Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар №2. 1. Формирование содержательной стороны слова. . 3. Понятие «внутренней формы» слова. Типы мотивировки слова.




Семинар №2

Тема: Номинация как процесс и результат. Проблема знаковости слова

 

Содержание темы:

 

1. Формирование содержательной стороны слова.

2. Выбор звуковой формы.

3. Понятие «внутренней формы» слова. Типы мотивировки слова.

4. Первичная и вторичная номинация.

5. Толкование термина «знак».

6. Специфика знаковой природы слова.

Задания и вопросы:

 

1. Какие этапы проходит процесс номинации?

2. Установите внутреннюю форму следующих названий растений, животных, людей: sunflower, snowdrop, dogberry, pineapple; blackbird, cricket, crow, eagle-owl, woodpecker; booby, bean-pole; imp, plant.

3. Дайте примеры различных вариантов выбора звуковой формы и различных видов связи значения и звучания (из вашего активного вокабуляра).

4. Выделите проблемные вопросы в теории «знаковости» слова.

 

Литература (основная):

 

1. Arnold I. V. Word… P. 33 – 36.

2. Арнольд И. В. Лексикология… С. 30 – 38.

3. Ginzburg R. S. … Lexicology… P. 23, 27.

4. Ullman St. Language and Style. Ch. 1. Semantics at Cross-Roads // Readings… P. 14 – 15.

 

Литература (дополнительная):

 

1. Беляевская Е. Г. Семантика слова. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 27 – 41.

2. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984, С. 100 – 108.

3. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М.: 1989, С. 18 – 25.

4. Левковская К. А. Теория слова… С. 70 – 103.

5. Маковский М. М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1989. – 200 с.

 

Семинар №3

Тема: Категория лексического значения. Слово – основная единица языка и основной объект изучения в лексикологии

Содержание темы:

 

1. Субстанциональный (денотативный, референтный, лексицентрический) подход к ЛЗ слова. Догико-понятийная концепция слова. Понятие и значение. Теория семасиологического треугольника.

2. Релятивный (функциональный, текстоцентрический) подход к ЛЗ слова.

3. Концепт. Различие между терминами «лексическое значение» и «концепт».

4. Слово и другие единицы языка.

5. Словоцентрический подход в лингвистике.

6. Несловоцентрический подход к единице языка.

7. Связь лексического и грамматического в слове.

8. Трудности определения слова. Проблема отдельности слова. Отличие слова от словосочетания и морфемы.

9. Проблема тождества слова. Различные типы видоизменений в слове.

10. Понятие лексико-семантического варианта и лексемы.

Задания и вопросы:

1. Покажите на собственных примерах, что «понятие» и ЛЗ слова – категории неоднозначные.

2. Раскройте причины сложности определения термина «лексическое значение».

3. Используя в случае необходимости словари, установите различие между «лексическим» и «грамматическим» в слове:

colours of rainbow; flying colours; physics is my favourite subject; the drugstore offers a wide choice if physics; three quarters of a century; he went to his quarters; I’ve got through customs; tribal customs.

4. Какое место занимает «слово» среди других единиц языка?

5. В чём заключаются трудности определения слова?

6. С какими проблемами соотносятся термины «выделимость» и «цельнооформленность» слова?

7. Учитывая основные признаки слова, определите статус единиц языка:

by tomorrow, by-election, she will sit in on some meeting, sit-in-cloak-and-dagger comedy, guinea squash, this painted lady gave smile…, I caught a painted lady. It was nice.

8. Докажите тождество или отдельность выделенных слов. Какие типы видоизменений слова вы можете выделить?

a) he speaks through his nose; b) a dog with a good nose; c) he pointed the nose of the car towards home; d) the dog noses the door open; e) the nose’s tip was cold; f) the noses were cold; g) the old lady noses about the house looking for dust on the tables; i) you are a noser!

9. Сколько слов со звукокомплексом “saw” вы можете выделить в следующем предложении:

Of all the saws I ever sawsaw I never saw a sawsaw as that saw saws.

10. Обобщите основные признаки слова как единицы языка.

Литература (обязательная):

 

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 38 – 55.

2. Arnold I. V. Word… P. 37 – 40.

3. Смирницкий А. И. Лексикология… §§ 20 – 48.

4. Ginzburg R. S…. Lexicology… P. 22 – 40.

5. Firth J. R. Modes of Meanings // Readings… p. 52 – 55.

6. Robins R. H. General Linguistics // Readings… p. 44 – 45 (2. 4. 1).

7. Ullman St. Language and Style // Readings… p. 9 – 12.

Литература (дополнительная):

 

1. Алпатов В. Е. О двух подходах к выделению основных единиц языка // Вопросы языкознания. – 1963. - №6. – С. 80.

2. Беляевская Е. Г. Семантика слова: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1987. – 128 с.: ил.

3. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. – 123 с.

4. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

5. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. – Минск: Тетра Системс, 2004. – 256 с.

6. Медникова Э. М. Значение слова и методы его описания. – М.: Высш. шк., 1974. – 202 с.

7. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики: Учеб. пособие. – СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1996. – 760 с.

8. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – 168 с.

9. Никитин М. В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с.

 

 

Семинар №4

Тема: Изменение значений слов

 

Содержание темы:

 

1. Причины изменения значений слов (внеязыковые и языковые).

2. Проблема классификаций изменения значения.

3. Семантический сдвиг: сужение значения, расширение значения, смещение значения.

4. Семантический перенос: метафора и метонимия.

5. Прочие типы изменения значения.

 

Задания:

 

Сделайте (письменно или устно) следующие упражнения из учебного пособия Grinberg L., Kuznets M. (Гринберг Л. Е., Кузнец М. Д. ). Exercises in Modern English Lexicology / Сборник упражнений по лексикологии английского языка. – M., 1960, 1966. *

При подготовке обязательно следует пользоваться Большим Оксфордским словарём.

 

Упр. №1 стр. 62 (2-е изд. стр. 66)  Предложение 4 – 7 (письм. )

Упр. №2 стр. 62 - 63 (66 - 67)         Предложение 1, 2, 5(письм. )

Упр. №3 стр. 64 - 65 (68 - 69)         Предложение 7, 11 (письм. )

Упр. №2 стр. 65 - 66 (69 - 70)         Предложение 2, 8 (письм. )

Упр. №1 стр. 66 (70)                            Предложение 1 – 6 (устно)

Упр. №1(а)     стр. 68 (72)                            Предложение 1 – 7 (устно)

Упр. №2 стр. 68 - 69 (73)            Предложение 1 – 7 (устно)

Упр. №2 стр. 70 (75)                            Предложение 1 – 7 (устно)

Упр. №1(а)     стр. 71 (75 - 76)            Предложение 1 – 7 (устно)

Упр. №2 стр. 72 (77)                           

 

Литература (обязательная):

 

1. Арнольд И. В. Лексикология… с. 65 – 78.

2. Arnold I. V. Word… p. 60 – 76.

3. Ginzburg R. S… Lexicology… p. 21 – 25.

Литература (дополнительная):

 

1. Лапшина М. Н. Семантическая деривация в когнитивном аспекте (на материале английского языка): автореф. дисс. докт. филол. наук. – СПб., 1996. – 32 с.

2. Лапшина М. Н. Семантическая эволюция английского слова: изучение лексики в когнитивном аспекте. – СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 1988. – 160 с.

3. Пауль Г. Принципы истории языка. – М.: Иностр. лит., 1960. – 500 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...