Семинар 6. Сотрудничество государств СНГ в сфере обороны и безопасности
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 1. Сравнительный анализ моделей обеспечения региональной военно-политической стабильности. 2. Сотрудничество государств СНГ по вопросам обороны и безопасности в переходный период после распада СССР. 33. Особенности и основные направления взаимодействия государств Содружества в сфере обороны и безопасности. 4. Договорно-правовая база сотрудничества государств СН Г в сфере обороны иг безопасности. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДК.Б). Основная литература Военная доктрина РФ: Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 № 706//Дипломатический вестник. 2000. № 6. С. 5-12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Новая редакция, утвержденная Указом Президента РФ 10 января 2000 г. //Дипломатический вестник. 2000. № 2. С. 5-19. Косое Ю. В., Торопыгш А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 67-87. Современные международные отношения и мировая политика/ А. В. Тор-куновз и др. М, 2005. С. 845-849. Дополнительная литература А-ляевА.,Дехканов С. ОД КБ как система коллективной безопасности // Обозреватель - Observer. 2007. № 1. С. 67-77. Бюрдюжа Н. ОДКБ — эффективный инструмент противодействия современным вызовам и угрозам // Международная жизнь. 2007. № 1-2. С. 43-49. Новиков А. СНГ: Ядерный терроризм реален // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 2. С. 142-155. Оафранчук И. А. Конкуренция за безопасность Центральной Азии // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 4. С. 112-121. &еминар 7. Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве и проблемы их урегулирования I- Международное миротворчество как современное средство достижения мира 14| безопасности в зонах вооруженных конфликтов. •2- Общая характеристика этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.
3. Проблемы урегулирования конфликтов в СНГ. 4-. Роль России в прекращении конфликтов и миротворческих операциях. Основная литература Ксосов Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 88-108. Политическая конфликтология / Под ред. С. А. Ланцова. СПб., 2008. С.ЗОЬ-317. С-сввременные международные отношения и мировая политика / А. В. Тор-кунов {и др. М., 2005. С. 850-852. Ф&дулова Н. Г. «Замороженные» конфликты в СНГ и позиция России // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 57-67. Дополнительная литература Ах&ндов Ф. Кто виноват в карабахском тупике? // Россия в глобальной политику 2008. Т. 6. № 1. С. 192-202. Вельяминов Г. Признание «непризнанных» и международное право // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 1. С. 120-129. «Жизнеспособность ПМР (Приднестровья) установлена»: Доклад западных экспертов// Международная жизнь. 2006. № 8. С. 83-101. Казимиров В. Есть ли выход из тупика в Карабахе? // Россия в глобальной политике. 2007. Т. 5. № 5. С. 197-208. Фурман Е. Д. Молдова: Молдаване или румыны?: (Влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова) // Современная Европа. 2007. № 3. С. 40-57. Семинар 8. Многоуровневые и разноскоростные интеграционные процессы в СНГ 1. ЕврАзЭС: структура и основные направления деятельности. 2. История становления, проблемы и перспективы Союзного государства России и Белоруссии. 3. ГУУАМ — интеграционное объединение на постсоветском пространстве без участия России. Основная литература Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии // Россия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 1.С. 133-159. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. М., 1999. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Россия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 2. С. 406-415.
Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 54-61. Современные международные отношения и мировая политика / А. В. Тор-кунов и др. М., 2005. С. 853-857. Дополнительная литература Выбор Украины // Международная жизнь. 2007. № 11. С. 68-87. Григорьев Л, М. ГУАМ — пятнадцать лет спустя: Сдвиги в экономике Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины. 1991—2006. М., 2007. Косое Ю. В. Безопасность в Евразии (К вопросу об измерении и структуре безопасности) // Евразийская интеграция: Экономика, право политика. 2007. № 2. С. 42-46. Толипов Ф. Стратегическая дилемма Центральной Азии // Россия в глобальной политике. 2006. Т. 4. № 4. С. 182-191. Фурман Е. Д. Идея интеграции в ЕС и СНГ: Социальная база и альтернативы // Современная Европа. 2007. № 2. С. 61-77. Семинар 9. Политика России в отношении стран СНГ 1. Эволюция внешнеполитических идей в России в 1990-2000-е годы. Видение места и роли стран СНГ во внешней политике России. 2. Основные факторы заинтересованности и задачи политики России в отношении стран СНГ. 3. Перспективы развития СНГ и эволюции российской внешней политики в отношении стран Содружества. Основная литература Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной // Россия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 1. С. 258-270. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помоши между Российской Федерацией и Республикой Казахстан // Россия и страны СНГ: Сб. документов. СПб., 2006. Ч. 2. С. 159-171. Концепция внешней политики РФ // Иванов И. С. Новая российская дипломатия, десять лет внешней политики страны. М., 2002. С. 210-231. Косое Ю. В., Торопыгин А. В. Содружество Независимых Государств. СПб., 2006. С. 109-122. Современные международные отношения и мировая политика /А. В. Тор-кунов и др. М., 2005. С. 839-841. Дополнительная литература Густое В. А., Манько В. X. Россия — СНГ: Сотрудничество во имя развития и прогресса. М.; СПб., 2007. Гл. 3-5. Зееелее И. Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве // Россия в глобальной политике. 2008. Т. 6. № 1. С. 33-45. Косое Ю. В. Безопасность в Евразии (К вопросу об измерении и структуре безопасности) // Евразийская интеграция: Экономика, право политика. 2007. № 2. С. 42-46. Федулоеа Н. Г. Влияние России в странах СНГ// Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 5. С. 79-86.
------------------------------------------------------------------- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Безопасность коллективная — система мирового порядка, в которой мировое сообщество коллективно выступает против государства-агрессора. В рамках СНГ в 1992 г. заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ), а в 2002 г. на его базе создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Безопасность национальная — совокупность внутренних и внешних условий, которые гарантируют стабильное развитие общества, защиту границ от внешних и внутренних угроз. Б.н. предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Б.н. реализуется в двух измерениях: а) безопасность государства (включает круг проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования государственного механизма); б) безопасность гражданского общества (социальная защищенность граждан, защита их жизни, здоровья, собственности, основных прав и свобод и т.д.). Основные слагаемые Б.н.: политическая, экономическая, военная, экологическая, информационная безопасность, безопасность культурного развития нации. Факторы и показатели Б.н.: в политической сфере — способность нации самостоятельно решать вопросы государственного устройства и развития страны; в социально-экономической сфере — уровень и темпы развития производительных сил; степень использования научно-технических достижений производства; наличие развитой сырьевой базы; уровень квалификации кадров; характер интеграции в мировые экономические связи. На протяжении всей истории человечества Б.н. отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время этот компонент Б.н. по-прежнему играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как состояние вооруженных сил страны и возможные театры военных действий; наличие (или отсутствие) военных союзников; размеры военного бюджета; научно-технический, экономический и демографический потенциал страны; моральный дух нации.
Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX в. обусловило более широкое понимание Б.н. как экологической, демографической, энергетической, продовольственной и др. форм безопасности. В этой связи все большее значение приобретают такие факторы, как качество окружающей среды и эффективность экологической политики, динамика изменения народонаселения и его качественного состава, устойчивость снабжения продуктами питания населения, обеспечение промышленности сырьем, стабильный и достаточный доступ к источникам энергии и т.п. Безопасность региональная — состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость государств региона. Процесс поддержания Б.р. могут обеспечивать как специально созданные организации, в частности Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера, например Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ). Степень вовлеченности великих держав в обеспечение Б.р. особенно высока на Европейском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для поддержания и укрепления Б.р. заключаются региональные межгосударственные соглашения, диктуемые необходимостью адаптации региональных структур безопасности к изменяющимся реалиям, стремлением укрепить их. В Европе, где во второй половине XX в. были накоплены огромные арсеналы оружия всех видов, достигнуты соглашения о значительном сокращении ядерных ракет средней и малой дальности и обычных вооружений. В других регионах, где гонка вооружений не приняла таких больших масштабов, осуществляются превентивные меры по ее сдерживанию, например, Договор Тлателолко (1967) запрещает распространение ядерного оружия в Латинской Америке. Блоки — группы государств, которые объединяются или создают ассоциации для какой-то цели. Примерами могут служить военно-политические блоки — НАТО или экономические блоки — ЕврАзЭС, НАФТА. Глобализация — процесс, в результате которого все более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях — экономике, социальном взаимодействии и т.п. Государство — политическое образование, которое включает в себя территорию, населяющих ее людей, легитимное правительство и признание другими государствами.
Дипломатия — методы и практика, с помощью которых государства проводят свою внешнюю политику. Интеграция — процесс сближения, объединения на межгосударственном уровне. Интеграционный потенциал СНГ велик, но его использование явно отстает от потребностей развития Содружества. Некоторые государства (прежде всего, Белоруссия) выступают за усилие взаимодействия и реальную интеграцию, совершенствование деятельности СНГ. Ряд государств занимают по отношению к СНГ выжидательную позицию. Таким образом, формирование целостной концепции интеграции в СНГ зависит от согласованной, продуманной и последовательной позиции в этом вопросе государств—участников СНГ. При этом главная роль в процессах интеграции в рамках Содружества отводится России. Международная организованная преступность — понятие, включающее организованные преступные синдикаты, которые взаимодействуют друг с другом по всему миру. Борьба с международной организованной преступностью является одним из важных направлений деятельности СНГ в сфере обеспечения безопасности. Межправительственные организации (МПО) — институты, учрежденные на основе международных договоров государствами, которые являются их членами. Миротворчество — посредничество, переговоры и другие формы дипломатической деятельности, направленные на достижение мирного соглашения. Миротворчество является важным направлением деятельности СНГ по обеспечению мира и стабильности в Содружестве и с целью разрешения имеющихся на постсоветском пространстве конфликтов. Национальные интересы — это интересы, которые определяются государством, для их достижения используется внешняя политика. Это понятие обычно включает в себя обеспечение безопасности, независимости, а также экономического благополучия страны. Национальный суверенитет — одно из основных понятий в теории международных отношений и международном праве. Оно подразумевает, что государство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Вместе с тем суверенитет не освобождает государство от ответственности за предпринимаемые действия. Обеспечение национального суверенитета занимает важное место в деятельности государств СНГ. Нейтралитет — официальная позиция государства, связанная с отказом вступать в различные военно-политические союзы и организации. Среди государств СНГ нейтралитет официально провозгласил Туркменистан в 1995 году. Политика внешняя — система приоритетов, принципов и действий, реализуемая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государственных границ. Политика региональная — деятельность органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны. Основными целями П.р. в РФ являются: обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма, создание единого экономического пространства; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов; выравнивание условий социально-экономического развития регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, комплексная экологическая защита регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Права человека — политические права и гражданские свободы, признанные международной общественностью как неотъемлемые, которыми обладают люди во всех странах мира. Определены в различных международных со- глашениях и декларациях, в том числе во Всемирной декларации по правам человека. В СНГ создана Комиссия по правам человека. Приграничное сотрудничество во всех государствах является важным инструментом проведения внешней политики. Его основная цель ~~ социально-экономическое развитие государств, налаживание связеймеЖ1*У сопредельными регионами. Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения ° сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества. Приграничное сотрудничество открывает большие перспективы интеграции регионов, способствует улучшению международных отношений. Основным отличием приграничного сотрудничества от других форм международного сотрудничества является непосредственное (физическое) наличие границы (рубежа), разделяющей правовое, политическое, экономическое и другие пространства. Феномен возникновения прозрачности (или полупрозрачности) границы во многих случаях характерен для переходного периода, сопровождающегося либо ликвидацией внутренних рубежей интеграционного образования (например, ЕС) одновременным укреплением его внешних границ, либо, напротив, дезинтеграцией такого образования с постепенным оформлением границ внутренних и ослаблением внешних (СНГ). Теории интеграции объясняют, каким образом государстваобъединяются и передают часть своего суверенитета наднациональным образованиям. Проблемы интеграции занимают важное место в развитии СНГ. Терроризм в самом общем виде может быть определен как применение или угроза применения насилия в отношении мирного населения с целью политического вымогательства, принуждения или пропаганд- Борьба с международным терроризмом является важным направлениемдеятельности СНГ по обеспечению мира и стабильности в Содружестве. Основные международные организации и договоры ГУАМ. Организация за демократию и экономическое развитие Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы (ГУАМ) — начал оформиться 10 октября 1997 г. в Страсбурге, во время саммита Совета Европы. М апреля 1999 г. во время юбилейного вашингтонского саммита НАТО к згой группе присоединился Узбекистан. Расширенное объединение государств получило название ГУУАМ. В 2001 г. на саммите президентов Грузии-Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы в Ялте было объявлено^ образовании региональной международной организации ГУУАМ. Быдалринята Хартия, в которой определяется цель ГУУАМ — содействие социально-экономическому развитию, укреплению и расширению торгово-экономического сотрудничества, эффективному использованию транспортной системы, укреплению региональной безопасности, борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом. При этом в документе подчеркивается, что ГУУАМ не является военно-политической организацией и его политика не направлена против СНГ. Высшим органом ГУУАМ является ежегодная встреча глав государств. Исполнительный орган организации — заседание министров иностранных дел. Образован также Комитет национальных координаторов, на который возлагаются функции рабочего органа. Рабочими языками организации являются русский и английский. В ноябре 2005 г. Узбекистан вышел из этого объединения в связи, с чем пришлось вернуться к первоначальной аббревиатуре — ГУАМ. Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан в Ташкенте 15 мая 1992 г. Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией — 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь — 31 декабря 1993 г. В Договоре государства-участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия с другими государствами и между собой мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств. В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., срок его действия истек 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами—участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. В мае 2000 г. в Минске главы государств—участников ДКБ подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. Договор о создании Экономического союза стран СНГ был подписан главами государств 24 сентября 1993 г. в Москве. Украина не подписала Договор и присоединилась к нему как ассоциированный член в апреле 1994 г. Туркменистан — в декабре 1993 г. В документе заложен принцип поэтапного формирования такого сложного механизма, как реально действующий полномасштабный экономический союз. Каждый этап должен быть всесторонне подготовлен на основе взаимной заинтересованности, с учетом реальной ситуации. Экономический союз является формой договора, адекватной переходному периоду становления рыночной экономики, который не мыслим без координации национальной политики разных стран, государственного и межгосударственного регулирования. Целями создания Экономического союза были названы: —формирование условий стабильного развития экономик стран—участниц Договора в интересах повышения жизненного уровня населения; —поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; —обеспечение равных возможностей и гарантии для всех хозяйствующих субъектов; —совместное осуществление экономических проектов, представляющих взаимный интерес; —решение совместными усилиями экологических проблем, связанных с последствиями стихийных бедствий и катастроф; —обеспечение согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; —гармонизация хозяйственного законодательства государств—участников Договора. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). 10 октября 2000 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан учредили международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС, или Сообщество). ЕврАзЭС стало обладать полномочиями, добровольно переданными ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями этого Договора. Договаривающиеся Стороны остались суверенными и равноправными субъектами международного права. Новым Договором подтверждены органы интеграции: —Межгосударственный Совет (Межгоссовет); —Интеграционный Комитет; —Межпарламентская Ассамблея (МПА); —Суд Сообщества. Введена должность Генерального секретаря — руководителя Секретариата Интеграционного Комитета, который является высшим административным должностным лицом Сообщества. Европейский союз (ЕС) — организация-преемник Европейского сообщества, как сказано в Маастрихтском договоре, подписанном в 1992 г. Комиссия по правам человека СНГ — консультативный орган, наблюдающий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами—членами в рамках Содружества. Координационно-консультативный Комитет СНГ (ККК СНГ) — постоянно действующий исполнительный и координирующий орган Содружества. В его функции входит: выработка и внесение предложений по вопросам развития социально-экономических связей; организация совещаний представителей государств и экспертов для выработки проектов решений СГГ и СПГ; содействие работе других органов Содружества. ККК состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства. Межпарламентская Ассамблея государств—участников СНГ (МПА СНГ). Ассамблею формируют парламентские делегации Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Украины. Узбекистан формально входит в число участников Ассамблеи, но фактически в ее работе не участвует. Одной из основных функций МПА СНГ является разработка модельных законодательных актов. После подписания Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств—участников Содружества Независимых Государств (26 мая 1995 г.) и ее вступления в силу (16 января 1996 г.) МПА стала международной организацией, а в соответствии со ст. 1 Конвенции она является межгосударственным органом СНГ. Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) сформирована на основании Договора об образовании Евразийского экономического сообщества (ст. 7). Она является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества. Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон. Целями деятельности МПА ЕврАзЭС являются правовое обеспечение функционирования Евразийского экономического сообщества. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является результатом институдионализации Договора о коллективной безопасности, которая произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности. Органами ОДКБ являются Совет коллективной безопасности (СКВ), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей Советов безопасности государств, Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств-участников Договора о коллективной безопасности. Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств—участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему. Секретариат Совета коллективной безопасности — постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы. Организация Объединенных Наций (ООН) — универсальный межправительственный орган, созданный в 1945 г. с целью поддержания мира и международной безопасности, а также сотрудничества в экономической и социальной сферах. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — многосторонний институт, объединяющий европейские страны, а также США и Канаду. Главная его задача — обеспечение безопасности и развитие сотрудничества в Европе. Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России — основной действующий орган Союза. В Парламентском Собрании по 72 делегируемых депутата (поровну от каждой стороны), представляющих высшие законодательные орга- ны России и Белоруссии. Периодичность заседаний — два раза в год. Нормативной основой деятельности Парламентского Собрания является Устав Союза Белоруссии и России и Регламент Парламентского Собрания от 13 июня 1997 г. (с изменениями от 19 ноября 1998 г.). Принципиальным является то, что решения Парламентского Собрания Союза принимаются большинством голосов от каждой депутации — как белорусской, так и российской. Такой подход позволяет в полной мере учитывать интересы каждого государства—участника Союза, поскольку ни одно решение не может быть принято без его согласия. Совет глав государств СНГ (СГГ) — главный орган Содружества. В нем на высшем уровне представлены все государства-члены. Он принимает решения по принципиальным вопросам, связанным с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств СНГ (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел государств—членов СНГ (СМИД) решает задачи координации внешнеполитической деятельности государств—членов Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обеспечения эффективности их совместных действий во внешнеполитической сфере. В задачи Совета также входит развитие и укрепление сотрудничества СНГ с ООН и ОБСЕ, а также другими международными организациями в политической, экономической, социальной, гуманитарной и иных сферах. Интересы каждого государства в этом Совете представляет министр иностранных дел. Заседания СМИДа проводятся не реже одного раза в три месяца. Совет министров обороны государств—участников Содружества (СМО) координирует вопросы военной политики и военного строительства государств-участников Содружества. Членами Совета являются министры обороны государств СНГ (кроме Молдовы, Туркменистана и Украины), а также Начальник штаба по координации военного сотрудничества государств—участников Содружества. Заседания проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца. СМО осуществляет координацию военного сотрудничества государств-участников Содружества; разрабатывает и представляет на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств предложения и концептуальные подходы по всем аспектам военной политики и военного строительства, готовит по этим вопросам межгосударственные соглашения и решения. Совет командующих Пограничными войсками СНГ является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств—членов Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами Совета являются командующие Пограничными войсками (или другие полномочные представители) стран СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих. Координационная служба — постоянный рабочий орган Совета командующих, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций. Заседания Совета командующих проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Союз Белоруссии и России. Важнейшим шагом на пути сближения двух государств в социально-экономической и политической сферах стал Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, подписанный в Москве 2 апреля 1996 г. Он основывался на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, а также на итогах референдума (май 1995 г.) в Белоруссии и решениях обеих палат Федерального Собрания России (октябрь 1995 г.). Целью Сообщества было объединение материального и интеллектуального потенциала Белоруссии и России для подъема экономики, повышения уровня жизни народов и духовного возрождения братских народов. Стремление к действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни привело к принятию решения о преобразовании Сообщества в Союз — интеграционное объединение с большим объемом полномочий. Договор о Союзе Белоруссии и России был подписан 2 апреля 1997 г. в Москве, а 23 мая 1997 г. был принят Устав Союза. Эти документы вступили в силу 11 июня 1997 г. Структура высших органов выглядит следующим образом. Исполнительный Комитет организует разработку проектов и программ по реализации'целей и задач Союза и выносит их на рассмотрение Высшего Совета. Исполнительный Комитет ежегодно представляет отчет Высшему Совету Союза и информацию Парламентскому Собранию Союза о ходе выполнения проектов и программ Союза, а также разрабатывает проект бюджета, который затем рассматривается Парламентским Собранием и утверждается Высшим Советом. Политические отношения между участниками Союза строятся на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Организация Объединенных Наций в сентябре 1997 г. зарегистрировала Договор о Союзе Белоруссии и России и Устав Союза. Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная организация, объединяющая 12 государств: Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Штаб-квартира организации находится в Минске. СНГ не обладает наднациональными полномочиями, государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Высшим органом СНГ является Совет глав государств, созываемый два раза в год. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В июне 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав шести государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было объявлено о создании Шанхайской организации сотрудничества — нового регионального объединения, провозгласившего в качестве своих целей укрепление между государствам и-участника ми взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрения эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе. Сложившиеся между государствами—участниками ШОС отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, предоставляемые географической близостью и взаимодополняемостью экономик, сти- мулируют активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации, исходя из открытости вовне. В рамках ШОС действуют следующие основные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совещания руководителей министерств и ведомств, Совет национальных координаторов, Региональная антитеррористическая структура, Секретариат. Региональная антитеррористическая структура находится в Бишкеке и является постоянно действующим органом ШОС. Секретариат находится в городе Пекин. Общая территория стран Шанхайской пятерки охватывает у. всей территории Евразийского континента, численность населения — 1,5 млрд чел. Центральноазиатский союз (ЦАС). В 1994 г. был подписан Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан, предполагающий свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а также проведение согласованной бюджетной, налоговой, ценовой, таможенной и валютной политики. В апреле 1994 г. к Договору присоединилась Киргизия. Формирование Союза практически завершилось в феврале 1995 г., когда главами государств было подписано Соглашение о Межгосударственном Совете Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан и его институтах. В реальности Союз столкнулся со значительными трудностями, большинство решений осталось на бумаге. Со временем ЦАС стал уделять все больше внимания непосредственно экономическим вопросам, уходя из военно-политической сферы. Констатацией этого явилось переименование объединения в Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Решением четырех стран организация в 2002 г. преобразована в более универсальную организацию — Организацию Центральноазиатское Сотрудничество (ОЦАС). В 2004 г. в состав ОЦАС по приглашению его участников была принята Россия. В 2005 г. произошла интеграция ОЦАС в Евразийское экономическое сообщество. Экономический суд Содружества Независимых Государств образован 15 мая 1992 г. Его возникновение было продиктовано необходимостью создания организационно-правового механизма урегулирования хозяйственных споров (в широком понимании этого сложного термина) — споров, возникающих между самими государствами—участниками СНГ. В Соглашении глав государств—участников СНГ о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран—участниц СНГ, заключенном 15 мая 1992 г. в Ташкенте, указано: «В целях разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества, создать Хозяйственный суд Содружества» (ст. 5). Данное Соглашение подписали главы республик Армении, Беларусь, Казахс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|