Тема урока: Степи и пустыни. Ход урока. Стадия вызова. Стадия содержания. Стадия рефлексии.. Заключение
Тема урока: Степи и пустыни. Цель: создать условия для знакомства с природными зонами: степи и пустыни через работу с текстом. Задачи: - построение знаний о степях и пустынях; - развитие читательской грамотности, умений анализировать, сравнивать, классифицировать информацию; - формирование умений работать в группе, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. Используемые приемы: «Карусель», «Кластер», «Т-таблица». Ход урока. Стадия вызова. - Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах, используя прием «Карусель». Это позволит каждому из вас познакомиться с такими природными зонами, как степи и пустыни. Стадия содержания. - Каждой группе я раздам лист с одной из графических форм, на которой указана тема и задание для совместной работы. Выполнив первую часть задания, передайте свой листок по кругу в соседнюю группу для дальнейшего заполнения схемы. Соответственно, получив от соседей новый лист с заданием, выполните указанную его часть и передайте дальше. Делая записи, не повторяйте ту информацию, которая уже имеется в схеме, и ту, которую вы уже зафиксировали в предыдущей, - старайтесь всесторонне продемонстрировать свои знания. Листы будете передавать друг другу до тех пор, пока не заполните все ячейки схемы или таблицы необходимыми сведениями. У каждой группы свой цвет фломастера, которым вы будете делать записи. По окончании работы я попрошу представителя каждой группы по жребию ответить на контрольные вопросы, поэтому ваша задача – в ходе заполнения схем и таблиц убедиться, что все члены группы ориентируются в материале, помочь тем, кто затрудняется с ответом. Все учащиеся читают тексты «Зона степей» (с. 110-115) и «Пустыни» (с. 118-123).
Учащимся выдаются листы с графическими формами и заданиями к ним. Группы выполняют задания и по сигналу учителя передают листы по часовой стрелке в соседние группы. Лист 1. Общее задание: необходимо заполнить схему «Кластер». Лист 2. Общее задание: необходимо составить сводную таблицу, самостоятельно определив линии сравнения и записав в соответствующих графах характеристики природных зон. Задания для групп: впишите в центральную колонку таблицы одну из линий сравнения (например, лето, почвы растения, животные и т. д. ), в колонках справа и слева запишите соответствующие характеристики степи и пустынь.
Лист 3. Общее задание: необходимо составит «Т-таблицу», зафиксировав в ней сходства и отличия степей и пустынь. Задание для группы: впишите одну из характеристик природных зон в соответствующие графы таблицы: «Общее» - если эта характеристика одинакова у степей и пустынь; «Отличное» - если характеристики различны.
Лист 4. Общее задание: необходимо составить схему «Граф», описывающую характеристики двух природных зон: степей и пустынь. Задание для групп: впишите в один из порядков графа характеристики степей и пустынь. Стадия рефлексии. - Давайте подведем итоги нашей работы. - Оцените работу своей группы в целом: · Все ли члены группы активно участвовали в работе? · Оказывала ли группа помощь тем, кто не знал ответа и затруднялся в выполнении задания?
· Назовите одним словом, как работала сегодня ваша группа: дружно, быстро, старательно, поспешно, безответственно и др. - А теперь оцените свое продвижение в теме: · Кто из вас не сделал ни одной ошибки, выполняя задания? · Кто ошибался, но теперь разобрался в теме? · Кто по-прежнему испытывает затруднения?
Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь: определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их. При использовании на уроках в начальной школе представленных в работе приемов технологии развития критического мышления у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая в первую очередь организатором учебной деятельности, быть ещё и заинтересованным участником обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|