Семинар №2. 1. Формирование содержательной стороны слова. . 3. Понятие «внутренней формы» слова. Типы мотивировки слова.
Семинар №2 Тема: Номинация как процесс и результат. Проблема знаковости слова
Содержание темы:
1. Формирование содержательной стороны слова. 2. Выбор звуковой формы. 3. Понятие «внутренней формы» слова. Типы мотивировки слова. 4. Первичная и вторичная номинация. 5. Толкование термина «знак». 6. Специфика знаковой природы слова. Задания и вопросы:
1. Какие этапы проходит процесс номинации? 2. Установите внутреннюю форму следующих названий растений, животных, людей: sunflower, snowdrop, dogberry, pineapple; blackbird, cricket, crow, eagle-owl, woodpecker; booby, bean-pole; imp, plant. 3. Дайте примеры различных вариантов выбора звуковой формы и различных видов связи значения и звучания (из вашего активного вокабуляра). 4. Выделите проблемные вопросы в теории «знаковости» слова.
Литература (основная):
1. Arnold I. V. Word… P. 33 – 36. 2. Арнольд И. В. Лексикология… С. 30 – 38. 3. Ginzburg R. S. … Lexicology… P. 23, 27. 4. Ullman St. Language and Style. Ch. 1. Semantics at Cross-Roads // Readings… P. 14 – 15.
Литература (дополнительная):
1. Беляевская Е. Г. Семантика слова. – М.: Высш. школа, 1987. – С. 27 – 41. 2. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984, С. 100 – 108. 3. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. – М.: 1989, С. 18 – 25. 4. Левковская К. А. Теория слова… С. 70 – 103. 5. Маковский М. М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1989. – 200 с.
Семинар №3 Тема: Категория лексического значения. Слово – основная единица языка и основной объект изучения в лексикологии Содержание темы:
1. Субстанциональный (денотативный, референтный, лексицентрический) подход к ЛЗ слова. Догико-понятийная концепция слова. Понятие и значение. Теория семасиологического треугольника.
2. Релятивный (функциональный, текстоцентрический) подход к ЛЗ слова. 3. Концепт. Различие между терминами «лексическое значение» и «концепт». 4. Слово и другие единицы языка. 5. Словоцентрический подход в лингвистике. 6. Несловоцентрический подход к единице языка. 7. Связь лексического и грамматического в слове. 8. Трудности определения слова. Проблема отдельности слова. Отличие слова от словосочетания и морфемы. 9. Проблема тождества слова. Различные типы видоизменений в слове. 10. Понятие лексико-семантического варианта и лексемы. Задания и вопросы: 1. Покажите на собственных примерах, что «понятие» и ЛЗ слова – категории неоднозначные. 2. Раскройте причины сложности определения термина «лексическое значение». 3. Используя в случае необходимости словари, установите различие между «лексическим» и «грамматическим» в слове: colours of rainbow; flying colours; physics is my favourite subject; the drugstore offers a wide choice if physics; three quarters of a century; he went to his quarters; I’ve got through customs; tribal customs. 4. Какое место занимает «слово» среди других единиц языка? 5. В чём заключаются трудности определения слова? 6. С какими проблемами соотносятся термины «выделимость» и «цельнооформленность» слова? 7. Учитывая основные признаки слова, определите статус единиц языка: by tomorrow, by-election, she will sit in on some meeting, sit-in-cloak-and-dagger comedy, guinea squash, this painted lady gave smile…, I caught a painted lady. It was nice. 8. Докажите тождество или отдельность выделенных слов. Какие типы видоизменений слова вы можете выделить? a) he speaks through his nose; b) a dog with a good nose; c) he pointed the nose of the car towards home; d) the dog noses the door open; e) the nose’s tip was cold; f) the noses were cold; g) the old lady noses about the house looking for dust on the tables; i) you are a noser! 9. Сколько слов со звукокомплексом “saw” вы можете выделить в следующем предложении: Of all the saws I ever sawsaw I never saw a sawsaw as that saw saws. 10. Обобщите основные признаки слова как единицы языка.
Литература (обязательная):
1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 38 – 55. 2. Arnold I. V. Word… P. 37 – 40. 3. Смирницкий А. И. Лексикология… §§ 20 – 48. 4. Ginzburg R. S…. Lexicology… P. 22 – 40. 5. Firth J. R. Modes of Meanings // Readings… p. 52 – 55. 6. Robins R. H. General Linguistics // Readings… p. 44 – 45 (2. 4. 1). 7. Ullman St. Language and Style // Readings… p. 9 – 12. Литература (дополнительная):
1. Алпатов В. Е. О двух подходах к выделению основных единиц языка // Вопросы языкознания. – 1963. - №6. – С. 80. 2. Беляевская Е. Г. Семантика слова: учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1987. – 128 с.: ил. 3. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. – 123 с. 4. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с. 5. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. – Минск: Тетра Системс, 2004. – 256 с. 6. Медникова Э. М. Значение слова и методы его описания. – М.: Высш. шк., 1974. – 202 с. 7. Никитин М. В. Курс лингвистической семантики: Учеб. пособие. – СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1996. – 760 с. 8. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения: учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – 168 с. 9. Никитин М. В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с.
Семинар №4 Тема: Изменение значений слов
Содержание темы:
1. Причины изменения значений слов (внеязыковые и языковые). 2. Проблема классификаций изменения значения. 3. Семантический сдвиг: сужение значения, расширение значения, смещение значения. 4. Семантический перенос: метафора и метонимия. 5. Прочие типы изменения значения.
Задания:
Сделайте (письменно или устно) следующие упражнения из учебного пособия Grinberg L., Kuznets M. (Гринберг Л. Е., Кузнец М. Д. ). Exercises in Modern English Lexicology / Сборник упражнений по лексикологии английского языка. – M., 1960, 1966. * При подготовке обязательно следует пользоваться Большим Оксфордским словарём.
Упр. №1 стр. 62 (2-е изд. стр. 66) Предложение 4 – 7 (письм. ) Упр. №2 стр. 62 - 63 (66 - 67) Предложение 1, 2, 5(письм. ) Упр. №3 стр. 64 - 65 (68 - 69) Предложение 7, 11 (письм. ) Упр. №2 стр. 65 - 66 (69 - 70) Предложение 2, 8 (письм. ) Упр. №1 стр. 66 (70) Предложение 1 – 6 (устно)
Упр. №1(а) стр. 68 (72) Предложение 1 – 7 (устно) Упр. №2 стр. 68 - 69 (73) Предложение 1 – 7 (устно) Упр. №2 стр. 70 (75) Предложение 1 – 7 (устно) Упр. №1(а) стр. 71 (75 - 76) Предложение 1 – 7 (устно) Упр. №2 стр. 72 (77)
Литература (обязательная):
1. Арнольд И. В. Лексикология… с. 65 – 78. 2. Arnold I. V. Word… p. 60 – 76. 3. Ginzburg R. S… Lexicology… p. 21 – 25. Литература (дополнительная):
1. Лапшина М. Н. Семантическая деривация в когнитивном аспекте (на материале английского языка): автореф. дисс. докт. филол. наук. – СПб., 1996. – 32 с. 2. Лапшина М. Н. Семантическая эволюция английского слова: изучение лексики в когнитивном аспекте. – СПб.: Изд-во С. -Петерб. ун-та, 1988. – 160 с. 3. Пауль Г. Принципы истории языка. – М.: Иностр. лит., 1960. – 500 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|