Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Т-таблица». Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира для формирования читательской грамотности младших школьников




«Т-таблица»

«Т-таблица» используется на уроках, чтобы научить учащихся сравнивать разные объекты, выделяя как общие для этих объектов, так и отличительные их свойства. Рисунок подсказывает нам, почему таблица имеет такое своеобразное название: она похожа на перевернутую букву «Т».

 

Общее

 
Отличное Отличное
     

 

        

 

 

 

Практическое применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения и окружающего мира для формирования читательской грамотности младших школьников

Урок литературного чтения в 4 классе «Школа России»

Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш».

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Задачи урока:

- формировать навык работы с текстом: отбирать материал на тему, по плану в соответствии с идеей, типом речи, используя языковые средства рассказа;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе текста в учебнике); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Используемые приемы: (приемы можно использовать по выбору учителя, опираясь на уровень готовности класса работать с текстом)

ассоциации, прогнозирование, цепочка ключевых слов, чтение с остановками, диаграмма Венна, двухчастный (двойной) дневник, «Тонкие и толстые вопросы», восстановить последовательность эпизодов рассказа, «Создание обложки», придумать продолжение рассказа, синквейн.

Ход урока.

Стадия Вызова (до чтения)

Предлагаю детям назвать АССОЦИАЦИИк слову «Приемыш»

Вместе с детьми выясняем значение слова «Приемыш».

Приходим к выводу, что «Приемыш» – это сирота, которого взяли на попечение чужие люди.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ. Ясно одно, что приемыша кто-то приютил и взял к себе в дом (грустный, трагичный, обнадеживающий, вселяющий надежду на счастливое будущее)

Чтобы спрогнозировать сюжет, предлагаю ЦЕПОЧКУ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. Данная цепочка слов помогает подвести детей чуть ближе к реальному сюжету рассказа.

Сторож, избушка, лебедь, собака, встреча, стая лебедей, тоска, прощание.

Стадия осмысления.

Теперь ребята готовы перейти ко второй стадии урока, к Стадии осмысления. Здесь очень эффективен такой прием, как ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ нового текста.

- Прочитайте первое предложение. Это всегда сильная позиция текста. Какая она?

- Чем интересен первый абзац?

Читая первое предложение, а затем и первый абзац, дети понимают, что мы попадаем в лес, в теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться, где ты чувствуешь себя желанным гостем. У детей создается доброе позитивное настроение при прочтении первых строк рассказа.

И так до конца читается рассказ с остановками, анализом текста и прогнозированием его частей.

После прочтения рассказа для составления характеристики героев можно использовать ДИАГРАММУ ВЕННА.

 

ПРИЕМ «ДВУХЧАСТНЫЙ (ДВОЙНОЙ) ДНЕВНИК.

Двухчастный (двойной) дневник – это простой и эффективный приём работы с текстом.
Рекомендации по использованию:
1. Обучающимся предложить разделить тетрадный лист пополам.

2. Слева ученик записывает цитаты автора, которые произвели на него впечатление, озадачили его.
3. Справа дети записываются комментарии, свои мысли, переживания, соответствующие данной цитате.

Данный прием даёт возможность исследовать содержание текста, увязать его с личным опытом и выразить своё отношение к прочитанному.

Цитаты Комментарии
Одному? Я тут князь князем живу. Все у меня есть… И птица всякая, и рыба, и трава.  
Улетит, ежели крылья не подрежешь. А как же можно увечить Божью птицу? Пусть живет…  
Мой-то Приемыш сначала сторонился от других лебедей… Те гогочут по-своему, зовут его, он – домой…  
Ну а потом, вижу, мой Приемыш затосковал…  
Пустить – улетит за стадом и пропадет…  
Нет, сам ушел… Вот как мне обидно это!.  

 

ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся после прочтения текста. «Тонкий» вопрос предполагает (репродуктивный) однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления, рассуждений, поиска и анализа информации.

Текст, рассматриваемый с точки зрения «тонких и толстых» вопросов, легче запоминается и воспроизводится. Чтение становится вдумчивым, осознанным. Здесь можно организовать работу в группах, где ребята задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто такой Тарас? Чем он занимался? Где он жил? Как относился Тарас к природе? Как звали собаку? Почему Тарас приютил лебедя? Почему, вы думаете, Тарас не подрезал лебедю крылья? Согласны ли вы с поступком Тараса? Объясните, почему лебедь улетел?

 

Можно предложить ребятам восстановить последовательность эпизодов в рассказе.

… Появление лебедя у старика Тараса.

… Встреча Приёмыша со стаей лебедей.

… Прощание с домом и добрым Тарасом.

… Дорога по лесу к избушке сторожа.

… Тоска лебедя по товарищам.

… Приёмыш и собака Соболько.

Данный прием позволяет активизировать мыслительную деятельность, вспоминая сюжет и композицию рассказа.

Д. Мамин-Сибиряк    Приемыш
Очень важно подвести детей к главной мысли рассказа: Приёмыш – дикая птица, лебедь. Невозможно дикую птицу держать без воли. Даже спасенная, выкормленная человеком птица будет тосковать по вольной жизни. Рассказ учит детей многим нравственным урокам, в особенности относиться с любовью, состраданием и жалостью ко всему живому.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...