«Т-таблица». Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира для формирования читательской грамотности младших школьников
«Т-таблица» «Т-таблица» используется на уроках, чтобы научить учащихся сравнивать разные объекты, выделяя как общие для этих объектов, так и отличительные их свойства. Рисунок подсказывает нам, почему таблица имеет такое своеобразное название: она похожа на перевернутую букву «Т».
Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира для формирования читательской грамотности младших школьников Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России» Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Задачи урока: - формировать навык работы с текстом: отбирать материал на тему, по плану в соответствии с идеей, типом речи, используя языковые средства рассказа; - высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе текста в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. Используемые приемы: (приемы можно использовать по выбору учителя, опираясь на уровень готовности класса работать с текстом) ассоциации, прогнозирование, цепочка ключевых слов, чтение с остановками, диаграмма Венна, двухчастный (двойной) дневник, «Тонкие и толстые вопросы», восстановить последовательность эпизодов рассказа, «Создание обложки», придумать продолжение рассказа, синквейн.
Ход урока. Стадия Вызова (до чтения) Предлагаю детям назвать АССОЦИАЦИИк слову «Приемыш» Вместе с детьми выясняем значение слова «Приемыш». Приходим к выводу, что «Приемыш» – это сирота, которого взяли на попечение чужие люди. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Ясно одно, что приемыша кто-то приютил и взял к себе в дом (грустный, трагичный, обнадеживающий, вселяющий надежду на счастливое будущее) Чтобы спрогнозировать сюжет, предлагаю ЦЕПОЧКУ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. Данная цепочка слов помогает подвести детей чуть ближе к реальному сюжету рассказа. Сторож, избушка, лебедь, собака, встреча, стая лебедей, тоска, прощание. Стадия осмысления. Теперь ребята готовы перейти ко второй стадии урока, к Стадии осмысления. Здесь очень эффективен такой прием, как ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ нового текста. - Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста. Какая она? - Чем интересен первый абзац? Читая первое предложение, а затем и первый абзац, дети понимают, что мы попадаем в лес, в теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться, где ты чувствуешь себя желанным гостем. У детей создается доброе позитивное настроение при прочтении первых строк рассказа. И так до конца читается рассказ с остановками, анализом текста и прогнозированием его частей. После прочтения рассказа для составления характеристики героев можно использовать ДИАГРАММУ ВЕННА.
ПРИЕМ «ДВУХЧАСТНЫЙ (ДВОЙНОЙ) ДНЕВНИК. Двухчастный (двойной) дневник – это простой и эффективный приём работы с текстом. 2. Слева ученик записывает цитаты автора, которые произвели на него впечатление, озадачили его. Данный прием даёт возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и выразить своё отношение к прочитанному.
ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся после прочтения текста. «Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления, рассуждений, поиска и анализа информации. Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Чтение становится вдумчивым, осознанным. Здесь можно организовать работу в группах, где ребята задают друг другу вопросы и отвечают на них.
Можно предложить ребятам восстановить последовательность эпизодов в рассказе. … Появление лебедя у старика Тараса. … Встреча Приёмыша со стаей лебедей. … Прощание с домом и добрым Тарасом. … Дорога по лесу к избушке сторожа. … Тоска лебедя по товарищам. … Приёмыш и собака Соболько. Данный прием позволяет активизировать мыслительную деятельность, вспоминая сюжет и композицию рассказа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|