«Чтение с остановками». «Дерево предсказаний». «Зигзаг». «Инсерт». «Кластер». «Карусель»
«Чтение с остановками» В механизме восприятия текста существует явление антиципации, т. е. предвосхищения, догадки, заглядывания вперед. Почему мы все увлеченно читаем детективы? Потому что детектив оставляет читателю возможность предвосхищения дальнейшего развития действия и ответа на вопрос, кто главный герой событий? Это достигается благодаря некоторой недосказанности, которая и будит в читателе воображение и желание дочитать произведение до конца. Чтобы наши ученики читали текст учебника как захватывающий детектив, достаточно применять на уроках прием «Чтение с остановками» Данный прием предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления и прочитанного и установления связей с уже известными фактами, а также прогнозирования содержания последующих частей. Чтение с остановками – прием организации чтения с использованием различных типов вопросов. Этот прием работает на стадии осмысления содержания, как при самостоятельном чтении, так и при чтении текста вслух. При использовании данного приема должны соблюдаться следующие условия: - текст не должен быть знаком учащимся; - учитель заранее делит текст на части, части по объему могут быть разными, но смысловое содержание каждого отрывка должно быть единым; - учитель заранее готовит вопросы к каждой части текста. Вопросы могут быть: простыми; уточняющими; интерпретационными; творческими; оценочными; практическими. При разработке урока прием «чтение с остановками» дополняется другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии. План урока с использованием приема «чтение с остановками»:
1. Вызов. Обсуждение заголовка рассказа, прогнозирование его содержания. 2. Осмысление содержания. Чтение текста по частям с обсуждением прочитанного и прогнозированием развития сюжета. Обязателен вопрос «Что будет дальше и почему? » 3. Рефлексия. Текст опять представляет единое целое.
«Дерево предсказаний» Дерево предсказаний» - прием помогает развивать образное мышление, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Зигзаг» Прием используется при работе с текстами. Текст изучается всеми учениками. Учащиеся делятся на группы. Количество участников группы совпадает с количеством вопросов к данному тексту. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу для более подробного его изучения. Вернувшись в рабочие группы, эксперты представляют варианты ответов на свои вопросы.
«Инсерт» «Инсерт» - маркировка текста значками по мере его чтения: «˅ » - уже знал; «+» - новое; «-» - думал иначе; «? » - не понял, есть вопросы или хочу узнать об этом больше. Во время чтения учащиеся делают на полях пометки, а после этого заполняют таблицу. В таблицу заносят сведения из текста. Этот прием используется на стадии осмысления. Для заполнения таблицы учащимся надо будет снова вернуться к тексту. Таким образом, будет обеспечено вдумчивое, внимательное чтение.
«Кластер» Кластер — это графическая форма изображения информации, при которой выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
«Карусель» Одним из приемов технологии развития критического мышления является «Карусель». Учитель формирует столько комплектов карточек с заданиями, сколько групп будет создано в классе. Количественный состав каждой группы определяется количеством ключевых вопросов темы и соответственно карточек с заданиями: если вопросов 4, то и учеников в каждой группе по 4 человека и т. п. Группы получают карточки с заданиями и распределяют их между собой. Учащиеся выполняют предложенные задания не целиком, а частично. По сигналу учителя каждый ученик передает свой лист с заданием соседу слева, по часовой стрелке. Таким образом, происходит обмен заданиями внутри группы. Получив от соседа лист с новым заданием, ученик изучает уже сделанные записи и дополняет их, выполняя следующую часть общего задания. Если он обнаруживает ошибку в записях соседа, то исправляет ее. Для того чтобы учащимся было понятно, какую часть задания необходимо выполнить самому, а какую оставить соседу, в карточке прописана инструкция для индивидуальной работы. У каждого члена группы свой цвет чернил, которым он делает записи. Листы с заданиями передаются в группах по кругу до тех пор, пока не вернутся к своим хозяевам. На следующем этапе группы обсуждают полученные результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|