретного не предпринимается. Наличие соответствующих договоренностей между Белоруссией, Казахстаном и Россией в рамках ЕврАзЭС, которые ставят Украину в рамки «ассоциированного члена» с непонятным статусом. Экономико-политические проблемы Каспийского региона. Тема 6. Сотрудничество государств СНГ в сфере обороны и безопасности Сравнительный анализ моделей обеспечения региональной военно-политической стабильности: «концерт» держав, коллективная оборона, коллективная безопасность. «Функция защиты» как основополагающий принцип системы коллективной безопасности. Условия, необходимые для формирования системы коллективной безопасности: ■ наличие минимального набора установленных международных норм для обеспечения безопасности;
■ наличие международного чувства ответственности и верности мировому сообществу; ■ наличие международной структуры, определенных угроз и их причин, полномочий проводить санкции; ■ наличие силы для применения санкций. Эволюция представлений и практики военно-политического сотрудничества на постсоветском пространстве: основные этапы (ОВС — «План Шапошникова»; концепция сил общего назначения (СОН); формирование национальных вооруженных сил и окончательный распад единой военной системы бывшего СССР). Договорно-правовая база Сотрудничества государств СНГ в сфере обороны и безопасности: Договор о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. («ташкентский Договор»). Основные направления углубления военного сотрудничества государств—участников ташкентского Договора (февраль 1995 г.). План реализации Концепции коллективной безопасности и Основных направлений военного сотрудничества (май 1995 г.). Состав и позиции сторон. Концептуально-теоретическая основа Договора о коллективной безопасности как системы коллективной обороны. Оборонительная направленность военной политики государств-участников при приоритете политических средств предотвращения и ликвидации военных конфликтов. Институциональные механизмы ДКБ: Совет коллективной безопасности (СКВ), Секретариат СКВ. Юридическая основа для осуществления двустороннего и многостороннего взаимодействия и сотрудничества в рамках ДКБ — законодательные акты государств-членов по вопросам обороны. Согласование национальных законодательств государств—-участников ДКБ по вопросам обороны и безопасности. Сотрудничество по охране внешних границ Содружества. Проблема создания и функционирования Объединенной системы ПВО СНГ. Новый уровень военной и политической интеграции стран СНГ. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ее правовое (кишиневский, московский саммиты глав СНГ 2002 г., сессия Совета коллективной безопасности в Москве 14 мая 2003 г.) и институциональное оформление (новые рабочие органы — Постоянный совет и Объединенный штаб). Восстановление членства в ОДКБ Республики Узбекистан (2006 г.). Военно-техническое сотрудничество — важное направление в деятельности ОДКБ. Основной инструмент взаимодействия на этом направлении — Межгосударственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ), созданная в 2005 г. Создание в 2005 г. Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Принятие решения о создании Координационного совета по вопросам борьбы с незаконной миграцией и Совета по чрезвычайным ситуациям (2007 г.). Подписание пакета документов по нормативному и организационному оформлению в рамках ОДКБ механизма миротворческой деятельности (Душанбинская сессия Совета коллективной безопасности, 2007 г.). Проблема взаимодействия государств СНГ с НАТО. Тема 7. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве и проблемы их урегулирования Международное миротворчество как современное средство достижения мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов. Типология миротворческих операций: превентивная дипломатия; операции по установлению мира-операции по поддержанию мира; операции по принуждению к миру; операции по постконфликтному построению мира (строительство мира); гуманитарные операции; электоральные операции; полицейские операции на территории других государств. Проблема урегулирования конфликтов в современных международных отношениях: правовой, политический, военный аспекты. Роль международных организаций в урегулировании конфликтов. Нормативно-правовая база миротворческой деятельности в СНГ: Устав СНГ (январь 1993 г.); Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств—участников СНГ (1996 г.); Соглашение о группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (от 22 марта 1992 г.); Соглашение о Коллективных миротворческих силах и Положение об Объединенном командовании Коллективными миротворческими силами (от 24 сентября 1993 г.); документы, связанные с конкретными миротворческими операциями на постсоветском пространстве. Роль России в прекращении конфликтов и миротворческих операциях. Роль третьих стран и международных организаций (ООН, ОБСЕ). Проблема соответствия миротворческих операций Содружества Независимых Государств в мировой практике. Сложности и проблемы миротворчества на постсоветском пространстве. Перспективы развития миротворческой деятельности в рамках СНГ. Непризнанные государства на территории СНГ: Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), Южная Осетия. Влияние прецедента одностороннего провозглашения независимости Края Косова на развитие ситуации в непризнанных государствах на территории СНГ. Тема 8. Разноскоростные и разноформатные интеграционные процессы в СНГ 1. Таможенный союз («пятерка»): предпосылки и этапы формирования. 1) Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью от 6 января 1995 г.; 2) Присоединение Казахстана 20 января 1995 г. к Таможенному союзу; 3) Присоединение Кыргызской Республики 29 марта 1996 г.; 4) Присоединение Республики Таджикистан 26 февраля 1999 г. Органы управления интеграцией: Межгосударственный Совет, Совет глав правительств, Интеграционный Комитет, Межпарламентский Комитет. 2. ЕврАзЭС: экономические и политические предпосылки образования. Создание Единого экономического пространства (ЕЭП) 30 апреля 1994 г. в составе Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Присоединение Таджикистана к ЕЭП 26 марта 1998 г. Решение Межгосударственного Совета ЕЭП о создании Централ ьноазиатского экономического сообщества от 17 июля 1998 г. Решение Межгосударственного Совета от 23 мая 2000 г. о создании на базе действующих многосторонних договоров Таможенного союза международной экономической организации с четкой структурой и ясными обязательствами государств с целью повышения эффективности интеграционных процессов. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикис- тана. Присоединение Украины, Молдовы и Армении в качестве наблюдателей к Евразийскому экономическому сообществу (2002 г.)- Вхождение Республики Узбекистан в ЕврАзЭС (2006 г.). Органы управления ЕврАзЭС: 1. Межгосударственный Совет. 2. Интеграционный Комитет. 3. Секретариат Интеграционного Комитета. 4. Межпарламентская Ассамблея. 5. Суд Сообщества. 6. Комиссия Постоянных представителей. 7. Секретариат Интеграционного Комитета. Признание ЕврАзЭС международным сообществом. Сертификат ООН от 8 мая 2003 г. о регистрации в Секретариате ООН Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и фиксации его статуса в качестве международной организации. Проблемы эффективного интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС. Проблемы и перспективы формирования единой таможенной территории. Создание Таможенного союза трех государств (Россия, Белоруссия, Казахстан) в рамках Сообщества (2007 г.). Проблема синхронизации процесса присоединения входящих в ЕврАзЭС стран к ВТО. 3. Союз Белоруссии и России. Геополитические, экономические, духовно- Этапы институционального оформления интеграции России и Белоруссии: 1) Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (21 февраля 1995 г.); 2) Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 г.); 3) Соглашение о Парламентском собрании Белоруссии и России (29 апреля 1996 г.); 4) Исполнительный Комитет Сообщества Белоруссии и России (17 июня 1996 г.); 5) Договор о Союзе Белоруссии и России (2 апреля 1997 г.); 6) Устав Союза Белоруссии и России (23 мая 1997 г.); 7) Декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России (25 декабря 1998 г.); 8) Договор о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации (8 декабря 1999 г.). Экономическое сотрудничество и жизненно важные интересы Белоруссии и России. Создание единого таможенного и экономического пространства. Проблемы эффективного функционирования общего рынка и свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Межрегиональное и международное сотрудничество в рамках Союзного государства. Стратегическое партнерство Союзного государства со странами СНГ и взаимодействие с международными экономическими организациями. Проблема введения единой валюты и унификации налогового законодательства. Современное состояние взаимоотношений Белоруссии и России. Проблемы и перспективы Союзного государства Белоруссии и России. 4. ГУАМ. Формирование политико-консультативного форума государств — тической организацией и ее политика не направлена против СНГ. Выход в ноябре 2005 г. Узбекистана из объединения, возвращение к первоначальной аббревиатуре — ГУАМ. Развитие экономического и военного сотрудничества в рамках ГУАМ. Интересы и позиции сторон. Поиск новых аргументов в диалоге с Россией и практическое подкрепление идеи южной альтернативной дуги (транспортный коридор Европа—Кавказ—Азия). Экономические интересы государств ГУУАМ: вопросы транспортировки прикаспийских энергоносителей и прокладки новых транзитных маршрутов через Кавказ; обеспечение безопасности и стабильности в регионе. Создание на базе организации в 2006 г. по инициативе Президентов Украины и Грузии Союза демократических государств (СДГ). Вхождение в этот Союз, кроме членов ГУАМ, еще стран Прибалтики и Польши. Высший орган ГУАМ — ежегодная встреча глав государств. Исполнительный орган организации — заседание министров иностранных дел. Комитет национальных координаторов, на который возлагаются функции рабочего органа. Участие ООН и ОБСЕ в интеграционных процессах в рамках ГУАМ. 5. ЦАЭС. Органы управления ЦАЭС: Межгосударственный совет и его Исполнительный комитет, Центральноазиатский банк развития и сотрудничества. Совет министров обороны. Развитие экономического и военного сотрудничества в рамках ЦАЭС. Интересы и позиции сторон. Программа экономического сотрудничества до 2000 г. Создание межгосударственных консорциумов в области электроэнергетики, меры по рациональному использованию водных ресурсов, добыче и переработке минерально-сырьевых ресурсов. Вхождение всех государств ЦАЭС в ЕврАзЭС и самороспуск этой организации. Тема 9. Политика России в отношении стран СНГ Эволюция внешнеполитических идей в России в 1991—2008 гг. Основные этапы развития политики РФ в СНГ. Видение места и роли стран СНГ во внешней политики России. Основные факторы заинтересованности России в странах СНГ. Группы интересов в российской внешней политике и их представление о взаимодействии со странами Содружества. Официальные документы, определяющие политику России в отношении государств СНГ: замысел и реализация (Проект Доктрины политики в отношении СНГ, 1994 г.; Стратегический курс России с государствами—участниками СНГ от 14 сентября 1995 г.), Концепция внешней политики Российской Федерации (2000 г.). Основные задачи российской политики в отношении стран СНГ: 1) обеспечение политической, военной, экономической, гуманитарной и правовой стабильности; 2) содействие становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отношении России; 3) укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на территории постсоюзного пространства; 4) наращивание интеграционных процессов в СНГ в экономической, гуманитарной, военно-стратегической областях. Объявление по предложению России 2006 года — годом Содружества Независимых Государств. Перспективы развития СНГ и эволюции российской внешней политики в отношении стран Содружества. Проекты реформирования СНГ и роль России в их разработке и реализации. Контрольные вопросы по курсу 1. Геополитические проблемы развития СССР. 2. Политико-идеологические и административно-правовые особенности функционирования Советского государства. 3. Достижения и провалы советской экономики. 4. Факторы стабильности и неустойчивости советского многонационального государства. 5. Нарастание центробежных тенденций в СССР и их развитие в 1989— 1991 гг. Политика «суверенизации»: планы и их реализация. 6. Проблемы «обновления» СССР: позиции Центра и республик. Ново-огаревский процесс. 7. Влияние распада СССР на международные отношения. 8. Основные учредительные документы и Устав СНГ. 9. Уставные и специализированные органы Содружества.
10. Проблема эффективности организационно-институциональной структуры СНГ, ее эволюция, проблема реформирования институтов Содружества. 11. Международно-правовой статус СНГ как региональной организации и его политическая экстраполяция. 12. Основные проблемы и сложности правопреемства в отношении бывшего СССР. 13. Россия как государство-продолжатель СССР. Феномен континуитета: правовой и политический аспекты. 14. Эволюция постсоветского экономического пространства: основные этапы. 15. Факторы, способствующие развитию экономического пространства СНГ, и препятствия на пути развития экономических и торговых отношений в рамках Содружества. 16. Договорные и институциональные основы экономического сотрудничества государств—участников Содружества. 17. Проблема определения международно-правового статуса Каспийского моря. 18. Сравнительный анализ моделей обеспечения региональной военно-политической стабильности. 19. Сотрудничество государств СНГ по вопросам обороны и безопасности в переходный период после распада СССР. 20. Особенности и основные направления взаимодействия государств Содружества в сферах обороны и безопасности. 21. Договорно-правовая база сотрудничества государств СНГ в сфере обороны и безопасности, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 22. Международное миротворчество как современное средство достижения ми
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|