Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Заключение. III. Распределение фонда учебного времени по видам занятий. Специальность 021700 Филология. Специальность 022900 Перевод и переводоведение




7. Заключение

    Современные методики анализа словарного состава. Дальнейшие тенденции исследования словарного состава современного английского языка.

III. Распределение фонда учебного времени по видам занятий

 

Специальность 021700 Филология

Дополнительная квалификация: Преподаватель английского языка

                                                  Переводчик английского языка

Трудоёмкость - 112 ч.

Самостоятельная работа - 61 ч.

Всего аудиторных часов - 51 ч.

Лекции - 17 ч.

Семинары - 34 ч.

Экзамен – 5 семестр

 

 

Специальность 022600 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

 

Специальность 022900 Перевод и переводоведение

Трудоёмкость - 160 ч.

Самостоятельная работа - 126 ч.

Всего аудиторных часов - 34 ч.

Лекции - 17 ч.

Семинары - 17 ч.

Экзамен – 5 семестр

 

IV. Распределение учебного времени по разделам программы и видам занятий

 

Специальность 021700 Филология

 

Наименование раздела программы

Количество учебных часов

Самостоят. работа

студентов

Всего

Аудиторные занятия

Всего Лекции Семинар. занятия  
1. Введение   2. Семантика слова в современном английском языке   3. Словообразование современного английского языка   4. Фразеология современного английского языка   5. Социолингвистическая стратификация словарного состава английского языка   6. Английская лексикография                                                              
  112 ч. 51 ч. 17 ч. 34 ч. 61 ч.

 

Специальность 022600 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

Специальность 022900 Перевод и переводоведение

Наименование раздела программы

Количество учебных часов

Самостоят. работа

студентов

Всего

Аудиторные занятия

Всего Лекции Семинар. занятия
1. Введение   2. Семантика слова в современном английском языке   3. Словообразование современного английского языка   4. Фразеология современного английского языка   5. Социолингвистическая стратификация словарного состава английского языка   6. Английская лексикография                                                  -            
  160 ч. 34 ч. 17 ч. 17 ч. 126 ч.

 

V. Список обязательной литературы

 

Учебники и учебные пособия

 

1. Арнольд И. В. Лексикология английского языка: учеб. пособие для педаг. ии-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1959. – 351 с.

2.  Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка (на английском языке) = The English Word: учебник для ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – 295 с.

3. Гинзбург Р. З., Хидекель С. С., Князева Г. Ю. и др. Лексикология английского языка (на английском языке) = A Course in Modern English Lexicology: учебник для студентов ин-тов и ф-тов иностр. языков. – М.: Высш. шк., 1966. – 275 с.

4. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. – М.: Изд-во лит. на иностр. языках, 1956. – 260 с.

 

Хрестоматия

    Английская лексикология в выдержках и извлечениях = Readings in Modern English Lexicology: пособие для студ. пед. ин-тов (на англ. яз. ). – М.: Просвещение, 1975. – 238 с.

Сборники упражнений

1. Кузнец М. Д., Кумачева А. В., Мельцер Е. М. Сборник упражнений по лексикологии английского языка = Exercises in Modern English Lexicology: учеб. пособие для студ. ин-тов и ф-тов ин. языков (на англ. яз. ). – М., Высш. шк., 1966. – 239 с.

2. Медникова Э. М. Практикум по лексикологии английского языка = Seminars in English Lexicology: учеб. пособие для студ. ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1978. – 151 с.

 

VI. Список дополнительной литературы

Учебные пособия

1. Арбекова Т. И. Лексикология английского языка (практический курс): учеб. пособие для II-III курсов ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1977. – 240 с.

2. Антрушина Г. Б., Афанасьева О. В., Морозова Н. Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1999. – 288 с.

3. Л. В. Минаева. Слово в языке и речи: учеб. пособие для студентов филол. фак. ун-тов и ин-тов и ф-тов иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1986. – 147 с.

 

V. Словари лингвистических терминов

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Энциклопедия, 1966. – 607 с.

2. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 245 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1990 – 685 с. ил.

4. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. – 435 с.

5. Розенталь Д. Е., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. – 543 с.

6. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. – 685 с.: ил.

 

 

Планы семинарских занятий по курсу

«Лексикология английского языка»

Специальность 021700 Филология

 

Семинар №1

Тема: Лексикология современного английского языка как предмет. Философская и методологическая основа курса лексикологии английского языка

 

Содержание темы:

 

1. Слово как объект изучения различными лингвистическими дисциплинами и как предмет лексикологии.

2. Основные разделы курса лексикологии и их содержание.

3. Теоретическое значение предмета лексикологии как фундаментальной дисциплины. Прикладное значение предмета лексикологии.

4. Основные философские проблемы и их проекции на науку о языке.

5. Взаимодействие объектов действительности (реалий), категории сознания (понятия) и слова.

6. Языковая картина мира как обозначение реальности, репрезентированной в языке.

7. Социальные функции слова.

8. Основные методологические принципы курса лексикологии.

Задания и вопросы:

 

1. Покажите различные аспекты изучения слова в лексикологии на примере любого из слов активного словаря.

2. Раскройте определения следующих терминов: «семантика» (как раздел науки о языке), «ономасиология» и «семасиология».

3. С каким подходом (ономасиологическим или семасиологическим) мы имеем дело при постановке следующих вопросов:

а) Что значит слово “lawn”?

б) Какие значения имеет слово “law”?

в) Почему «придаток на заднем конце тела животного», «светящаяся полоса,        которую оставляет за собой комета», «конечная часть летательного аппарата» называются одним словом “tail”?

г) Какие существуют слова для выражения понятия «юность», «молодость»?

4. Дайте краткое резюме статьи Р. Ладо (см. ниже) и определите термин «контрастивная лингвистика».

5. Раскройте содержание терминов: «методология», «методологическая база».

6. Покажите на примере любого слова (слов), что названия корреспондируют с внеязыковой действительностью.

7. В чём проявляется социальная природа слова?

8. Покажите на примере любого английского слова его социальные функции.

9. Какое объяснение вы можете дать следующим явлениям:

  а) в английском и русском языках существуют разные названия типов школ;

  б) англичанину требуется несколько слов для передачи понятий: «сутки», «несовершеннолетний», которые в русском языке выражены одним словом;

  в) в английском языке существуют по два слова, соответствующих русским словам «дом», «тень».

 

Литература (обязательная)*:

 

1. Arnold I. V. The English Word… P. 9 – 14.

2. Арнольд И. В. Лексикология… C. 5 – 10

3. Ginzburg R. S. … Lexicology… P. 5 – 11.

4. Lado R. Linguistics across Cultures // Readings in Modern English Lexicology. – 1975, P. 86 – 100.

 

Литература (дополнительная):

 

1. Березин Ф. М. История советского языкознания: Хрестоматия. – М.: 1981. – С. 5- 16, 17 – 30.

2. Будагов Р. А. Что такое общественная природа языка? // Человек и его язык. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – С. 31 – 69.

3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. – М.: Русский язык, 1980. – С. 6 – 8.

4. Гвишиани Н. Г. Язык научного общения: Вопросы методологии. – М.: Высш. школа, 1986. – С. 17 – 21.

5. Кронгауз М. А. Язык, культура, мышление // Семантика: Учебник для вузов. М.: Рос. гуманит. ун-т, 2001. – С. 104 – 120.

6. Левковская К. М. Особенности лексикологии как научной дисциплины // Теория слова, принципы её построения и аспект изучения лексического материала. – М.: Высш. шк., 1962. – С. 7 – 51.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...