II. Содержание курса . 1. Введение. 2. Семантика слова современного английского языка (Лексическая семантика).
II. Содержание курса
1. Введение Предмет и основные задачи курса лексикологии. Слово как объект изучения различными лингвистическими дисциплинами и как предмет лексикологии. Основные разделы курса лексикологии и их содержание. Понятие общей и частной лексикологии. Понятие исторической лексикологии и лексикологии современного английского языка. Контрастивная лексикология. Теоретическое значение предмета лексикологии как фундаментальной дисциплины. Основные философские проблемы и их проекции на науку о слове. Взаимодействие объектов действительности (реалий), форм сознания (понятий, представлений, образов) и слова. Когнитивный аспект языка. Социальные функции слова. Антропоцентрический фактор при изучении словарного состава английского языка. Языковая картина мира как изображение всего существующего в его целостности и многочастности средствами языковых номинаций. Основные методологические принципы курса лексикологии. Номинация как процесс и результат. Проблема знаковости слова. Типы мотивированности слова. Ономасиологический аспект слова. Ономасиология как раздел лексикологии. Слово – основная единица языка и основной объект изучения в лексикологии. Слово и другие единицы языка. Словоцентрический и несловоцентрический подход к единицам языка. Связь лексического и грамматического в слове. Трудности определения слова. Отличие слова от словосочетания и морфемы. Понятие лексемы и лексико-семантического варианта (созначения) слова. Проблема тождества слова. Различные типы видоизменений в слове. Слово – сочленение означаемого и означающего.
2. Семантика слова современного английского языка (Лексическая семантика).
Значение слова как центральная категория лексикологии. Понятийно-отражательная концепция значения. Понятие и значение. Теория семасиологического треугольника. Дифференциальное и интегральное направления в рамках понятийно-отражательной концепции лексического значения. Интенсионал и экстенсионал. Субстанциональный (денотативный, лексицентрический) подход к ЛЗ слова. Релятивный (функциональный, текстоцентрический) подход к ЛЗ слова. Значимость (ценность слова) и сочетаемость слова. Когнитивный подход к изучению семантики. Лексическое значение и концепт. Энциклопедическая сущность концепта в когнитивном подходе, его многомерность: квант знания, вербализованный результат умственной деятельности, культурно-отмеченный смысл. Структура концепта. Концептуальный анализ как установление ассоциативных связей слов в языковом сознании индивида и коллектива через раскрытие сочетаемости слова. Категоризация как мыслительный процесс отнесения объектов к группам, категориям. Изменение значений слов. Внеязыковые и языковые причины изменения значений слов. Проблема классификаций изменения значений. Сужение и расширение значения. Метафора и метонимия. Прочие типы изменения значения. Полисемия. Семантическая (смысловая) структура слова, как иерархически структурированная система. Денотация и коннотация (когнитивный и прагматический компоненты значения). Элементарные смысловые единицы (семы, дифференциальные компоненты) в ЛЗ. Метод компонентного анализа лексики. Типология значений. Значения прямые и косвенные, главные и подчинённые, словарные и речевые, узуальные и оказзиональные, значения свободные и связанные. Полисемия и контекст. Контекстуальный анализ. Типы контекста. Системность в лексике. Необходимость изучения лексики в системе как проявление диалектического метода познания. Традиционный подход к формированию категории. Логический подход к систематизации словарного состава. Логико-лингвистический подход к изучению лексики как системы. Парадигматические и синтагматические объединения. Понятие «поля» в лингвистике. Ядро и периферия. Понятие ЛСГ в современной лингвистике. Родо-видовые (гиперо-гипонимические) отношения в ЛСГ. Эквонимы (согипонимы). Тематические группировки лексики. Методы выявления лексико-семантических связей: метод компонентного анализа, ассоциативного эксперимента, дистрибутивный метод. Нетрадиционные подходы к формированию категорий: идея «семейного сходства», прототипический подход. Понятие фрейма в когнитивной лингвистике как аналог понятия «поля» в традиционной лингвистике. Акциональный (пропозициональный) характер фрейма в отличие от категориально-таксономического способа представления знаний при выделении семантического поля.
Основные проблемы, связанные с идентификацией синонимов и синонимии. Приёмы идентификации синонимов. Определение синонимов. Типология синонимов. Источники синонимии. Эвфемизмы и синонимы. Определение антонимов и антонимии. Классификация антонимов. Лексико-семантическое варьирование слова, его границы. Классификация омонимов (омонимия полная и частичная, лексическая, лексико-грамматическая, грамматическая). Моделированная омонимия. Источники омонимии. Трудность разграничения омонимии и полисемии. Паронимия и паронимы. Парономазия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|