Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар №5. 1. Полисемия. Причины существования полисемии. Связь между многозначностью и частотой встречаемости слова.




Семинар №5

Тема: Полисемия. Семантическая структура слова. Полисемия и контекст. Компонентный и контекстуальный анализ. Типы значений. Денотация и коннотация.

 

Содержание темы:

1. Полисемия. Причины существования полисемии. Связь между многозначностью и частотой встречаемости слова.

2. Семантическая структура слова.

3. Метод компонентного анализа.

4. Полисемия и контекст. Типы контекста. Контекстуальный анализ.

5. Типология значений. Значения прямые и косвенные, главные и подчинённые, словарные и речевые, узуальные и окказиональные, значения свободные и связанные.

6. Денотация и коннотация.

Вопросы и задания:

 

1. К ответу на вопрос о связи между многозначностью и частотой встречаемости слова законспектируйте отрывок из работы St. Ullmann. Semantic Universals (Polysemy 2. 4 p. 39 – 40) / Readings…

2. Подготовьте сообщение по вопросу «Полисемия. Семантическая структура слова», используя дополнительную литературу (1 докладчик). Авторы: Е. Г. Беляевская, Э. М. Медникова, М. В. Никитин, А. А. Уфимцева.

3. Подготовьте сообщение по вопросу «Компонентный анализ». Авторы: Е. Г. Беляевская, Э. М. Медникова, И. В. Арнольд (Word…) (1 докладчик).

4. Определите семантическую структуру слова film (см. ниже).

5. Подготовьте сообщение по теме «Полисемия и контекст. Контекстуальный анализ» (1 докладчик). Авторы: Е. Г. Беляевская, , Л. В. Минаева, Э. М. Медникова, Н. З. Котелова, Г. В. Колшанский.

6. На примере слов активного словаря проведите контекстуальный анализ, выявите разные типы контекста на материале любых слов из активного словаря, покажите, как полисемия снимается в контексте.

7. Сделайте сообщение по теме «Денотация и коннотация» (1 докладчик). Авторы: Е. Г. Беляевская, В. Н. Телия, В. И. Шаховский.

8. Определите, какие из нижеприведённых слов имеют коннотативное значение: terror, a pet, a toad, illiterate, predatory (about women), chaos, a snake.

9. Сделайте перевод следующих предложений на русский язык, обращая внимание на выделенные слова. Старайтесь не прибегать к словарю. Попытайтесь найти те элементы смысла в значении слов, который могут служить опорой при переводе:

a) Over the past 38 months, manufacturers have managed not only to recover from a near doubling of the yen’s value but to increase trade by shaving profit margins.

b) Because of state-imposed food shortages, there were too many who qualified – the low weight offsprings of malnourished mothers.

c) He looked thinner, the pouches under his eyes were visible.

d) The government has already pumped 10 billion dollars into the program.

e) Investors are not sanguine about inflation.

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 55 – 63.

2. Arnold I. V. Word… p. 47 – 59.

3. Ginzburg… Lexicology p. 29 – 35; 49 – 62.

4. St. Ullmann. Semantic Universals (Polysemy 2. 4) Readings… p. 39 – 40

Литература (дополнительная):

 

1. Беляевская Е. Г. Семантика слова. М.: Высш. шк., 1987. – 128 с.

2. Котелова Н. З. Значения слова и его сочетаемость. – Л.: Наука, 1975.

3. Колшанский Г. В. Контекстная семантика. – М.: Наука, 1980. – 149 с.

4. Медникова Э. М. Значение слова и методы его описания. – М.: Высш. шк., 1974. – 202 с.

5. Минаева Л. В. Слово в языке и речи. – М.: Высш. шк., 1986. С. 42 – 77.

6. Никитин М. В. Лексическое значение слова. – М.: Высш. шк., 1983. – 127 с.

7. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения. М.: Высш. шк., 1988. – 168 с.

8. Селиверстова О. Н. Компонентный анализ многозначных слов. – М.: Наука, 1975. – С. 4 – 27.

9. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. – 142 с.

10. Шаховский Б. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. – 191 с.

11. Уфимцева А. А. Лексическое значение: Принцип семиологического описания лексики. – М.: Наука, 1986. – 238 с.

 

                      film                       1. thin covering: a film of dust, oil on water 2. roll or sheet of thin flexible material for use in photography and cinematography 3. motion picture 4. motion pictures as an art form or industry 5. dimness over our eyes; slight veil of haze 6. fine thread

 

 

Семинар №6

Тема: Системность в лексике. Семантические группировки слов

 

Содержание темы:

1. Необходимость изучения лексики в системе как проявление диалектического метода познания.

2. Логический подход к систематизации словарного состава.

3. Логико-лингвистический подход к изучению лексики как системы. Парадигматические и синтагматические объединения.

4. Понятие «поля» в лингвистике. Ядро и периферия.

5. Понятие ЛСГ в современной лингвистике. Гиперо-гипонимические (родо-видовые) отношения в ЛСГ. Гипероним. Гипоним. Эквоним (со-гипоним).

6. Тематические группировки лексики.

7. Методы выявления лексико-семантических связей: метод компонентного анализа, метод ассоциативного эксперимента, дистрибутивный метод.

8. Фрейм – средство организации опыта и инструмент познания.

 

Задания и вопросы:

1. Изложите основное содержание отрывков из работ Ст. Ульмана и Р. Робинса (см. ниже).

2. Выполните нижеследующие упражнения и прокомментируйте их с теоретической точки зрения:

Медникова Е. М. Практикум по лексикологии (Seminars in English Lexicology):

    Упр. 4, 5. стр. 54

    Упр. 7.   стр. 55

Упр. 13. стр. 58

3. Проанализируйте текст урока из учебника для 3 курса (под ред. В. Д. Аракина) с точки зрения системной организации лексики (тематические, «полевые» объединения, ЛСГ).

4. Методы выявления различных лексических группировок и связей.

5. Сделайте сообщения по теме: «Фрейм – иерархически организованная модель знания».

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 88 – 92.

2. Arnold I. V. Word… p. 221 – 229.

3. Ginzburg… Lexicology p. 82 – 84.

4. Смирницкий А. И. Лексикология… §§180 – 212.

 

Readings in Modern English Lexicology:

1. St. Ullman. Language and Style… (point 3). p. 16 – 18.

2. St. Ullman. Semantic Universals. (point 2, 3, 4: Lexical Field). p. 41 – 43.

3. R. H. Robins. General Linguistics. (point 2, 3, 4: Semantic field theory). p. 48 – 51.

Литература (дополнительная):

 

1. Будагов Р. А. Система и антисистема в науке о языке // Вопросы языкознания. – 1978. - №4.

2. Виноградов В. В. Из истории лексикологии: Избранные труды. Лексикология и лексикография. – 1977.

3. Вердиева З. Н. Семантические поля в современном английском языке: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1986. – 120 с.

4. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография: М.: Наука, 1974.

5. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистиве. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. – М.: Прогресс, 1988. – С. 52 – 92.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...