Формирование читательской грамотности младших школьников через технологию развития критического мышления
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №1 р. п. Новоспасское
Формирование читательской грамотности младших школьников через технологию развития критического мышления (Методические рекомендации)
Содержание
Введение Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Актуальность работы Каждые три года проводится Международное тестирование PISA, которое оценивает функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Главное отличие программы PISA от других тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века. PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения.
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление. Практическая значимость Для того чтобы школьники умели применять свои знания на практике, в различных жизненных ситуациях, педагоги должны включать в уроки задания, направленные на развитие функциональной грамотности и ключевых компетенций. Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач. На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения. Цель данной работы: показать возможность формирования читательской грамотности младших школьников через использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира.
Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи: - выбрать приемы технологии развития критического мышления для младших школьников; - раскрыть сущность данных приемов; - показать практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Приемы технологии критического мышления как средство формирования читательской грамотности младших школьников В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». У читателя должны быть сформированы две группы умений: 1. Умения, основанные на тексте: находить информацию в тексте и формулировать простые выводы, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения. 2. Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя. Использование приемов технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать необходимые читательские умения у младших школьников. Технология развития критического мышления предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. I стадия - Вызов , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. II стадия - Осмысление содержания, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Идёт работа с информацией: поиск ответов на вопросы поставленных в начале урока; учащиеся получают возможность связать информацию с уже имеющимися знаниями. III стадия – Рефлексия, в ходе которой происходит обобщение и присвоение информации, вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу, информация творчески перерабатывается. В данной работе подробно остановимся на таких приемах развития критического мышления, как «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», «Зигзаг», «Инсерт», «Кластер», «Карусель», «Т-таблица»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|